• Преподавателю
  • Музыка
  • Литературно-музыкальная гостиная Мы сильны нашей верною дружбой (посвящается творчеству М. Г. Фрадкина)

Литературно-музыкальная гостиная Мы сильны нашей верною дружбой (посвящается творчеству М. Г. Фрадкина)

Нет, пожалуй, в нашей стране человека, который не знал бы песен Марка Григорьевича Фрадкина. И это не только потому, что в творчестве композитора они исчисляются сотнями, не только потому, что приходят с кино- и телеэкрана. Песни Марка Фрадкина современны потому, что всегда близки сердцам слушателей. И ещё у них одно непременное качество: особый мелодизм.У композитора есть счастливая способность идти в ногу со временем. Не меняя своего индивидуального стиля, присущего только ему мелодического и ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кемеровская область г. Междуреченск

Городское методическое объединение.

Разработали:

учитель музыки МБОУ ООШ №4

Плохотнюк Светлана Николаевна,

учитель музыки МБОУ СОШ № 26

Тропина Анна Валентиновна


Литературно-музыкальная гостиная

«Мы сильны нашей верною дружбой»,

(посвящается творчеству М.Г. Фрадкина)

Слайд № 1 На фоне музыки.(01)

1. Нет, пожалуй, в нашей стране человека, который не знал бы песен Марка Григорьевича Фрадкина. И это не только потому, что в творчестве композитора они исчисляются сотнями, не только потому, что приходят с кино- и телеэкрана. Песни Марка Фрадкина современны потому, что всегда близки сердцам слушателей. И ещё у них одно непременное качество: особый мелодизм.

Сегодня вместе с композитором мы перелистаем страницы его жизни, вспомним его песни.

Слайд № 2

2. Марк Григорьевич родился в живописном провинциальном городке Витебске 4 мая 1914 года в семье врачей. Когда ему было шесть лет, отец, Григорий Константинович, погиб, он был расстрелян белыми при их отступлении из Курска. Вот что рассказывает композитор о своём детстве.

Чтец 1. «Детство моё было не очень спокойным. После гибели отца я оказался фактически предоставлен самому себе. Мать много работала, и я в свободное от школы время вместе с такими же мальчишками, как и я, наводил страх на всю округу.

Начиная с четвёртого класса, учителя грозили оставить меня на второй год за неуспеваемость и, чтобы этого не произошло, мать переводила меня в другую школу. К седьмому классу не оставалось уже почти ни одной школы, в которой бы я не учился. Тогда мой друг, который был председателем учкома, взял с меня слово, что я, наконец, начну заниматься, и уже в середине года меня зачислили в одну из лучших школ города.

Слово своё я сдержал и школу окончил одним из лучших».

1. Никакого инструмента в семье Фрадкиных не было, но мальчик научился хорошо подбирать на пианино, которое стояло у друзей, знакомые мелодии, а когда в городе был организован шумовой оркестр, принял в нём активное участие.

По окончании техникума Марк был направлен на крупное швейное предприятие в качестве инженера по технике безопасности. Проработав немногим больше двух лет на фабрике, Марк Григорьевич поступил в Третий Белорусский театр, где стал выступать в качестве актёра, - в нём всё же победила тяга к искусству.

Слайд № 3

В 1934 году он уезжает в Ленинград и поступает сразу же на второй курс театрального института, который сейчас называется Институтом театра, музыки и кинематографии.

2. После окончания института Марк Григорьевич вновь в Белоруссии. Теперь он начал работать в Минске, в Театре юного зрителя. Параллельно с работой в театре Фрадкин учился в консерватории, куда его приняли сразу на второй курс. Но через год, с третьего курса его призвали в армию.

Начал Марк Григорьевич военную службу в стрелковом полку в Виннице. Он быстро организовал в нём самодеятельный ансамбль и сочинил для него свои первые песни. Эти песни были написаны на слова Евгения Ароновича Долматовского, с которым его вскоре свела судьба.

Слайд № 4

Затем Фрадкина перевели в Киев, где он стал дирижёром Ансамбля песни и пляски Киевского Особого военного округа. На одном из концертов ансамбля в Доме офицеров присутствовал командующий Киевским Особым военным округом Георгий Константинович Жуков. После концерта он поблагодарил Марка Григорьевича за выступление.

