• Преподавателю
  • Музыка
  • «Мы любим петь!» Программа внеурочной деятельности Направление программы: художественно-эстетическое Срок реализации — 1 год

«Мы любим петь!» Программа внеурочной деятельности Направление программы: художественно-эстетическое Срок реализации — 1 год

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 15

Советского р-на г. Волгограда

Принято на заседании Утверждено

научно-методического совета Директор МОУ гимназии № 15

МОУ гимназии № 15 __________Е.Ю.Ляпина

Протокол №____ от _____20__г. «____»__________20__ г.

Председатель совета

___________Л.Г.Гологанова

Приказ от _________№____

«___»______________20___г.







«Мы любим петь!»


Программа внеурочной деятельности

Направление программы: художественно-эстетическое

Срок реализации - 1 год


Разработчик:
Хасина Ирина Владимировна, учитель музыки высшей квалификационной категории



Волгоград - 2014

Пояснительная записка

Направленность программы «Мы любим петь!» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению специальной; по форме организации - индивидуально ориентированной, групповой, общедоступной; по времени реализации - годичной.

Программа разработана на основе программы «Музыка 1 - 7 классы» под редакцией Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, рекомендованной Министерством Образования Российской Федерации, как расширение вокально-певческой работы.

Новизна программы состоит в том, что она рассчитана как на обычных детей, которые хотят заниматься пением, так и одаренных детей, которые более способны от природы. Определение способностей детей не всегда происходит в первый год. Различные конкурсы, олимпиады, концерты, в которых участвуют воспитанники, помогают выявить способности детей, их стремление к артистической деятельности.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в области музыкального образования детей имеющиеся на данный момент типовые программы являются узкопрофильными, направленными на формирование у детей определенных умений и навыков без учета их интересов и потребностей. Реализация этих программ ведется в строго академической манере, в рамках, не допускающих отклонений. Главное отличие образовательной программы творческого объединения «Мы любим петь!» от типовых программ состоит в том, что она значительно расширяет пространство для изучения и восприятия музыки разных стилей и направлений. Воспитание юных музыкантов происходит на лучших образцах академической, народной, а также эстрадной, джазовой, народной музыки.

Поэтому дополнительная образовательная программа «Мы любим петь!» направлена на:

- создание условий для развития ребенка (вокальные способности);

- развитие мотивации к творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям (репертуар, состоящий из произведений детских композиторов 20 века и современных);

- профилактику асоциального поведения (воспитательные беседы по сценическому поведению);

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;

- интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья (использование на занятиях музыко-терапевтических приёмов, упражнений из авторских программ Стрельниковой, Емельянова);

- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей (подготовка сценических костюмов, организация репетиций, совместные чаепития и концерты).

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что сегодня демократичная и понятная для широких масс слушателей эстрадная музыка привлекает детей и взрослых своей яркостью, театральностью и желающих заниматься эстрадным пением очень много, а школ, где обучают этому виду искусства крайне мало. В результате мы получаем большое количество невежественных и неумелых эстрадных певцов. Поэтому целесообразно начинать воспитывать новое поколение на эстрадной музыке хорошего качества, что позволит ребятам стать грамотными эстрадными артистами, или грамотными слушателями, которые смогут оценить качество исполнения.

Цель программы: дать обучающимся возможность получения начального музыкального образования, в процессе которого каждый ребенок может реализовать потребность к самовыражению и творчеству в области эстрадной вокальной деятельности, тем самым создать благоприятную почву для появления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области музыки для профессионального самоопределения.

Задачи:

  1. воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества;

  2. овладение вокальными навыками на основе академической манеры пения и смешанного голосообразования;

  3. развитие творческих музыкальных способностей (навыки актерского мастерства, навыки дирижирования, навыки художественного чтения);

  4. воспитание слушательской культуры, привитие эстетического вкуса;

  5. индивидуальная подготовка наиболее одаренных ребят к сольному исполнительству;

  6. индивидуальная работа с невернопоющими детьми («гудошниками»).

