Приемы и задачи творческого развития учащихся

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приемы и задачи творческого развития учащихся

МПриемы и задачи творческого развития учащихсяПриемы и задачи творческого развития учащихсяПриемы и задачи творческого развития учащихсяЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК



Приемы и задачи творческого развития учащихся



«Приемы и задачи творческого развития учащихся»





Приемы и задачи творческого развития учащихся

СПриемы и задачи творческого развития учащихсяодержание

Стр.

Введение………………………………………………… 2

Часть первая

Творческая деятельность человека…………………… 8

Методические рекомендации и принципы……………10

Часть вторая

Практический материал………………………………. 12

Словарь терминов…………………………………..…. 18

Рекомендуемая литература…………………………… 22

Приемы и задачи творческого развития учащихсяПриемы и задачи творческого развития учащихся

Приемы и задачи творческого развития учащихся




1

ВПриемы и задачи творческого развития учащихсяведение

В современном российском обществе образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость мышления, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны. Требования XXI века к школе, ее выпускнику, к образовательному процессу принципиально меняют главные стратегические ориентиры в деятельности школы.

Перед современной школой, активно внедряющей инновационные программы и реализующей концепцию развивающего обучения, выделяется приоритетная задача - развитие умственного, творческого потенциала и культуры мышления школьника в условиях общеобразовательной подготовки.

Поступательному развитию мыслительной активности школьников способствует разработка и использование учителем в образовательном процессе специальных заданий творческого характера, постепенно усложняющихся от занятия к занятию, от класса к классу.

Система творческих заданий способствует развитию умственного потенциала ученика.

Основу настоящего дидактического материала составляют специально разработанные для развития мыслительной активности школьников модули творческих заданий. Их назначение - сделать встречу ребенка с уроком живой, понятной, интересной. Каждый модуль носит интегративный характер, объединяет знания по литературе, окружающему миру, истории, изо, что помогает ученику подходить к одной и той же проблеме с разных сторон.

В

2се занятия построены в логике технологии развивающего обучения и направлены на развитие мыслительной активности школьника. Потенциальным способностям ученика придается мощь, сила, глубина, гибкость за счет взаимодействия различных видов мышления. Происходит обогащение словарного запаса, развитие рефлексивной позиции ученика, взаимообмен знаниями.

В основе заданий творческого характера лежат концептуальные положения отечественных дидактов и психологов (И.С. Якиманской, Л.В. Занкова, В.Н. Шацкой, Д.Б. Кабалевского, И.Л. Гродзенской, Ю.Б.Алиева), которые можно свести для работников образования к следующим педагогическим условиям:

1) полноценное развитие младшего школьного возраста возможно лишь при условии комплексного подхода к развитию интеллекта, ориентированного на совершенствование наглядно - действенного, наглядно-образного и словесного - логического мышления;

2) основным условием, обеспечивающим ускорение интеллектуального развития детей данного возраста, является освоение ими обобщенных и рациональных способов действий, адекватных специфике трех основных видов мышления;

3) интеллектуальное развитие детей представляет собой непрерывный, динамический поуровневый процесс совершенствования мыслительных операций, форм и видов мышления.

Исходя из психолого-педагогических условий развития способностей детей, предложенными учеными, важно научить школьника самостоятельно учиться, ставить и решать возникающие перед ним задачи, проявлять творческую активность.

П

3ри проведении занятий рекомендуется соблюдение следующих основных условий::

  • сПриемы и задачи творческого развития учащихсяистема творческих заданий включает задания для семейного образования;

  • при выполнении заданий творческого характера учащимися осуществляется взаимообмен различными подходами к их решению;

  • общий эмоциональный фон занятий способствует творческой раскованности детей;

  • используются как коллективные формы учебной деятельности, так и работа в парах, группах из 3-4 учащихся.

Данное пособие представляет собой сборник творческих приемов и заданий. Отличительной особенностью предлагаемых далее заданий творческого характера являются широкие и разносторонние межпредметные связи. Учтена детская любовь к рисованию.

Дидактические приемы развивающие творческие способности:

  • «творческая мастерская»

  • «литературно - музыкальная палитра»

  • ролевая игра «Я - сочинитель»

  • мозговой штурм

  • найди ненужное слово

  • ассоциативные гроздья

  • логическая цепочка

  • найди пропущенное слово

  • творческое комбинирование

Задания выстроены по темам:


  • 1

    4тип заданий «Выявление образно - поэтического единства различных произведений, объединенных по каким - либо общим признакам (стиль, жанр, сюжет и т.д.)

