Урок музыки в 1 классе. Тема: Хоровод муз

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т е ма: «ХОРОВОД МУ З»

Ц е л ь: раскрыть , характерные особенности песен и танцев народов мира.

Проблема: Что такое хоровод муз?

Планируемые результаты:

предметные: научатся водить хороводы и исполнять хороводные песни, использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках, сравнивать танцы разных народов между собой;

метапредметные: регулятивные - преобразовывать познавательную задачу в практическую; познавательные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; коммуникативные _- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе;.

личностные: осознают сопричастность, проявляют чувство гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов.

Ресурсный материал: аудиозаписи - «Во поле береза стояла» (русская народная песня), «Хора» и «Сырба» (молдавские народные наигрыши), «Сиртаки» М. Теодоракиса.



Сценарий урока

1. Организационный момент.

-Сегодня продолжим путешествие в удивительный мир музыки! Начнем урок с исполнения «Песни о школе». Перед началом пения надо сесть, выпрямив спину, чтобы вам было легче брать дыхание. Иначе звук не получится красивым. Проверьте, как вы сидите: спина прямая, голова немного приподнята. Расскажите правило, которое выучили на прошлом уроке. (Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь. ) Руки при этом вы можете расположить свободно - на парте перед собой или на коленях.

Исполнение песни.

-На прошлом уроке мы путешествовали по миру музыки с прекрасной Музой. Кто такие музы? (Покровительницы искусств. ) Верно, Муза - это еще и добрая фея. Она познакомила нас со звуками, которыми наполнено все вокруг.

-Вспомните, какие бывают звуки? (Музыкальные и шумовые.)

-Приведите примеры музыкальных и шумовых звуков.

(Ответы детей. )

Звучит «Па-де-де» из балета П. И. Чайковского …«Щелкунчик» (фрагмент).

-Вспомните название этого музыкального произведения.

(«Па-де-де» из балета «Щелкунчик».)

- Назовите автора этой музыки. (Композитор Петр Ильич Чайковский.)

- Кто еще нужен, чтобы зазвучала музыка? (Композитор, исполнитель, слушатель.)

-Откройте тетрадь и впишите эти слова.

2. Сообщение темы урока.

-Музыка живет вокруг нас. Она звучит каждый день и в будни и в праздники - и сопровождает нас по жизни с самого рождения. Вспомните какой-нибудь праздничный день. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Все поют, танцуют, веселятся. Но песни и танцы словно перестают быть каким то особым музыкальным искусством, мы просто развлекаемся, отдыхаем. А когда мама поет колыбельную песню, никто не подумает, что она занимается музыкой, - музыка становится частью жизни.

-Сегодня вместе с Музей мы отправимся в путешествие по странам, где познакомимся с песнями и танцами разных народов мира.

Тема урока: «Хоровод муз».

3. Работа по теме урока.

1. Беседа.

-Посмотрите внимательно на слово, которое записано на доске. (Хор. ) Что вы представляете, когда слышите слово «хор»?

(Много певцов. ) В театральных представлениях Древней Греции

хор был одним из действующих лиц спектакля. Откройте учебник (с. 10) и посмотрите на фотографию, на которой изображено место, где проходили древнегреческие театральные представления. Именно здесь, на открытой и большой сцене, пел хор.

-Что вы представляете, когда слышите слово «хоровод»

(Ответы учащихся.)

-Когда мы слышим слово «хоровод», то представляем девушек и парней, которые двигаются по кругу в танце. Хоровод тесно связаны с обрядами и праздниками любого народа. Вот и получается, что хоровод (хор - «много певцов», вод - «ВОДИТЬ») песня-танец.

-Хоровод также древний вид искусства, который есть у каждого народа. А теперь наша Муза хочет, чтобы мы отправились в путешествие по разным странам. Первая страна, в которую мы попали, - Россия.

Н а д о с к е: карточки с названиями стран - Россия, Молдавия, Греция.

- В России существует множество хороводов. Обратите внимание на картину в учебнике (с. 11 ). Что вы видите?

-Кто водит хоровод? (Девушки.)

-Как одеты девушки? (В русских народных сарафанах, кокошниках.)

-Где девушки водили хороводы? (На лесной поляне.)

2. Слушание музыкальных произведений.

-Русская народная песня-хоровод, с которой вы познакомитесь сегодня, наверняка известна вам. Попытайтесь узнать ее.