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем , что большое место в системе вокальной работы с детьми занимают вокально - хоровые упражнения. Основная их цель - выработать специальные певческие навыки, которые помогают юному певцу в передаче художественного образа песни, содержания вокального произведения. Планомерное и целенаправленное применение упражнений очень способствуют укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости.

Пение упражнений перед началом разучивания и исполнения ансамблевых произведений служит своеобразной настройкой голоса, помогает привести его в рабочие состояние.

Материал для ансамблевых упражнений условно можно разделить на две основных категории:

  1. те, которые применяются вне связи с разучиванием конкретного произведения. Они чаще всего исполняются в начале занятия в качестве распевания;

  2. те, которые связаны с конкретным вокальным произведением и направлены на преодоление в нём определённой трудности. Они обладают узкой направленностью и не могут быть систематизированы.

В целом, комплексное использование упражнений экономит дорогое время занятий и подводит учащихся к осознанию взаимодействия всех элементов вокально - ансамблевой звучности.

Программа ориентирована на применение методик Д.Е. Огороднова «Комплексное музыкально-певческое воспитание», главной задачей которой, является бережное воспитание голоса каждого учащегося, постепенное выявление и обогащения его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных способностей учащихся, дает возможность заниматься как с девочками, так и с мальчиками в предмутационный и в мутационный период, а также методические приемы и разработки Г. Струве и Г. Шатковского, «Фонопедических упражнений для стимуляции голосового аппарата, профилактики устранения расстройств певческого голосообразования в процессе формирования певческих навыков» В.В. Емельянова, элементов системы лечебного дыхания А.Н. Стрельниковой.

Методика Д.Е.Огороднова «Комплексное музыкально-певческое воспитание» построена с учетом требований закона «Об Образовании РФ», не противоречит основным законам о правах ребенка, оставляя право корректировать программу в течении учебного года за педагогом.

Содержание курса объединено в несколько тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. В основе практической работы лежит разучивание новой песни, отдельной партии (в многоголосной аранжировке), создание концертного номера, исполненного индивидуально или в ансамбле.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 10 до 17 лет.

Психологические особенности подростков от 11 до 14 лет.

В этом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы (память, мышление). В этот же период формируется и проявляется большинство необходимых личностных и деловых качеств человека (индивидуальность, самостоятельность, самосознание и т. п.)

Подростковый период характеризуется множеством характерных множеством характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разного рода задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждают взрослых к обсуждению с ними достаточно серьезных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей. Возникает психолого-педагогическая проблема: как относясь к подростку по-серьезному, вместе с тем оказывать ему помощь, поддержку, не обнаруживая «детского» обращения.

Характеристика голоса 12 - 16 лет.

Это - старший подростковый возраст. В данной возрастной зоне физическое развитие организма продолжает протекать весьма неравномерно. У одних перестройка происходит быстрее, у других медленнее. Весьма индивидуально протекает и мутация.

Такая неравномерность в развитии подростков создает для хормейстера определенные трудности, которые заключаются в необходимости использовать все имеющиеся педагогические средства для индивидуального учета голосовых изменений хористов. Поэтому хормейстер обязан знать индивидуальные голосовые особенности каждого из участников хора, своевременно советовать подростку воздерживаться от пения или петь в щадящем режиме - не брать высоких звуков, осторожно использовать динамические оттенки в зоне FORTE , особо бережно относится к своему голосу.

В рассматриваемый возрастной период мутация наступает и у девочек. Н.Д.Орлова пишет: «Вопрос о том, есть ли мутация у девочек, решается утвердительно… Слабая выраженность мутационных изменений в растущем голосовом аппарате у девочек (плавно проходящая мутация) не может служить для учителя поводом к игнорированию этих изменений при обучении пению.

Кроме того, период мутации нельзя рассматривать узко, как только перемену голоса вследствии роста голосового аппарата в период созревания. Это широкое понятие роста детского организма, со всем комплексом происходящих в нем изменений, влияющих на голос, наиболее интенсивно проявляющихся в период формирования пола».

Голоса мальчиков постепенно становятся мужскими, а голоса девочек - женскими. Мутация человеческого голоса проходит 3 стадии.

