- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока на тему Музыка разных народов
Конспект урока на тему Музыка разных народов
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мифтахова С.Ф. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема четверти: «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».
Тема урока: «Приглашение на карнавал».
Цель: познакомить учащихся с музыкой французского композитора К.Сен-Санса «Карнавал животных».
Задачи: вызвать эмоциональный отклик, помочь учащимся «обрести друзей» на карнавале.
Ход урока.
Организация входа. Музыка Поля Мориа к телепередаче «В мире животных».
Учитель. Добрый день, ребята, садитесь. Несколько неожиданная музыка прозвучала сегодня на вход. Где и когда вы могли ее слышать и что это за музыка?
Ученики. Эта музыка «открывает» или является вступлением к телепередаче «В мире животных». Ее исполнил оркестр под управлением французского композитора и дирижера Поля Мориа.
Учитель. И урок наш сегодня необычный: нас ждут неожиданные и интересные встречи с миром животных. Но вначале я задам вам несколько вопросов.
1. Какое место занимают животные в жизни человека?
Ответ: Очень важное место. Мы встречаемся с ними повсюду на улицах, у себя дома, поем о них песни, смотрим мультфильмы, рассказываем сказки.
2. С какой целью человек заводит домашних животных или птиц?
Ответ: собаки и кошки очень нужны человеку, они очень привязываются к хозяину, если хорошо к ним относиться, приносят хорошее настроение, снимают напряжение трудового дня, являются надежными и преданными друзьями.
3. Нужны ли праздники животным в наше тревожное и смутное время?
Ответ: нужны, чтобы у животных появилась уверенность, что их не бросят, чтобы у них появилось хорошее настроение.
Учитель: Все с этим высказывание согласны?
Ученики: Да!
Учитель: И наш урок поможет лучше узнать мир четвероногих друзей, открыть в них новые черты и назвала его «Приглашаем на карнавал». Ребята, а что такое «Карнавал»?
Ученики: Это праздник, где поют, танцуют, обретают друзей.
Учитель: Может, кто-то из вас найдет себе друга на музыкальном карнавале?
А поможет нам в этом музыка французского композитора Шарля Камилла Сен-Санса. Или просто Камилла Сен-Санса /необычное звучание/., (обращение к портрету). Это композитор, пианист, дирижер.
Писал оперы, симфоническую музыку, неоднократно посещал Россию, интересовался музыкой русских композиторов Глинки, Чайковского. И сегодня он расскажет нам о своей любви к животным.
Итак, приветствуем воробьиной песней.
Музыка Компанейца «Воробьиная песенка» (исполнение с солистами).
Учитель: Хорошо, ребята, садитесь.
У нас хорошее настроение, да и звери волнуются, пора открывать праздник /обращается к картине/, (там три огромных льва с серьезным выражением).
Кому звери доверят открыть карнавал?
Ученики: Львам - /Царь зверей/. /Показ картины/. Вид серьезный, важный.
Учитель: Попробуем предсказать музыку. Каков тип музыки - песня, танец, марш?
Ученики: Марш «Королевский марш львов».
Учитель: Нужно ли музыкальное вступление к карнавалу?
Ученики: Да!
Учитель: Звери как люди волнуются, прихорашиваются, настраивают музыкальные инструменты. Как вы думаете, отразится это в музыке?
Ученики: Да, это все прозвучит в музыкальном вступлении.
Сен-Санс. «Карнавал животных». Вступление.
Учитель: Как переключить внимание зверей на выход львов, при помощи какой музыки?
Ученики: Призывной, твердой, волевой.
Учитель: Как такая музыка называется?
Ученики:: Фанфары!
Учитель: вступление. Фанфарное звучание.
Вопрос: Если бы ты был композитором, какой ритм выбрал для фанфар?
I вариант: хлопают.
II вариант:
III вариант:
Учитель: Наиграю фанфарное звучание Сен-Санса. Устроит он вас? Может вариант совпадет с фанфарными звучаниями Кати, Лены, Марины?
Учитель: исполняет.
Ученики: Совпадает второй вариант.
Учитель: Сам марш гордый, воинственный, величавый, торжественный. Сейчас раздам музыкальные инструменты, попробуем помузицировать.
Учитель играет фанфарное звучание и фрагмент марша на фортепиано- слушание.
Как вы думаете, ребята, совпала ли музыка с ритмическим рисунком №2?
А теперь слушаем от начала до конца. Какие интонации мы еще не назвали?
«Королевский марш львов» - слушание.
Ученики: Мы услышалирычание.
Учитель: Как вы думаете, почему рычат львы, ведь они пришли на праздник?
