Проектная деятельность. Песни Великой Отечественной войны (8 класс)

Проектная деятельность. Исследовательский проект на тему "Песни Великой Отечественной войны". Цель проекта - доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, проверка различных версий, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.
Раздел Музыка
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Песни Великой Отечественной войны.

Введение.

Актуальность темы: изучение военной песни является актуальной и важной проблемой современности. Актуальность проблемы усиливается потенциальной возможностью, заложенной в военной песне, к предотвращению личностного распада, к формированию чувства сопричастности к огромному историческому пласту предшествующих поколений, к разделенности исторической судьбы с предшествующими поколениями.

Объект исследования: песни Великой Отечественной войны как феномен духовной культуры нашего народа.

Предмет исследования: роль военной песни и её значение в духовной жизни общества во времена Великой Отечественной Войны.

Проблема: почему музыка для каждого человека, является неотъемлемой частью формирования настроения, его чувств и действий.

Цель работы: На примере песен Великой Отечественной Войны показать роль музыки в истории нашей страны. Исследовать военные песни как феномен духовной культуры народа и выявить ее роль и значение в духовной жизни общества в период Великой Отечественной войны.

Для достижения цели предлагается решить следующие задачи: определить теоретические основы исследования военной песни; проанализировать военную песню как специфический вид музыкально - поэтического творчества и социально - политическое явление.

Гипотеза исследования: Военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию и в этом ее огромная сила. Но, помимо масштабных смыслов, военная песня несет в себе заряд бодрости и оптимизма, гамму лирических чувств, обостренных разлукой и возможностью смерти. Все это непроходящие духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Методы: анализ изученного материала, обобщение полученной информации.

Теоретическая значимость: Военная песня является достоянием каждой нации. В настоящее время именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня вполне способна стать стержнем в духовном обновлении нации, в ее духовном оздоровлении.

Практическая значимость: Предложенная мною информация может использоваться на уроках литературы, МХК, истории, музыки, при написании докладов и рефератов.

Песни Великой Отечественной войны.


(1 слайд). Изучение песен военных лет является актуальной и важной проблемой современности. Актуальность усиливается тем, что в военной песне заложена потенциальная возможность формирования чувства сопричастности к огромному историческому пласту предшествующих поколений, к разделенности исторической судьбы с предшествующими поколениями, к предотвращению личностного распада.

(2 слайд). Военная песня всегда была явлением, которое объединяет нацию и в этом ее огромная сила. Но, помимо глубоких смыслов, военная песня несет в себе заряд бодрости и оптимизма, гамму лирических чувств, обостренных разлукой и возможностью смерти. Все это непроходящие духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Песни военных лет влияли на жизнь и действия человека не только во времена Великой Отечественной войны, но и в наше современной время. Как написал замечательный поэт Василий Лебедев-Кумач: «После боя сердце просит музыки вдвойне».

(3 слайд). Каждый из нас задавался вопросом, что помогало и давало сил солдатам на войне. Конечно же, любовь, дружба, поддержка товарищей и надежда. Но все-таки, я думаю, не последнее место среди них занимает песня. И главной задачей является узнать, какие пели песни на войне, и для чего?

Но для начала давайте подумаем, какова самая основная роль музыки в жизни каждого человека. Она всегда играет разную роль. Есть песни, которые положительно влияют на наше состояние в периоды утомления или депрессии, такие песни придают энергию и силу противостоять трудностям. Есть песни, которые заставляют задуматься и пересмотреть своё отношение к тому или иному вопросу. А под некоторые песни, наоборот, не хочется ни думать, ни творить, хочется только отдыхать от своих мыслей. Теперь я могу сказать точно, что человека по жизни всегда сопровождает песня. Музыка издревле сопутствует человеку. В мир музыки человек погружается с самого раннего детства. Когда мама поет колыбельную, малыш успокаивается, под грустную мелодию может заплакать, и под веселую - засмеяться…

Как мы поняли, музыка - часть нашей жизни. Она, прежде всего, рассказывает о человеке, о людях в целом, выражает чувства и рисует характер. Жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь. Песня и музыка могут изменить отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем благородство, доброту. Я могу сделать вывод, что песня и музыка являются неотъемлемой частью в жизни каждого человека. И пока они существуют, мы можем понимать друг друга и передавать свои чувства и эмоции другим.

