Художественные символы народов мира. «В стране берёзового ситца»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок литературы и музыки.

Тема: Художественные символы народов мира. «В стране берёзового ситца».

Цели: 1) Познакомить учащихся с художественными символами народов мира, раскрыть значение образа русской березы в поэзии, живописи и музыке; показать яркий самобытный талант Сергея Есенина; формировать умения находить изобразительно-выразительные средства языка, определять их роль в текстах.

2) Совершенствовать чувство языка, навык выразительного чтения.

3) Воспитывать любовь к поэтическому слову, умение внимательно и вдумчиво относиться к слову при чтении стихотворных произведений, воспитывать чувство любви к отчизне, природе.

Ход урока

Без березы не мыслю России, -
так светла по-славянски она,
что, быть может, в столетья иные
от березы - вся Русь рождена.
Олег Шестинский

1. Психологическая установка. (Звучит песня «Во поле берёза стояла»)

2. Сообщение темы и целей урока. Сегодня на уроке литературы и МХК мы с вами совершим небольшое кругосветное путешествие и познакомимся с художественными символами народов мира, прогуляемся по «стране березового ситца», раскроем значение поэтического символа России в поэзии, живописи, музыке.

3. Изучение нового материала.

Учитель: На нашей планете более 250 стран, где проживает несколько тысяч различных народов, у каждого из которых существуют свои традиции и характерные особенности. Наверное, вам не раз приходилось слышать такие сочетания: «немецкая аккуратность», «французская галантность», «африканский темперамент», «холодность англичан», «вспыльчивость итальянцев», «гостеприимство грузин» и т. д. За каждым из них - характеристики и черты, сложившиеся у определён­ного народа на протяжении многих лет.

Ну, а в художественной культуре? Существуют ли в ней подобные устойчивые образы и черты? Безусловно. У каждого народа есть свои сим­волы, отразившие художественные представления о мире.

Представьте, вы приехали в незнакомую страну. Что, прежде всего, заинтересует вас? Конечно же, на каком языке здесь говорят? Какие дос­топримечательности покажут в первую очередь? Чему поклоняются и во что верят? Какие предания, мифы и легенды рассказывают? Как танцуют и поют? И многое, многое другое.

Что, к примеру, вам покажут, если вы посетите Египет?

Ученик: Древние пирамиды, считавшиеся одним из чудес света и давно уже став­шие художественным символом этой страны.

Ученик: На скалистом плоскогорье пустыни, отбрасывая на песок чёткие тени, вот уже более сорока веков стоят три громадных геометрических тела - безупречно правильные четырёхгранные пирамиды, гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Давно утрачена их первоначальная облицовка, разграблены по­гребальные камеры с саркофагами, но ни время, ни люди не смогли нару­шить их идеально устойчивую форму. Треугольники пирамид на фоне го­лубого неба виднеются отовсюду, как напоминание о Вечности.

Учитель: Если же вам предстоит встреча с Парижем, вы непременно захотите подняться на вершину знаменитой Эйфелевой башни, также ставшей ху­дожественным символом этого удивительного города. Что вам известно о ней?

Ученик: Построенная в 1889 году как украшение Всемирной выставки, она поначалу вызвала возму­щение и негодование парижан. Современники наперебой кричали:

«Мы протестуем против этой колонны, обитой листовым железом на болтах, против этой нелепой и вызывающей головокружение фабричной трубы, устанавливаемой во славу вандализма промышленных предприятий. Сооружение в самом центре Парижа этой беспо­лезной и чудовищной башни Эйфеля есть не что иное, как профанация...»

Интересно, что этот протест подписали очень известные деятели культуры: композитор Шарль Гуно, писатели Александр Дюма, Ги де Мопассан... Поэт Поль Верлен говорил, что эта «скелетообразная калан­ча долго не простоит», но его мрачному прогнозу не суждено сбыться. Эйфелева башня до сих пор стоит и являет собой чудо инженерной мысли.

Ученик: Кстати, по тем временам это было самое высокое сооружение в мире, его высота составляла 320 метров! Технические данные башни поражают и сегодня: пятнадцать тысяч металлических деталей, соединённых более чем двумя миллионами заклёпок, образуют своеобразное «железное кружево». Семь тысяч тонн покоится на четырёх опорах и оказывает на землю не больше давления, чем человек, сидящий на стуле. Её не раз собира­лись сносить, а она гордо возвышается над Парижем, предоставляя воз­можность полюбоваться достопримечательностями города с высоты пти­чьего полёта...

Учитель: А что является художественными символами США, Китая, России?

Ученик: Статуя Свободы для США, Императорский дворец «Запретный город» для Ки­тая, Кремль для России.

