Программа Эстрадный вокал - сольное пение

    Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Воспитание на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания как  подрастающего, так и взрослого поколения. Песня, современная песня в образовательных учреждениях – это эффективная форма работы с солистами различного возраста. Занятия пробуждаю...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа «Эстрадный вокал - сольное пение»

3 года обучения

Образовательная область: искусство

Учебная дисциплина: музыка, вокал

Вид программы: адаптированная

Тип: дополнительное образование

Направленность программы: художественно-эстетическая

Форма организации программы: студийная

Создана на основе авторской программы Трубач Оксаны Андреевны

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Воспитание на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания как подрастающего, так и взрослого поколения. Песня, современная песня в образовательных учреждениях - это эффективная форма работы с солистами различного возраста.

Занятия пробуждают интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях обучающегося, развивать его музыкальную и эстетическую культуру.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие обучающегося будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых первых занятий. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению, что поможет приобщить обучающегося к вокальному искусству.

Творческое объединение специализируется на курсе «Эстрадный вокал - сольное пение».

Программа рассчитана на обучение желающих в возрасте от 7 до 17 лет.

Новизна программы. Особенность программы в том, что она разработана для любителей сольного пения, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом это - обучающиеся разного возраста, которые имеют разные стартовые способности, - иногда это очень небольшой диапазон пения, так как принимаются в группу все, желающие научиться хорошо и грамотоно петь.


Новизна программы, в первую очередь, в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, последовательности, сопровождающей систему практических занятий. Индивидуальный подход помогает оптимально освоить каждую тему программы, учитывая возможности каждого учащегося.

Педагогическая целесообразность программы в том, что программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, навыков следования дирижерским указаниям; слуховым навыкам (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Целью данной программы является создание условий для овладения всеми желающими полным кругом знаний, умений и навыков курса «Эстрадный вокал - сольное пение» является раскрытие и развитие потенциальных способностей, заложенных в обучающемся путём погружения в художественно-эмоциональную среду через вокальное искусство, а также формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к истории музыки и музыкальному творчеству своего народа.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:


  1. Формировать устойчивый интерес к пению.

  2. На основе изучения песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания обучающегося об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

  3. Изучить разнообразие классических, современных, народных и авторских произведений.

  4. Развить познавательные мотивы, инициативность, любознательность и познавательность интересов на основе связи музыкального образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

  5. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.

  6. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х и 3-х- голосному исполнению песен.

  7. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуре, работе в коллективе.

  8. Развить индивидуальные творческие способности обучающегося на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения.

  9. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.

  10. Сформировать потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;

  11. Приобщить учащихся к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях).

  12. Создать комфортный психологический климат, благоприятную ситуацию успеха.

радости, значимости, увлеченности, успешности каждого обучающегося.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

Программа предусматривает межпредметные связи музыки с культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой, примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту - освоение музыкальных терминов, работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.

Практическая часть обучает приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Музыкальную основу программы составляют произведения современных композиторов и исполнителей, разнообразные песни разных времён, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Методы.

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

  1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.


  1. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.

  2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

  3. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Формы и режим занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально:

  • Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

  • Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

  • Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности.

  • Заключительное занятие, завершающее тему - занятие-концерт. Проводится для самих обучающихся, педагогов, гостей.

  • Выездное занятие - посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

- наглядно-зрительный;

- репродуктивный;

-наглядно-слуховой

Одним из ведущих приёмов обучения пению является демонстрация педагогом академической и эстрадной манеры пения.

Принципы педагогического процесса:

- принцип единства художественного и технического развития пения;

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.

Условия реализации программы.

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Фортепиано для отработки упражнений.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Электроаппаратура.

7. Зеркало для проведения занятий.

8. Нотный материал, подборка репертуара.

9. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

10. Записи выступлений, концертов.

11. Актовый зал, класс, в котором проходят занятия по вокалу.

