- Преподавателю
- Музыка
- УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (фортепиано)
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (фортепиано)
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Квасова И.А. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа №1» г.Тайшет
Принято протоколом
педсовета
№_________________
от ____________200 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУДОД
ДМШ №1________________Ляшенко Г.А.
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(фортепиано)
Для 1-5 классов
по ОП «Инструментальное исполнительство»
Возраст учащихся 9-18 лет
Составитель:
Преподаватель МКОУ ДОД
ДМШ №1 г.Тайшета
Квасова И.А.
г. Тайшет
2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для занятий в 1-5 классах ДМШ по ОП «Инструментальное исполнительство» (специализация - фортепиано).
Данный вариант программы составлен на основе программы «Музыкальный инструмент (фортепиано) для ДМШ, музыкальных отделений ДШИ» Министерства культуры СССР (Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. Москва, 1991 г.).
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на развитие творческих возможностей ребенка, на приобретение навыков самостоятельного музицирования, на воспитание слушателя, любящего искусство, способного понять и оценить его.
Цель программы: организовать обучение таким образом, чтобы создать условия для разноуровневого подхода к воспитанию и обучению всех детей с одной стороны и обеспечить совершенствование процесса развития и воспитания наиболее способных учащихся, будущих профессионалов, с другой стороны. Представленная программа позволяет наиболее эффективно организовать учебный процесс в соответствии с требованиями, предъявляемыми современной педагогикой.
Задачи программы:
1. Образовательные:
-
приобретение навыков игры на инструменте;
-
мотивация учащихся к познавательной деятельности.
-
Развивающие:
-
развитие творческих способностей;
-
развитие любознательности и кругозора ребенка;
-
развитие эмоциональной сферы;
-
развитие умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания, умения самостоятельно и качественно выполнять домашние задания.
3. Воспитательные:
-
формирование духовной культуры и нравственности ребенка;
-
приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;
-
воспитание любви к музыке;
-
формирование высоких эстетических норм в отношениях с преподавателями и учениками;
-
воспитание самостоятельности.
Данная программа построена в соответствии с основными дидактическими принципами обучения: научности, наглядности, связи теории с практикой, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности.
Срок реализации программы составляет 5(6) лет.
Программа объединяет теоретический, практический, творческий, исполнительский и контрольно-итоговый учебный материал и предусматривает два этапа его освоения: первый - ученический (действие с подсказкой учителя), второй - алгоритмический (действие по памяти, выполнение домашних заданий).
В результате освоения программы ожидаются следующие результаты: развитие у учащихся стойкого интереса к музыке, любознательности, стремления к самостоятельному изучению музыкального наследия; воспитание творческой личности, способной к самосовершенствованию и профессиональному самоопределению; воспитание культурного слушателя и ценителя музыки; овладение исполнительскими навыками.
Программа предназначена для учащихся от 9 лет. Дети принимаются в школу искусств без специальной подготовки.
Учебный план.
Класс
1
2
3
4
5
6
Количество
часов
2
2
2
2
2
2
Общее количество часов делится на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся индивидуально, что позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, эмоционально-психологическую сферу. Индивидуальные уроки по классу фортепиано совершенствуют всестороннее и комплексное воспитание ученика. Преподаватель - основной воспитатель, именно он формирует и развивает эстетические воззрения и художественные вкусы ученика, приобщает его к миру музыки и обучает искусству исполнения на инструменте.
Урок - традиционная форма организации учебного процесса, но возможно использование и нетрадиционных форм: лекция-концерт, концерт для родителей, участие в фестивалях. Для достижения поставленных целей используются различные методы обучения: словесный (рассказ, беседа, объяснение), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Игра на инструменте - это главное в процессе обучения, и теоретический материал идет параллельно и очень тесно переплетается с практикой. Творческие задания (подбор по слуху, сочинение различных мелодий, чтение нот с листа) раскрывают художественные способности учащихся. Концерты пропагандируют игру на фортепиано и помогают учащимся научиться держаться на сцене.
Контроль и учет успеваемости.