  • 2 тип заданий «Выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения». (Перевод образа из одного художественного ряда в другой)

  • 3 тип заданий «Выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать»

  • 4 тип заданий «Построение заданий от конкретного аспекта темы к раскрытию ее художественной целостности, т.е. от частного к общему».

  • 5 тип заданий «Поисковые действия в упражнениях по развитию сенсорных способностей»

  • 6 тип заданий «Сюжетн -ролевые игры»

  • 7 тип заданий «Проблемно - модулирующие игры»

  • 8 тип заданий «Совершенствование творческого потенциала учащихся»

Каждая тема включает от двух до семи заданий, из которых учитель выбирает необходимые для урока или внеклассной деятельности.

Инновационный характер занятий вносит в содержание и организацию их проведения определенные изменения: введение дополнительной лексики; увеличение объема использования пословиц, поговорок и т.д.; включение различных видов музыкального материала воспитательно-познавательного характера; расширение объема работы с понятиями и терминами; включение заданий на логическое следование, классификацию, исключение лишнего, сравнение, установление ассоциативных связей, моделирование (словесное, графическое, модель-действие); драматизация; работа со словарем настроений.

Ключевые понятия

С

5реди множества понятий нами выделен ряд ключевых, выполняющих роль общего знаменателя для литературы, музыки, изобразительного искусства и доступных для усвоения школьниками. Вокруг стержневых группируются уточняющие и дифференцирующие их этапные понятия. Ознакомление с различными ключевыми и этапными терминами должно происходить в процессе активного эстетического переживания и осмысления конкретного художественного инварианта, в определенных нравственно-эстетических ситуациях. Перечень ключевых и этапных понятий в алфавитном порядке не означает адекватный порядок их изучения. Последовательность обращения к тем или иным терминам должна быть продиктована конкретным содержанием занятия, его методической направленностью и степенью подготовленностью к нему учеников.

А. Автор.

Б. Безобразное.

В. Восприятие. Виды искусства (музыка, живопись, литература, театр, кино).

Приемы и задачи творческого развития учащихся В. Выразительность.

Г. Гармония.

Д. Драма.

Ж. Жанры искусства.

З. Замысел.

И. Идея. Искусство. Изобразительность. Интонация.

К. Композиция. Контраст.

Л. Лирика. Лад.

М. Мелодия. Музыкальный инструментарий.

Н. Народное творчество.

О. Образ.

П. Произведение. Прекрасное.

Р. Ритм.

Т. Творчество. Тождество. Трагическое. Тема.

Ф. Форма.

Х. Художественность.

Э

6. Эпос.

Целенаправленное развитие мыслительных операций начинается с обучения школьников умениям ставить вопросы, стимулирующих процесс развития гибкости и комплексности мыслительных операций как основы интеллектуальных умений. Целенаправленное развитие скорости мыслительных операций позже проявляется в умении быстро перебирать множество вариантов для решения одной и той же задачи.
Базовым компонентом, опорой в развитии каждой мыслительной операции является внешняя и внутренняя речь. У детей недостаточный лексический запас, им не хватает слов для выражения мыслей. Не все ученики сразу овладевают умением воспринимать, представлять, воссоздавать образы, картины музыкального произведения. Им трудно найти в нем изобразительно-выразительные средства, раскрыть эстетическое содержание музыкальных образов.
Эти проблемы побуждают учителей к поиску таких приемов работы, которые способствуют развитию воображения, мышления, обретению эмоционально-образной речи. Образное мышление дает начало мышлению теоретическому. Необходимо помочь школьникам самостоятельно учиться, ставить и решать собственные задачи, проявлять личную активность, что окажет им помощь в развитии мыслительной активности, позволит повысить свой культурный уровень, способствуя полноценному развитию их личности.

Методический сборник предназначен музыкальным руководителям, учителям музыки общеобразовательных школ, преподавателям ДМШ, и всем, кто занимается развитием творческих способностей школьников.

7

Часть первая

Творческая деятельность человека

Как известно, под творчеством понимается деятельность человека, заключающаяся в создании новых, имеющих общественное значение материальных и духовных ценностей. Однако эта формулировка относится по существу к результату, а не к характеру деятельности. Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе.