Основные направления развития по программе:

Программа определяет 2 направления обучения обучающихся: вокальная работа и концертно-исполнительская деятельность.

Первое направление состоит из 2 тематических блоков, объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые реализуются на разных этапах обучения (содержание обучения усложняется на 2 и 3 годы обучения). Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности - это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задачТеоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству.

Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, аппаратом контроля, при постепенном усложнении процесса обучения. Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной коллектива в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

Особое место уделяется концертной деятельности (второе направление программы): обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, поселковых праздников, посвященных разным памятным датам. Это придает прикладной смысл занятиям по вокалу. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, "легкая" музыка. Все это помогает вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом - голосом.

Программа «Эстрадный вокал - сольное пение», интегрируя знания о человеке, звуках, о природе и обществе, способствует целостному восприятию обучающегося мира во всем его многообразии и единстве. Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития личности, сохранения и укрепления психического и физического здоровья обучающихся.


В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:

1 год /33 недели/

2 часа - индивидуальные занятия, всего в течение года - 66 часов.

Итого:165 часов

2 год /35 недель/

2 часа в неделю - индивидуальные занятия, всего в течение года - 70 часов.

3 год /35 недель/

2 часа в неделю - индивидуальные занятия, всего в течение года - 70 часов.

Содержание программы:

Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод "шаг за шагом").

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Ознакомление учащихся с вокальными навыками в эстрадной манере пения. Формирование правильного певческого звука - открытого, но лёгкого, звонкого. Следует избегать резкого, зажатого, форсированного звучания.

Работа над дыханием должна начинаться с выработки певческой установки, основной смысл которой заключается в том, чтобы при пении мышцы тела находились в свободно-активном, но не расслабленном состоянии.

Правильное певческое дыхание имеет в пении большое значение и представляет собой целый комплекс действий, требующих постоянного совершенствования.

Изначально весь дыхательный процесс нужно производить медленно, чтобы:

- мускулы привыкли к систематическому напряжению;

- можно было отчётливо контролировать правильность своих ощущений и в процессе тренировок запомнить эти ощущения, их последовательность, доведя всю процедуру до автоматизма.

Вдох нужно производить быстро, но спокойно, следить при этом за расширением нижних рёбер. Ни в коем случае не надо набирать много воздуха, а также поднимать плечи и запрокидывать голову. Окончание вдоха совпадает с мгновенной задержкой дыхания. Стимулом для развития дыхания является дыхательная гимнастика, а также вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха, умение правильно делать вдох.

В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Стимулом для развития дикции являются специальные упражнения, например скороговорки, чтение текста вслух, без спешки, тщательно выговаривая слова, а также вокальные упражнения, развивающие звукообразующие органы: губы, язык, челюсти, гортань, зубы. У начинающих певцов артикуляционный аппарат работает слабо, он скован. Зажат. Этот недостаток необходимо устранять.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Особо важное значение в обучении пению имеет овладение певческими навыками. Эта работа часто протекает без достаточного осознания учащимися её цели, без понимания роли тех упражнений, которые они выполняют. Следует даже на самом первом этапе обучения доводить до сознания детей, для чего поётся данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним.

Ученики должны понимать, что упражнения помогают овладению певческими навыками, необходимыми для того, чтобы песня звучала красиво, чисто, выразительно.

Очень важно с самого начала воспитывать у учащихся вокальный слух, умение внимательно слушать себя и отмечать ошибки.

Основа пения - гласные звуки. От правильного образования гласных зависит красота тембра. У учащихся школьного возраста тембр не ровный. Ровность звучания достигается при сохранении высокой позиции на всех звуках певческого диапазона. Для этого следует использовать упражнения:

  1. на гласные А, О, У, Э, И, Ю, Ё

  2. на дыхание

  3. на развитие артикуляции

  4. на подвижность диафрагмы (стаккато)

  5. на развитие ровности тембрового звучания

  6. на гибкость голоса.