И так, я узнала основную роль песни и музыки, но теперь я хочу вернуться к главной задаче этого проекта. Как мы уже поняли, песня занимала не последнее место для солдат. Песня помогала пройти им весь боевой путь, придавала сил тем, кто уставал, несла веру в победу, и вообще, с помощью песен, солдаты просто отдыхали душой. Песни военных лет стали прекрасным памятником героизму русского народа в борьбе с фашизмом. В них соединились и горечь потерь, и гордость побед. Песни военных лет весьма разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические… Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, нередко перелетали через линию фронта.

(4 слайд). 22 июня 1941 года в 4 часа утра первые бомбовые удары нарушили мирный сон российских городов. Началась Великая Отечественная война. А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Написал ее композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач, и назвалась эта песня «Священная война».

Патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать ноты и слова не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё один день был отведён на репетицию.

(5 слайд). 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполняли раз пять подряд.

(6 слайд). Именно с Белорусского вокзала уходили летом 1941 года советские войска и именно здесь, 26 июня 1941-го, впервые прозвучала песня Александра Васильевича Александрова «Священная война», которая стала своеобразным гимном на время войны: её исполняли, и на фронте, и в партизанских отрядах, и на заводах в тылу.

(7 слайд). Этому событию и посвящён мемориал: на нём изображён дирижёр Александр Васильевич Александров, руководящий оркестром и войска, уходящие на фронт.

Мемориальную доску со скульптурной композицией, посвящённую первому исполнению песни-набата «Священная война», открыли в мае 2005 года на фасаде здания Белорусского вокзала в Москве, в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях.

И музыка и слова песни до глубины души трогали каждого человека, вызывая патриотический подъем и веру, что мы победим. Люди понимали, что война будет жестокой и страшной, но Родину, своих родных и близких, нужно защищать. Патриотизм песни был очень сильным, поэтому моментально запал в душу каждого советского гражданина.

(8 слайд). А в 12.00 13 апреля 2013 года, в Москве состоялось открытие памятника Александру Васильевичу Александрову - в сквере напротив дома №20 по Земледельческому переулку, где сейчас располагается Ансамбль песни и пляски Российской армии его имени.

(9 слайд). На церемонии открытия присутствовали министр обороны РФ Сергей Шойгу, статс-секретарь Николай Панков, замминистра Руслан Цаликов, российский певец Иосиф Кобзон, генералы и офицеры, суворовцы, представители столичной администрации, а также внук композитора.

Александр Васильевич Александров - советский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог, генерал-майор. Автор музыки Гимна СССР, и положенного на ту же мелодию Гимна Российской Федерации.

22 мая 2007 года Ансамблем песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова под бурные аплодисменты песня «Священная война» была исполнена в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Представляете в этих стенах песню "Священная война", от которой до сей поры у каждого россиянина мурашки по коже?

(10 слайд).

(11 слайд). Так же, во времена Великой Отечественной войны была написана одна из самых лирических песен военных лет.

(12 слайд). Изначально, текстом песни было стихотворение, написанное поэтом Алексеем Сурковым, для своей жены Софьи Антоновны. В феврале 1942 года к Алексею Суркову обратился композитор Константин Листов с просьбой срочно сочинить что-нибудь. Поэт вспомнил о стихотворении в домашнем послании, переписал его из своего блокнота и отдал просителю. Так и появилась известная песня « В Землянке». Стихи захватили композитора своей лирической силой, искренностью, глубоко отозвались в сердце. Через неделю Листов пришел в редакцию, попросил гитару и спел только что написанную песню. Он был не уверен в том, что песня получилась. Казалось, в те дни нужны были песни, зовущие на бой с врагом, а он написал музыку лирическую, грустную. Но песня пошла. И пользовалась любовью на всех фронтах. Она приносила солдатам утешение, тепло, надежду на то, что когда-нибудь они снова встретятся с любимыми.

