- Преподавателю
- Музыка
- Общая программа по музыке 1 - 9 кл
Общая программа по музыке 1 - 9 кл
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тимешева А.А. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Рекомендована к использованию педагогическим советом МБОУ «СОШ с.Тамбовки» Протокол от________ №____. | «Утверждаю» Приказ от _____ № ___ Директор МБОУ «СОШ с.Тамбовки» ___________ Т.Е.Паршина
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
ДЛЯ 1 - 9 КЛАССОВ
Срок реализации программы: 2015 - 2020 уч.г.
Составители: Тунгатарова Айслу Хошахановна,
соответствие занимаемой должности,
Тимешева Айна Айбулатовна,
1 квалификационная категория.
С.Тамбовка, 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1 Рабочая программа по музыке стр.
для 1 - 4 классов.
РАЗДЕЛ 2 Рабочая программа по музыке стр.
для 5 - 9 классов.
Структура рабочей программы
1.Пояснительная записка
2.Общая характеристика учебного предмета
3.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
4.Содержание учебного предмета, курса.
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 1 - 4 классов.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
-
федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №-1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»;
-
Авторская программа «Музыкальное искусство - концепция «Начальная школа 21 века», под редакцией Н.Ф. Виноградовой ( авторы Усачёва В.О. , Школяр Л.В., Школяр В.А.)
-
Авторская программа «Искусство.Музыка» В.В. Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак.
-
Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12г. (редакция от 31 декабря 2014 г. с изменениями от 06.04.2015).
-
Примерная программа, созданная на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089)
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02. 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год» от 31.03.2014 г. № 253
-
Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от.31 марта 2014 г. № 253.
-
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального об- щего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
-
Конвенция о правах ребёнка;
-
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях /Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 / Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189.
-
Закон "Об образовании в Астраханской области" от 14 октября 2013 года № 51/2013-ОЗ
-
Конвенция о правах ребенка одобрена генеральной Ассамблеи ООН 20ноября 1989г.
-
Устав муниципального образовательного учреждения МБОУ «СОШ с.Тамбовки» Харабалинского района Астраханской области
-
Базисный учебный план МБОУ «СОШ с. Тамбовки» Харабалинского района Астраханской области
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
-
Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;
-
Овладение навыками умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);
-
Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти
-
Воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, к своему народу, Родине, уважение к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству
-
Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
-
Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
-
Формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования.
Общая характеристика предмета
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произ-ведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в про-цессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
Формирование целостной системы представлений об искусстве и жизни, а также певческих, инструментальных и дирижерско-исполнительских умений и навыков является важнейшим средством музыкально-воспитательного процесса, способствующим развитию художественного мышления и нравственно-эстетического сознания личности. Поэтому формирующиеся знания, умения и навыки не должны занимать место основной цели в программе по музыке и быть преимущественным объектом оценки, критерием учебно-воспитательного процесса. Главным результатом уроков музыки является переход к новому внутреннему состоянию ребенка, которое называется одухотворенностью, и воспитание ценностных отношений к музыке и жизни.
Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I-IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа - во II-IV классах).
Результаты освоения программы «Музыка» в I-IV классах.
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально -ценностного отношения школьников к искусству; знания музыки и знания о музыке; опыт музыкально творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах и др.; знания и способы деятельности выпускников начальной школы. Важным показателем успешности достижения результатов является участие выпускников в различных формах культурно - досуговой деятельности клacca, школы.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести
-
процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов,
музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур,
народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы,
города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству,
понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно- образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции,
классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций,
исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Выпускники начальной школы научатся:
- проявлять устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям; выражать свое отношение к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике; выразительно исполнять песни, владея певческими умениями и навыкам (координация слуха и голоса, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания, дикции,
артикуляции);
- петь а капелла (соло, в хоре, ансамбле и др.); общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов; разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях; знать песенный репертуар класса, участвовать в концертном исполнении;
- эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений, пластического интонирования;
-создавать пластические этюды; владеть навыками «свободного дирижирования»;
-участвовать в драматизации пьес программного характера, в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкальных спектаклей;
- владеть навыками элементарногомузицирования на детских инструментах; понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи; эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня,танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония);
- высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
-иметь представление об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста,вариативности);
-анализировать содержание, форму, музыкальный язык произведений разных жанров; импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);
-использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
- знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы; иметь представление о музыке разных народов, стилей, композиторов;
- сопоставлять особенности их языка, узнавать творческий почерк русских и зарубежных композиторов; узнавать музыку различных жанров (простых и сложных) и ее авторов;
-выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной) в сопоставлении с музыкой других народов и стран; понимать значение триединства музыкальной деятельности композитора, исполнителя, слушателя; понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);
-личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы,
аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям; испытывать потребность в общении с музыкой, искусством вне школы, в семье; самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
-приобретать навыки художественного музыкально-эстетического самообразования:
Формировать личные фонотеку,библиотеку,видеотеку.
