Межпредметные связи на уроках музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Межпредметные связи на уроках музыки.

Одним из основных в содержании современного образования являются межпредметные связи. Невозможно представить себе процесс пения только как процесс обучения овладением вокально-хоровыми знаниями, умениями и навыками. Он связан с миром эмоций, чувств, который не получает развитие в отрыве от других видов искусства: литературы, живописи, поэзии.

Также ярко проявляются межпредметные связи в процессе воспитания музыканта и с такими предметами как, например, математика, история, география, анатомия, физика, физическая культура, иностранные языки.

Проблема межпредметных связей в современных педагогических исследованиях рассматривается как составная часть теории обучения в комплексном взаимодействии трех основных функций: образовательной, воспитательной и развивающей.

Интеграция - современный термин, имеющий определение как объединение, определение элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое при условии их целевой и функциональной деятельности.

Интеграция - это объединение каких-либо частей элементов, процесс взаимного приспособления.

Ученые выделяют три этапа осуществления интеграции:

  • работа с образцами;

  • конструирование;

  • моделирование.

Известны следующие формы интеграции:

  • бинарные уроки;

  • интегрированные уроки;

  • музыкально-литературные салоны.

Существуют следующие направления интеграции:

  • интеграция внутри существующего предмета;

  • интеграция старых классических предметов;

  • рождение новых предметов;

  • интеграция разделов одного или нескольких предметов на основе их общих закономерностей.

Так, на уроке музыки 6 класса в одной из школ г. Оренбурга я наблюдала связь музыки и литературы, а именно тематическая связь в содержании урока.

В основе лежал миф об Орфее на примерах литературного источника и музыкального воплощения в одноименном произведении Глюка.

Цель урока: раскрытие одного образа в разных видах искусства.

В современной отечественной и зарубежной педагогике происходит обращение к тематическим связям в содержании образования. На этой основе достигается единство нескольких учебных предметов.

Подобные искания были и в опыте дореволюционной школы. К.П. Ушинский в книгах для начальных классов по русскому языку «Детский мир» и «Хрестоматия» дает сведения по истории, географии, зоологии, священной истории и предлагает идею совмещения этих двух книг. Например, статья «Яблоня» из «Детского мира» сопоставляется с басней Крылова «Листы и корни» из «Хрестоматии». Беседа о временах года со стихотворениями А. Пушкина «Зима», А. Кольцова «Урожай».

Современные проблемы общества выдвигают требования научить детей мыслить масштабно. Поэтому необходимо соединить школьные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира в восприятии ребенка.

Создаются специальные интегрированные программы, например для 1 класса по музыке, ИЗО, чтению - «Наше Отечество». Тему имеет не только четверть учебного года, но и каждая неделя обусловлена главной темой и соединяет собой все предметы: чтение, музыка и ИЗО.

На своих уроках хора я использую интеграцию старых классических предметов, интеграцию разделов одного или нескольких предметов на основе их общих закономерностей.

Так, я не ограничиваюсь разбором и разучиванием репертуара, решением узкопрофессиональных задач.

Прежде всего я знакомлю с композитором, жанром произведения (связь с уроками теории музыки, ИЗО, МХК, литературы, истории, географии). Порой охватываем целую эпоху, в которой жил и творил тот или иной композитор, с ее живописью, архитектурой и т.д.

Кроме того, я знакомлю детей с более конкретными музыкальными терминами, непосредственно касающимися или связанными с хоровой музыкой, хоровым исполнительством. Наиболее важные моменты в жизни и творчестве композиторов, специальные определения и термины мы с ребятами вносим в специально заведенный «хоровой словарь».

Урок хора не ограничивается одним пением, хотя это основа и занимает большую его часть. Дети не только сами исполняют музыку, но и слушают ее (вообще хоровую музыку и конкретные произведения из репертуара).

Особенно остро выделяется связь уроков хора с физической культурой. Она существует через вокально-хоровые упражнения, используемые как в целях совершенствования голоса, так и с задачами многих важных хоровых навыков и умений, а также через отдельную работу над основой вокально-хоровой техники - певческим дыханием

Именно дыхательные упражнения способствуют развитию кровеносной и дыхательной систем.