Звучит аудиозапись песни.

-Узнали мелодию? Мелодия какой русской народной песни звучала? («Во поле береза стояла». )

Учитель записывает название русского хоровода «Березка› на доске.

-Как звучала эта мелодия? На каких музыкальных инструментах исполнялось это произведение? (Звучали русские народные инструменты.)

Н а слайде : изображения русских народных инструментов.

-Назовите русские народные музыкальные инструменты, которые вы услышали.

3.Вокально-хоровая работа.

-А теперь давайте исполним песню «Во поле береза стояла» так же нежно, неторопливо, чисто, как звучала ее мелодия в самом начале.

Исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла».

4.Импровизация.

-Но ведь «Во поле береза стояла» не только песня. Это хоровод=песня-танец. Давайте встанем и приподнимемся немного на полу пальцы. Руки опустите вниз и сделайте несколько мелких их шагов на месте. Вот так обычно водили хороводы под и пение любимой песни. А сейчас я попрошу девочек выйти в середину класса, исполнить первый куплет песни и плавно танцевать мелкими шагами.

Исполняют песню с соответствующими движениями.

-Муза переносит нас в новую страну. Это Молдавия.

Там тоже существует известнейшие хороводные пляски с пением. У молдаван характер танцев совсем иной, чем у других народов, потому что в танцах принимают участие сразу много лиц, образуя круг или длинный ряд, причем танцуют больше на свадьбах.

6. Слушание музыкальных произведений.

Называются они «Хора» и «Сырба» (название записано на слайде). Послушаем их.

Слушание молдавских народных наигрышей - «Хоры» и «Сырбы».

-Как звучат эти наигрыши? (Быстро, зажигательно.)

-Какое настроение у вас создает эта музыка? (Радостное, праздничное.)

-Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали? (Скрипка, дудочка.

струнно-щипковые - кобза; струнно-ударные - цимбалы; языковые щипковые - дрымба (варган). Издавна в Молдавии народным инструментом стала скрипка.

-Когда все, Взявшись за руки, пляшут в кругу, двигая мерным и стройным шагом справа налево, то такой танец называется «Хора».

-Давайте встанем и еще раз послушаем молдавскую «Хору» украсив ее звучание ритмичными хлопками.

Слушание «Хоры» и выполнение ритмичных хлопков.

-Отправимся в новую страну и познакомимся с другим хороводом. Эта страна - Греция. Греция известна всему миру танцем-хороводом поц названием «Сиртаки». (Название записано на слайде.) «Сиртаки» -(популярный танец греческого происхождения.

Слушание греческого танца «Сиртаки».

-Как звучит музыка танца? Какое настроение у вас создается?

-Танец исполняют, стоя в линию или, реже, встав в круг и положив руки на плечи соседей. Он начинается с медленных плавных движений, постепенно переходящих в более быстрые и резкие, нередко включающие прыжки и скачки.

6. Импровизация.

-Сейчас я попрошу мальчиков выйти на середину класса и попытаться исполнить танец «Сиртаки».

Импровизация танца «Сиртаки».

-Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие интересные встречи приготовила для нас Муза. Она знакомила нас древним видом искусства - песнями-танцами, в которых исполнители двигаются по кругу друг за другом.

-Как называются такие песни-танцы? (Хоровод.)

-Муза знакомила нас с хороводами разных народов мира. Казалось бы, все эти танцы хороводные, но какие они разные. Скажите, в чем же различия этих танцев? (Различный характер, ритм, музыкальные инструменты.)

-По каким странам мы путешествовали? (Россия, Греция, Молдавия. )

Как назывались эти хороводы? (Русский хоровод «Березка ' молдавские `наигрыши «Хора» и «Сырба», греческий танец «Сиртаки».)

-Какой из хороводов вам понравился больше всего? (Свободные высказывания учащихся.)

4Итог урока.

-Сегодня на уроке у нас был целый хоровод муз. Вы слушали разную музыку: неторопливую и подвижную, веселую нежную. Познакомились с танцевальными движениями греческого танца «Сиртаки» и русского хоровода «Березка». Мы не знаем молдавского и греческого языка, но музыкальный язык разных стран и народов был нам понятен, потому что музыка не требует перевода. Если вы внимательный слушатель, музыка понятна без слов.



© 2010-2022