- Преподавателю
- Музыка
- Интегрированный урок музыки и истории
Интегрированный урок музыки и истории
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шамсутдинова З.Р. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок музыки и истории по теме
«Вечная тема в искусстве» 5 класс 3 четверть
Цель урока: расширить знания о Великой Отечественной Войне, познакомиться с произведением мировой классической музыки, определить его историческое значение, подчеркнуть взаимосвязь 3-х видов искусства( музыкального, изобразительного, поэтического).
Задачи урока:
Нахождение внутренних связей между данными видами искусств, их жизненной основы.
Применение средств выразительности , расширение музыкального и художественного кругозора.
Развитие эмоционального отклика на основе восприятия произведений искусства. Формирование вокально - образного мышления.
Формирование нравственных качеств, активизация чувства сопереживания, патриотизма, воспитание любви к музыке классической, уважительного отношения к подвигам солдатов.
Музыкальный материал: « Священная война» муз. А. Александрова, сл. Лебедева-Кумача, « Ленинградская симфония» Д. Д. Шостакович, Муз . Новоселов « Вечный огонь», песня « Танго 45 года»
Зрительный ряд- репродукции картин : скульптуры Воинской славы « Вечный огонь»- городов героев, картины ВОВ
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, фортепиано.
Тема урока «Вечная тема в искусстве».
Ход урока:
-
Организационный момент ( Вход под музыку « Священная война»муз. А. Александров)
Эпиграф урока:
Над миром катилась гроза
Еще никогда на концерте,
Так близко не чувствовал зал,
Присутствия жизни и смерти.
М. Матусовский
Опираясь на эпиграф урока, подумайте, в какое время мы отправимся?
( высказывания детей)
Д: во времена войны, Великой Отечественной войны 1941-1945
У: Да, действительно мы с вами отправимся в 20 век, в годы великой отечественной войны.
Учитель музыки: показ вечного огня ( през. сл.1)
Что символизируют эти памятники?
Д. (память о войне, увековечивание о войне)
Какую песню изучали мы на уроке??
Д: « Вечный огонь» муз. Новоселова
У: Давайте повторим, споем стоя!
Исполнение песни « Вечный огонь»
У: Ребята, кто обратил внимание под какую музыку вы вошли в класс?
Д. : военная, во время войны звучала, или посвящена ВОВ
У: как вы догадались эта и будет темой нашего урока, попробуем сформулировать тему урока:
Д: « Вечная тема в искусстве, Вов»
У: Ребята, как вы думаете, какая будет цель урока?
Д.: Узнать больше о войне.
У: Правильно.
Цель нашего урока: расширить знания о Великой Отечественной Войне, познакомиться с произведением мировой классической музыки, определить его историческое значение.
У: Сегодня расширим рамки наших знаний о войне, и вам учитель истории расскажет об этой страшной трагедии. ( Слайд 2 карта ВОВ)
Уч. истории:
Рассказ Лидии Ивановны о блокаде Ленинграда
1941 год-вся Европа была захвачена фашисткой Германией. 22 июня -полчища фашисткой армии перешли границу советского союза.
22 июня
ровно в 4 часа
Киев бомбили , нам объявили
Так началась война!
По плану «Барборосса» Германия хотела выйти на линию Архангельск- Во лга в течение 8-10 недель. Это была быть молниеносная война, Необъявленная, захватническая война на уничтожение советского союза , как государство! и истребление всего населения до Урала! Наступление начали по всей границе от Балтийского моря до Черного. Это было трехкратное превосходство сил. В течении двух месяцев фашисты захватили всю западную часть нашего государства. Критическим было положение на юге нашей страны, под Москвой и Ленинградом. Судьба Москвы и Ленинграда - разрушить до основания и затопить! Но.. И Москва и Ленинград приковали к себе огромные фашистские силы, но не сдались. В декабре 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой, и фашисты были разгромлены! Миф о неопобедимости Германии был развеян. А Ленинград- 900 дней и ночей жил в полном окружении. Это была Блокада!
Историю великой отечественной войны, более подробно. Но живы еще очевидцы этих событий о блокаде я расскажу, через их воспоминания.
Город бомбили каждый день, не было света, воды.( показ картин) отопления. Фашисты надеялись, что город замерзнет и умрет от голода. Но город жил !
Дневник Тани Савичевой!!
Трудными были зимы 42-43 года, но по радио звучали стихи Ольги Бертгольц и работали театры, филармонии. И это поддерживало моральный дух Ленинградцев, и вселяло надежду на Победу.
Уч. музыки: Как вы думаете, какая музыка могла звучать в то время??
Если бы вы были композиторами, какую музыку бы вы написали о войне?
Д: Торжественную, настороженную, грустную, печальную, скорбную.
У: Хорошо. Предлагаю вам послушать и попробуйте сравнить произведение вашу поэтическую музыку и ту музыку, которая сейчас прозвучит.
Ваша задача:
-
Послушав это произведение какую картину вы представили под эту музыку? ( наступление фашистов, бой, нашествие фашистов, сражение, на смерть идут и т.д.)
-
Какой образ вы услышите? Обратите внимание. (образ войны)- 2 мин.
Слушание.( 2.07-5.15)- 3 минут
« Ленинградская симфония» Д.Д. Шостакович, 1 части - эпизод нашествия.
У: ваши ответы. Какую картину вы представили под эту музыку?
Какой образ вы услышали? Какой характер музыки?( Было ли развитие в музыке?
Д: Ответы детей.
У: музыка и ваша поэтическая музыка??-3 минуты
Д: да!
У: Первые три части «Ленинградской симфонии» создавались в Ленинграде.
