• Преподавателю
  • Музыка
  • РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел Музыка
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ

МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одним из условий формирования нравственной личности является привитие ребенку экологической этики, эстетики, экологической культуры в целом. Достичь этого можно, воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка. Среди различных видов искусства большое значение в формировании экологической культуры принадлежит музыке.

Раскрыть самоценность объектов природы, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально-положительным отношением - вот задачи, которые успешно решает музыкальная деятельность.

В течение нескольких лет я работаю по теме «Развитие экологического сознания дошкольников средствами музыкальной деятельности». Экологическое воспитание реализуется в обычной музыкальной деятельности - слушании музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, музыкальном творчестве, а также в музыкально-театрализованных постановках. Музыка тончайший инструмент воздействия на чувства. Обладая способностью проникать в самые сокровенные уголки человеческой души, она вызывает восхищение и трепет перед красотой и вечностью природы. В музыке звучит красота окружающего мира. Она воспитывает бережное отношение к природе, облагораживает душу человека.

Слушая на музыкальных занятиях цикл произведений П.И.Чайковского «Времена года», пьесу М.И.Глинки «Жаворонок», исполняя песни «Не обижайте муравья», «Всем нужны друзья», «Не дразните собак», «Песенку про хомячка» и другие, дети приходят к пониманию самоценности природы.

Наши самые глубокие по содержанию и эстетической наполненности работы - это мюзикл «Лесные пожары», музыкально-хореографическая композиция «Белая цапля», музыкально-литературная композиция «Край родной - земля уральская», которые были отмечены призами на городских, краевых и всероссийских конкурсах.

Все три сценария пронизаны общей идеей воспитания любви к Родине, к ее природным богатствам, формированию экологической культуры. Дети, исполняя песни о природе, создавая образы в драматизации, оживляя их танцами, сильнее проникаются чувствами всего живого на Земле.

Музыкально-хореографическая композиция «Белая цапля» - это сказка о капризной принцессе, которая потребовала для себя свадебный головной убор из хохолков белых цапель. Охотник выполнил ее желание. Но какой ценой? Ценой гибели всей стаи. Дети сопереживают, слыша эту грустную историю, чувствуют боль птицы, наблюдая танец раненой Цапли.

Мюзикл «Лесные пожары» - история о том, как туристы, отдохнув на природе, ушли, оставив мусор и непогасший костер. Вспыхнул пожар, лесные звери сами бросились тушить огонь, а потом оплакивали свои сгоревшие гнезда, погибших в огне детенышей. В завораживающем танце Огня зритель видит губительную силу пожара. Слыша музыкальные реплики животных, пострадавших от человеческого безразличия, халатности, дети сопереживают, понимая истинный масштаб трагедии, что в природе все взаимосвязано, и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция».

Цель музыкально-литературной композиции «Край родной - земля уральская» - вызвать нравственно-эстетические переживания, связанные с красотой музыки и поэзии, воспевающих природу. Исполнение стихов и песен местных поэтов (А. Решетова, И. Мальцевой) композиторов (Л. Вахрушевой, Г. Дагиной) о красоте родного края формирует эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость.

В нашем дошкольном учреждении экологическое образование осуществляется в интеграции. Каждое эколого-музыкальное мероприятие - это плод совместной работы всего педколлектива, родителей и детей. Ну а форма его - это в основном маленький музыкальный спектакль.

Экологический уклон носили и другие мероприятия.

В рамках городской экологической акции мы провели открытое городское музыкальное мероприятие «Чистый город - наше общее дело». Оно стало обобщающим итогом исследовательской работы в группах, а также трудовой деятельности на участках, экскурсий, наблюдений за проблемными зонами в городе. Дети узнали, чем мусор вредит природе и ее обитателям, что происходит с мусором природного и искусственного происхождения, что нужно сделать с мусором, чтобы он не загрязнял окружающую среду.

В ходе проделанной работы дети усвоили азы экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни, взаимосвязь между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я оставлю мусор в лесу, это повредит флоре и фауне).

Запомнились также музыкально-экологические шоу-викторины с участием родителей «Царство цветов» и «Этот чудный мир воды».

Традиционным стал у нас «Праздник прилёта птиц», который мы отмечаем каждую весну. На музыкальных занятиях разучиваем песни и танцы, основанные как на современном, так и на народном музыкальном материале. А параллельно в группах проводятся тематические беседы, наблюдения за птицами; занятия, где знакомятся с народными традициями, связанными с любовью к птицам и весне, дети разучивают стихи, заклички, рисуют, оформляют работы к выставке; на мастер-классах лепят из теста птичек, а папы с детьми изготавливают скворечники.

В ближайших планах подготовка художественно-краеведческой игры «В гостях у Хозяйки Медной горы», концертной программы «За все на Земле мы в ответе».

По итогам нашей целенаправленной работы я с удовлетворением наблюдаю, как изменилась позиция детей и их отношение к миру природы. Они начали воспринимать её с позиций эстетики, красоты, осознали важность взаимодействия с природой, природными объектами, у детей проснулся интерес к миру природы, желание и готовность взаимодействовать с ним.

Работа в экологическом направлении сплачивает наш коллектив, укрепляет веру в свои силы, сделала более тесным контакт с родителями.

Итак, я убеждена, что выбранное нами направление перспективно.

Воспитание посредством музыки - это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек - часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать, помогает сформировать осознанное и бережное отношение к природе. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки - это более успешное и продуктивное воспитание.

Литература


  1. Ашиков В. И. Семицветик : программа и рук. по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошк.возраста / Ашиков В. И., Ашикова С. Г. - М. : Рос.пед.агентство, 1997. - 132 с.

  2. Белоненко Т., Литвинова В. Русская природа. Музыкальные беседы для детей младшего возраста. - Ленинград «Музыка» 1980.

  3. Ветлугина Н.А. - Методика музыкального воспитания в детском саду - Москва, издательство «Просвещение» - 1989.

  4. Виногpадова H. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виногpадова H. Ф., Куликова Т. А. - М. : Просвещение, 1993. - 127 с.

5. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников / Николаева С.Н. - М. : Новая школа, 1993. - 15 с.

6. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. -М.: ВАКО, 2011-336с.














© 2010-2022