Ученики: Чтобы показать свою силу, мощь.
Учитель: Рычание к концу музыки смягчается или звучит еще сильнее?
Ученики: Музыка рычания к концу смягчается.
Учитель: Подумаем, почему?
Ученики: У львов хорошее настроение.
Учитель: Показывает картину, где рядом с львами на карнавале вышагивает маленький зайчишка. Может быть такое, ребята? На карнавале все равны.
Ученики: Да!
Учитель: Композиторы вы хорошие, правильно музыку предсказали. А знаете ли вы загадки о животных? /Это ваше домашнее задание/
(Загадки учащихся о животных).
А следующего участника карнавала мы узнаем, когда досочиним рифму.
Вот полюбуйтесь на игру
двух австралийских - Кенгуру / дети хором/.
Они играют в чехарду
в зоологическом - саду /хором/.
Кто прискакал на праздник?
Кенгуру
Фрагмент «Кенгуру» - слушание.
Учитель: Какие особенности кенгуру отразил в музыке Сен-Санс?
Ученики: Интонации подпрыгивающие, игривые, но заканчиваются мягко, плавно.
Учитель: Отчего?
Ученики: Оберегает детеныша.
Ученики: Если бы я была композитором, я бы досочинила колыбельную мамы-кенгуру детенышу.
Песня «Пеночка-весничка» - исполнение.
Учитель: Как вы думаете, удалось ли исполнителям раскрыть характер колыбельной?
Ученики: Да, удалось. Музыка нежная, протяжная, трогательная.
пеночка - родитель
опытный строитель
Вокально - хоровая работа над песней «Пеночка-весничка».
Учитель: Д/з - Я попрошу к следующему уроку принести свои слова к этой колыбельной. А может кто-то уже готов?
Ученики: Исполнение своих колыбельных.
Учитель: Молодцы! А наш праздник продолжается. Чья это звучит музыка?
«Антилопы» - слушание.
Какие средства музыкальной выразительности использовал здесь Сен-Санс?
Ученики: Музыка - стремительная, легкая. Темп - быстрый. Динамика - довольно громко
Учитель: А сейчас для вас музыкальный сюрприз. Самого удивительного, доброго участника карнавала подскажет песня.
«Удивительный слон» - исполнение вокальной группы.
Учитель: Понравилась песня? Дадим название.
Ученики: Да.
Учитель: Попробуем дать название.
Ученики: «Добрый слон», «Удивительный слон», «Весело на карнавале».
Ребята выбирают название «Удивительный слон».
Учитель: Что объединяет песню и инструментальную музыку «Слоны»?
Ученики: Тип музыки песенно - танцевальный, напевность, музыкальность.
Учитель: Мы с вами пели, слушали музыку. Слон как развеселился, пританцовывает! Потанцуем и мы.
«Танец кошек» - исполнение.
Учитель: Весело у нас на карнавале! Но праздники всегда когда-нибудь заканчиваются. А сейчас прозвучит завершающая музыка карнавала.
Учитель: Ребята, карнавал «открыли» самые сильные звери, как вы думаете, кому звери «доверят» завершить карнавал?
Ученики: Идет поиск ответов, но к одному не приходят.
Учитель: «Лебедь» Сен-Санса - самая яркая всегда узнаваемая музыка. Она существует и как отдельное музыкальное произведение. Изумительный танец Галины Павловой - великой русской балерины.
«Лебедь» - слушание.
(Через эпипроектор показываются фотографии из творчества Галины Улановой на фоне музыки «Умирающий лебедь» и звучит стихотворение «Музыка».
«Музыка»
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне, она вокруг меня
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав, и в радуге цветов
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней - просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить
Заставит полюбить и разлюбить
Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных
Без мелочей смешных и не смешных?
Мы ей за все «спасибо» говорим
И, веря в торжество ее, - творим!
Учитель: Удивительная и прекрасная музыка… Каждый чувствует ее по-своему. Если бы вас, ребята, попросили одним словом охарактеризовать эту музыку, какая она?
Ученики: Нежная, протяжная, лиричная, печальная, божественная.
Учитель: О чем же здесь грустит композитор?
Ученики: Праздник завершается, многие звери подружились, жалко расставаться с друзьями.
Учитель: Музыка настраивает на размышление. Всегда ли мы внимательны к животным? В музыке «Лебедь» слышится скрытый призыв к доброте, это гимн красоте. Давайте завершим урок красивой и доброй песней.
«Будьте добры» - исполнение всем классом.
Шаинский «Не дразните собак» - уходят с урока.