• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект выступления на семинаре «Развитие художественно-продуктивной деятельности у детей»

Конспект выступления на семинаре «Развитие художественно-продуктивной деятельности у детей»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 слайд Образовательная область «Искусство» на современном этапе развития образования включает в себя такие предметы как: музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура, кроме того дополняется внеклассной работой со школьниками, организацией секций и кружков эстетической направленности. В нашей школе она расширена еще и внеурочной деятельностью. Предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» изучаются с 1го по 8 кл., « МХК» - 10-11кл., внеурочной деятельностью охвачены 1-2-3 классы первой ступени и5-е классы основной ступени. Дополнительное образование включает в себя целую сеть кружков по различным направлениям искусства. Работа всех представленных направлений протекает в режиме тесного взаимодействия друг с другом, взаимодополнения и сотрудничества, интеграции. В нашей школе созданы очень благоприятные условия для работы: существуют отдельные кабинеты по предметам, на хорошем уровне находится материально -техническое оснащение, подобрался очень творческий преподавательский состав. Особо следует отметить, что эстетическое направление в нашей школе является одним из приоритетных и перспективных и находит должное внимание и отзывчивость как среди педагогов других циклов, так и со стороны администрации.

2 слайд Современное образование на данном этапе формирует у учащимся следующие качества:

  • Любовь к своему народу, своему краю и свою Родину

  • Уважение и принятие ценности семьи и общества

  • любознательность, активность в познании мира

  • готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки доброжелательность,

  • умение обосновывать свою позицию, высказать свое мнение;

  • выполнение правила здорового и безопасного образа жизни.

  • владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности;



Именно предметы образовательной области Искусства как никакое другое направление воспитывают и развивают самые лучшие человеческие качества, развивают творческое начало, обогащают духовный опыт, помогают ребенку стать настоящим гражданином своей страны.

Конечно, каждый из предметов цикла имеет свои специфичные направления и задачи в обучении. Но основой для каждого из направлений является системно - деятельностный подход , в соответствии с которым учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.

В моем выступлении хотелось бы поделиться некоторыми наработками наших педагогов.

Детям всегда нравиться не только решать задачи и доказывать теоремы, но и петь, рисовать, танцевать .

4 слайд Художественно - продуктивная деятельность прежде всего направлена на творчество. Что мы понимаем под творчеством? Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Ценность творчества, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом его процессе.

5 слайд С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично» (Н. К. Величко).

Известно, что каждый ребенок талантлив. Но возникает вопрос: в чем? Как выявить его личную одаренность? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно? Одной из задач предмета изобразительного искусства является выявление и развитие одаренных детей. Это можно осуществить

· приобщая детей к искусству мастеров;

· организуя творческую (авторскую) деятельность детей.

6 слайд Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» - это высокая познавательная потребность. Поэтому и работу с такими ребятами Ольга Николаевна Цыганова, учитель изобразительного искусства, строит с учетом их возможностей. Методы работы очень разнообразны:

  • система тестов (учусь у мастера, вижу и слышу сердцем, вступаю в диалог культур),

  • разноуровневые задания

  • знакомство детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

Нетрадиционный подход к творчеству вызывает интерес у ребенка к изобразительному искусству и повышает качественный уровень детских работ.

8 слайд К нетрадиционным приемам прикладной изобразительной деятельности относят различные смешанные техники, инновационные технологии. В настоящее время к их числу можно отнести: коллажи, декоративные мозаики, работу с природным материалом, работу с бросовым материалом, тканью, нитками, соленым тестом, глиной и многое другое.

9 слайд Так, например, ребята очень любят кляксографию, рисование с использованием ватных палочек и тампонов, разрисовку камешков и природных материалов.

Большое внимание Ольга Николаевна уделяет проектной деятельности. Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, способствует развитию индивидуально-творческой деятельности, личностному развитию воспитанников, обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности. Ребята на уроках учатся находить противоречия в окружающем, формулировать проблему, определять цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и учитель, а также вовлекаются родители и другие члены семьи .