Что же такое творческий потенциал личности? Это - чувство нового, система значений, убеждений, которыми определяется и регулируется позиция человека, это высокая степень развития мышления, его гибкость, нестереотипность и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями.

Как считал Ф.М. Достоевский, не только чтобы создавать, но и чтобы применить факт, нужен тоже в своем роде художник.

Ц

8елый ряд психологических явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это - сопереживание, вовлечение, внимание, присутствие, соучастие. Механизмы переживания требуют эмоционального духовного напряжения, творческих усилий со стороны человека. Именно поэтому сам принцип проведения урока музыки, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан на оптимизации воображения, эмоционально - образной сферы школьников. Творческое начало у учащихся может проявляться в пении простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно, по собственной инициативе, в сочинении мелодии на предложенный текст, в произведении несложных мотивов разного характера; в выразительных движениях под музыку, передающих различные настроения произведений. В создании ритмического сопровождения и пьесам для слушания музыки, в оценочных суждениях. Вначале «перевод» чувств, психического состояния, в частности, на язык музыки происходит, как правило, интуитивно. Дети бессознательно воспроизводят свой музыкальный опыт. Со временем появляется возможность более конкретного осознания школьниками инновационных особенностей мелодии, их ритмического построения. Творческой направленностью занятий обусловлено выдвижение в качестве ведущих двух внутренне родственных видов эвристической деятельности - инновационной и ролевой.

Импровизационный вид деятельности является самой доступной для детей формой отражения действительности. Она не предполагает завершенности, так как носителем содержания является сам процесс.

В чем же ценность и особенность игры? Одна из главных ее особенностей - активно-творческий характер. Функции игры имеют четко выраженное воспитательное значение: коллективное общение, формирующее у детей навыки взаимоотношения с коллективом и умение координировать свое поведение с его жизнью; общение творческое, развивающее способность реагировать на нестандартные ситуации и самостоятельно моделировать их;

общение на языке образов в большей степени, чем на языке понятий, оптимизирующее эмоционально - образную сферу мышления ребенка

И

9гра на уроках музыки может быть двух типов; сюжетно-ролевой и проблемно-модулирующей. Результат первой достигается путем «вживания» ребенка в художественный мир произведения. Обязательные компоненты этого типа игры: сюжет, роль, воображаемая ситуация.

Проблемно - моделирующая игра отличается тем, что в ней творческая активность выявляется за счет нестандартной ситуации, требующей самостоятельного творческого решения (например: «Что будет, если мажорная пьесу сыграть в миноре? если Царевну-Лебедь одеть в красное платье?»).

Важнейшей целью творческих заданий является развитие образно-ассоциативного мышления, художественного воображения, отзывчивости, формирование художественной фантазии.

КПриемы и задачи творческого развития учащихсяаждый тип заданий требует использования выразительных средств различных видов искусства.

Методические рекомендации

Музыкально - творческими способностями называют способности, связанные с творческой деятельностью ребёнка в области музыки. Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, педагогу необходимо следующее:

  • отбирать такой музыкальный материал для урока, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям;

  • использовать приёмы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости;

  • в

    10ыбирать приёмы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности учащихся, различными способами импровизировать; разрабатывать и ставить наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы;

способствовать обогащению жизненных и музыкальных впечатлений (знание сказок, стихов, народных обычаев, героев книг, повадок зверей и т.п.);

  • знакомить со способами творческих действий (сравнение, импровизация, досочинение, сочинение).

Принципы

1. Познание прекрасного в реальной действительности на за­нятиях осуществляется, как уже отмечалось, через создание нрав­ственно-эстетических ситуаций, которые служат смысловым им­пульсом в процессе духовно-эмоционального постижения школьниками различных жизненных коллизий. 2. В соответствии с возрастными особенностями на уроках раскрывается также систе­ма ключевых и этапных понятий, помогающих адекватно анализи­ровать и оценивать явления искусства, природы, поведение и ха­рактер человека.

3. Принципиальное значение имеет активное обращение с первых же уроков к разнообразным художественно-творческим за­даниям, в которых учащиеся на основе приобретенных знаний, предметной информации в игровой форме практически усваивают идею диалектической взаимосвязи искусства и жизни.

4. Предоставляя учителю полную свободу в способе раскрытия темы, той или иной проблемы, тем не менее нужна проду­манная организация урока.