Связь с анатомией прослеживается также и в учете работы с детьми разных возрастных групп, с изменением в голосовом механизме школьников в связи с ускорением их роста и развития.

Я заметила, что после одного такого комплексного урока у детей обостряется восприятие, они начинают лучше соображать, музыка будит в них мысль.

Уместно вспомнить высказывание венгерского педагога Тибора Шаран, что «…слушание и исполнение музыки способствует усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности. Музыкальный урок со своими игровыми элементами, художественными переживаниями, являющимися некоторым противовесом изучению научных дисциплин, выполняет в расписании функции разрядки, способствуя тем самым освоению познавательного материала других предметов и обостренному восприятию других искусств».

Психолого-дидактические исследования позволяют сделать выводы о значении межпредметных связей как фактора формирования целостных систем знаний, умственного развития, достижения единства мировоззрения и поведения личности, к более углубленному изучению дисциплин и полному раскрытию творческих способностей учащихся.

План-конспект интегрированного урока-концерта

(литература, ИЗО и музыка)

Тема: «Времена года».

Ведущий:

Нет человека, который не любил бы природу. В наш век головокружительного развития техники, открытий в науке, роста городов - контакт с природой становится особенно желанным.

Но человек не просто остается пассивным ее созерцателем.

Для поэтов и композиторов природа - неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.

Нередко с природой мы встречаемся и в народном творчестве: пословицах, поговорках, загадках.

Вот одна из них:

Ежегодно приходят к нам в гости:

один седой,

другой молодой,

третий скачет,

а четвертый плачет.

Как вы, наверное, догадались, что отгадка - времена года.

1 слайд (Левитан «Осенний день. Сокольники»)

Ведущий:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.


В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса.

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(А.С. Пушкин)

2 и 3 слайды (любые с осенними пейзажами)

Ведущий:

Многие видят в осени грусть, печаль, увядание. Пример тому - «Осенняя песнь» Петра Ильича Чайковского из «Времен года».

(проигрывает)

Иполлитов-Иванов «рисует» же нам другую осень, где все покрылось мглой, ветер настолько силен, что все жалобно шумит от его порывов.

Эпиграфом к произведению М.М. Иполлитова-Иванова «В октябре» мог бы послужить отрывок из стихотворения Афанасия Фета:

Задрожали листы, облетая,

Тучи неба закрыли красу,

С поля буря ворвавшися злая

Рвет, и мечет, и воет в лесу.

Хор исполняет «В октябре» М. Иполлитова-Иванова, слова народные.

Слайды 3 - 4 (любые с зимними пейзажами)

Ведущий:

Композиторы используют разные средства для выражения того настроения, которое вызывает в нас природа.

Радостное настроение в произведении «Встреча зимы», где на осеннюю грязь выпал белый, пушистый снежок, и земля как бы приоделась в новый наряд, композитор передал с помощью яркого мажора, сложных, интересных аккордов, которые дают почувствовать прелесть морозного дня, застывшую речку.

Звучит произведение ярко, празднично, также, как и стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро». Я прочту фрагмент, который может послужить эпиграфом к произведению:

… Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Хор исполняет «Встреча зимы» Ушкарева

1-й слайд (Саврасов «Весна»)

Ведущий:

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли…


Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет,

Всё весны дыханием согрето,

Всё вокруг и любит и поет

(А. Толстой)

Слайды 3 - 4 (любые с весенними пейзажами)

Ведущий:

Весна властно будит природу,

И первый вестник весны - подснежник:

Голубенький, чистый

Подснежник - цветок!

А подле сквозистый

Последний снежок…

Последние слезы

О горе былом,

И первые грезы

О счастье ином.

(Майков)

Исполнение произведения А. Гречанинова «Подснежник».

Слайды (с летними пейзажами)

Ведущий:

В небе тают облака

И лучистая на зное

В искрах катится река

Словно зеркало стальное.

Час от часу жар сильней

Тень ушла к немым дубравам

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

Чудный день!