10 слайд Новым видом художественно-продуктивной деятельности является детский дизайн, который понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне интегрируются разные виды изобразительного искусства на основе взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий. В нем важны не только развитие замысла, но и планирование результата. В содержание понятия детский дизайн входит «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект». Дизайн-рукоделием можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одномоментно. «Дизайн-проект» предусматривает более сложный, длительный (этапный) и коллективный характер деятельности: моделирование одежды, архитектурно-художественный, декоративно-пространственный дизайн. Ребята занимаются этим с большим удовольствием. Так , например, ими был разработан проэкт «Макет микрорайона Зеленый», серия поздравительных открыток к Новому году, коллажей из вырезок газет и журналов, проэкт «Русская деревня» из природных материалов.

Сочетание на уроках фронтальных форм работы с групповыми и индивидуальными помогает обеспечить личностную траекторию развития каждого ребёнка. Система творческих заданий, построенная на основе проблемно - поискового обучения в сотворчестве со сверстниками и взрослыми оказывает благоприятное влияние на формирование личностных качеств детей, содействует развитию проектировочных умений, ручной умелости.

На занятиях Ольги Николаевны царит атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, дети проявляют толерантное отношение к творческим поискам друг друга.

11слайд В кабинете действует стенд «Наши достижения», где выставлены для знакомства и обсуждения работы уч-ся. Среди ребят он назван «Живой», потому что он постоянно обновляется. Работы ребят принимают участие в различных конкурсах, выставках, получают заслуженную оценку экспертов.

Продолжение развития и расширения знаний и умений, накопления и обогащения духовного опыта, полученных на уроках изобразительного искусства и музыки, осуществляется на уроках МХК.

12слайд Когда у ребят формируется осознанные духовно-нравственные ориентиры, возрастает потребность личности в самоопределении, создается необходимая основа для обобщения и синтезирования полученных ранее знаний. Мировая художественная культура становится тем учебным предметом, который помогает сформировать целостную обобщающую картину развития мирового искусства, выражающего ведущие идеи разных эпох и являющегося неотъемлемой частью общественного сознания, формирующего мировосприятие и мироощущение человека. Е.В.Потапова, учитель мировой художественной культуры, часто проводит нестандартные уроки и по ее мнению одним из самых результативных является урок общения.

13 слайд Здесь подразумевается не только традиционное общение учеников с учителем с целью передачи информации, но и общение друг с другом(диалогическая деятельность): обмен мнениями, высказывание своих взглядов, позиции, отстаивание своей точки зрения. Поэтому обсуждение художественных произведений часто проходят в форме бесед, диспутов, поединков, споров. Задача учителя - скорректировать речь уч-ся, научить выражаться грамотно и красиво, воспитать толерантное отношение к мнению другого человека. Общение есть также обращение к самому себе, своим чувствам и мыслям. К средствам общения относятся художественные средства (музыкальные звуки, рисунки, скульптурные формы), «язык» человеческих чувств (взгляд, поза, жест).

14 слайд Последнее вызывает у ребят огромный интерес , поэтому одной из любимых форм на уроке стали игры-задания(Игровая деятельность): « подбери к выражению подходящий жест», « вырази свое состояние позой», «ответь взглядом».Такие задания помогают ребятам глубже проникать в эмоциональный фон художественных произведений живописцев, скульпторов, обогащают мир собственных наблюдений и чувств.

Огромную роль в преподавании урока МХК отводится интеграции. История, литература -предметы, вплетенные в неразрывную нить содержания курса. Елена Владимировна сегодня поделится опытом проведения интегрированного урока.

15 слайд В знакомстве с темами искусства западного направления наша коллега активно пользуется материалами, собранными самими ребятами. И в этой ситуации ученик выступает уже в роли соавтора урока. Примером могут послужить презентации -результат проэктной деятельности, основанные на своем личном материале, собранном во время туров с родителями по разным странам , таким как Чехия, Германия, Франция. В таких формах работы ученик и учитель становятся партнерами, появляется ощущение сопричастности к эпохе, ее культурным и историческим особенностям, происходит личностный рост ребенка.