Учитель: Но есть у многих народов и свои особые, поэти­ческие символы. Расскажите об одном из них?

Ученик: Причудливо изогнутые ветви низкорослой вишни - сакуры - поэти­ческий символ Японии.

Если спросишь:

В чём душа

Островов Японии?

В аромате горных вишен

На заре.

Норинага (Перевод В. Сановича)

Учитель: Что же так привлекает в цветущей вишне японцев? Может быть, обилие белых и бледно-розовых лепестков сакуры на голых ветках, ещё не успевших покрыться зеленью?

Ученик: Красота цветов так быстро отцвела!

И прелесть юности была так быстротечна!

Напрасно жизнь прошла...

Смотрю на долгий дождь

И думаю: как в мире всё не вечно!

Комати (Перевод А. Глускиной)

Ученик: Поэта привлекают красота непосто­янства, хрупкость и мимолётность жизни. Быстро отцветает вишня и юность быстротечна.

Учитель: Какой художественный приём использует автор?

Ученик: Олицетворение. Цветок сакуры для поэта - это живое су­щество, способное испытывать те же чувства, что и человек.

Ученик:

Туман весенний, для чего ты скрыл

Цветы вишнёвые, что ныне облетают

На склонах гор?

Не только блеск нам мил, -

И увяданья миг достоин восхищенья!

Цураюки (Перевод В. Марковой)

Учитель: Прокомментируйте строки.

Ученик: Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от малейшего дуновения ветерка и застилают землю ещё не успев­шими завянуть цветами. Важен сам миг, недолговечность цветения. Имен­но в этом источник Красоты.

Учитель: Художественным поэтическим символом России стала белоствольная берёза.

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится!
А. Прокофьев.

Учитель: Наверное, никогда не перестанет русское сердце удивляться неожиданной и родной красоте привычной, кажется, березы. Уже в зрелом возрасте Игорь Грабарь говорил: "Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну только ее и писал".

Рассказ ученика о картине И. Грабаря "Февральская лазурь".

Писал свою "Февральскую лазурь" И. Грабарь зимой - весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна. "Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу". Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать "хоть десятую долю этой красоты".

Учитель: Ребята, не только Грабарь обращался к образу прекрасной березы, перед вами выставка работ художников, где героиней является это прекрасное дерево. Каким настроением дышат эти репродукции художников?

Что вы можете сказать о картинах художников?

Ученик: Жизнерадостны, полны света, береза в них одухотворена.

Ученик: Куинджи "Березовая роща" (1879 г.), - проникнута здоровым и жизнерадостным оптимизмом. Художник запечатлел ликующую, омытую дождем природу, находящуюся в своей лучшей, роскошнейшей летней поре. Оригинальна композиция картины, изумительна гармония ее чистых красок.

Учитель. Береза. Что же это за дерево?

"Береза - дерево с белой корой, твердой древесиной и сердцевидными листьями", - бесстрастно сообщает Толковый словарь русского языка.

Наверное, толковому словарю положено быть бесстрастным.

Но что касается русского языка, то, пожалуй, ни одно дерево не заслужило такого большого количества эпитетов, сравнений, ласкательных оборотов, не сопрягалось с такими восторженными словами, как береза. Это можно проследить в устном народном творчестве, а пуще всего - в русской поэзии, где береза поселилась давно, прочно и, кажется, навсегда.

Неповторимо красива и мила сердцу каждого есенинская «страна берёзового ситца». Страна, где часами можно бродить в сосновом бору, утопая в мягком ковре сизого мха. В стране, где растут высокие заросли можжевельника. А на болотных кочках рдеют ягоды клюквы и брусники. Страна, где таятся в лесной глуши таинственные озёра. Страна, где всё оживает вокруг. Мир природы наполнен не только красками, звуками, движением, но и одушевлён.

Ученик: С добрым утром

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Учитель: Какие образы вы увидели в стихотворении?

Ученик: Звезда, береза, крапива.

Учитель: С помощью каких изобразительно-выразительных средств создается образ березы?

Ученик: олицетворение (улыбнулись березки, растрепали косы), эпитеты (сонные березки, шелковые косы, серебряные росы), метафоры (росы горят, растрепали косы).

Учитель: Цветопись одна из характерных черт стихов Есенина. Какие цвета использует для описания берёзы? Для чего нужны «цветные детали»?

Ученик: Серебряный, зеленый, другие - перламутровый. «Цветные детали» помогают понять настроение поэта, обостряют чувства и мысли, выявляют их глубину.

Учитель: Каким настроением проникнуто стихотворение?

Ученик: Романтическим, приподнятым, радостным, взволнованным.

