- Преподавателю
- Музыка
- Межпредметные связи на уроках музыки
Межпредметные связи на уроках музыки
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Богданова В.Ю. |
Дата | 09.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Межпредметные связи на уроках музыки.
Одним из основных в содержании современного образования являются межпредметные связи. Невозможно представить себе процесс пения только как процесс обучения овладением вокально-хоровыми знаниями, умениями и навыками. Он связан с миром эмоций, чувств, который не получает развитие в отрыве от других видов искусства: литературы, живописи, поэзии.
Также ярко проявляются межпредметные связи в процессе воспитания музыканта и с такими предметами как, например, математика, история, география, анатомия, физика, физическая культура, иностранные языки.
Проблема межпредметных связей в современных педагогических исследованиях рассматривается как составная часть теории обучения в комплексном взаимодействии трех основных функций: образовательной, воспитательной и развивающей.
Интеграция - современный термин, имеющий определение как объединение, определение элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое при условии их целевой и функциональной деятельности.
Интеграция - это объединение каких-либо частей элементов, процесс взаимного приспособления.
Ученые выделяют три этапа осуществления интеграции:
-
работа с образцами;
-
конструирование;
-
моделирование.
Известны следующие формы интеграции:
-
бинарные уроки;
-
интегрированные уроки;
-
музыкально-литературные салоны.
Существуют следующие направления интеграции:
-
интеграция внутри существующего предмета;
-
интеграция старых классических предметов;
-
рождение новых предметов;
-
интеграция разделов одного или нескольких предметов на основе их общих закономерностей.
Так, на уроке музыки 6 класса в одной из школ г. Оренбурга я наблюдала связь музыки и литературы, а именно тематическая связь в содержании урока.
В основе лежал миф об Орфее на примерах литературного источника и музыкального воплощения в одноименном произведении Глюка.
Цель урока: раскрытие одного образа в разных видах искусства.
В современной отечественной и зарубежной педагогике происходит обращение к тематическим связям в содержании образования. На этой основе достигается единство нескольких учебных предметов.
Подобные искания были и в опыте дореволюционной школы. К.П. Ушинский в книгах для начальных классов по русскому языку «Детский мир» и «Хрестоматия» дает сведения по истории, географии, зоологии, священной истории и предлагает идею совмещения этих двух книг. Например, статья «Яблоня» из «Детского мира» сопоставляется с басней Крылова «Листы и корни» из «Хрестоматии». Беседа о временах года со стихотворениями А. Пушкина «Зима», А. Кольцова «Урожай».
Современные проблемы общества выдвигают требования научить детей мыслить масштабно. Поэтому необходимо соединить школьные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира в восприятии ребенка.
Создаются специальные интегрированные программы, например для 1 класса по музыке, ИЗО, чтению - «Наше Отечество». Тему имеет не только четверть учебного года, но и каждая неделя обусловлена главной темой и соединяет собой все предметы: чтение, музыка и ИЗО.
На своих уроках хора я использую интеграцию старых классических предметов, интеграцию разделов одного или нескольких предметов на основе их общих закономерностей.
Так, я не ограничиваюсь разбором и разучиванием репертуара, решением узкопрофессиональных задач.
Прежде всего я знакомлю с композитором, жанром произведения (связь с уроками теории музыки, ИЗО, МХК, литературы, истории, географии). Порой охватываем целую эпоху, в которой жил и творил тот или иной композитор, с ее живописью, архитектурой и т.д.
Кроме того, я знакомлю детей с более конкретными музыкальными терминами, непосредственно касающимися или связанными с хоровой музыкой, хоровым исполнительством. Наиболее важные моменты в жизни и творчестве композиторов, специальные определения и термины мы с ребятами вносим в специально заведенный «хоровой словарь».
Урок хора не ограничивается одним пением, хотя это основа и занимает большую его часть. Дети не только сами исполняют музыку, но и слушают ее (вообще хоровую музыку и конкретные произведения из репертуара).