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия преподавателем, ведущим предмет. Промежуточный контроль производится в виде контрольных уроков, академических концертов, технических зачетов, прослушиваний выпускников. Технический зачет проводится 2 раз в год с целью выявления технического продвижения учащихся и проходит в присутствии комиссии, состоящей из преподавателей отделения. Технический зачет проводится среди учащихся 2,3,4,4 классов. Школьные академические концерты проводятся 2 раза в год и носят открытый характер. За учебный год педагог обязан подготовить с учеником 3-4 произведения, различных по жанру и форме (полифония, сонатная форма, пьеса, этюд) для показа на академическом концерте. Продвинутым, а также профессионально ориентированным учащимся рекомендуется большее количество выступлений; количество произведений при этом не ограничивается. Участие в отборочных прослушиваниях, конкурсах, фестивалях, концертах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте. Прослушивания выпускников проводятся 3 раза в год (декабрь, февраль, март) и предполагают исполнение произведений выпускной программы.
Итоговая аттестация производится в виде экзамена. На выпускной экзамен выносятся 4 произведения различных жанров и форм. Экзаменационные программы для поступающих в профессиональные учебные заведения составляются с учетом требований этих заведений.
№ п/п
форма проведения
Что исполняется
класс
срок
1.
Технический зачет
Этюд, две гаммы, аккорды, арпеджио.
Знание терминов.
2-4 (по 5)
Ноябрь
март
2.
Академический концерт
Полифоническое произведение,
пьеса
2-4 (по 5)
декабрь
3.
Академический концерт
Сонатная форма,
2 разнохарактерных пьесы
2-4 (по 5)
май
4.
2 разнохарактерных пьесы,
этюд
1
май
5.
1-ое прослушивание выпускников
2 произведения
5(по 5)
декабрь
6.
2-ое прослушивание выпускников
3 произведения
5(по 5)
февраль
7.
3-е прослушивание выпускников
Исполнение всей
программы
5(по 5)
март
8.
Выпускной экзамен
по специальности
Крупная форма,
полифоническое произведение,
пьеса, этюд
5(по 5)
май
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
-
оценка годовой работы ученика,
-
оценка на академическом концерте или экзамене,
-
другие выступления ученика в течение учебного года.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый класс (2 часа в неделю)
1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 20-30 музыкальных произведений:
- народные песни;
- пьесы песенного и танцевального характера;
- пьесы с элементами полифонии;
- этюды;
- а также легкие сонатины и вариации
(уровень трудности 1-2 класса семилетнего обучения).
2. Подбор по слуху, игра от разных звуков песенных попевок, а затем - песен типа «Перепелочка»; простейшие упражнения в чтении нот с листа.
3. Мажорные гаммы (3-4 по выбору) в две октавы каждой рукой отдельно в противоположном движении двумя руками, тонические трезвучия с обращениями каждой рукой отдельно в пройденных гаммах.
Результат первого года обучения:
Учащийся должен овладеть основами музыкальной грамоты, основными постановочными элементами рук на клавиатуре, первоначальными навыками звукоизвлечения, правильной посадкой за инструментом.
Учащийся должен освоить навыки игры non legato и legato в пятипальцевой позиции и с подкладыванием 1-го пальца, различные ритмические рисунки.
Формируются навыки слухового контроля и интонационного слышания, ансамблевой игры несложных пьес.
Учащийся получает первые опыты выступления, развивает умение психологически настраиваться перед выступлением на эстраде.
Учащиеся 1-го класса представляют на академический концерт в мае:
1.Две разнохарактерные пьесы;
2.Этюд.
Продвинутым учащимся 1-го класса можно рекомендовать для исполнения:
1.Крупная форма (соната, вариации, рондо);
2.Две разнохарактерные пьесы.
Программы академических концертов
1. Гнесина Е. Маленькие этюды: № 11.
Литовко Ю. Пастушок (канон).
Осокин М. Вечерняя гармония.
2. Кригер И. Менуэт ля минор.
Бетховен Л. Сонатина Соль-мажор.
Украинская нар. Песня «Ой лопнул обруч»
Второй класс(2 часа в неделю)
1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 14-18 различных музыкальных произведений в разной степени готовности:
- 2-3 полифонических произведения;
- 2 произведения крупной формы;
- 5-6 пьес;
- 6-8 этюдов
(уровень трудности 2-3 класса семилетнего обучения ).
2. Чтение с листа пьес (уровня трудности 1 класса). Игра в ансамбле. Подбор по слуху мелодий с использованием на опорных звуках простейшего аккордового сопровождения.
3. Мажорные гаммы До, Соль, Ре, Ля, Фа в прямом движении; в противоположном движении - гаммы с симметричной аппликатурой; минорные гаммы (натуральные, гармонические, мелодические) ля, ми, ре - в прямом движении двумя руками в две октавы; хроматические гаммы каждой рукой отдельно; тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука двумя руками, короткие арпеджио по 4 звука каждой рукой отдельно в пройденных тональностях.