Пройдут века,

Также будут в вечном строе

Течь и искрится река

И поля дышать на зное.

(Тютчев)

Композитор Павел Григорьевич Чесноков тоже показал в своем произведении летнюю ночь. Ведь это самое спокойное время суток, и в тишине, чего только не услышишь и не увидишь: и крики кузнечиков, и переливы соловья, и сверканье летних ясных звезд, и шелест листвы.

Эти разнообразные картинки представляют собой единое целое - летнюю ночь, но передана она очень разнообразно: то взволнованно, то спокойно, убаюкивающе.

Хор исполняет произведение П.Г. Чеснокова «Ночь» на слова А. Плещеева.

Слайды (3 - 4 Айвазовского).

Ведущий:

Так робко набегает тень,

Так тайно свет уходит прочь,

Что ты не скажешь: минул день,

Не говоришь: настала ночь.


Жди ясного на завтра дня.

Стрижи мелькают и звенят.

Пурпурной полосой огня

Прозрачный озарен закат.


В заливе дремлют корабли, -

Едва трепещут вымпела.

Далёко небеса ушли -

И к ним морская даль ушла.

(А. Фет)

Особенность в том, что музыка позволяет сделать то, что не может показать картина, а именно: музыка - это искусство, которое выражено во времени.

Картина - это запечатление какого-то момента, а в музыкальном произведении - обязательно развитие этого момента.

Нередко в жизни людей бывают такие моменты, когда они с удовольствием проводят свой отдых у реки, моря. Вода навевает мысли, мечты.

И в произведении Балакирева спокойное море сродни спокойствию человека, его души.

Хор исполняет произведение Балакирева «Не пенится море…» на слова А. Толстого.

Слайды (3 - 4 с изображением рощи, дубовой рощи и др.)

Ведущий:

Посадили мы весною

Дуб на поле, за селом.

Встало дерево лесное

Между речкой и холмом.

Ты расти, посланник рощи,

Здесь, где долог жаркий день.

Ветерок пускай полощет

В травах шелковую тень.

А когда минует лето,

И холодной станет высь,

Ты корнями в землю эту

Крепче, дерево, упрись.

Чтоб опять проснуться вместе

С первой зеленью полей,

Чтобы птиц весенних песни

В кроне слышались твоей.

Вырастай скорее, чтобы

Посреди степной земли

В жаркий полдень хлеборобы

Отдохнуть в тени смогли.

Хор исполняет произведение «Ой, ты мой дубочек», литовская народная песня, обр. Венцкуса В., русский текст Некрасовой Н.

Ведущий:

Говоря о русской природе, нельзя не сказать о символе нашей Родины - березке.

Так, покидая страну или даже ненадолго находясь в разлуке с Родиной, русский человек, прежде всего, вспоминает о русской березке.

Недаром мы говорим русская березка, а не украинская, белорусская и так далее. Это сочетание звучит привычно для нас.

Именно березу всегда русский народ воспевал как самую красивую, тонкую, нарядную, стройную, как девушка.

Слайды (2 - 3)

С березой были связаны на Руси и праздничные обряды, а уж сколько произведений о ней написано.

Знаменито стихотворение Сергея Есенина «Береза» -

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром.



На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.


И стоит береза

В сонной тишине

И горят снежинки

В золотом огне.


А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.


На поляне, на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурые березки - символ

Родины моей.

Ты так мила мне

До любой росинки,

В твоих просторах

Дремлет тишина,

Березовая, русская Россия,

Ромашковая, добрая страна.

Исполнение хора

Ведущий:

Природа. Красота. Радость. Слова - сестры.

Они сложены нашим народом из почти схожих семи букв. Что это, случайность? Совпадение? Или гармония?

Единство созвучий родственных, необходимых человеку, как воздух, как вода, как сама жизнь.

В заключение хочется сказать строками из стихотворения Тютчева о том, что природа -

«не слепок,

не бездушный лик,

в ней есть душа,

в ней есть свобода,

в ней есть любовь,

в ней есть язык».



© 2010-2022