• Преподавателю
  • Музыка
  • Доклад на тему: Реализация игровых технологий на уроках музыкально-теоретических дисциплин

Доклад на тему: Реализация игровых технологий на уроках музыкально-теоретических дисциплин

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Татарская гимназия с отделением искусств» г.Белебея РБ















Доклад на тему:


«Реализация игровых технологий на уроках музыкально-теоретических дисциплин»










Подготовила учитель музыки:

Ахметова Г.Р.















2015год.

«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Итак, по определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Функции игры - это её разнообразная полезность.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

  • коммуникативную: освоение диалектики общения;

  • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

В современной школе, в учебном процессе, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • как технологии внеклассной работы.

Педагогический процесс организуется в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

На уроках сольфеджио и музыкальной литературы я все чаще стала применять музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Мною используются разнообразные формы игр. Это приспособленные к учебным заданиям настольные игры, такие как музыкальное лото, ритмическое домино, ребусы, шарады, чайнворды, кроссворды загадки и разнообразные конкурсы.

«Музыкальное домино» может быть использовано как дополнительный игровой материал для развития музыкальных способностей учащихся на уроках сольфеджио. В этой настольной игре действует принцип домино - игры состоящей из 28 «костяшек» - карточек, на которых изображены длительности, ритмические группы, ступени лада или ноты.

«Музыкальное лото» - использую шесть больших карт по 6 картинок в каждой и 24 маленьких карточек с одной картинкой. В лото могут играть от 1 до 4 человек. Перед детьми лежат большие карточки. Стопка с маленькими карточками находится у ведущего обратной стороной вверх. Ведущий достает из колоды по одной карточке, называет ее вслух (или просит назвать ее детей), а дети ищут, у кого есть такая же картинка. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на своих больших картах маленькими. Эту игру можно использовать на итоговых занятиях

Доклад на тему: Реализация игровых технологий на уроках музыкально-теоретических дисциплинДоклад на тему: Реализация игровых технологий на уроках музыкально-теоретических дисциплинДоклад на тему: Реализация игровых технологий на уроках музыкально-теоретических дисциплин

Доклад на тему: Реализация игровых технологий на уроках музыкально-теоретических дисциплинДоклад на тему: Реализация игровых технологий на уроках музыкально-теоретических дисциплинДоклад на тему: Реализация игровых технологий на уроках музыкально-теоретических дисциплин

С большим желанием дети участвуют в работе с ребусами, шарадами, загадками, несложными кроссвордами. Это все не только закрепляет полученные детьми знания, но и расширяет их общий кругозор, ибо здесь дети знакомятся как с нотной терминологией, так и расширяют знания, пополняют их новыми сведениями из области музыки.

Интересными приемами является использование:

вопросов-ответов: педагог задает "ритмический вопрос", ученики коллективно ищут "ритмический ответ".

пения примера "вслух" и "про себя" в виде цепочки. Начинает, например, учитель вслух, ученики тоже делают "про себя" и по указанию учителя включаются в пение вслух.

Викторина

1.

Как называется первая ступень гаммы?

Тоника

2.

Как называется расстояние между двумя звуками?

Интервал

3.

Переведите на итальянский язык слово «тихо».

Пиано

4.

Кто из композиторов в 6-летнем возрасте объездил всю Европу с концертами?

Моцарт

5.

Переведите на итальянский язык слово «громко».

Форте

6.

Назовите устойчивые ступени.

I III V

7.

Посчитайте по-итальянски от 1 до 4

Прима, секунда, терция, кварта

8.

Кто из композиторов потерял способность слышать из-за болезни?

Бетховен

9.

Назовите неустойчивые ступени.

II IV VI VII

10.

Посчитайте по-итальянски от 5 до 8

Квинта, секста, септима, октава

11.

Назовите знак альтерации, который повышает звук на 0,5 тона

Диез

12.

Назовите второе имя скрипичного ключа

Соль

13.

Назовите знак альтерации, который понижает звук на 0,5 тона

Бемоль

14.

Назовите второе имя басового ключа

Фа

15.

Знак, отменяющий диез и бемоль

Бекар

Доклад на тему: Реализация игровых технологий на уроках музыкально-теоретических дисциплин

Вопросы к кроссворду:

  1. Музыкальный инструмент с двумя клавиатурами. (баян)

  2. Музыкальный инструмент в форме стола на трех ножках. (рояль)

  3. Музыкальный инструмент с грифом и шестью (может быть, с семью) струнами. (гитара)

  4. Звучит веселая, праздничная...(песня)

ЗАГАДКИ И ШАРАДЫ

♫ На листочке, на страничке -

То ли точки, то ли птички.