5

11. Важнейшим методическим принципом должно стать един­ство эмоционального и рационального начал в работе школьника при общей повышенной эмоциональной насыщенности урока. При этом учитель в своей работе должен быть ориентирован не столько на воспроизводящий вариант обучения (как этого требует дидакти­ческий метод во время проведения других уроков), сколько на творческую поисковую деятельность.

6. Существенное значение для уроков творчества имеет метод эмоциональной дра­матургии, который создает логическую и эмоциональную архитек­тонику урока. Занятие строится как цельная и вместе с тем дина­мичная композиция, рождающаяся в результате совместной (учи­тель - ученик) деятельности. У этой композиции есть своего рода завязка проблемы, ход ее решения, кульминация, самая яркая точка урока, когда на максимально высоком эмоциональном на­пряжении дети делают для себя неожиданные эстетические откры­тия, и, наконец, развязка, где подводятся итоги.

Часть вторая

Практический материал

Методический сборник приемов и заданий развития творческих способностей на уроках музыки:

  • «творческая мастерская» (воспроизведение художественного образа произведения согласно своему виду деятельности; здесь работает механизм творческого процесса: осознание, постановка проблемы; нахождение принципа решения - выдвижение гипотезы, замысла художественного произведения; развитие и разработка замысла; практическая проверка гипотезы, объективизация художественного произведения).

  • «

    12литературно - музыкальная палитра» (этот прием формирует способность преодолению образной фиксированности. Реализуется данный прием в три этапа: 1. Ученики прослушивают музыкальное произведение, в котором присутствуют две контрастные по характеру части (например, грустная и торжественная). 2. После анализа характера и содержания произведения ребята перечисляют слова -«оттенки» к понятию «грусть» (трагедия., драма, печаль, переживания, волнение, обида, раздумье) и к понятию «торжество» (по аналогии); 3. Напротив каждого слова - «оттенка» необходимо нарисовать кружок определенного цвета, который соответствует его литературному образному значению.

  • ролевая игра «Я - сочинитель» (предлагается решить целый комплекс творческих задач на знание выразительных средств в музыке. Ученикам предлагается составить ритмический рисунок в размере четыре четверти, состоящий из трех и четырех тактов, сочинить текст к ритмическому рисунку. Далее предлагается, представив сочиненный ритмизированный текст как первую часть трехчаетнон формы, выразить в цвете вторую и третью часть, при условии, что вторая -контрастная, а третья дублирует характер (строй) первой. Например, первая, ритмизированная часть произведения: 4/4III n/IIIn/Ii il/IIIn/ пояснение: I - обозначает четвертные длительности; 1 - восьмые. Пауза-буквой (п). «Я люблю слушать музыку, песни я тоже петь люблю». Вторая часть, выраженная рисунком, олицетворяла тишину, молчание, покой (на синем фоне несколько ярких звезд), что являлось контрастом к первой, ярко звучащей части. Третья часть, цветовое решение первой, выражала идею света, звучания, красоты (на фоне красочных разводов несколько нотных знаков).

  • мозговой штурм (составить осмысленные предложения, включающее в себя слова, например по теме 5 класса: «музыка, литература, композиторы» или «Чайковский, литература, романс» и другие).

  • н

    13айди ненужное слово (необходимо из ряда логически связанных между собой слов найти лишнее).

  • ассоциативные гроздья (предлагается ключевое слово, к которому необходимо подобрать несколько разноуровневых ассоциативных понятий. Например: - голос - песня, человек, план, речь; нота - речь, мелодия, высота, струна, инструмент, ступенька).

  • логическая цепочка (установление ассоциативного перехода в четыре - пять этапов от одного понятия к другому. Например, перейти от слова «современность» к слову «музыка»: современность - жизнь; жизнь - красота; красота- музыка).

  • найди пропущенное слово (найти слово, которое дополняло бы список стоящих рядом для подтверждения ключевого слова. Например: романс это -... и музыка (литература) и т.д.).

  • тПриемы и задачи творческого развития учащихсяворческое комбинирование (комбинационное построение музыкального произведения при условии беспорядочного восприятия частей данного произведения).

ЗПриемы и задачи творческого развития учащихсяадания творческого характера:

I тип заданий «Выявление образно - поэтического единства различных произведений, объединенных по каким - либо общим признакам (стиль, жанр, сюжет и т.д.)

  • сочинение мелодии к любимому стихотворению (это задание развивает ассоциативность мышления, навыки художественного обобщения);

  • подбор стихотворного эпиграфа к музыкальным, живописным произведениям.