Учитель: В стихотворении " Зеленая прическа ". (1918 г.) очеловечивание облика березы в творчестве Есенина достигает полного развития.

Ученик: Чтение стихотворения

Учитель: О ком стихотворение? На кого похожа береза?

Ученик: Береза становится похожей на женщину.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Ученик: Трудно понять, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она человеку.

Учитель: С чем символизируется березка в русской поэзии?

Ученик: Это символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.

Учитель: В древних языческих обрядах она часто служила «майским деревом», символом весны. Есенин, при описании народных весенних праздников, упоминает березу в значении этого символа в стихотворениях " Троицыно утро…" (1914 г.) и " Зашумели над затоном тростники … " (1914 г.)

Учитель: О каком народном обычае идет речь в стихотворении «Зашумели над затонами тростники…»

Ученик: В стихотворении " Зашумели над затоном тростники " идет речь о важном и увлекательном действе семицко - троицкой недели - гадании на венках.

Погадала красна девица в семик.

Расплела волна венок из повилик.

Девушки плели венки и бросали их в реку. По далеко уплывшему, прибившемуся к берегу, остановившемуся или потонувшему венку, судили об ожидавшей их участи (дальнее или ближнее замужество, девичество, смерть суженого).

Ах, не выйти в жены девушке весной,

Запугал ее приметами лесной.

Учитель: Чем омрачена встреча весны?

Ученик: Радостная встреча весны омрачена предчувствием приближающейся смерти " на березке пообъедена кора". Дерево без коры погибает, а здесь ассоциация " березка - девушка ".

Учитель: С помощью каких образов усиливается мотив несчастья?

Ученик: Мотив несчастья усиливается использованием таких образов как " мыши", " ель", " саван".

Учитель: На стихи С. Есенина написано много песен и романсов. Звучат песня: "Отговорила роща золотая".

Учитель: Какие ассоциации возникают у лирическогогероя с образом осени?

Ученик: С образом осени поэт отождествляет пролетающих журавлей, «костёр рябины красной», падающие листья, желтую траву.

Учитель: Охарактеризуйте лирического героя?

Ученик: «Странник», роняющий грустные слова.

Учитель: О чём размышляет лирический герой, какие ассоциации можно выстроить?

Ученик: Лирический герой размышляет о прожитой жизни, «золотая роща», осень - символ уходящей молодости.

Учитель: Послушаем ещё одно стихотворение.

Ученик: «Не жалею, не зову, не плачу…»

Учитель: О чем размышляет лирический герой?

Ученик: Лирический герой размышляет о прожитой жизни, о молодости.

Учитель: "Яблонь дым" - цветение деревьев весной, когда все вокруг возрождается к новой жизни. С чем символизируется яблоня?

Ученик: " Яблоня ", " яблоки " - в народной поэзии это символ молодости - " молодильные яблоки ", а " дым " - символ зыбкости, мимолетности, призрачности.

Учитель: Что означают они в сочетании?

Ученик: В сочетании они означают мимолетность счастья, юности. К этому же значению примыкает и береза - символ весны.

Учитель: Что это за страна «березового ситца», о которой говорит поэт?

Ученик: "Страна березового ситца " - это " страна " детства, пора самого прекрасного.

Учитель: Недаром Есенин пишет " шляться босиком ", можно провести параллель с выражением " босоногое детство ".

Учитель: Каким настроением проникнуто стихотворение?

Ученик: Грустным.

Учитель: Какие цветовые эпитеты использует поэт в стихотворении?

Ученик: «белых яблонь, страна берёзового ситца, на розовом коне».

Учитель: Обратимся к последним строкам. Чем символично стихотворение?

Ученик: Перед нами символ скоротечности человеческой жизни. В основе символа лежит троп: «жизнь - пора цветения», увядание - приближение смерти. В природе все неизбежно возвращается, повторяется и заново зацветает. Человек, в отличие от природы, однократен, и его цикл, совпадая с природным, уже неповторим.

Учитель: С образом березы тесно переплетается и тема Родины. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России.

Береза

Белая береза

Под моим окном.

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Осыпает ветки

Новым серебром. 1913 г

Учитель. Белые березы трогают душу не только нашу, но и иностранцев. После посещения Москвы знаменитого футболиста Пеле спросили о том, что его больше поразило и понравилось в России. Он ответил: "Березы".

Учитель: Чем же является для русского человека березка?

Ученик: Это красавица русского леса, символ красоты, молодости, целомудренности, символ весны. Берёза - это наша родина

Ученик:

Без березы не мыслю России, -
так светла по-славянски она,
что, быть может, в столетья иные
от березы - вся Русь рождена.
Под березами пели, женили,
выбирали коней на торгах;
дорогих матерей хоронили

© 2010-2022