Практическая деятельность учащихся на уроках музыки

В методической разработке показан подход к музыке не только как к искусству слуховому, но, и как к искусству психомоторному, постижение ее в единстве слухового, зрительного и двигательного факторов. Наша задача- вывести ученика на самостоятельное общение с музыкой в активной форме. Нередко встречается парадокс, проявляющийся  в неумении школьников слушать музыку. Но у них, правда, есть потребность лично участвовать в музицировании: если есть возможность- подыгрывать, если нет- подпевать или, на ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическая деятельность учащихся на уроках музыки.

Нередко встречается парадокс, проявляющийся в неумении школьников слушать музыку. Но у них есть потребность лично участвовать в музицировании: если есть возможность- подыгрывать, если нет- подпевать или дирижировать двумя руками. Эта потребность часто пресекается нами, взрослыми. Гораздо эффективнее пройдет обучение, если подходить к музыке не только как к искусству слуховому, но, и прежде всего, как к искусству психомоторному, постигать его в единстве слухового, зрительного и двигательного факторов. Наша задача- вывести ученика на самостоятельное общение с музыкой в активной форме.

Для успешного усвоения данной темы см. презентацию «Воспитание метро-ритмического чувства на уроках музыки в условиях общеобразовательной школы».

Можно научить детей играть ритмический аккомпанемент. Часто он пригождается для пения. Берем для начала две ноты: высокая и низкая. Слайд № 2. Сначала игра осуществляется показом по матрице. Начинаем распределять роли, которые в процессе урока будут меняться. Вариантов расшифровки- тьма. Например, нижняя нота- левая рука, верхняя нота- правая рука. Исполнение ладошкой по столу и карандашиком. Нижняя нота- деревянные инструменты, верхняя нота- металлические. Нижняя нота- tutti, верхняя- solo. Нижняя нота у мальчиков, верхняя- у девочек. Дети не просто присутствуют при исполнении музыки в качестве наблюдателей, они создают ее сами, здесь и сейчас.

Таким же образом можно исполнять синкопированные ритмы. Нижняя нота- озвученный удар, верхняя- удар рукой по классной доске, до которой не дотянуться. Поэтому действие окажется беззвучным, что, как известно соответствует паузе. С помощью «удара по доске» на основе равномерной пульсации и жестов дирижера образуются синкопированные ритмы, исполняемые синхронно.

А можно обе ноты показывать неозвученными действиями. Задание выполняется стоя. Нижняя нота- небольшое приседание, верхняя- руки выбросить вверх или любые другие действия. Получается что-то, близкое к ритмопластике- прекрасной профилактике заболеваний опорно- двигательного аппарата. Слайд № 3, 4, 5, 6.

Или, например, нарисуем палочки, попробуем сделать из них орнамент. Можно их расположить так, чтобы глядя на них, совершать действия правой и левой руками, озвученные обязательно по- разному: ПР ударяет в шаг по бубну, ЛР- по барабану или ПР- по столу ладошкой, ЛР- карандашиком и т.д. Слайд № 7. Надо просто договориться, что партия для левой руки- внизу, а для правой наверху. Можно к палочкам пририсовать головки для получения нот. Слайд № 8. В роли инструментов могут выступать различные бытовые предметы. Из пластиковых бутылок, коробочек, баночек можно сделать маракасы, барабаны, муз. коробочки, звенелки и т.д. Слайд № 9, 10.

Палочки- скудный орнамент. Можно нарисовать разнообразные орнаменты и разыграть их как по нотам (межпредметная связь- ИЗО). Слайд № 11- 21.

© 2010-2022