Результат второго года обучения:
Учащийся должен освоить новые аппликатурные формулы, разновесовую игру в пьесах с развитой линией аккомпанемента; продолжается накопление двигательных навыков, навыков педализации. Развивается навык самостоятельной работы - самостоятельное выучивание несложных произведений.
На первый академический концерт (декабрь) выносятся:
1.Полифоническое произведение;
2.Пьеса.
На второй академический концерт (май) выносятся:
1.Сонатная форма;
2.2 разнохарактерные пьесы.
Технический зачет (февраль): одна мажорная, одна минорная гаммы; чтение с листа, знание музыкальной терминологии.
Программы академических концертов
1. Пёрселл Г. Ария ре минор.
Хромушин О. Кукольный вальс.
2. Гедике А. Соч. 36 Сонатина До мажор.
Чайковский П. Соч. 39. Детский альбом: Старинная французская песенка.
Хиндемит П. Марш
Третий класс(2 часа в неделю)
1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-16 различных музыкальных произведений в разной степени готовности:
- 2 полифонических произведения;
- 1-2 произведения крупной формы;
- 5-6 пьес;
- 6-8 этюдов
(уровень трудности 3-4 класса семилетнего обучения ).
2. Чтение с листа (уровень трудности примерно на два класса ниже изучаемых учеником), дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле. Подбор знакомых мелодий с гармоническим оформлением.
3. Мажорные гаммы до 4 знаков включительно в прямом движении (в противоположном - гаммы с симметричной аппликатурой) в четыре октавы, минорные гаммы трех видов ля, ми, ре, соль - в прямом движении от 2-3 клавиш, в противоположном - от ре и соль-диез, простейшие кадансы ко всем пройденным гаммам; тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука, арпеджио короткие двумя руками, арпеджио длинные каждой рукой отдельно от белых клавиш.
Результаты третьего года обучения:
Формирование навыков взаимодействия слуховых и двигательных представлений ученика.
Продолжается работа по совершенствованию игрового аппарата, увеличению беглости пальцев.
Вырабатывается умение переходить от состояния рабочего тонуса мышц к их расслаблению и наоборот.
Развиваются навыки разновесовой игры, полифонического слышания, педализации.
Посещение концертов (необходимость расширять музыкальный кругозор).
На первый академический концерт (декабрь) выносятся:
1.Полифоническое произведение;
2.Пьеса.
На второй академический концерт (май) выносятся:
1.Сонатная форма;
2.2 разнохарактерные пьесы.
Технический зачет (февраль): одна мажорная, одна минорная гаммы; чтение с листа, знание музыкальной терминологии.
Программы академических концертов
1. Бах И.С. Менуэт-трио соль минор.
Шуман Р. Соч. 68. Альбом для юношества: «Веселый крестьянин».
2. Зиринг В. Сонатина Соль-мажор.
Мелартин Э. Утро.
Ладухин Н. «Интермеццо»
Четвертый класс (2 часа в неделю)
1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 13-17 различных произведений в разной степени готовности:
- 2 полифонических произведения;
- 1-2 произведения крупной формы;
- 5-6 пьес;
- 6-8 этюдов.
(уровень трудности 4-5 класса семилетнего обучения )
2. См. соответствующий пункт требований 3 класса.
3. Мажорные и минорные гаммы до 4 знаков включительно в четыре октавы. Арпеджио короткие и длинные двумя руками, тонические трезвучия с обращениями по три или четыре звука, доминантсептаккорд - построение и разрешение, арпеджио длинные каждой рукой отдельно от белых клавиш; хроматические гаммы в прямом движении от белых клавиш, в противоположном движении - от ре и соль-диез; простейшие кадансы к пройденным тональностям.
Результат четвертого года обучения:
Продолжается развитие беглости пальцев на основе изучения различных технических формул.
Развитие навыков разновесовой игры в партии одной руки, полифонического мышления и слышания, навыков педализации.
В работе над музыкальным произведением акцентируется внимание на осознанном художественном исполнении.
На первый академический концерт (декабрь) выносятся:
1.Полифоническое произведение;
2.Пьеса.
На второй академический концерт (май) выносятся:
1.Сонатная форма;
2.2 разнохарактерные пьесы.
Технический зачет (февраль): одна мажорная, одна минорная гаммы; чтение с листа, знание музыкальной терминологии.
Программы академических концертов
1. Циполи Д. Фугетта ми минор.