Содержание учебного материала
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
-
общим целям образования - ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
задачам образования - развитию способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные,метапредметные и личностные результаты обучения.
1 класс
Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе. Главная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе - «Как можно услышать музыку». Она рассматривается под различным углом зрения во 2 и 4 четвертях, перекликаясь с темами «Звучащий образ Родины», «Что может музыка». В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки. Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.
Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык - это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре и культуре народа Коми. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой- либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они
-
музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
-
учатся за графическим изображением знаков - букв и нот - видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально - смысловые соответствия.
Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.
Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.
Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.
Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся - хорового пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.
Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, былина) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.
Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню - значит сыграть её.
Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пе-ния на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в доне11ени музыкального произведения до слушателя. Музыкальное ис-полнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
По предмету «Музыка» в 1 классе контрольные и практические работы не предусмотрены. Проверка и контроль знаний проводится в виде уроков - концертов, уроков-утренников.
2 класс
Во 2 классе раскрывается содержание музыкального искусства через темы:
«Три кита» в музыке - песня, танец, марш»- композитор, исполнитель, слушатель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки - ведущая проблема года, пронизывающая музыкальные занятия в начальной школе. Рассмотрение жизненных связей песен, танцев и маршей и их взаимопроникновение. Древняя легенда про «трёх китов», на которых будто бы держится Земля. Мелодия, напев - важнейшая часть разных музыкальных жанров, «душа музыки».
«О чём говорит музыка» - музыка выражает чувства человека (радость, гнев, печаль, тревога и др.), различные черты харак-тера (силу и мужество, нежность и мягкость, серьёзность и шутливость), создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей и др. Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение птиц, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и др.), движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.). Взаимосвязь выразительности и изобразительности. Сходство и различие между музыкой и живописью.
«Куда ведут нас «три кита» - путь введения в оперу, балет, симфонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм. Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, балетов, симфоний, концертов. Осознание выразительных средств музыки в том или ином художественном образе.
«Что такое музыкальная речь»- постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, фактуры, лада, ритма, регистра, тембра и т.д. и опыт собственной исполнительской деятельности. Знакомство с простейшими музыкальными формами (одночастная, двухчастная, трёхчастная) на основе закономерностей детского восприятия. Выразительные возможности русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов.
3 класс
Учебный материал 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах - от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта. Интонация, развитие музыки, построение (формы) музыки - триада, обозначающая ведущую проблему года.
-
Песенность, танцевальность, маршевость. Жанровые истоки сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности. Усвоение темы на знакомой учащимся музыке.
-
Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. Выразительные и изобразительные интонации Музыкальная интонация - «сплав» средств музыкальной выразительности. «Зерно-интонация».
-
Импровизации с использованием «зерна-интонации» (вокальные, инструментальные, ритмические, пластические). Интонационная осмысленность исполнения с опорой на понимание того, что такое интонация и как из неё вырастает мелодия.
-
Композиторы выражают в своих произведениях развитие чувств человека, переход от одного чувства, настроения к другому. Музыка - искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слушателем постепенно, в процессе развития. Приёмы исполнительского и композиторского развития в музыке.
-
Повтор, контраст, вариационность - основные принципы развития в народной музыке и в произведениях, сочинённых композиторами. «Зерно-интонация», тема и её развитие в музыкальном произведении.
Средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) и т.д., их роль в развитии образного содержания музыки.
4 класс
Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Выявляют национальные особенности, характерные черты музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.). Триединство «композитор - исполнитель - слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о твор-честве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного н стилизованного), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников.
-
Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси.
-
«Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители - певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов.
Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития.