II тип заданий «Выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения». (Перевод образа из одного художественного ряда в другой)

  • п

    14ередача средствами живописи общего настроения произведения (цель задания - помочь учащемуся сознательно обратить внимание на связь средств музыкальной выразительности, цветового решения с характером музыкального образа, о котором повествуется в произведении;

  • выполнить в данной цветовом решении, характере и темпе музыки соответствующие движения - разноцветный веселый ручеек, сказочный паровоз и др.;

  • перевести музыкальный образ в пластический - красочные бабочки, рыжая лиса, бурый и белый медведь и др.;

  • подобрать музыкальный инструмент для изображения пения птиц, злого дракона, топот коня, взрыв, капли дождя. Полет и жужжание пчелы и т.д.;

  • зафиксировать в красках процесс движения, развития музыкальных образов, т.е. смоделировать произведение как интонационный процесс;

  • графическое моделирование музыки (во время музыкального произведения учащиеся исполняют его цветными карандашами особым положением линий. Восходящих или нисходящих штрихов, нажимом карандаша;

  • словесное рисование развивающее воображение, речь, чувство стиля, ассоциативное мышление.

III тип заданий «Выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать»

  • по прослушанному отрывку воспроизвести возраст, род занятий и характер героя;

  • и

    15мпровизация на передачу в музыкальных интонациях разных чувств человека (грусти, радости, страха, восторга, ликования);

  • импровизация на уточнение деталей (например: «О чем думает мальчик на картине?», «Добрый этот мальчик или нет?»).

IV тип заданий «Построение заданий от конкретного аспекта темы к раскрытию ее художественной целостности, т.е. от частного к общему».

  • по прослушанному музыкальному отрывку сконструировать произведение в целом;

  • закончить мелодию (учащиеся прослушивают начало произведения, а затем самостоятельно продолжают и завершают его. Обсуждаются все версии концовок, в заключение учащиеся сравнивают свои творческие решения с авторской концепцией).

V тип заданий «Поисковые действия в упражнениях по развитию сенсорных способностей»

  • найти оригинальные эмоциональные характеристики двух основных ладов: мажора и минора;

  • сочинить мелодию на заданную тему, пользуясь таблицей элементов музыкальной речи;

  • придумать ритмический рисунок мелодии, изображающей движение животных или явлений природы;

  • сочинить контрастные по содержанию мелодии (например, музыкальный диалог «Богатырь и трус»);

  • импровизировать окончания музыкальных фраз (это задание служит не только развитию ладового чувства, но и развитию представлений о принципе вариционности);

  • придумать слова в заданном ритме;

  • 16передать ритмический мотив загадки на ударных инструментах и сочинить к ней ответ;

  • сочинить ритмические мотивы в размере две четверти, три четверти с использованием различных сочетаний ритмических единиц и пауз;

  • сочинить ритмический ответ на вопрос, построенный: а) на произвольном ритмическом мотиве, б) на характерном ритмическом мотиве марша, польки, колыбельной (учитель задает отдельным ребятам ритмический вопрос, затем за вопросом следует ответ, и все воспроизводят и вопрос, и ответ).

VI тип заданий «Сюжетно - ролевые игры»

  • перевоплотиться в героя произведения (балет, опера, сказка) и исполнить танец, пантомиму, песню;

  • стать музыковедом, занимающимся историей музыки и рассказать о жанрах русской народной песни с исполнением.

VII тип заданий «Проблемно - модулирующие игры»

  • сочинение песни по кругу (первый по цепочке ребенок поет фразу, второй придумывает продолжение и т.д.);

  • защита фантастических музыкальных проектов (учащиеся придумывают фантастическую ситуацию, например из жизни музыкальных инструментов, и пытаются доказать ее

жизнеспособность).

VIII тип заданий «Совершенствование творческого потенциала учащихся»

  • кому из поэтов, музыкантов ты бы поставил памятник и какой?

  • составить послание в 20... год;

  • моделирование современной одежды;

  • составить «портрет» композитора, инструмента;

  • м

    17оделирование костюмов героев из оперы, балета;

  • составление кроссвордов, тестов, ребусов по изучаемым темам;

  • мПриемы и задачи творческого развития учащихсяузыкальный анализ вокального или инструментального произведения.

Словарь терминов

Ансамбль - (от франц. - вместе) - означает совместное исполнение.

Безобразное - категория эстетики, которая обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, и отражает невозможность или отсутствие совершенства.