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки. (Ноты.)

♫ Проверяют звук и тон

Инструментом ... (Камертон.)

♫Треугольная доска,

А на ней три волоска.

Волосок - тонкий,

Голосок - звонкий. (Балалайка.)

♫Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент -

Самый русский инструмент. (Балалайка.)

♫Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня? ... (Рояль.)

♫Чем похоже пианино

На бегущую машину?

Есть у них одна деталь

Под названием ... (Педаль.)

(И. Агеева)

Рассмотрим игры, которые можно использовать на уроках музыкальной литературы.

Они нравятся детям вызывают у них неизменный интерес, проводятся весело и заинтересованно. Позволяют в живой и непосредственной форме развивать навыки самостоятельного мышления и творческих способностей, расширять кругозор.

Предлагаемый материал можно использовать на итоговых уроков по музыкальной литературе. Каждый из блоков урока направлен на выявление тех или иных признаков успешной учебной деятельности. Задания предполагают сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной форм работы в устном и письменном виде. Рассмотрим некоторые из них.

I. Теоретическая разминка.

Вниманию учащихся представлен ряд вопросов (10-15), определяющих усвоение музыкально-теоретического материала и служащие средством психологической раскованности детей. Очень важен характер вопросов, они должны иметь высокий уровень «информативности», и в то же время быть короткими (т.е. рассчитанные на короткий ответ). Некоторые вопросы сформулированы в занимательной форме и требуют определенной смекалки.

Примерный ряд вопросов.

1. Кто из русских композиторов известен еще и как ученый-химик, автор более сорока научных трудов?

2. Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом?

3. Какая опера М.И.Глинки, написанная по мотивам сказки А.С.Пушкина, действие которой происходит в Киевской Руси?

4. Какая страна гордится музыкальными произведениями своего национального композитора Э.Грига?

5. Каким инструментом владел Садко, герой известной сказки?

6. В оркестре народных инструментов этот инструмент выполняет ту же роль, что и скрипка в симфоническом. О каком инструменте идет речь?

7. Как называется вступление к опере?

8. Как называется балет С.С.Прокофьева написанный по одноименной сказке Ш.Перро?

II. Работа в команде.

Учащиеся делятся на две группы, каждая команда получает конверт с заданием. Серия предложенных вопросов определяет знание музыкально-теоретических терминов, творческого наследия композиторов, музыкального материала. Именно этот блок в большей мере указывает и на необходимость межпредметных связей не только дисциплин курса музыкальной, но и образовательной школ. Например, для выполнения данных заданий необходимы навыки: интонирования и слухового анализа, владение фортепиано, знание исторических дат, литературных произведений.

1 .Правильно сгруппировать (по элементам музыкальной речи, по группам инструментов и т.д.).

2.Установить возможные логические связи:

Дирижер

духовой гусли

гармонь песня

домра оркестр

певец полифония

Хор орган

гитара

3. Соотнести с именем композитора портрет;


  • фрагмент его биографии;

  • фрагмент истории создания произведения;

  • фрагмент самого произведения (исполнить сольфеджируя или на инструменте)

4. Выбрать среди рисунков музыкальных инструментов те, которые изображают:

  • духовые;

  • струнные;

  • ударные;

  • русские народные инструменты;

  • инструменты симфонического оркестра и т.д.

III. Музыкальная викторина.

Это задание позволяет оценить долгосрочную музыкально-слуховую память учащихся, знание произведений предусмотренных программой. По каждому номеру выставляется определенный балл, учитывается полнота ответа. По возможности номера представлены в видео и аудио воспроизведении.

IV. Кругозор.

Это завершающий этап урока и не требующий обязательной привязки к теме урока. Это блок, позволяющий выявить музыкальный кругозор и глубину знаний по истории и теории музыки.

Примерный перечень вопросов.

1. Название Международного телевизионного конкурса юных музыкантов. («Щелкунчик»).

2. Русский балалаечник-виртуоз, создатель первого отечественного оркестра народных инструментов. (Андреев Василий Васильевич)

3. С 1958 года молодые музыканты разных стран собираются в Москву на Международный конкурс имени... (П.И. Чайковского)

А сколько ещё интересных игровых форм можно использовать на уроках: музыкальные эстафеты и весёлые старты, игры сюрпризы и аукционы, музыкальные маскарады и карнавалы…

Таким образом, игра, способствует выполнению важных психологических и методических задач: развитие интереса, увлечённости и любви ребёнка к музыкальному искусству; умение размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание; умение применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, к музыке звучащей вокруг. Через игру у детей воспитывается художественный вкус.

© 2010-2022