• Преподавателю
  • Музыка
  • Педагогический проект «Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»

Педагогический проект «Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»

       Проект по театрализованной деятельности был реализован мною в I квартале 2014 - 2015 уч.г. Необходимость возникла в связи с тем что, требовалось реализовать весь творческий потенциал воспитанников старшего дошкольного возраста - а театральная деятельность на мой взгляд самый интересный вид деятельности, где задействованы все направления: пение, слушание, музыкально-ритмические движения. Презентацией проекта явились две мини оперы по мотивам русской народной сказки и сказки К.Чуковского. С...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБДОУ Комбинированного вида детский сад «Ёлочка»













Проект

«Мы играем и поём, сказок хоровод ведём!»





Автор - составитель:

И.Н.Киштеева,

музыкальный руководитель


















г.Абакан 2014 - 2015гг.



Педагогический проект: «Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»

Творческое название проекта: «Мы играем и поём, сказок хоровод ведём!»

Проблема:

На современном этапе, в условиях введения ФГОС, образовательная деятельность требует вариативного подхода в организации формы взаимодействия педагога и воспитанников.

Существуют разнообразные формы организации НОД, но мною предпочтительнее использовать традиционные, например такие как: игры-инсценировки, драматизация песен, сюжетно-ролевые игры, игры с пением и танцевальными движениями-импровизациями.

В некоторых моментах дети испытывают затруднения - передачи музыкального образа в движении, построении импровизированной сюжетной линии в играх, инсценировании песен. Появляется потребность в использовании театрально-игровых упражнений, музыкальных этюдов, несложных драматизаций, музыкально-пластических импровизаций.

Я как педагог заинтересована в развитии музыкально-творческого потенциала воспитанников, поэтому считаю необходимым ввести данные технологии в образовательный процесс. Систематическое вовлечение дошкольников в музыкально-театрализованную деятельность приводит к значительным сдвигам в развитии музыкальных творческих способностей, даже застенчивые и, казалось бы, неуправляемые ребята проявляют интерес и показывают положительные результаты.

Актуальность проекта:

Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.

Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической - актуальнейшая задача сегодняшнего дня. А как заинтересовать дошкольника, как проникнуть в мир его фантазий и увлечь таким образом, чтобы не нарушить субъективное видение картины мира ребёнка? Сказка - та форма, тот метод воздействия, который малышу знаком с первых дней жизни, а вмести с музыкой, он приобретает эффективный способ для реализации педагогических задач.

Сказку любят все: и взрослые, и дети. В чем же секрет этой всеобщей любви к сказке? Главное здесь, наверное, то, что сказка - это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, о победе над пространством и временем, воплощение веры в могучую силу родной земли. Народный сказочный герой, идеал народа - носитель правдивости и великодушия, физической душевной силы, постоянно готовый поставить эту силу на службу добру и справедливости.

Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.

В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка - это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.

Работа над проектами музыкально-эстетического цикла имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Цель проекта:

Создание социальной ситуации развития детей в процессе музыкально-театрализованной деятельности, формирования основ музыкальной, художественной и эстетической культуры.

Задачи развития:

Создание условий для развития:

  • музыкально-эстетического сознания;

  • творческого воображения;

  • ассоциативного мышления;

  • коммуникативности;

  • эмоционально-психологического благополучия и здоровья детей;

Задачи обучения:

Создание условий для:

  • Накопления ребёнком опыта восприятия искусства через образы сказок;

  • Обогащения словаря детей;

  • Освоения выразительного, эмоционального чтения;

  • Освоения вокально-хоровых навыков, сольного пения;

  • Знакомства с образцами классической музыкальной культуры.


Задачи воспитания:

Создание условий для:

  • Активизации проявлений творчества в передаче сказочных образов;

  • Воспитания осознанного отношения к восприятию музыки и художественной литературе;

  • Становления самопознания и положительной самооценки;

Участники проекта:

Дети старших, подготовительных к школе групп 5-7 лет, родители, воспитатели, специалисты ДОУ.

Формы взаимодействия:

С воспитанниками

С воспитателями

С родителями

Со специалистами

Непосредственно-образовательная деятельность

Консультации по использованию музыкального материала в режимных моментах.