На 1 стадии голос несколько понижается, одновременно уменьшается его рабочий диапозон. Звук делается хриплым, грубоватым. Вместо хорошо звучащих «верхов» лучше начинают проявляться звуки нижнего отрезка диапозона.

2 стадия характеризуется своеобразным «переломом» в голосе: звукоизвлечение при этом дается со значительным трудом, голос теряет послушность, гибкость. Не случайно дореволюционный методист - хоровик А. Никольский как-то назвал процесс мутации «линькой голоса».

Иногда даже опытный певец - подросток с трудом начинает справляться со своим «новым» голосом, казалось бы, всегда послушным и гибким.

3 стадия развития голоса начинается с того момента, когда новое его звучание только что установилось. Поющие юноши и девушки приучаются использовать его возможности в пении и речи. При этом явные изменения в голосах юношей (понижение на октаву) заставляют руководителя уделять им особое внимание. Голоса же девушек, которые почти не меняются по высоте, иногда не так тщательно «отслеживаются» руководителем. Девушки несут в хоре старшеклассников большую певческую нагрузку, это подчас негативно сказывается на развитии и охране их голоса. Диапозоны голосов в этот период весьма индивидуальны, и можно наметить лишь их примерные границы. Сопрано 1: ДО 1 - СОЛЬ 2; сопрано 2: ЛЯм - МИ 2; юношеские голоса ( по Д.Л. Локшину) - теноры: ДОм - МИ 1; басы: СИб - ДО 1.

Сроки реализации образовательной программы 1 год.

По доминирующим формам организации деятельности воспитанников - работа в малых группах и индивидуально.

Процесс усвоения материала - от простого к сложному.

В первый год обучения:

Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.

Формы проведения занятий зависят от сложности изучаемой темы, уровня подготовки обучающихся, их психолого-возрастных и вокально-возрастных особенностей:

* беседы;

* экскурсии в музыкально-просветительские заведения;

* просмотр концертов и их обсуждение;

* конкурсы на лучшего вокалиста.

Проверка и оценка результат обучения:

отбор участия в концерте;

отбор на сольное пение;

итоговые концерты.

Итоговые занятии проходят в форме:

концертных выступлений.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле исполняемых песен;

  • развитие эстетического вкуса;

  • воспитание эмпатии.


Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • использовать на практике голососберегающие упражнения в мутационный период;

  • использовать в певческой деятельности разные приемы голосоведения, хорошую певческую артикуляцию.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся будет знать:

  • физиологические особенности голосового аппарата,

  • знать особенности профессионального певческого голоса.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • вести себя на публичном выступлении;

  • строить партнерские отношения в ансамбле;

  • адекватно оценивать себя и своих товарищей со стороны, реагировать на критику.



























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

СРЕДНЕ-СТАРШАЯ ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА

2 часа в неделю.

темы

Название темы

Количество часов

Итого

Теория

Практика

1 занятие

Вводное

1

-

1

2 занятие

Вокально - певческая постановка корпуса

1

1

2

3 занятие

Дыхание

1

1

2

4 занятие

Как беречь голос. Мутация

1

1

2

5 занятие

Резонаторы в пении.

1

1

2

6 занятие

Звукообразование.

1

2

3

7 занятие

Вокально - техническая культура пения

1

5

6

8 занятие

Ансамбль

1

10

11

9 занятие

Динамика и нюансы

1

10

11

10 занятие

Темп и агогика

1

10

11

11 занятие

Введение двухголосия

2

10

12

12 занятие

Выступления

-

4

4

13 занятие

Заключительное

1

-

1




итого

13

55



68










Содержание курса

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ СТАРШАЯ ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА

2часа в неделю.

1 занятие

Вводное

Комплектование группы, прослушивание, сбор информации о месте жительства, месте работы родителей, проведение вводного инструктажа.

2 занятие

Вокально - певческая постановка корпуса

Понятия диапозоне. Вокальный упражнения. Нетрадиционные техники вокала.

3 занятие

Дыхание

Общие правила в организации певческого дыхания. Грудобрюшное дыхание. Виды подачи воздуха. Виды хорового дыхания.

4 занятие

Как беречь голос. Мутация

Гигиена голоса. 3 стадии мутации голоса подростка. Индивидуальный подход.