Вдохновение творческое - этап или момент творческого процесса, который характеризуется резким возрастанием активности творческой личности, интенсивности и продуктивности ее духовных и физических сил.

Взаимодействие искусств - взаимное соприкосновение и влияние различных видов искусства друг на друга в процессе их исторического развития.

Вкус художественный - способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства.

Возвышенное - одна из основных категорий эстетики, отображающая совокупность природных, социальных и художественных явлений, исключительных по своим количественно-качественным характеристикам и выступающих благодаря этому источником глубокого эстетического переживания - чувства В.

В

18оображение - способность сознания перерабатывать, преобразовывать материал восприятий, впечатлений, создавать на их основе новые наглядные образы.

Восприятие - протекающее во времени специфическое отражение человеком и общественным коллективом произведений искусства, а также объектов природы, социальной жизни, культуры, имеющих эстетическую ценность.

Вымысел - продукт творческого воображения, фантазии, представляющий собой нечто новое в произведении искусства по отношению к реально существующему.

Гармония - (греч. - связь, стройность) - представление о целостности и совершенной организации эстетического объекта, возникающего на основе качественного и количественного различия и даже борьбы составляющих его элементов.

Жанр - (от франц. род, вид) - понятие, выработанное для обозначения внутривидовых подразделений искусства.

Живопись - один из важнейших видов изобразительного искусства, в котором задачи образного отражения, истолкования и познания явлений и предметов объективной действительности решаются цветом, неразрывно связанным с рисунком.

Изобразительные искусства - группа искусств, основанных на прямом воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике. К И.и. относятся скульптура, живопись, графика, художественная фотография.

Импровизация - (от лат. - неожиданно, внезапно) - особый способ художественного творчества: сочинение в процессе исполнения без предварительной подготовки, свободное фантазирование на определенную тему.

К

19олорит - (от лат. - цвет) - в изобразительном искусстве средство художественного отображения действительности, выступающее как система гармонических цветовых соотношений, отражающих красочное многообразие окружающего мира.

Композиция - (от лат. - расположение, составление, сложение) - способ построения художественного произведения, принцип связи однотипных и разнородных компонентов и частей, согласованных между собой и с целым.

Контраст - (от фр. - резкое различие, противоположность) - художественный прием, сущность которого заключается в отчетливо выраженном противопоставлении изображаемых в произведениях искусства характеров, предметов, явлений и их качеств.

Мелодия - (греч. - пение, песнь) - художественно осмысленный последовательный ряд музыкальных звуков разной высоты, являющийся основой музыкального образа.

Мышление художественное - вид духовной деятельности, направленной на создание, а также на восприятие и понимание произведений искусства, это - высший уровень художественного сознания.

Образ художественный - один из важнейших терминов эстетики и искусствознания, который служит для обозначения связи между действительностью и искусством и наиболее концентрированно выражает специфику искусства в целом.

Ритм - (от греч. - мерность, такт) - закономерное повторение тождественных и аналогичных компонентов через равные и соизмеримые интервалы в пространстве или во времени.

Т

20ворческий процесс - непосредственная деятельность художника, в результате которой создается художественное произведение.

Фольклор - (англ. - народная мудрость) - самодеятельное творчество народа в сфере материальной и духовной культуры.

Приемы и задачи творческого развития учащихся




Приемы и задачи творческого развития учащихся




21

Рекомендуемая литература

1. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.

2. Васильев В.Н. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. М., 1991.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение. - 1991.

4. Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроках музыки. Музыкальное воспитание в школе. - Вып. 15. - М.1982.

5. Мелик - Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности: Серия «Педагогика и психология». - 1981. - №1.

6. Румер М.А. О детском музыкальном творчестве: Из истории вопроса. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. Сост. О.А. Апраксина. - М., 1990.

7. Рытов Д. Увидеть в ребёнке творца. Искусство в школе - 2000, №4.

8. Эдмунд Сайклер. Творческое музицирование - основная тенденция музыкального воспитания ХХ века. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. Сост. О.А. Апраксина. - М., 1990.

9. Черноиваненко Н.М. Формирование творческих способностей младших школьников в творческой деятельности. Музыкальное воспитание в школе. - Вып. 14. - М., 1979.

10. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. М., 1988.

11. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. Азбука музыкально-творческого саморазвития. - М., 1997.

Приемы и задачи творческого развития учащихся

22

© 2010-2022