Тематическое планирование
1 класс
-
№
Тема раздела
Кол-во часов
1
Истоки возникновения музыки
8
2
Содержание и форма бытования музыки
16
3
Язык музыки
6
4
Резерв
3
Итого:
33
2 класс
-
№
Тема раздела
Кол-во часов
1
Всеобщее в жизни и в музыке
8
2
Музыка - искусство интонируемого смысла
10
3
«Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа
10
4
Развитие как становление художественной формы
6
Итого:
34
3 класс
-
№
Тема раздела
Кол-во часов
1
Характерные черты русской музыки
8
2
Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской интонационности
12
3
Истоки русского классического романса
6
4
Композиторская музыка для церкви
2
5
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре
6
Итого:
34
4 класс
-
№
Тема раздела
Кол-во часов
1
Многоцветие музыкальной картины мира
7
2
Музыка мира сквозь «призму» русской классики
8
3
Музыкальное общение без границ
10
4
Искусство слышать музыку
9
Итого:
34
1.
Учебно - методический комплект
«Начальная школа XXI века».
1-4 классы
Музыка
№
класс
Учебно-методические пособия
1
1.Усачева В.О. «Музыкальное искусство» (методическое пособие) 1 класс
2. Усачева В.О., Школяр Л.В. Вентана - Граф Учебник «Музыка» 1 класс
3. Кузьмина О.В. «Музыкальное искусство», блокнот
2
1.Усачева В.О. «Музыкальное искусство» (методическое пособие) 2 класс
2. Кузьмина О.В. «Музыкальное искусство», блокнот
3
1.Усачева В.О. «Музыкальное искусство» (методическое пособие)3 класс
2. Кузьмина О.В. «Музыкальное искусство», блокнот
4
1.Усачева В.О. «Музыкальное искусство» (методическое пособие) 4 класс
2. Кузьмина О.В. «Музыкальное искусство», блокнот
Разнообразие видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная
деятельность) требует определённого учебно-методического обеспечения:
-
Нотный материал - песенный, иллюстративный, лучшие образцы отечественной и мировой музыкальной культуры.
-
Аудиозапись - предназначена не только для восприятия музыки, но и для разных видов исполнительства и творчества - музыкально - ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.
-
Наглядный, иллюстративный материал - как средство повышения эмоциональной отзывчивости на музыку.
4. Детские музыкальные инструменты - средство для проявления творческого самовыражении ребёнка при постижении им музыкального произведения, его музыкального языка.
-
Энциклопедия классической музыки. (Композиторы и их произведения, исполнители, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).
-
Интернет-ресурсы.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 - 9 классов
Пояснительная записка
Рабочая программа «Музыка» для 5-9 классов предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа. Она разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерных программ «Музыка», «Искусство» основного общего образования.
Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой для 1-4 классов, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала.
Как и программа для начальной школы, настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Кроме того, задействуются некоторые идеи и выводы, содержащиеся в учебно-методических материалах и научных трудах виднейших отечественных педагогов-музыкантов - Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Б. В. Асафьева, Н. Л. Гродзенской, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Г. П. Стуловой, Г. М. Цыпина, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского.
Одновременно с этим концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора музыкального материала, выстраивание литературного и изобразительного рядов во многом представляют предмет самостоятельной авторской разработки. При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности - литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. В связи с этим авторы в различной мере ориентировались на учебные программы по указанным предметам для 5-9 классов.
Другие отличительные особенности программы отразились:
- во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства1;
- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);
- в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в основной школе заключается
-
духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
ЗАДАЧИ музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля - пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- развивать интеллектуальный потенциал;
- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Усиление интегративного характера курса в 8-9 классах потребовало реализации в программе следующих задач:
- овладеть культурой восприятия традиционных и современных искусств;
Обогатить знания и расширить опыт художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства1.
Кроме того, настоящая программа предусматривает решение еще одной важной задачи. Она заключается в постепенном воспитании культуры мышления и речи. Новизна данной задачи, бывшей до настоящего времени прерогативой курсов по русскому языку и литературе, для предмета «Музыка» несомненна. Однако, по нашему убеждению, постановка такой задачи не только правомерна, но естественно вытекает из характера и широкой гуманитарной направленности предмета.
Столь серьезный подход к музыкальному образованию потребовал адекватного методологического обоснования. Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, системный подход, метод проблемного обучения.
Место курса в учебном плане
Настоящая программа «Искусство. Музыка. 5- 9 классы» составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 5-7 классах
из расчета не менее 102 часа (по 34 часов в каждом классе), «Искусство» в 8-9 классах из расчета не менее 68 часов (по 34 часов в каждом классе).
Ценностные ориентиры содержания курса1
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
- в формировании основ художественного мышления;
- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
Личностные, метапредметные предметные результаты освоения курса
5 КЛАСС
-
области личностных результатов:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
- совершенствование художественного вкуса;
- овладение художественными умениями и навыками
-
процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов1:
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
- умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
- знание имен композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля,
-
также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную парию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.