Согласные произносятся легко, ясно и энергично. Нужно приучать учащихся ясно произносить согласные в конце слов, присоединять согласные к следующему слогу (например: мы-шка).

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, чётко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе следует обращать внимание учащихся на распределение выдоха до конца фразы, не брать дыхание в середине слова.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

В результате первого года обучения учащиеся должны получить элементарное представление не только о строении голосового аппарата, но и о том, что такое :

- правильная постановка корпуса при пении;

- певческое дыхание: спокойный без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха;

-правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными звуками, чёткое произношение согласных звуков;

-слуховое осознание чистой интонации.

В программу первого года обучения входит пение элементарных вокальных упражнений. Формирование навыков пения с фонограммой.

Учащиеся должны уметь дать ответы на следующие вопросы:

- что такое legato, non legato, staccato?

- что такое piano, forte, crescendo, diminuendo?

- что такое тембр?

- из каких органов состоит дыхательный аппарат?

- как правильно брать дыхание?

- что такое головной и грудной резонаторы?

- что такое артикуляция и что входит в артикуляционный аппарат?

- что такое мажор и минор?

Планируемый результат первого года обучения:

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова - артикулировать при исполнении);

  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия - подголоски.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Продолжаем знакомство с правилами пения и охраны голоса. Разностороннее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, музыкального мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, интересов, вкусов.

Продолжение формирования вокально-технических знаний. Обучение умению соблюдать в процессе исполнения певческую установку, правильное звукообразование, сохранение устойчивого положения гортани, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному выдоху.

Формирование у учащихся основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, тембровой ровности (микстового звучания). Забота о сохранении приятного тембра здорового голоса. Правильное формирование гласных и чёткое произношение согласных звуков. Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное в упражнениях на исполнение произведений.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Механизм работы дыхательного аппарата у эстрадных певцов такой же, как и у академических. Необходимо добиваться у учащихся правильного диафрагматического стаккато дыхания. Полезны упражнения, которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы.

Необходимо следить за тем, чтобы дыхание было плавным, так как толчок дыхания вызывает зажатие голосовой щели, напряжение связок, которые перестают осуществлять правильное звукообразование. Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры - один из основных принципов развития ровности диапазона. При этом полезны упражнения на легато.

Вокальные упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка всегда должна быть свободна, рот и губы - свободны и активны.

Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм.

Планируемый результат второго года обучения:

  • расширение диапазона голоса, сглаживание регистров выравнивания звучности гласных четкого произношения согласных, работу над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры.

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);

  • увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов - принцип "веера", усложненные вокальные произведения);

  • умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и звучит легко и звонко. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии, популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.

Продолжается работа нал укреплением вокально-технических навыков и освоение эстрадного вокального репертуара. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Развитие творческих способностей, на основе вариантности мелодии, стремление к самостоятельности в осмыслении трактовки произведения.

Формирование умения работать с профессиональной фонограммой «минус» и микрофоном.

Одна из задач третьего года обучения - соединение грудного и головного регистров, то есть, микст. Микст - это не понятие облегчённого формирования верхнего регистра, а принцип построения всего диапазона. Хорошо замикстованный средний регистр даёт возможность развивать диапазон, совершенствовать верхний регистр и преодолевать переходные ноты. При эстрадной манере звукообразования, доминирующим должен быть грудной резонатор, и только на верхних звуках диапазона преобладает головной резонатор, непременно смешанный с грудным.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Уделяется внимание правильному формированию и чистоте звучания гласных, а также развитию и укреплению пения согласных вместе с гласными. Ясное, чёткое произношение согласных формирует дикцию, способствует чистоте интонации, экономит дыхание и помогает активной подаче звука.

Значительное внимание обратить на работу над атакой звука, которая очень важна для эстрадной манеры пения. Атака бывает мягкой, придыхательной и твёрдой. Основной является мягкая атака. Придыхательная и твёрдая участвуют в формировании специфических приёмов эстрадно-джазового пения.

