Методические рекомендации по обучению нотам и их записям

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ноты и их запись

Музыкальные звуки записываются при помощи нот. Нотные знаки(ноты) состоят из следующих частей: 1 - флажок, 2 - штиль, 3 - головка. В зависимости от длительности ноты, головка может быть пустой или закрашенной, флажков(хвостов) может быть несколько, штиль и хвосты могут отсутствовать. Расположение головки ноты относительно линеек нотоносца, определяет высоту звука, а взаимное расположение нот - порядок их исполнения.

Методические рекомендации по обучению нотам и их записям.

Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположенных случаях - вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.

Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами(перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.

Методические рекомендации по обучению нотам и их записям.

Интервалы и трезвучия - две или три ноты, извлекаемые одновременно; записываются одна над другой. Если в записи присутствует только две ноты, то верхняя относится к первой струне, а нижняя - ко второй и третьей(чаще всего обе эти струны зажимаются большим пальцем).

Методические рекомендации по обучению нотам и их записям.

Ноты располагаются на линейке из пяти параллельных линий, называемой нотным станом (нотоносцем). Положение символа ноты на нотоносце определяет высоту обозначаемого звука и порядок исполнения звуков. Если высота звука ноты не попадает на линии нотоносца, для расширения нотного стана используют добавочные линии.

Методические рекомендации по обучению нотам и их записям.

В каждой октаве содержится 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ноты, расстояние между которыми кратно октаве, называются одинаково. В латинской системе ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита: C, D, E, F, G, A, H.

Методические рекомендации по обучению нотам и их записям.

Самая низкая нота, доступная для балалайки в академическом строе - ми первой октавы (на нижней линии нотного стана).

Скрипичный ключ

Первый символ на нотном стане - ключ. Ключ определяет диапазон высот нотоносца, на котором он размещён. Для записи нот для балалайки чаще всего используется ключ «соль» (центр спирали определяет линию или промежуток, на которой помещается нота «соль» первой октавы). На рисунке ключ помещает ноту соль первой октавы на вторую линию снизу. Размещённый таким образом ключ называется скрипичным.

Методические рекомендации по обучению нотам и их записям.

Альтерация

Символы альтерации изменяют высоту ноты, на которую воздействуют. Случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке. Основные символы альтерации приведены в таблице.

Обозначение

Название и действие

Методические рекомендации по обучению нотам и их записям.

Диез
Повышает высоту ноты на один полутон.

Методические рекомендации по обучению нотам и их записям.

Дубль-диез
Повышает высоту ноты на два хроматических полутона.

Методические рекомендации по обучению нотам и их записям.

Бемоль
Понижает высоту ноты на один полутон.

Методические рекомендации по обучению нотам и их записям.

Дубль-бемоль
Понижает высоту ноты на два хроматических полутона.

Методические рекомендации по обучению нотам и их записям.

Бекар
Отменяет действие любого другого символа альтерации.

Знаки альтерации стоящие сразу за скрипичным ключем называют ключевыми. Они действуют на все одноимённые ноты нотоносца, например, ключевой диез, стоящий на линейке с нотой «фа» будет означать, что все ноты «фа» во всех тактах и октавах при исполнении должны быть повышены на полтона. Ключевые знаки альтерации применяются для задания тональности. Поэтому ключевые знаки альтерации могут появляться только в определённом порядке, в соответствии с кварто-квинтовым кругом тональностей.

Методические рекомендации по обучению нотам и их записям.

Бемольные тональности
В таком порядке появляются ключевые бемоли при записи в скрипичном ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

Методические рекомендации по обучению нотам и их записям.

Диезные тональности
В таком порядке появляются ключевые диезы при записи в скрипичном ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Таким образом, точная высота обозначаемого звука определяется исходя из положения ноты на нотном стане с учётом ключей и знаков альтерации.

Размер такта

Музыкальное произведение, как правило, делится на фрагменты одинаковой длительности, называемые тактами. Такт разделён на доли, их количество и длительность определяют размер такта, который, в свою очередь, задаёт метр всего произведения. Размер такта обозначается дробью, стоящей после скрипичного ключа и ключевых знаков альтерации(если таковые имеются). Верхнее число (числитель) задаёт количество долей в такте, а число снизу (знаменатель) - длительность одной доли (например, число 4 снизу будет означать длительность доли, равную четвёртной ноте).
Между собой такты разделяются тактовой чертой(вертикальной чертой, соединяющей верхнюю и нижнюю полосы нотного стана).

Методические рекомендации по обучению нотам и их записям.

Артикуляция

Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков.

Обозначение

Название и исполнение

Методические рекомендации по обучению нотам и их записям.

Акцент
Нота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот. Обозначение акцента может располагаться не только сверху нотного стана над нотой, но и снизу.

Методические рекомендации по обучению нотам и их записям.

Натуральный флажолет

Методические рекомендации по обучению нотам и их записям.

Фермата
Длительность ноты или созвучия оставляется на усмотрение исполнителя. Обычно символ ферматы применяется для указания паузы между частями пьесы.

Методические рекомендации по обучению нотам и их записям.

Стоккато
Коротко, отрывисто. Обозначение того, что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину).

Методические рекомендации по обучению нотам и их записям.

Пиццикато левой рукой
Нота, исполняемая щипком пальца левой руки.

Кроме нот и нотоносца применяется множество дополнительных символов, позволяющих обозначить размер произведения, тональность, темп, ритмический рисунок, а также сокращенно записать распространённые приёмы, передачу характера и уровня громкости произведения, особенности артикуляции и многое другое.



© 2010-2022