Особенно остро выделяется связь уроков хора с физической культурой. Она существует через вокально-хоровые упражнения, используемые как в целях совершенствования голоса, так и с задачами многих важных хоровых навыков и умений, а также через отдельную работу над основой вокально-хоровой техники - певческим дыханием
Именно дыхательные упражнения способствуют развитию кровеносной и дыхательной систем.
Связь с анатомией прослеживается также и в учете работы с детьми разных возрастных групп, с изменением в голосовом механизме школьников в связи с ускорением их роста и развития.
Я заметила, что после одного такого комплексного урока у детей обостряется восприятие, они начинают лучше соображать, музыка будит в них мысль.
Уместно вспомнить высказывание венгерского педагога Тибора Шаран, что «…слушание и исполнение музыки способствует усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности. Музыкальный урок со своими игровыми элементами, художественными переживаниями, являющимися некоторым противовесом изучению научных дисциплин, выполняет в расписании функции разрядки, способствуя тем самым освоению познавательного материала других предметов и обостренному восприятию других искусств».
Психолого-дидактические исследования позволяют сделать выводы о значении межпредметных связей как фактора формирования целостных систем знаний, умственного развития, достижения единства мировоззрения и поведения личности, к более углубленному изучению дисциплин и полному раскрытию творческих способностей учащихся.
План-конспект интегрированного урока-концерта
(литература, ИЗО и музыка)
Тема: «Времена года».
Ведущий:
Нет человека, который не любил бы природу. В наш век головокружительного развития техники, открытий в науке, роста городов - контакт с природой становится особенно желанным.
Но человек не просто остается пассивным ее созерцателем.
Для поэтов и композиторов природа - неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.
Нередко с природой мы встречаемся и в народном творчестве: пословицах, поговорках, загадках.
Вот одна из них:
Ежегодно приходят к нам в гости:
один седой,
другой молодой,
третий скачет,
а четвертый плачет.
Как вы, наверное, догадались, что отгадка - времена года.
1 слайд (Левитан «Осенний день. Сокольники»)
Ведущий:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса.
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)
2 и 3 слайды (любые с осенними пейзажами)
Ведущий:
Многие видят в осени грусть, печаль, увядание. Пример тому - «Осенняя песнь» Петра Ильича Чайковского из «Времен года».
(проигрывает)
Иполлитов-Иванов «рисует» же нам другую осень, где все покрылось мглой, ветер настолько силен, что все жалобно шумит от его порывов.
Эпиграфом к произведению М.М. Иполлитова-Иванова «В октябре» мог бы послужить отрывок из стихотворения Афанасия Фета:
Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвет, и мечет, и воет в лесу.
Хор исполняет «В октябре» М. Иполлитова-Иванова, слова народные.
Слайды 3 - 4 (любые с зимними пейзажами)
Ведущий:
Композиторы используют разные средства для выражения того настроения, которое вызывает в нас природа.
Радостное настроение в произведении «Встреча зимы», где на осеннюю грязь выпал белый, пушистый снежок, и земля как бы приоделась в новый наряд, композитор передал с помощью яркого мажора, сложных, интересных аккордов, которые дают почувствовать прелесть морозного дня, застывшую речку.
Звучит произведение ярко, празднично, также, как и стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро». Я прочту фрагмент, который может послужить эпиграфом к произведению:
… Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Хор исполняет «Встреча зимы» Ушкарева
1-й слайд (Саврасов «Весна»)
Ведущий:
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли…
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Всё весны дыханием согрето,
Всё вокруг и любит и поет
(А. Толстой)
Слайды 3 - 4 (любые с весенними пейзажами)
Ведущий:
Весна властно будит природу,
И первый вестник весны - подснежник:
Голубенький, чистый
Подснежник - цветок!
А подле сквозистый
Последний снежок…
Последние слезы
О горе былом,
И первые грезы
О счастье ином.
(Майков)
Исполнение произведения А. Гречанинова «Подснежник».
Слайды (с летними пейзажами)
Ведущий:
В небе тают облака
И лучистая на зное
В искрах катится река
Словно зеркало стальное.
