Пояснительная записка по музыке 2 класс по ФГОС Критская

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО

на заседании М.О.

протокол №1

27.08.2015г.

СОГЛАСОВАНО

замдиректора по УВР

__________/И.В. Федотова/

28.08.2015г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МОУ СШ № 87

___________/П.С. Саруханов/

28.08.2015г.






Рабочая программа по музыке во 2а,б,в классе





Составитель: Барбак Ольга Владимировна,

учитель музыки



Волгоград, 2015






Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 2-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2010.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение музыки во 2 классе начальной школы направлено на достижение целей, отражающих интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения и формировании музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

Урок музыки в данной рабочей программе трактуется как урок искусства, в художественно - педагогической идеи которого раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребёнка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатлённые в художественных образах, что позволяет учителю и ребёнку осмыслить музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфике воздействия на духовный человека на основе проникновения в интонационно- временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности.

Ценностные ориентиры

Специфика музыкального образования в начальной школе состоит в формировании целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. В основе программы - отечественное и зарубежное классическое музыкальное наследие, духовная и современная музыка, народное музыкальное и поэтическое творчество. Отличительная особенность программы и всего УМК в целом - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения, способствует развитию живой и выразительной речи детей.

Система вопросов и творческих заданий направляет внимание учащихся на сравнение музыкальных произведений, анализ их интонационно-образного строя, определения жанров, элементов музыкального языка, стилевого своеобразия музыки, особенностей формы и композиции музыкальных сочинений.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов деятельности: восприятия музыки и размышления о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизации (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), «разыгрывания» и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в рабочей тетради.

Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания поставлен, не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребёнка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки.

Место данного предмета в учебном плане

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 2 классе 1 час в неделю (34 недели).

Разделы программы

Раздел I «День, полный событий» (8 ч.)

Раздел II «Россия - Родина моя» (3ч.)

Раздел III «О России петь - что стремиться в храм» (5ч.)

Раздел IV «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч.)

Раздел V «В музыкальном театре» (6ч.)

Раздел VI «В концертном зале» (3ч.)

Раздел VII «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5ч.)

Планируемые результаты освоения программы по музыке к концу 2 класса

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Метапредметные результаты

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.

Регулятивные результаты освоения предмета «Музыка»

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

- коррекция;

- оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные результаты освоения предметы «Музыка»

Общеучебные:

- умение структурировать знания;

- смысловое чтение;

- знаково - символическое моделирование;

- выделение и формулирование учебной цели.

Логические:

- анализ объектов;

- синтез, как составление целого из частей;

- классификация объектов;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные результаты освоения предмета «Музыка»

- умение выражать свои мысли;

- разрешение конфликтов, постановка вопросов;

- управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Предметные результаты

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Основное содержание предмета учебного плана

Раздел I «День, полный событий». Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный инструмент - фортепиано. Природа и музыка.

Раздел II «Россия - Родина моя». Музыкальные образы родного края. Песенность, как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Раздел III «О России петь - что стремиться в храм». Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.

Раздел IV «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Раздел V «В музыкальном театре». Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

Раздел VI «В концертном зале». Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Раздел VII «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

Требования к уровню подготовки учащихся по данной учебной программе

Обучение музыкальному искусству во 2 классе начальной школы должно обеспечить учащимся возможность:

Знать/ понимать:

- роль музыки в жизни человека;

- особенности простых (песня, танец, марш) и сложных (опера, балет, симфония) жанров музыки;

Уметь:

- эмоционально откликаться на музыкальное произведение;

- выявлять жанровое начало (песня, танец марш);

- различать характер музыки;

- узнавать интонации знакомых музыкальных произведений;

- различать звучание знакомых музыкальных произведений;

- передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, в различных видах творческой деятельности;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для:

- участия в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, музицировании);

- участия в музыкально-эстетической деятельности класса (школы).

Оценка достижений планируемых результатов освоения учебной программы

- насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлечённость ею, любовь к ней;

- умеет ли размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание;

- умеет ли применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;

- каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, в игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально - ритмических движениях, содержание и характер исполняемых произведений.



Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы - М.: Просвещение, 2011.

  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы - М.: Просвещение, 2011.

  3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;

  4. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 2 класс» /Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина/ - 3 СD, mp3, кассета.

  5. Методика работы с учебниками «Музыка».1- 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

Описание материально-технического обеспечения для преподавания учебного предмета

  1. Музыкальные инструменты: пианино, баян, аккордеон, гитара, металлофон, набор народных инструментов.

  2. Интерактивная доска, компьютер.

  3. Музыкальный центр, телевизор.

  4. Таблицы по музыке 1-4 класс.

  5. Набор портретов русских и зарубежных композиторов.

Список литературы с указанием перечня учебно-методического обеспечения, средств обучения и электронных образовательных ресурсов

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983.

  2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Владос, 2002.

  4. Аржаникова Л.Г. Профессия-учитель музыки. - М.: Просвещение, 1985.

  5. Веселые уроки музыки /составитель З.Н. Бугаева. - М.: Аст, 2002.

  6. Григорович В.Б. Великие музыканты Западной Европы. - М.: Просвещение, 1982.

  7. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки. - М.: Академия,1999.

  8. Дмитриева Л.Г., Н.М.Черноиваненко. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Академия, 2000.

  9. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Глобус, 2008.

  10. Исаева С.А. Физкультминутки в начальной школе. - М.: Айрис-Пресс, 2003.

  11. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение, 1989.

  12. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение, 1989.

  13. Как научить любить Родину. - М.: Аркти, 2003.

  14. Музыкальное образование в школе под ред. Л.В.Школяр. - М.: Академия, 2001.

  15. Никитина Л.Д. История русской музыки. - М.: Академия,1999.

  16. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. - М.:Академия, 2001.

  17. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. - М.: Просвещение, 2000.

  18. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. - М.: Владос, 2003.

  19. Ригина Г.С. Музыка. Книга для учителя. - М.: Учебная литература,2000.

  20. Смолина Е.А. Современный урок музыки. - Ярославль, Академия развития, 2006.

  21. Теория и методика музыкального образования детей, под ред. Л.В.Школяр. - М.: Флинта, Наука, 1998.

  22. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр. - М.: Флинта,1999.

  23. Халазбурь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. - Санкт-Петербург, 2002г.

  24. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. - М.: Астрель-Аст, 2005г.

  25. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. - М.:, «Аквариум», 1999 г.

Цифровые образовательные ресурсы

1. Мультимедийная энциклопедия. Образовательная коллекция « Sonata». Залесский Л.А., 2004, 2006. ООО «1 С - Паблишинг», 2006.

2. Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

3. Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

4. Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/



© 2010-2022