6 КЛАСС
-
области личностных результатов:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
- совершенствование художественного вкуса;
- овладение художественными умениями и навыками
-
процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- размышление о воздействии музыки на человека,
-
взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
- определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств - ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;
- умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности - исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
7 КЛАСС
-
области личностных результатов:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- размышление о воздействии музыки на человека,ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отече-ственной и зарубежной музыкальной культуры;
- общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
- понимание главных особенностей содержания и формы
-
музыке, осознание их органического взаимодействия;
- умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;
- умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
- умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев,
представленных в учебнике);
- осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
- понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма);
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности - исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса.
8 КЛАСС
-
области личностных результатов:
- обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества; - обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;
- наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
- инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
- соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства;
- наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
В области метапредметных результатов:
- понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;
- общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
- развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
- соответствующий возрасту уровень духовной культуры;
- творческий подход к решению различных учебных
-
реальных жизненных проблем;
- расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
- усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
- эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).
В области предметных результатов:
- постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
- освоение содержания, претворяющего проблемы «вечных тем» в искусстве;
- умение аргументировано рассуждать о роли музыки
-
жизни человека;
- осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве - традиции и современности, понимании их неразрывной связи; - установление взаимодействий между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы;
- понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;
- сформированность навыков вокально-хоровой деятельности - умение исполнять произведения различных жанров
стилей, представленных в программе; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
9 КЛАСС
-
области личностных результатов:
- формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
- обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
- обогащенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;
- инициативность и самостоятельность в решении разно-уровневых учебно-творческих задач;
- наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
- умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;
- соответствующий возрасту уровень восприятия искусства;
- навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;
- контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;
- участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
В области метапредметных результатов:
- понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;
- общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
- развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
- самостоятельность при организации содержательного культурного досуга;
- соответствующий возрасту уровень духовной культуры;
- творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;
- расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
- усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
- эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).
В области предметных результатов:
- постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
- понимание художественных явлений действительности в их многообразии;
- общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;
- освоение знаний о выдающихся явлениях и произведениях отечественного и зарубежного искусства;
- овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;
- эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении;
- осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства;
- опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;
- участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5 КЛАСС (34 ч)
Тема года: «МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»
Музыка рассказывает обо всем.
Древний союз
Истоки.
Искусство открывает мир. Искусства различны, тема едина.
Часть первая. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА
Слово и музыка
Два великих начала искусства. «Стань музыкою, слово!»
Музыка «дружит» не только с поэзией.
Песня
Песня - верный спутник человека. Мир русской песни.
Песни народов мира.
Романс
Романса трепетные звуки. Мир человеческих чувств.
Хоровая музыка
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Что может изображать хоровая музыка.
Опера
Самый значительный жанр вокальной музыки. Из чего состоит опера.
Балет
Единство музыки и танца.«Русские сезоны в Париже».
Музыка звучит в литературе
Музыкальность слова. Музыкальные сюжеты в литературе.
Часть вторая. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Образы живописи в музыке
Живописность искусства. «Музыка - сестра живописи».
Музыкальный портрет
Может ли музыка выразить характер человека?
Пейзаж в музыке
Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-
импрессионистов.
«Музыкальная живопись» сказок и былин
Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные герои в музыке.
Тема богатырей в музыке.
Музыка в произведениях изобразительного искусства
Что такое музыкальность в живописи.
«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия». Подводим итоги.
6 КЛАСС (34 ч)
Тема года: «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?
Музыка души.
«Тысяча миров» музыки
Наш вечный спутник. Искусство и фантазия.
Искусство - память человечества. В чем сила музыки.
Волшебная сила музыки. Волшебная сила музыки. Музыка объединяет людей.
Как создается музыкальное произведение
Единство музыкального произведения.
Ритм
«Вначале был ритм».
О чем рассказывает музыкальный ритм. Диалог метра и ритма.
От адажио к престо.
Мелодия
«Мелодия-душа музыки».
«Мелодией одной звучат печаль и радость». Мелодия «угадывает» нас самих.
Гармония
Что такое гармония в музыке. Два начала гармонии.
Как могут проявляться выразительные возможности гар-монии.
Красочность музыкальной гармонии.
Полифония
Мир образов полифонической музыки. Философия фуги.
Фактура
Какой бывает музыкальная фактура. Пространство фактуры.
Тембры
Тембры - музыкальные краски. Соло и тутти.
Динамика
Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков.