Поезда увозили жителей Ленинграда в эвакуацию. Шостакович очень любил свой родной город. Он говорил: Ленинград-это мой родной город!
1 октября 1941 года с семьей был отправлен в эвакуацию в Куйбышев. При погрузке поезда в Москве, который уходил в Куйбышев, был потерян тючок, в котором находилась партитура 3 частей 7 симфонии, ранее написанная в родном городе. Композитор молчал, и никому не говорил, но один дирижер Борис Хайк сообразил послать на вокзал, каких- то своих оркестрантов или студентов, которые смогли найти этот тючок.
27 декабря 1941 Шостакович симфонию завершил. Симфония звучала в его Куйбышевской квартире на рояле, но уже целиком. Дирижер Большого театра Самуил Самосуд был его соседом, жил этажом ниже, он поднялся к композитору, и заявил, что немедленно будет разучивать симфонию со своим оркестром.-1,5 минуты
Далее посмотрим видеофрагмент, где состоялась премьера симфонии?
Видеофрагмент. 3.34 смотрим.( 3.41-5.09)-2 мин.
Премьера состоялась 5 марта 1941года в Куйбышеве, в зале дворца культуры, под управлением Самуила Самосуда. Шостакович волновался, будет ли понятна в разгар войны его симфония, людьми, которая длится 75 минут. Премьера была встречена с колоссальным энтузиазмом как и людьми так и руководством страны. Естественно рождение такого произведения показывало, что дух страны не сломлен. В одной из американских рецензий. Говорилось : «Какой черт может победить такой народ, который во время войны создает такие произведения».
Успех был ошеломляющим, больше всего слушателей поразил эпизод фашистского нашествия из 1 части, сухая, механическая тема, вторгалась в светлую музыку симфонии, и все нарастая, повторялась 13 раз.
У: как вы думаете, задумывались ли Ленинградцы в блокадном городе об исполнении симфонии в Ленинграде?
Д.: С одной стороны наверное нет, потому что нужно было выжить, а с другой стороны в Блокадном Ленинграде работали театры, радио , и нашлись наверное такие бы люди , которые хотели бы исполнить эту симфонию именно во время блокады, чтобы показать всем , что город жив и просто поддержать всех обессиливших от голода людей.
У: верно! Симфония прозвучала в Куйбышеве, через 24 дня звучала в Москве, затем Ташкенте, Нью-Йорке, Лондоне, Стокгольме. Симфонию уже знал весь мир. Шостаковичу хотелось, чтобы Ленинградцы тоже ее услышали.
Видеофрагмент 7: 33-8.07, тем не менее, состоялась премьера симфонии.
У: В Ленинграде симфонию исполнили под руководством дирижера Карла Ильича Элиасберга.
Симфония звучала не только в залах, она передавалась через репродукторы, ее слышали все жители города. Пока звучала музыка - орудия молчали. Войска по приказу на один вечер подавили вражеский огонь.
У: Как вы думаете? Что испытывали немцы в тот момент??
Д.: Я считаю, что немцы обезумели в тот момент, когда слышали симфонию, Они то наверное считали, что город мертвый.
Впоследствии немецкие военные признавались: « Тогда мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу способную преодолеть голод, страх и даже смерть».
Ленинградская симфония - стала символом величием стойкости духа, вера в победу, памятником всех погибших. Сегодня в 21 веке - это большее, чем музыка, это история человечества, обличенное в звуки, гением Шостаковича.
У: Посмотрите внимательно на экран ( сл. 4, 5, 6. 7) перед нами произведения искусства. (показ картин блокады Ленинграда) . Что вы увидели?
Д: войну. Ленинград во время блокады, и т.д. ответы детей.
У: Как интересно получается! Ведь эти произведения, созданы не друг для друга, в разное время, разными авторами, но какая удивительная схожесть! (Картины, ленинградская симфония созданы -20 веке, наша словесная музыка 21 века)
У: Композиторы свои чувства выражают через музыку, поэты….., а художники ….
Д: через стихотворения, через картины и скульптуры( или через изобразительное искусство)
У: Добавим к этим произведениям искусства ещё и литературное слово. У каждого ученика на столах находятся карточки со стихами разных поэтов.
Задание: Из предложенных стихотворений зачитайте то стихотворение, которое созвучно той или иной картине, или созвучная данной.( Ребята по очереди зачитывают выбранные стихи)
У : В прослушанной музыке, картинах и стихотворениях прозвучавших на уроке. Что общего? Что их объединяет?
Д. Тема войны!!
У: Именно тема войны воспеты и поэтами, и художниками, и композиторами.
Уч. Истории: Это все передается из поколения в поколение в назидание потомкам не допустить новой войны. « Если мы войну забудем, вновь придет она».
Уч. муз: Ребята, мы сегодня достигли цели нашего урока? Расширили знания о войне?
Д: Да
У: С каким произведением мы сегодня познакомились? Чему оно было посвящено?
Д. , городу Ленинграду, Блокаде Ленинграда.
Уч. истории: Что нового вы узнали о блокаде Ленинграда?
Д: ответы детей
Уч. музыки: Как можно назвать тему урока?
Д. ответы детей
У: тему урока можно назвать «Вечная тема в искусстве».
Память о Великой отечественной войне передано нам, детям 21 века.
У: Ребята, прошу, ваши рисунки, домашнего задания , вывесить на доску.
Вывешивают!!
У: А в завершении нашего урока для всех вас -инсценированная композиция
« Танго 45 года»- (исполнение песни и ее инсценирование)
Уч. музыки: выставление оценок, домашнее задание.( сделать проект кроссворд по теме урока)
Уч. музыки и истории: Спасибо за урок!!
.