16 слайд Важное место в обучении занимает поисково-исследовательская деятельность. Учитель сумела выстроить цепочку, вызванную эмоциональным откликом ребят на художественное произведение: познакомился (рассмотрел, прослушал) -понравилось- заинтересовался - нашел информацию дополняющего или уточняющего характера.

Предмет МХК, знания и умения, духовный опыт неразрывно связан с жизнью общества в целом и отдельного человека в частности. Несколько уроков назад ученик 11-го класса обратился с просьбой к Елене Владимировне - просмотреть статью, в которой он сам сделал анализ картины современного художника. Статья была необходима для предоставления на подготовительные курсы высшего учебного заведения. Это пример того, как результат творческой работы ребенка нашел практическое применение в его жизни.

17 слайд Музыкальное искусство, уроки музыки способствуют развитию продуктивной творческой деятельности учащихся, т.е. развитию творческих умений в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке, а также в умении ритмопластического интонирования.

Какие пути и педагогические приемы для продуктивной творческой деятельности в процессе общения с музыкой я использую в работе?

18 слайд Чтобы творческие задания развивали, воспитывали и обучали, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Но и важно, чтобы разговор о музыке не подменял саму музыку. Хочется привести пример создания проблемной ситуации из собственной практики: 5 класс, тема «Опера». Разбираем, что необходимо для того, чтобы получился спектакль, опираясь на уже полученные знания.

ученики-«Нужно к какой-нибудь истории придумать музыку и спеть ее».

Я-«Хорошо, молодцы. Возьмем, к примеру, историю Ивана Сусанина и пропоем ее от начала до конца. Хватит нам отведенных на спектакль 2х часов?

Ученики-«Нет, конечно, если всю историю пропеть, то нужна неделя, не меньше.»

Я- «так что же делать?»

Немного задумались, потом радостно тянут руки: « Нужно сократить!»

Я- как сократить, пополам?

Ученики- « Нет, оставить самое главное»

Вот таким способом нашли решение проблемы и подошли к освоению понятия «либретто». В завершении ситуации предлагаю проверить правильность своих умозаключений по учебнику. На лицах радость и удовольствие.

19 слайд К постановке проблемы относится система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства, умение находить новые решения и варианты индивидуального прочтения того или иного произведения. Эта система представляет собой по сути диалогическое общение. На уроках я часто задаю следующие вопросы: «Как вы считаете?», «Ваше мнение?», «Как нам быть в этой ситуации?» , «Ваши предложения?» Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный - так как нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка. И пусть в нем будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностная окрашенность. Это большая сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивидуальности ребёнка в своем развитии.

20 слайд Умение действовать в нестандартных ситуациях проявляется и закрепляется учащимися в творческой деятельности на уроках музыки, подчинённой единой системе творческих заданий, через которую раскрываются специфические связи искусства с окружающим миром в широком смысле и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, формирование навыков - в более узком. Пример из собственной практики. Изучая тему Рождества и народных традиций, разговор коснулся колядования, как у нас в городке взрослые и дети продолжают эту традицию. Один из учеников с несчастным видом говорит: « Вот, я подготовился, пошел колядовать, а передо мною закрыли дверь». Я сама как педагог была поставлена в нестандартную ситуацию, абсолютно связанную с жизнью. Этому малышу я помогла, у него не осталась досады на сердце. Но этот вопрос я переадресовала ребятам 8-го класса. Реакция была очень эмоциональной, разной, но в большинстве своем это было участие и сопереживание. Свои доводы, почему малышу не стоит переживать высказали почти все, каждый по-своему, более или менее убедительно. Главное, дети продемонстрировали свою готовность помочь и умение действовать в нестандартных ситуациях.

Реализация творческого потенциала учащихся осуществляетсяв форме музыкально-художественной деятельности тогда, когда школьники воспроизводят сам процесс рождения музыки, самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонации, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают художественное содержание произведения, творческий замысел автора (и исполнителя). Мною часто используется на уроке игровая деятельность: игра в композитора, создающего произведение: придумывается или задается образ, подбираются лад, темп, регистр, музыкальные инструменты и т.д. Выбор того или иного средства выразительности обязательно аргументируется ребенком, обсуждается совместно с учениками

21 слайд Наиболее близкими оказываются для детей те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования - с танцами, игрой и пением, в которых участвуют сами дети.

