Конспект урока по музыке Музыка в народном стиле

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТИХАЯ МОЯ РОДИНА

Т е м а : МУЗЫКА В НАРОДНОМ СТИЛЕ (экскурс в мир плясовых мелодий)

Цел ь: углубить знания детей о мире русской культуры с помощью народной и композиторской музыки.

Задачи: воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине средствами народной и композиторской музыки, исполнитель­ской и слушательской культуры; развивать вокальные навыки средствами ладовой сольмизации, чувство метроритма в системе ритмической работы, навыки устной речи, памяти, логического мышления, внимания; знакомить с музыкой в народном стиле, созданной П. И. Чайковским; сравнивать авторскую музыку с плясовой с целью нахождения точек соприкосновения и обще­го начала, с навыком ритмической работы в ансамбле.

Музыкальный материал к уроку: «Светит месяц» (русская народная плясовая), «Камаринская» (из «Детского аль­бома» П. И. Чайковского).

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем разговор о русской народной музыке и инструментах. Вспомните строки из стихотворения Г. Серебрякова «Ты откуда, русская, зароди­лась музыка?..» Что автор говорит о появлении музыкальных инструментов на Руси? («Пролетелиутки -уронили дудки. Про­летели гуси -уронили гусли».)

- Совершенно верно. А что говорит автор о появлении песни на Руси? (Говорит, что с песней на Руси родились.)

- Верно. И наша с вами сегодняшняя задача - убедиться в этом. Вспомним, как называются две разновидности русского танца, известные вам. (Хоровод и плясовая.)

- Чем они отличаются? (Хоровод - медленный, плавный, лири­ческий танец. Плясовая - подвижный, задорный, парный танец.)

- Сегодня мы встретимся с одной из этих танцевальных раз­новидностей. А с какой - определите сами в ходе работы. С пер­вого класса мы с вами говорим об основе музыки, которая важна так же, как сердце для человека. Что это? (Это ритм.)

- Мы продолжаем разбирать ритм танца. Из каких длитель­ностей состоит наш ритмический рисунок? (Из ТА и ТИ.)

- Верно. Именно чередование коротких и длинных звуков и составляет ритм. Что означает цифра в начале ритмической записи? (Количество долей ТА в такте.)

- На доске у нас ритмическая партитура, с которой познако­мились на прошлом уроке. Сохраняя деление на группы, вспом­ните свои рисунки. Давайте повторим отдельно с каждой груп­пой (с названиями).

На доске - запись ритмической партитуры плясовой «Све­тит месяц».

- А теперь объединяемся в ансамбль и хлопаем, считая и на­зывая доли «про себя».

- Как вы считаете, такое ритмическое сопровождение более характерно для хоровода или для плясовой? Почему? (Для плясо­вой, так как ритм передает ощущение подвижного движения.)

- Хорошо. Давайте проверим. Вспомним мелодию, которую мы с вами разучивали, и споем ее в сложном варианте - с назва­ниями ступеней.

Исполняется мелодия плясовой «Светит месяц» с использо­ванием ручных знаков относительной сольмизации и названиями ступеней.

-Ну а теперь, когда голоса готовы к работе, споем эту же мелодию на слог «до» в характере. И определим: это мелодия плясовой или хоровода?

Исполнение мелодии плясовой «Светит месяц» в темпе на слог «до».

- Совершенно верно. Это мелодия и ритм русской народной плясовой «Светит месяц». И прозвучит она в исполнении орке­стра русских народных инструментов. Вспомните известные вам русские инструменты. (Балалайка, гармонь, гусли, свирель, бубен, трещотки, ложки, свистульки и др.)

- Во время слушания присоединимся к оркестру: в начале с моей помощью вместе прохлопываем сложный вариант рит­мического рисунка, а затем, когда я опущу руки, вы изображаете игру на русских народных музыкальных инструментах.

Слушание плясовой «Светит месяц» с ритмопластическим сопровождением.

- Я рада, что вам удалось услышать такое разнообразие инст­рументов. Продолжаем наше музыкальное путешествие. В пер­вом полугодии мы знакомились с некоторыми произведениями из музыкального альбома композитора. (Демонстрация портре­та композитора П. И. Чайковского.)

46

- И среди этих произведений нам встретились три танца раз­ных народов. Вспомните их названия. (Это были «Вальс», «Поль­ка» и «Камаринская».)

- Какой же из этих танцев родился в России? («Камарин­ская».)

- Верно. И уже тогда мы говорили о том, что музыка сочи­нена композитором в народном стиле. Что же означают слова «в народном стиле»? Как вы их понимаете? (Это значит, что композитор сочинил музыку, которая близка по стилю, настрое­нию, характеру к русской народной. Какая-то народная тема может быть положена в основу произведения, но она должна быть обработана, изменена композитором.)

- Давайте проверим, правильны ли ваши предположения.

Слушание «Камаринской» из «Детского альбома» П. И. Чай­ковского. Определить, близка ли она по духу к народной музыке.

- К какой разновидности русских танцев ее можно отнести -к плясовой или хороводу? (Близка к русской плясовой.)

- Согласна с вами. И мелодию «Камаринской» П. И. Чайков­ский не сам сочинил, а записал услышанную им народную тему. Но как она близка к народной плясовой!

Итак, мы с вами на уроке услышали два таких разных и од­новременно похожих музыкальных произведения. Назовите их. (Русская народная плясовая «Светит месяц» и «Камаринская» из «Детского альбома» 77. И. Чайковского.)

- Чем они отличаются? (Плясовая - исконно народная музыка. Она звучала в исполнении оркестра народных инструментов. «Камаринская» - это народная мелодия, обработанная компо­зитором. И прозвучала она в фортепианном исполнении.)

- Что же тогда их объединяет? (Народное происхождение. Принадлежность к одной танцевальной группе - плясовые. Ха­рактер, настроение, задор. Близость по духу русскому народу.)

-Совершенно верно! Вот вы и ответили на вопрос, постав­ленный в начале урока. Действительно, на Руси люди с песней рождаются, живут и умирают. Впрочем, как и в любой другой стране. Главное, чтобы мы с вами не забывали, откуда мы родом, и не теряли наши культурные традиции и обычаи.

© 2010-2022