5 занятие

Резонаторы в пении.

Знакомство с органами звукообразования. Понятие и виды резонаторов. Использование при пении.

6 занятие

Звукообразование.

Теоретические и физиологические основы процесса звукообразования. Условия певческого звукообразования. Кантилена

7 занятие

Вокально - техническая культура пения

Методы и приёмы использования вокально-хоровых упражнений и их значение. Объём технических задач в распевании. Анализ вокально-технических трудностей произведений.

8 занятие

Ансамбль

Ансамбль - элемент хоровой звучности. Виды ансамбля: ритмический, дикционный, динамический, темповый, тембровый. Созвучность голосов в групповом исполнении. Строй хора. Горизонтальный и вертикальный строй. Методы и приёмы работы над строем.

9 занятие

Динамика и нюансы

Понятие динамики. Динамические нюансы. Способы развития динамики.

10 занятие

Темп и агогика

Понятия темпа и агогики. Постепенное изменение, контрастное сопоставление, вариационно-подвижный способы развития.

11 занятие

Введение двухголосия

Освоение двухголосных распевок, попевок и пение канонов. Упражнения-диалоги, с элементами полифонии. Двухголосие в терцию, квинту, сексту.

12занятие

Выступления

Выступления на школьных мероприятиях, на районном конкурсе «Звёзды Школьного Олимпа»

13 занятие

Заключительное

Подведение итогов учебного года, обсуждение план работы на будущий год.







Методическое обеспечение

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают специально укомплектованного кабинета с музыкальным инструментом, компьютером, музыкальным центром с микрофоном, коллекцией музыкальных минусовок детских песен, библиотекой нотных текстов песен. Также может быть использована компьютерные программы «», что позволяет музыкальный материал передавать детям в качестве средства самостоятельной подготовки.





Литература

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

2. Барабошкина Сольфеджио: учебник для 1-го и 2-го класса ДМШ.

3.Брасловский Д. Аранжировка сопровождения вокала для эстрадных ансамблей.

4.Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре //Развитие детского голоса. - М., 1963.

5.Гаранян Г. Аранжировка для эстрадных, инструментальных и ВИА

6. Евсеев А. Методика формирования навыков одноголосного, двух- и трехголосного хорового пения на уроках музыки (1 - 6 классы общеобразовательной школы). Дис. Канд. Пед. Наук. - М., 1974.

7.Емельянов В.В. Фонопедические упражнения для выработки и развития показателей певческого голосообразования у лиц с непрофессиональными вокальными данными: Методические разработки. - Новосибирск, 1986.

8.Иванов-Крамской Школа игры на шестиструнной гитаре

9.Колмыков и Фридкин Сольфеджио.

10.Котляровская-Крафт М. Сольфеджио.

11.Котляровская-Крафт М., Москалева И., Батхан Л. Сольфеджио: учебное пособие для подготовительных отделений ДМШ.

12.Курс игры на акустической гитаре (Гитарный институт на дому).

13.Металлиди, Перцовская Мы играем, поем и сочиняем.

14.Методические указания к курсу шестиструнной гитары (заочный народный университет искусств).

Абелян Л. Как рыжик научился петь.

15.Овчинникова Т. Воспитание детского певческого голоса в хоре\\ Детский голос. Экспериментальные исследования \ Под ред. В.Н.Шацкой. - М., 1970.

16.Огороднов Д.Е. методика «Комплексное музыкально-певческое воспитание».

17.Орлова Н.Д. Развитие голоса девочек (о возрастных изменениях). - М., 1960.

18.Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь.

19. Поплянова Е.М. А мы на уроке - играем. - М., Новая школа, 1994.

20.Стрельникова А. Н. «Парадоксальная дыхательная гимнастика».

21.Совкова З. Как сделать голос сценическим

22.Струве Г. Хоровое сольфеджио.

23.Шатковский Г. Развитие музыкального слуха.

24.Шахалов Л. Аранжировка для вокально-инструментальных ансамблей.

25.Шахалов Л. Переложение музыкальных произведений для эстрадных ансамблей.



© 2010-2022