22 слайд Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Ребята начальной школы с огромным удовольствием участвуют в оркестре шумовых инструментов во время исполнения народных песен, причем они сами анализируют где, в каком месте лучше вступить и какими инструментами, проявляя таким образом свою фантазию и развивая музыкальный слух и вкус.

23 слайд Импровизация - первооснова художественного творчества детей. Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности.

24 слайд Пластическое интонирование это один из способов, одна из возможностей "проживания" образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Иногда я его заменяю на ритмо-пластическую импровизацию. Современный ребенок слышит вокруг себя очень много эстрадной музыки, музыкальных шоу, видит красиво двигающихся артистов. Таким образом, восполняется потребность ребят в умении выразительно, красиво двигаться. Система выработки навыков осуществляется следующим образом: вначале я демонстрирую свою собственную импровизацию, усложняя движения от урока к уроку, затем на моем месте учителя находятся сами ребята и демонстрируют всему классу свою импровизацию.

Демонстрация, работа с залом под песню «Красота спасет мир».

25 слайд Вокально-исполнительская деятельность наиболее любима ребятами. Мы поем очень много песен, которые предлагаются учителем, но учащиеся тоже включены в процесс подбора репертуара, минусовок с обязательным анализом предлагаемого музыкального материала ( поисково-исследовальная деятельность).: подходит ли по тематике, по уровню сложности, актуальности, вызывает ли положительный эмоциональный отклик и т.д.. из опыта работы с хором мною добавлены в урочную деятельность несколько упражнений дикционного характера. Ведь речь уверенного, эмоционально свободного человека должна быть четкой и понятной. Например, упражнение, которое мои ребята назвали «Парочка».

Демонстрация, работа с залом.

26 слайд В рамках урока часто возникает необходимость активизировать работу над разучиванием песни через развитие памяти. При разучивания текста я не пользуюсь мультимедийным экраном а провожу поэтапную работу по куплетам: 1)игра в «Эхо» -повторение текста за мной по строчкам,2)мое начало строчки, у ребят ее окончание,3)предлагаю детям уточнить разучиваемый текст , пропевая его про себя, одновременно я пропеваю его вслух,4) пропеваем куплет все вместе.

27 слайд Все полученные на уроках музыки, ИЗО, МХК результаты углубляются, обогащаются на занятиях внеурочной деятельности и кружковой работе. В школе существует структурное подразделение детский клуб «Чароит». Здесь ребята занимаются художественно - прикладным творчеством, вокально-хоровым, учатся остроумию и актерскому мастерству .

28 слайд Какие же мы имеем на сегодняшний день достижения в художественно-продуктивной деятельности?

В школе проходит огромное количество праздников, событий воспитательно-художественного характера, на которых ребята проявляют свое творчество, которые проходят очень ярко, эмоционально, на высоком художественном и исполнительском уровнях. Хочется отметить тот факт, что наши праздники стали для жителей городка настоящим событием. Частыми гостями на них бывают наши родители, бывшие выпускники, представители дивизии. Наши кружковцы постоянные участники окружных и городских конкурсов и выставок, где демонстрируют высокий уровень своих творческих достижений. Выпускники кружков продолжают обучение в учебных заведениях по направлениям: «Музыка», «Театральное искусство», «Художественное искусство».

Для успешной и продуктивной творческой деятельности на уроках и во внеурочное время учитель должен стать творческим лидером, духовно-богатой личностью, творцом, порой сценаристом, режиссером и актером-исполнителем. Такой педагог видит внутренние резервы и новые возможности ребенка, которые он должен актуализировать для успешной творческой деятельности ученика.

29 слайд В заключение выступления в качестве рефрексии предлагаю разучить песню «Защитники Отечества»

Демонстрация. Работа с залом

30 слайд Спасибо за внимание, творческих успехов!


© 2010-2022