(13 слайд). В честь этой песни в подмосковной деревне Кашино есть памятник песне «В землянке».

(14 слайд).

(15 слайд). Следующая песня, о которой я буду говорить - «Катюша». Переживания возлюбленной в разлуке с воином-защитником Отечества - один из распространенных общемировых сюжетов. Один из первых письменных примеров такого рода в русской истории - «Плач Ярославны» из поэмы Слово о полку Игореве XII в. Песня «Катюша» написана в конце 30-х годов, когда еще никто и не думал о войне. Эта песня о любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в нее. Песня посвящена переживаниям девушки, разлученной со своим возлюбленным, военнослужащим-пограничником. Слова и музыка выражают светлые чувства уверенности и надежды. Музыку к песне написал Матвей Исаакович Блантер, а слова Михаил Васильевич Исаковский. Сильное впечатление «Катюша» производила не только на наших бойцов, но и на фашистов. Есть версия, что именно из-за этой песни советские солдаты во время Второй мировой войны дали прозвище «Катюша» боевым машинам реактивной артиллерии серии «БМ».

(16 слайд). В селе Всходы, Угранского района (недалеко от деревни Глотовка - родины М. Исаковского) в Доме культуры, расположен музей песни «Катюша».

Открылся музей песни «Катюша» летом 1985 года. В создании музея принимали участие жители поселка и области, а также люди из других городов. В экспозиции музея можно увидеть много интересных экспонатов. В ней представлены редкие книги и фотографии, многие с автографами М. В. Исаковского, более ста вариантов песни «Катюша» и многое другое.

(17 слайд).

(18 слайд). Уже пятый день плыла по Черному морю одинокая шлюпка, держа курс на Туапсе. В шлюпке было четверо, все - моряки - севастопольцы. Один из них умирал, трое угрюмо молчали. Верные святой заповеди морской дружбы, они не оставили своего тяжело раненого товарища на берегу, забрали с собой. Когда его поднимали там, в Севастополе, он зажал в руке серый небольшой камень, отбитый снарядом от гранитного парапета набережной. Покидая Севастополь, моряк поклялся возвратиться в этот город и положить камень на место. Чувствуя, что ему не суждено это сделать, черноморец передал заветный осколок гранита своим боевым товарищам с наказом: непременно вернуть его в Севастополь.
Так и передавали моряки - севастопольцы эту драгоценную реликвию друг другу. От них она попала к воинам других родов войск, и каждый клялся выполнить завет неизвестного моряка - севастопольца - вернуть севастопольский камень на родную землю.

Эту историю, поведанную бывалым боцманом Прохором Матвеевичем Васюковым, рассказал читателям газеты «Красный флот» военный журналист и писатель Леонид Соловьев.

(19 слайд). «Встретились мы снова с Борисом Андреевичем лишь в 1943 году,- вспоминал Жаров.- Композитор рассказал мне о том, что прочитал недавно в газете очерк "Севастопольский камень"- о легендарных последних защитниках города, которые унесли с собой камень-частицу родной земли, поклявшись, что обязательно вернутся в родные края и водрузят этот камень на то самое место, где он лежал.

Оба мы горячо приняли к сердцу эту невыдуманную историю о севастопольском камне. Она воодушевила нас на песню, которую мы так и назвали: «Камень Севастополя»».
Именно под таким названием песня-баллада была опубликована в газете «Красная звезда» вместе с нотами 11 января 1944 года. В архиве композитора удалось отыскать и более раннее ее издание, датированное октябрем 1943 года, - репертуарную листовку для краснофлотской художественной самодеятельности «Краснофлотская эстрада».
Так что в 1944 году песню уже хорошо знали на фронте под названием "Заветный камень".