Чудесная тайна музыки
По законам красоты.
Подводим итоги (обсуждение с учителем).
7 КЛАСС (35 ч)
Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»
О единстве содержания и формы в художественном произведении.
Часть первая.
СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ
Музыку трудно объяснить словами.
В чем состоит сущность музыкального содержания.
Каким бывает музыкальное содержание
Музыка, которую можно объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.
Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада».
Когда музыка не нуждается в словах.
Музыкальный образ
Лирические образы в музыке. Драматические образы в музыке. Эпические образы в музыке.
О чем «рассказывает» музыкальный жанр
«Память жанра».
Такие разные песни, танцы, марши.
Часть вторая. ФОРМА В МУЗЫКЕ
«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.
Что такое музыкальная форма
«Художественная форма - это ставшее зримым содержание».
Виды музыкальных форм
Почему музыкальные формы бывают большими и малыми.
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах. О роли повторов в музыкальной форме.
Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма.
«Ночная серенада» Пушкина - Глинки: трехчастная форма.
Многомерность образа: форма рондо.
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации.
Музыкальная драматургия
О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.
Музыкальный порыв.
Развитие образов и персонажей в оперной драматургии. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь
Игорь».
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Формула красоты.
8 КЛАСС (35 ч)
Тема года: «ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ»
Музыка «старая» и «новая» (вместо введения). Настоящая музыка не бывает старой.
О традиции в музыке
Живая сила традиции.
Вечные темы в музыке Сказочно-мифологические темы
Искусство начинается с мифа.
Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.
«Благословляю вас, леса...». Мир человеческих чувств Образы радости в музыке.
«Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слезы людские, о слезы людские...» Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.
Два пушкинских образа в музыке.
Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта».
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве.
В поисках истины и красоты
Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси. Рождественская звезда.
От Рождества до Крещения.
«Светлый Праздник». Православная музыка сегодня.
О современности в музыке
Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты.
Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана.
Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов.
Новые области в музыке ХХ века (джазовая музыка). Лирические страницы советской музыки.
Диалог времен в музыке А. Шнитке. «Любовь никогда не перестанет». Подводим итоги.
9 КЛАСС (34 Ч)
Тема года: «МУЗЫКА КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ» ЧТО ТАКОЕ «МУЗЫКА СЕГОДНЯ»?
-
понятии «современная музыка» (вместо введения). Почему меняется музыка.
Как меняется музыка.
-
неизменном в музыке.
Музыкальная среда. Какая музыка нам нужна.
«Новая» жизнь «старой» музыки.
Современное композиторское творчество. Виды музыки в современном мире.
Человек в музыке
«Искусство - это твой собственный голос». Музыка и музицирование.
-
любительской музыке. Авторская песня.
Герой авторской пенсии. Рок-музыка.
Герой рок-песни.
-
разности вкусов.
Новые музыкальные взаимодействия
-
музыке «легкой» и «серьезной»: история.
-
музыке «легкой» и «серьезной»: современность. Стилевые взаимодействия.
Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище.
Зачем мы ходим на концерт. Музыкальная сцена сегодня. Выход за пределы сцены.
Музыка - целый мир (вместо заключения).
Тематическое планирование
5 класс
№
Наименование темы
Всего
часов
1.
Музыка рассказывает обо всём
1
2.
Древний союз
3
3.
Слово и музыка
3
4.
Песня
4
5.
Романс
2
6.
Хоровая музыка
2
7.
Урок-обобщение
1
8.
Опера
2
9.
Балет
2
10.
Музыка звучит в литературе
2
11.
Образы живописи в музыке
2
12.
Музыкальный портрет
1
13.
Пейзаж в музыке
2
14.
«Музыкальная живопись» сказок и былин
3
15.
Музыка в произведениях изобразительного искусства
2
16.
Подводим итоги. Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства»
1
17.
Урок-концерт
1
Всего часов
34
6 класс
№
Наименование темы, раздела
Всего
часов
Из них
теоретические
занятия
практические занятия
Другие
1
В чём сила музыки
Музыка души
1
1
2
Тысяча миров музыки
7
3
4
3
Заключительный урок
1
1
4
Как создаётся музыкальное произведение
22
10
11
1
5
Чудесная тайна музыки
2
1
1
6
Подводим итоги. Обобщающий урок по теме года «В чем сила музыки»
1
1
Всего часов
34
14
16
4
7 класс
№
Наименование тем и уроков.
7 класс.
Музыкальный образ.
1.
Из истории музыкального искусства.
2.
Что значит современность в музыке?
3.