Час от часу жар сильней
Тень ушла к немым дубравам
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день!
Пройдут века,
Также будут в вечном строе
Течь и искрится река
И поля дышать на зное.
(Тютчев)
Композитор Павел Григорьевич Чесноков тоже показал в своем произведении летнюю ночь. Ведь это самое спокойное время суток, и в тишине, чего только не услышишь и не увидишь: и крики кузнечиков, и переливы соловья, и сверканье летних ясных звезд, и шелест листвы.
Эти разнообразные картинки представляют собой единое целое - летнюю ночь, но передана она очень разнообразно: то взволнованно, то спокойно, убаюкивающе.
Хор исполняет произведение П.Г. Чеснокова «Ночь» на слова А. Плещеева.
Слайды (3 - 4 Айвазовского).
Ведущий:
Так робко набегает тень,
Так тайно свет уходит прочь,
Что ты не скажешь: минул день,
Не говоришь: настала ночь.
Жди ясного на завтра дня.
Стрижи мелькают и звенят.
Пурпурной полосой огня
Прозрачный озарен закат.
В заливе дремлют корабли, -
Едва трепещут вымпела.
Далёко небеса ушли -
И к ним морская даль ушла.
(А. Фет)
Особенность в том, что музыка позволяет сделать то, что не может показать картина, а именно: музыка - это искусство, которое выражено во времени.
Картина - это запечатление какого-то момента, а в музыкальном произведении - обязательно развитие этого момента.
Нередко в жизни людей бывают такие моменты, когда они с удовольствием проводят свой отдых у реки, моря. Вода навевает мысли, мечты.
И в произведении Балакирева спокойное море сродни спокойствию человека, его души.
Хор исполняет произведение Балакирева «Не пенится море…» на слова А. Толстого.
Слайды (3 - 4 с изображением рощи, дубовой рощи и др.)
Ведущий:
Посадили мы весною
Дуб на поле, за селом.
Встало дерево лесное
Между речкой и холмом.
Ты расти, посланник рощи,
Здесь, где долог жаркий день.
Ветерок пускай полощет
В травах шелковую тень.
А когда минует лето,
И холодной станет высь,
Ты корнями в землю эту
Крепче, дерево, упрись.
Чтоб опять проснуться вместе
С первой зеленью полей,
Чтобы птиц весенних песни
В кроне слышались твоей.
Вырастай скорее, чтобы
Посреди степной земли
В жаркий полдень хлеборобы
Отдохнуть в тени смогли.
Хор исполняет произведение «Ой, ты мой дубочек», литовская народная песня, обр. Венцкуса В., русский текст Некрасовой Н.
Ведущий:
Говоря о русской природе, нельзя не сказать о символе нашей Родины - березке.
Так, покидая страну или даже ненадолго находясь в разлуке с Родиной, русский человек, прежде всего, вспоминает о русской березке.
Недаром мы говорим русская березка, а не украинская, белорусская и так далее. Это сочетание звучит привычно для нас.
Именно березу всегда русский народ воспевал как самую красивую, тонкую, нарядную, стройную, как девушка.
Слайды (2 - 3)
С березой были связаны на Руси и праздничные обряды, а уж сколько произведений о ней написано.
Знаменито стихотворение Сергея Есенина «Береза» -
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурые березки - символ
Родины моей.
Ты так мила мне
До любой росинки,
В твоих просторах
Дремлет тишина,
Березовая, русская Россия,
Ромашковая, добрая страна.
Исполнение хора
Ведущий:
Природа. Красота. Радость. Слова - сестры.
Они сложены нашим народом из почти схожих семи букв. Что это, случайность? Совпадение? Или гармония?
Единство созвучий родственных, необходимых человеку, как воздух, как вода, как сама жизнь.
В заключение хочется сказать строками из стихотворения Тютчева о том, что природа -
«не слепок,
не бездушный лик,
в ней есть душа,
в ней есть свобода,
в ней есть любовь,
в ней есть язык».