Консультации на темы:

«Музыка в семье», «Роль родителей в организации праздника»,

Методическое обеспечение проекта.

Индивидуальные

взаимодействия

Создание музыкального и театрального уголка.

Консультации по изготовлению костюмов, атрибутов.

Совместные мероприятия: интегрированные занятия (физическое развитие) Консультации с логопедом, психологом.

Подгрупповые

взаимодействия

Создание предметно-развивающей среды, оборудования.

Совместное оформление музыкального зала к праздникам

Праздники и развлечения

Разработка методических материалов.


Планируемое время на реализацию проекта: с 1.09.2014 по 20.11.2014

Этапы реализации проекта:

Этапы


Цель

Мероприятие

Участники

Сроки

I этап

Аналитический

• Изучение

литературы, по

проблеме.

• Подбор

методического

материала.

• Определение

целей и задач

реализации

проекта.

Анкетирование родителей: «Какую музыку мы слушаем дома?».

Оценка уровня возможностей воспитанников.

Родители .



Дети, музыкальный руководитель.

Сентябрь

I, II - недели

II этап

Поисковый

• Подбор

Музыкального

репертуара.

• Изучение

технологий и

методик.

• Разработка

сценариев и

мероприятий

Музыкально-литературная гостиная

«Музыкальная табакерка» .

Дети, воспитатели,

Музыкальный руководитель.

Сентябрь

25.09.14

Ш этап

Практиеский

• Проведение

практических

мероприятий.

• Освоение

музыкального и

литературного

материала.

• Музыкально

Театрализован-

ная

деятельность.

• Музыкальная

викторина

«Сказка в музыке

П.И.Чайковского»

• Игротека

«Путешествие по

страницам

любимых книг».

• «Сказки

шуршалочки»

игра на детских

музыкальных

инструментах.

Дети, воспитатели,

Музыкальный руководитель.

Октябрь

7.10.14

Октябрь

24.10.14

Ноябрь

I неделя

IV этап

Презентационный

Презентация

проекта

• Театрализация

мини опера «Пы-

пых» по мотивам

русской.

народной сказки

• Театрализация

Музыкальная

сказка «Муха -

цокотуха».

Дети, родители воспитатели,

музыкальный руководитель.

Ноябрь

18.11.14

Ноябрь

20.11.14

Формы реализации проекта:

Музыкально дидактические игры:

«Концерт» развитие музыкальности, чувства ритма, слухового внимания;

«Тихо-громко» развитие слухового внимания, различие динамических оттенков в музыке;

«Весёлые матрёшки» развитие чувства ритма;

«Песня, танец, марш» определение жанра музыки. «Клоун, клоун расскажи» развитие воображения

Музыкально-пластические игры импровизации:

«Весёлый музыкант» на муз.А.Филиппенко, «Осенние листья» на муз.А.Джойса, «Бабочки и мотыльки» на муз.Р.Паулса, «10 лунатиков» муз. Андрея Усачёва

Игры-драматизации, игры с пением:

«Мышки» автор Е.Железнова, «Теремок» рус.нар.п., «Ёжик» муз.А.Аверина

Материально-технические ресурсы необходимые для реализации проекта:


  • Музыкальный центр, DVD проигрыватель;

  • Костюмы для театрализации

  • Детский музыкальный инструменты

  • Оборудование для дидактических игр: маски зверей, птиц, сказочных персонажей, ит.д.

  • Декорации к сказкам «Пых, пых», «Муха цокотуха».

Методическая литература:


  1. О.П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. - М. 2004 г.

  2. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика».

  3. С.И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).

  4. Журнал «Музыкальный руководитель» № 1, №2 - 2011г.

  5. Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» - М, 1982.

  6. М.Б.Зацепина, Л.В. Быстрюкова, Л.Б.Липецкая, «Интегрированные развлечения в детском саду». М, 2011г

  7. Е.А.Антипина, «Театрализованные представления в детском саду» М. 2010г

  8. М.Ю.Картушина, «Вокально-хоровая работа в детском саду» - М, 2012

  9. О.Н.Арсеневская, «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» - В, 2013г.






© 2010-2022