Барток Б. Вечер в деревне.
2. Шуман Р. Детская сонатина, ч. I.
Полунин Ю. Маленький вальс.
Жиганов Н. «Танец мальчиков»
Пятый класс (2 часа в неделю)
1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-9 различных музыкальных произведений:
- 2 полифоническое произведение;
- 1-2 произведение крупной формы;
- 3-4 пьесы;
- 6-8 этюдов.
(уровень трудности 5-6 класса семилетнего обучения).
2. Закрепление навыков по чтению с листа, подбор по слуху.
3. Гаммы повторять в объеме требований для 4 класса.
Результат пятого года обучения:
Подготовка учащегося для сдачи выпускного экзамена, на котором он демонстрирует навыки, приобретенные в течение пятилетнего курса обучения.
Подготовка музыканта-любителя, умеющего читать с листа, самостоятельно выучить текст незнакомого музыкального произведения, исполнить несложный аккомпанемент.
Выпускник музыкальной школы как носитель определенной музыкальной культуры способен привлечь к музыкальному искусству своих сверстников.
Подготовка к поступлению в музыкальный колледж, главным образом на дирижерско-хоровое отделение.
Учащиеся 5 класса на выпускном экзамене в мае играют 4 произведения: крупная форма, полифоническое произведение, пьеса, этюд.
Примерные экзаменационные программы
1. Бах И.С. Французская сюита № 2 до минор: Сарабанда.
Лешгорн А. Соч. 66 этюд № 9.
Ботяров Е. Сонатина ля минор.
Якушевич И. Первое знакомство (джазовый вальс).
2. Гендель Г. Чакона ре минор.
Бертини А. Соч. 27 этюд № 7.
Гайдн Й. Соната-партита До-мажор I ч.
Чайковский П. Соч. 39 Детский альбом: Утреннее размышление.
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Уроки проводятся в классе, оборудованном для занятий. В классе должен быть инструмент, учебники и методические пособия.
Теоретический материал не должен стать самоцелью. Знания, полученные на уроке, должны стать основой для применения их самостоятельно на практике. Репертуар подбирается преподавателем индивидуально и фиксируется в индивидуальном плане ученика. В работе над репертуаром преподаватель добивается различной степени завершенности исполнения: одни произведения звучат на концертах, другие - для показа в классе, третьи - с целью ознакомления.
Необходимым условием для успешного обучения на фортепиано является правильная постановка игрового аппарата.
В программе по классу фортепиано предусматривается исполнение ансамблей и аккомпанемента. Навыки ансамблевого исполнения необходимо прививать ученикам с первых лет обучения, подготавливая их тем самым к работе в качестве концертмейстера, к различным формам ансамблевого музицирования.
Виды учебной деятельности разнообразны: работа под руководством учителя и самостоятельная работа.
В индивидуальном плане ученика фиксируются все произведения, выученные в классе и дома, исполненные на экзаменах, концертах, технических зачетах. Ставится оценка, подпись педагога и членов комиссии. В конце каждого года пишется краткая характеристика, где отмечается техническое и эмоциональное развитие ученика.
Рекомендуется начиная с 3-го класса включать в работу произведения на 2 класса ниже по сложности с целью их самостоятельного выучивания учащимися. Целесообразно выносить эту форму работы на классные собрания.
Психологическое обеспечение программы
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
-
создание комфортной, доброжелательной обстановки на уроках;
-
пробуждение творческого воображения и стремление к практическому применению знаний;
-
индивидуальные занятия по классу фортепиано дают возможность ярче раскрыть способности и возможности ученика;
-
индивидуальный подбор программы (по техническим и эмоциональным возможностям ученика);
-
постоянный контакт с родителями.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ НОТНАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Nostalgie. Сборник переложений популярных зарубежных мелодий. Вып. 1-4. СПб, 1998.
-
Агафонников. Музыкальные игры. (27 пьес для начинающих пианистов).
-
Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ. Ростов-на-Дону, 2002.
-
Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыке. СПб., 1999.
-
Ансамбли для фортепиано. (1-3 кл.) / Сост. М.Иванова. СПб, 1997.
-
Ансамбли для фортепиано. (4-7 кл.) / Сост. М.Иванова. СПб, 1994.
-
Баневич С. Русалочка. Альбом фортепианных пьес и ансамблей. СПб, 1996.
-
Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Л., 1988.
-
Джоплин С. Рэгтаймы для фортепиано. Будапешт, 1986.
