- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока по музыке Музыка в народном стиле
Конспект урока по музыке Музыка в народном стиле
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Соколова Л.А. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТИХАЯ МОЯ РОДИНА
Т е м а : МУЗЫКА В НАРОДНОМ СТИЛЕ (экскурс в мир плясовых мелодий)
Цел ь: углубить знания детей о мире русской культуры с помощью народной и композиторской музыки.
Задачи: воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине средствами народной и композиторской музыки, исполнительской и слушательской культуры; развивать вокальные навыки средствами ладовой сольмизации, чувство метроритма в системе ритмической работы, навыки устной речи, памяти, логического мышления, внимания; знакомить с музыкой в народном стиле, созданной П. И. Чайковским; сравнивать авторскую музыку с плясовой с целью нахождения точек соприкосновения и общего начала, с навыком ритмической работы в ансамбле.
Музыкальный материал к уроку: «Светит месяц» (русская народная плясовая), «Камаринская» (из «Детского альбома» П. И. Чайковского).
Ход урока
Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем разговор о русской народной музыке и инструментах. Вспомните строки из стихотворения Г. Серебрякова «Ты откуда, русская, зародилась музыка?..» Что автор говорит о появлении музыкальных инструментов на Руси? («Пролетелиутки -уронили дудки. Пролетели гуси -уронили гусли».)
- Совершенно верно. А что говорит автор о появлении песни на Руси? (Говорит, что с песней на Руси родились.)
- Верно. И наша с вами сегодняшняя задача - убедиться в этом. Вспомним, как называются две разновидности русского танца, известные вам. (Хоровод и плясовая.)
- Чем они отличаются? (Хоровод - медленный, плавный, лирический танец. Плясовая - подвижный, задорный, парный танец.)
- Сегодня мы встретимся с одной из этих танцевальных разновидностей. А с какой - определите сами в ходе работы. С первого класса мы с вами говорим об основе музыки, которая важна так же, как сердце для человека. Что это? (Это ритм.)
- Мы продолжаем разбирать ритм танца. Из каких длительностей состоит наш ритмический рисунок? (Из ТА и ТИ.)
- Верно. Именно чередование коротких и длинных звуков и составляет ритм. Что означает цифра в начале ритмической записи? (Количество долей ТА в такте.)
- На доске у нас ритмическая партитура, с которой познакомились на прошлом уроке. Сохраняя деление на группы, вспомните свои рисунки. Давайте повторим отдельно с каждой группой (с названиями).
На доске - запись ритмической партитуры плясовой «Светит месяц».
- А теперь объединяемся в ансамбль и хлопаем, считая и называя доли «про себя».
- Как вы считаете, такое ритмическое сопровождение более характерно для хоровода или для плясовой? Почему? (Для плясовой, так как ритм передает ощущение подвижного движения.)
- Хорошо. Давайте проверим. Вспомним мелодию, которую мы с вами разучивали, и споем ее в сложном варианте - с названиями ступеней.
Исполняется мелодия плясовой «Светит месяц» с использованием ручных знаков относительной сольмизации и названиями ступеней.
-Ну а теперь, когда голоса готовы к работе, споем эту же мелодию на слог «до» в характере. И определим: это мелодия плясовой или хоровода?
Исполнение мелодии плясовой «Светит месяц» в темпе на слог «до».
- Совершенно верно. Это мелодия и ритм русской народной плясовой «Светит месяц». И прозвучит она в исполнении оркестра русских народных инструментов. Вспомните известные вам русские инструменты. (Балалайка, гармонь, гусли, свирель, бубен, трещотки, ложки, свистульки и др.)
- Во время слушания присоединимся к оркестру: в начале с моей помощью вместе прохлопываем сложный вариант ритмического рисунка, а затем, когда я опущу руки, вы изображаете игру на русских народных музыкальных инструментах.
Слушание плясовой «Светит месяц» с ритмопластическим сопровождением.
- Я рада, что вам удалось услышать такое разнообразие инструментов. Продолжаем наше музыкальное путешествие. В первом полугодии мы знакомились с некоторыми произведениями из музыкального альбома композитора. (Демонстрация портрета композитора П. И. Чайковского.)
46
- И среди этих произведений нам встретились три танца разных народов. Вспомните их названия. (Это были «Вальс», «Полька» и «Камаринская».)
- Какой же из этих танцев родился в России? («Камаринская».)
- Верно. И уже тогда мы говорили о том, что музыка сочинена композитором в народном стиле. Что же означают слова «в народном стиле»? Как вы их понимаете? (Это значит, что композитор сочинил музыку, которая близка по стилю, настроению, характеру к русской народной. Какая-то народная тема может быть положена в основу произведения, но она должна быть обработана, изменена композитором.)
- Давайте проверим, правильны ли ваши предположения.
Слушание «Камаринской» из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Определить, близка ли она по духу к народной музыке.
- К какой разновидности русских танцев ее можно отнести -к плясовой или хороводу? (Близка к русской плясовой.)
- Согласна с вами. И мелодию «Камаринской» П. И. Чайковский не сам сочинил, а записал услышанную им народную тему. Но как она близка к народной плясовой!
Итак, мы с вами на уроке услышали два таких разных и одновременно похожих музыкальных произведения. Назовите их. (Русская народная плясовая «Светит месяц» и «Камаринская» из «Детского альбома» 77. И. Чайковского.)
- Чем они отличаются? (Плясовая - исконно народная музыка. Она звучала в исполнении оркестра народных инструментов. «Камаринская» - это народная мелодия, обработанная композитором. И прозвучала она в фортепианном исполнении.)
- Что же тогда их объединяет? (Народное происхождение. Принадлежность к одной танцевальной группе - плясовые. Характер, настроение, задор. Близость по духу русскому народу.)
-Совершенно верно! Вот вы и ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Действительно, на Руси люди с песней рождаются, живут и умирают. Впрочем, как и в любой другой стране. Главное, чтобы мы с вами не забывали, откуда мы родом, и не теряли наши культурные традиции и обычаи.