В этом году вводятся упражнения на тесситурные скачки, гаммы, арпеджио. Продолжается работа над переходными нотами и выравнивание регистров.

Планируемый результат третьего года обучения:

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки - синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм;

  • знакомство с вокализом - новой формой освоения технических задач в пении;

  • умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;

  • участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;

  • исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;

  • услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;

  • умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

Отдельного озвучивания требует теоретический раздел (сугубо индивидуальный для каждого обучающегося), который включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты (повторение и обобщение полученных знаний на уроках музыки). Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение "сольфеджио" допускается, но не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Для лучшего понимания и быстрого освоения ребятам предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, "легкая" музыка. Все это помогает начинающим вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом - голосом.

Данная программа может помочь педагогам четко организовать работу вокальной студии или кружка. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного вокального материала, методики проведения занятий. Особое место уделяется концертной деятельности; в связи с этим ориентировать подбор песенного репертуара с учётом мероприятий к определённым праздникам и датам. Все это приобретет прикладной смысл занятиям вокального кружка.

Перечень основных понятий, с которыми учащиеся ознакомятся после прохождения данного курса:

  • унисон;

  • пауза;

  • динамика звучания - крещендо, диминуэндо, пиано, форте;

  • синкопа;

  • цепное дыхание;

  • регистры - голосовой диапазон;

  • такт, сильная доля;

  • темпы в музыке - аллегро, модерато, ларго и проч.

  • ускорение и замедление - ачелерандо, ритенуто;

  • лад и тональность;

  • интервалы;

  • метр и ритм в музыке.

  • аккорды;

  • диссонанс и консонанс;

  • музыкальный размер: 2/4 , 3/4, 3/8, 4/4.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной коллектива в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

Контроль степени результативности реализации ОП может проводиться в различных формах:

  • выполнение нормативов;

  • контрольные упражнения;

  • участие в концертах; детских торжествах;

  • выступление на конкурсах и соревнованиях;

  • викторина;

  • открытое занятие;

  • осуществление диагностических процедур.

Контроль позволяет определить степень эффективности обучения по программе, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создаёт благоприятный психологический климат в коллективе.

Учебный план программы

Первый год обучения:

/изучение программы с 15 сентября, 33 недели/

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Груп.занятия

Инд.

занятия

Т -П

1

Введение, знакомство с голосовым аппаратом

25

4 - 11

10

2

Знакомство с различной манерой пения.

20

4 - 8

8

3

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

20

4 - 8

8

4

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.

30

5 - 13

12

5

Освоение пения с микрофоном

20

4 - 8

8

6

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

30

5 - 13

12

7

Подготовка и проведение праздников.

Концертная деятельность.

20

4 - 8

8

Условные обозначения:

Условные обозначения:
Т- теория; П - практика.

В году - 33 недели.
2 часа в неделю: за год - 66 часов

Календарно-тематическое планирование занятий - первый год обучения:

№ п/п

Дата

Тема занятия

Гр. № 1

Гр. №2

Вводное занятие. Цели и задачи занятий по вокальному искусству.

История возникновения музыкального искусства.

Дыхательная гимнастика.

Выработка правильной осанки во время пения.

Дыхательные упражнения на гласных звуках одной высоты.

Произношение согласных звуков при пении.

Унисон на долгом звуке.

Позиция губ в формировании музыкального звука

Ритм и движение в музыке

Работа над звукообразованием. Попевки

Пение гласных звуков. Певческая позиция.

Мягкая атака звука. Звуковедение: legato

Работа над дикцией. Распевания.

Попевки на 2-х звуках. Связное пение

Интервал «секунда» в попевках.

Активная подача звука.

Артикуляция, скороговорки.

Позиция при пении звуков разной высоты.

Звуковедение: legato, non legato

Глиссандо. Звуковедение: staccato.

Выработка высокого головного звучания.

Дублирование - «эхо» - звуков.