-
Дунаевский И. Веселый ветер. (Ансамбли для фортепиано). СПб., 2000.
-
Играем джаз. (Детский музыкальный альбом). СПб, 1994.
-
Малыш за роялем. Учебное пособие. М., 1989.
-
Музыкальная мозаика. Фортепиано. 1-7 классы ДМШ. Ростов-на-Дону, 1998.
-
Музыкальные ступени. Учебное пособие для начинающих. / Сост. Т.Видякина. Новосибирск, 2001.
-
Музыкальный зоопарк. Фортепианный альбом. Новосибирск, 1997.
-
Музыкальный иллюзион. Музыка из к/ф прошлых лет. М., 1990.
-
Первые шаги маленького пианиста. / Сост. Г.Баранова, А.Четвертухина. М., 1997.
-
Путешествие в мир музыки. (Песни, романсы в переложении для фортепиано). М., 1990.
-
Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов для фортепиано. Вып. 1-4. Л., 1990.
-
Сборник пьес для фортепиано (1-7 классы ДМШ). Ростов-на-Дону, 2000.
-
Соколова Н. Ребенок за роялем. М., 1993.
-
Тик-так. Ансамбли малышам. Новосибирск, 2000.
-
Улыбка. Мелодии из мультфильмов в легкой обработке для фортепиано. Л., 1991.
-
Хромушин О. В джазе только дети. (Этюды для начинающих). СПб., 2001.
-
Хромушин О. Десять пьес для начинающих джазменов (фортепиано). СПб., 2001.
-
Цветы Франции. Пьесы французских композиторов для детей. СПб, 1998.
-
Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. (Фортепиано). М., 1992.
-
Чернова В. Музыкальная метроритмическая азбука. Новосибирск, 1999.
-
Школа-самоучитель игры на фортепиано. (Учебно-методическое пособие) / Сост. Катанский М. М., 2001.
-
Шмитц. Джаз-парнас. III ч. Лейпциг, 1980.
-
Шпиндлер Ф. Альбом для юношества. Новосибирск, 1999.
-
Этюды для младших классов. / Сост. Иванова М.И.
-
Юному пианисту. Учебное пособие для 1-4 классов. / Сост. С.Митина, В.Митин. Новосибирск, 1997.
-
Nostalgie. Сборник переложений популярных зарубежных мелодий. Вып. 1-4. СПб, 1998.
-
Агафонников. Музыкальные игры. (27 пьес для начинающих пианистов).
-
Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ. Ростов-на-Дону, 2002.
-
Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыке. СПб., 1999.
-
Ансамбли для фортепиано. (1-3 кл.) / Сост. М.Иванова. СПб, 1997.
-
Ансамбли для фортепиано. (4-7 кл.) / Сост. М.Иванова. СПб, 1994.
-
Баневич С. Русалочка. Альбом фортепианных пьес и ансамблей. СПб, 1996.
-
Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Л., 1988.
-
Джоплин С. Рэгтаймы для фортепиано. Будапешт, 1986.
-
Дунаевский И. Веселый ветер. (Ансамбли для фортепиано). СПб., 2000.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3-е .-зд. М., 1978.
-
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М., 1935.
-
Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. -Л., 1974.
-
Баренбойм Л. Путь к музицированию. - М., 1973.
-
Бирман Л. О художественной технике пианиста.-М., 1973.
-
Вопросы фортепианной педагогики: Сб. статей/ Под общ. ред. В. Натансона. Вып. I-IV.- М., 1963, 1967, 1971, 1976.
-
Коган Г. Вопросы пианизма. Избр. статьи. М., 1968.
-
Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. М., 1965.
-
Кременштейн Б. Педагогика Г.Г. Нейгауза. М., 1984.
-
Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982.
-
Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника.- М., 1966.
-
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. -М., 1961.
-
О работе над музыкальным произведением: Из беседы проф. Гутмана Т.Д. с педагогами ДМШ. Центральный Метод. кабинет по детскому и художественному образованию.- М., 1970.
-
Светозарова Н., Кременштейн Б. педализация в процессе обучения игре на фортепиано.- М., 1963.
-
Тургенева Э. Ш. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано. Центр. Метод. кабинет по детскому музыкальному и художественному образованию. -М., 1970.
-
Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога.- М., 1975.
-
Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., 1965.
-
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.
-
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М., 1959.
-
Щапов Л. Некоторые вопросы фортепианной техники. М., 1968.
-
Щапов А. Фортепианная педагогика. М., 1960.