• Преподавателю
  • Музыка
  • Методические указания к открытому уроку «Развитие технических навыков игры на фортепиано на основе дифференцированного подхода»

Методические указания к открытому уроку «Развитие технических навыков игры на фортепиано на основе дифференцированного подхода»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Методические указания к открытому уроку

«Развитие технических навыков игры на фортепиано на основе дифференцированного подхода»


для преподавателей и студентов

дисциплины (фортепиано)

















Введение

Фортепианная техника - это сумма умений, навыков, приёмов игры на фортепиано, владея которыми учащийся сможет выполнить художественную задачу в изучаемом произведении и получить нужный звуковой результат. В процессе работы педагогам приходится обучать студентов, имеющих самые разные технические и музыкальные способности, разный уровень подготовки. Поэтому, развитие технических навыков является очень актуальной задачей в процессе обучения игре на фортепиано. Некоторые виды техники очень сложны и требуют специальной работы, чтобы хорошо ими овладеть. Эта работа начинается с первого знакомства с клавиатурой и продолжается весь период обучения.

Тема: Развитие технических навыков фортепианной игры на основе дифференцированного подхода

Цель занятия: формирование навыков владения разными видами фортепианной техники на примере гамм, аккордов, арпеджио

Задачи: овладение разными видами техники; приобретение навыков позиционной игры; работа над звукоизвлечением и аппликатурой

Вид урока: индивидуальный урок

Урок

Структура урока:

  1. Представление учащегося, не имеющего музыкальной подготовки.

  2. Процесс обучения мелкой и крупной технике.

  3. Освоение нотной грамоты.

  4. Освоение кварто-квинтового круга.

  5. Освоение музыкальных терминов.

Ход урока.

Гаммы До мажор, ля минор.

Методические указания к открытому уроку «Развитие технических навыков игры на фортепиано на основе дифференцированного подхода»

Учащийся играет гаммы сначала в 1 октаву, затем в 2 октавы, разбираем аппликатуру и позиционную игру. Внимательно контролируем силу и качество звучания в медленном темпе, обращаем внимание учащегося на то, чтобы каждый звук был ясным, достаточно насыщенным и с должной опорой. Добиваемся хорошего Legato. Обращаем внимание на целостность линии при исполнении. Следим за подкладыванием первого пальца при смене позиций кисти.

Аккорды

Учащийся играет аккорды с обращениями, разбираем аппликатуру.

Если у учащегося по своей физиологии маленькая рука, трезвучия играются 3-х звучные. Обращаем внимание на ровность и одновременность воспроизведения всех звуков, и выделение мелодического голоса в 5-м пальце правой и левой руки. Важно сосредотачивать вес руки на соответствующем пальце свободным погружением руки в клавиатуру. Аккорды дослушиваются до конца, все звуки снимаются одновременно.

Арпеджио

Студент играет короткие арпеджио. Обращаем внимание на правильную аппликатуру. Важно следить за единством линий, для этого необходимо объединяющее движение кисти от 1-го к 5-му пальцу, как бы постепенно собирая пальцы к концу мотива. Уделяем внимание опоре на первом звуке с помощью бокового движения руки.

Подведение итога урока - обобщающее повторение и закрепление изученного материала, анализ проделанной работы (проверка и оценка результата).

Задание к самостоятельной работе

Играть гаммы До мажор, ля минор, аккорды, арпеджио каждой рукой отдельно, отрабатывая приобретенные на уроке навыки исполнения различных способов артикуляции. Проработать позиционную аппликатуру. Для активизации пальцевого удара необходимо упражняться в медленном темпе высоко поднимая пальцы и сильно опускать их на клавиши. Важно чтобы работа проходила с активным слуховым контролем. Самостоятельно разобрать гаммы Соль мажор и ми минор.

Методические указания к открытому уроку «Развитие технических навыков игры на фортепиано на основе дифференцированного подхода»

Музыкальные термины

Темпы:
Очень медленные:

Largo (ларго) - широко
Lento (ленто) - протяжно
Adagio (адажио) - медленно
Grave (граве) - тяжело, важно

Медленные:
Larghetto (ларгетто) - несколько скорее, чем Largo
Andante (анданте) - не торопясь, спокойно
Sostenuto (состенуто) - сдержано

Умеренные:
Moderato (модерато) - умерено
Andantino (андантино) - несколько скорее, чем Andante
Allegretto (аллегретто) - несколько медленнее, чем Allegro

Быстрые:
Allegro (аллегро) - умерено
Andantino (андантино) - несколько скорее, чем Andante
Allegretto (аллегретто) - несколько медленнее, чем Allegro

Очень быстрые:
Allegro (аллегро) - скоро
Vivo (виво) - живо
Vivace (виваче) - живее
Presto (престо) - очень скоро

Дополнительные слова к обозначениям темпов:
Pui mosso (пйу моссо) - боле подвижно
Meno mosso (мено моссо) - менее подвижно
Non troppo (нон троппо) - не слишком
Molto (мольто) - очень
Assai (ассаи) - весьма, очень
Con moto (кон мотто) - с подвижностью
Accelerando (аччелерандо) - ускоряя
Ritenuto (ритенуто) - сдерживая
Rinerdando (ритердаедо) - запаздывая
Rallentando (раллентандо) - замедляя

Заключение

Изучение гамм, аккордов, арпеджио, этюдов, позволяет овладеть:

- основными формулами фортепианной техники;

- познакомиться с ладо-тональной системой;

- освоить кварто-квинтовый круг тональностей;

- познакомиться с основными аппликатурными формулами;

- выработать пальцевую чёткость, ровность, беглость.

Список литературы

Корыхалова Н. Играем гаммы. М., Музыка,1995

Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» М., Музыка.1971 Маккиннон Л. «Игра наизусть» М., Музыка. 1971 Мартинсен К. «Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли» М., 1966. Мартисон К. «Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано» М., Музыка. 1977. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» М., 1982.



© 2010-2022