Музыкальный образ в произведениях П.И.Чайковского.
4.
Музыка советского периода.
5.
Музыкальный образ в музыке советских композиторов.
6.
Образ человека, вынужденного примириться со своей судьбой. Шуберт «Зимний путь».
7.
Музыкальный образ Кутузова в опере С.Прокофьева «Война и мир».
8.
Болеро-образ испанского народа. Морис Равель.
2 четв.
Музыкальный образ.
1.
Образ солдата в музыке и песнях. «Баллада о солдате», «Дороги».
2.
Образ матери в музыке, ИЗО и литературе.
3.
Знакомство с творчеством Вебера. Романтизм.
4.
Органная музыка И.С.Баха.
5.
Симфония №7 Д.Шостаковича.
6.
Грустный вальс Сибелиуса.
7.
Обобщение тем четверти.
8.
Новогодняя сказка.
3 четв.
Музыкальная драматургия.
1.
Знакомство с понятием «Музыкальная драматургия».
2.
Драматургия в опере Глинки «Руслан и Людмила»
3.
Образ Шота Руставели, созданный Тактакишвили.
4.
Драматургия увертюры «Эгмонт» Бетховена.
5.
Двухгранность в музыке Шопена.
6.
Драматургия рапсодий Листа.
7.
Драматургия 7-ой симфонии Шостаковича.
8.
Драматургия «ПерГюнт» Грига.
9.
Песенная лирика в произведениях Э.Грига.
10.
Обобщение тем четверти.
4 четв.
Музыкальная драматургия.
1.
Драматургия полонеза Огинского и полонеза Шопена.
2.
Драматургия симфонии №40 В.А.Моцарта.
3.
Драматургия сонаты Грига. Сонатная форма.
4.
Драматургия увертюры Чайковского «Ромео и Джульетта».
5.
Связь музыки и литературы в основе оперного и балетного искусства.
6.
Драматургия хорового концерта Березовского «Не отвержи мене».
7.
Герои Великой Отечественной войны. Песни и музыка из военных фильмов.
8.
Великие наши современники. Авторская песня.
8 класс
№
Наименование темы
Всего
часов
Из них
теоретические
занятия
практические занятия
Другие
(кр)
1.
О традиции в музыке
3
2
1
2.
Сказочно-мифологические темы
5
3
2
3.
Заключительный урок
1
1
4.
Мир человеческих чувств
10
4
5
1
5.
В поисках истины и красоты
5
2
3
6.
О современности в музыке
8
4
3
1
7.
Музыка всегда остаётся
1
1
8.
Заключительный урок
1
1
Всего часов
34
16
14
4
9 класс
№
Наименование темы
Всего часов
1
«Что такое музыка сегодня»
9
2
«Что такое музыка сегодня» (продолжение)
1
3
Человек в музыке
8
4
Новые музыкальные взаимодействия
16
Всего часов
34
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»;
2. Примерная программа основного общего образования по музыке;
3. Рабочие программы по музыке;
4. Хрестоматии с нотным материалом
5. Сборники песен и хоров;
6. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков)
7. Методические журналы по искусству;
8. Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Учебники по музыке;
9. Учебные пособия по электронному музицированию;
10. Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.
11. Справочные пособия, энциклопедии.
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
1. Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности.
2. Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры.
3 Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России
4 Портреты композиторов.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1.Цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке;
2.Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке;
3.Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы;
4. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности;
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Алеев В. В., Науменко Т. П., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.
5 КЛАСС
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник.
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. Рабочая тетрадь ≪Дневник музыкальных наблюдений≫.
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. Потная хрестоматия.
Наумико Т. И., Алссв В. В. Искусство. Музыка. Фонохрестоматия.
6 КЛАСС
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник.
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. Рабочая тетрадь ≪Дневник музыкальных размышлений≫.
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. Нотная хрестоматия.
Наумеико Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Фоно-
хрестоматия.
7 КЛАСС
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник.
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. Рабочая тетрадь ≪Дневник музыкальных размышлений≫
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. Нотная хрестоматия.
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Фоно-
хрестоматия.
8 КЛАСС
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник.
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. Рабочая тетрадь ≪Дневник музыкальных размышлений≫.
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. Нотная хрестоматия.
Науменко Т. Н., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Фоно-
хрестоматия.
9 КЛАСС
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник.
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. Рабочая тетрадь ≪Дневник музыкальных размышлений≫.
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. Нотная хрестоматия.
Науменко Т. П., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Фоно-
хрестоматия.
Дополнительные пособия
Комплект портретов для кабинета музыки.