Исполнитель - рассказчик, связь со слушателем.

Использование цепного дыхания.

Фразировка в песне. Направление мелодии по высоте.

Эмоциональность и характер музыки.

Развитие музыкальной фразы.

Опевание основных ступеней.

Форте и пиано в песнях.

Работа над артикуляцией. Попевки

Пение с сопровождением.

Работа над текстом в песнях .

Артикуляционная гимнастика.

Мягкая атака звука. Распевание в среднем регистре

Освоение нижнего регистра.

Работа над строем. Пение гамм.

Двухголосие в попевках.

Динамика: forte, piano, crescendo, diminuendo.

Образно-художественное исполнение.

Унисон, пение в среднем регистре.

Связное пение (легато).

Комплекс упражнений на ровность звучания гласных.

Выработка правильной осанки во время движения на сцене.

Дыхательные упражнения на гласных звуках разной высоты.

    Согласные звуков при пении в быстром темпе.

      Сцена и движение. Жесты.

        «Вынос» музыкального звука на микрофон.

          Ритм и движение в музыке.

            Работа над динамикой звучания.

              Певческая позиция для низкого регистра.

                Активная позиция с ударениями.

                  Работа над дикцией. Распевания.

                    Канон - двухголосие.

                      Интервал «секунда» в попевках.

                        Подача звука закрытым ртом. Связное пение.

                          Динамика при пении с микрофоном.

                            Позиция при пении звуков разной высоты.

                              Работа над сценическим образом.

                                Глиссандо /игровая форма/

                                  Выработка высокого головного звучания.

                                    Попевки на 3-х звуках.

                                      Интервал «терция» в попевках.

                                        Активная подача звука. Высокий регистр.

                                          Артикуляция при быстром темпе.

                                            Позиция при пении звуков высокого регистра.

                                              Итоговое занятие

                                              Аппарат контроля.

                                              Механизм отслеживания и оценки результатов реализации программы

                                              В процессе освоения учебной программы предусмотрена система контроля, которая позволяет определить эффективность обучения по программе, внести изменения в ее процесс.

                                              Виды контроля:

                                              1.Вводный контроль в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного. Вводный контроль может заключаться в форме устного опроса и в форме практических заданий.

                                              2.Текущий контроль он осуществляется посредством наблюдения за деятельностью солиста в процессе занятий. Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.

                                              3.Тематический контроль по завершению изучения данного раздела программы. Проводится в форме устного опроса и в форме выполнения творческого задания.

                                              4.Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.

                                              Оценка результатов

                                              1.Устная оценка (похвала, педагогическая поддержка).

                                              2.Грамоты, благодарственные письма.

                                              3.Призы, сюрпризы

                                              Контроль и система оценивания.

                                              Контроль осуществляется по результатам диагностики. Результаты образовательной деятельности обучающихся отслеживаются путём проведения начальной, промежуточной и итоговой диагностики.

                                              Начальная диагностика - проводится в течение первых двух-трёх недель с момента зачисления учащегося в объединение.

                                              Цель - выявление стартовых и индивидуальных возможностей обучающегося.

                                              Промежуточная диагностика - проводится по завершению первого полугодия.

                                              Цель - отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса.

                                              Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.

                                              Итоговая диагностика проводится в конце каждого учебного года.

                                              Цель - подведение итогов освоения образовательной программы.

                                              Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.

                                              По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

                                              -высокий - программный материал усвоен обучающимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

                                              редний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

                                              -ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.

                                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

                                              Литература для учащихся

                                              1. Журавленко Н.И. Уроки пения. - Минск: «Полиграфмаркет», 1998.

                                              Литература для учителя

                                              1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. - М.: 1999.

                                              2. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

                                              3. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

                                              4. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева - М.: АСТ; Астрель, 2007.

                                              1. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . - СПб.: Питер , 2007.

                                              2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

                                              3. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.

                                              4. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

                                              18


                                              © 2010-2022