Баллада «Заветный камень», озаренная грозовыми отсветами военной поры, наполненная сыновней любовью к родимой земле, выразившая высокие патриотические чувства защитников Родины, живет и сегодня как память о прошлом, которое превратилось в легенду.

(20 слайд).

(21 слайд). Первый год войны требовал патриотических песен, поднимающих бойцов на подвиг во имя Родины - в этом контексте «Смуглянки» еще не было. Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка»- песня о девушке-партизанке. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио.

(22 слайд). Спустя некоторое время эту песню вставили в фильм « В бой идут одни старики».

(23 слайд).

(24 слайд). В декабре 1942 года у Сталинграда (теперь Волгограда) встретились фронтовые артисты - поэт Долматовский и композитор Фрадкин, авторы известной к тому времени «Песни о Днепре». Долматовский прочитал Фрадкину свое стихотворение «Танцы до утра», и Фрадкин почти тут же на немецком трофейном аккордеоне наиграл мелодию вальса, навеянную, по его словам, этим стихотворением. Музыка и стихи не подходили друг другу, и ни поэт, ни композитор не продолжили работы над песней, поскольку советские войска одерживали победу за победой, и этот успех на фронте требовал новых, более патриотичных песен.

И они появились. Очень популярными среди участников Сталинградской битвы были песни М. Фрадкина и Е. Долматовского «У нас в Сталинграде», «Колечко», и многие другие. Вскоре после Сталинградской битвы на заседании Военного совета фронта Долматовского и Фрадкина наградили орденами Красной Звезды.

(25 слайд). Из воспоминаний Долматовского: «Мы рассказал о нашей задумке - превратить стихотворение «Танцы до утра» в песню. Начальник Политуправления фронта Сергей Теодоросович Галаджев, знавший раньше это стихотворение, сказал, что должно получиться нечто вроде офицерского вальса. Мне очень понравилось название «Офицерский вальс» для будущей песни. Мы с Фрадкиным оказались в вагоне Политуправления. Там-то и был написан «Офицерский вальс»».

Эшелон шел медленно - от Сталинграда до Ельца суток семь. На всех станциях и полустанках Фрадкин исполнял песню перед бойцами разных эшелонов: перегоняя друг друга, они шли от берегов Волги в тот район, который летом 1943 года прогремел на весь мир, - знаменитая Курская дуга. Под Ельцом авторы уже слышали свою песню, опередившую их с проскочившим раньше эшелоном. Так и пошел этот вальс кружить по фронтам. А вскоре слово "офицерский" в его названии было заменено на «случайный».

(26 слайд). Л. О. Утесов записал его на пластинку. С тех пор вот уже более сорока лет живет эта песня в народе, оставаясь одной из любимых лирических песен военной поры.

(27 слайд).

(28 слайд). Вывод.

Военная песня возникала тогда, когда люди испытывали самые обостренные чувства, попадали в самые экстремальные ситуации, в ситуации опасности. Эти песни возникали тогда, когда требовалась мобилизация всех физических и нравственных сил, когда проявлялась вся суть человека. И поэтому именно военная песня имеет огромный потенциал влияния на духовную жизнь общества, как никакой другой песенный жанр.

(29 слайд). Мы должны помнить тех, кто завоевал для нас эту счастливую жизнь. Солдаты умирали недаром: их героизм зажёг в наших сердцах ответный огонёк, который будет гореть всегда! Мы должны жить под девизом: «Никто не забыт и ничто не забыто», ценить и любить жизнь, завоёванную для нас отцами и дедами. В наше время песни военных лет прививают детям патриотическое чувство, любовь к Родине, уважение к прошлому своего народа. Мне очень хочется, чтобы песня стала спутницей наших мирных дел и свершений. Чтобы никогда ей не пришлось быть подругой боевой, ходить на войну. Пусть с песней к каждому приходит радость, доброта.


© 2010-2022