Чтец 2. «Тридцать пять лет спустя, - вспоминает Марк Григорьевич, - я увидел его на спектакле в Малом театре. Набрался храбрости и подошёл к прославленному маршалу.

- Здравствуйте, Георгий Константинович. Не узнаёте меня?

- Извините, нет.

- Я композитор Фрадкин.

- Очень рад познакомиться, люблю ваши песни, - сдержанно ответил Жуков.

- А нам и не надо знакомиться. - и я напомнил ему о случае почти 35-летней давности.

- Как?! - удивился маршал и рассмеялся. - Вы тот худощавый молодой дирижёр, которого я видел в Киевском Доме офицеров? Никогда бы не подумал…»

1. В мае 1941 года ансамбль выступал с концертами на самой границе - в Перемышле. Пограничный гарнизон был крайне встревожен тем, что на другой стороне реки Буг явно накапливались немецкие войска. А совсем скоро в ясное, безоблачное утро украинского лета в чистом голубом небе появились серые самолёты с чёрной свастикой. Началась война.

Ансамбль, в котором служил Фрадкин, стал боевой единицей, и все артисты получили оружие. Всё искусство теперь было подчинено одной задаче - победить врага, сплотить волю народа, поднять боевой дух армии.

Чтец 3. Несмотря на опасность, ансамбль работал, стараясь поднять боевой дух бойцов. «Мы не только всегда выступали с огромным энтузиазмом, - рассказывает Марк Григорьевич, - но и постоянно искали новые формы наибольшего воздействия на свою аудиторию, жадную до любых напоминаний об отдалившейся мирной жизни. Так, в первые дни войны появились в наших концертах, кроме официальных ведущих, весёлые фронтовые балагуры - повар Галкин и банщик Мочалкин. Спустя несколько лет тысячи зрителей мирных концертных залов увидели их в новых эстрадных ролях - Тарапуньки и Штепселя.

Слайд № 5

2. После окончания Сталинградской битвы Долматовский и Фрадкин были направлены в район Курской дуги. По дороге в поезде, в одном из вагонов, где расположилась редакция газеты «Красная армия», они написали песню, ставшую особенно популярной - «Случайный вальс».

«Стоит воинской колонне остановиться на ночёвку в прифронтовом селе или городке, - рассказывает поэт, - и вот уже возникают знакомства, и откровенные разговоры, и влюблённость, и всё это носит грустный и целомудренный характер, а рано-рано расставанье, отъезд…». Так возникло стихотворение «Танцы до утра». Название его не выдумано. «Подобные объявления, - рассказывает Долматовский, - зазывали молодёжь в те времена, и я…выписал в заголовок стихотворения то, что крупными неуклюжими буквами было выведено на листах бумаги, прикнопленными к дверям школы». Вот строчки из этого стихотворения:

1.Танца вечная погоня

Удивительно легка.

И лежит в моей ладони

Незнакомая рука.

Долматовский поделился своей мыслью превратить стихотворение «Танцы до утра» в песню.

«Мне очень понравилось название «Офицерский вальс» для будущей песни…

Ночь застала нас уже в пути. Эшелон двигался на север. В вагоне товарищи просили сложить песню. Мы довольно быстро сочинили вынашиваемый нами «Офицерский вальс».

Слайд № 6

(02) Исполнение песни «Случайный вальс»

(стихи Е. Долматовского)

Эшелон шёл медленно - от Сталинграда до Ельца суток семь. На всех станциях и полустанках Фрадкин исполнял песню перед бойцами разных эшелонов. Под Ельцом мы уже слышали свою песню, опередившую нас с проскочившим раньше эшелоном.

Оттуда и пошла песня кочевать по фронтам. Её «офицерское» название заменили сознательно - ведь песня была и солдатской».

Слайд № 7

2. С каждой военной песней связана своя, пусть маленькая, но дорогая и значительная история.

Вот скажем, «Брянская улица». Это песня предпобедная…

Автор текста песни Евгений Долматовский вспоминает, что в 1943 году после Курской битвы, когда наши войска стали стремительно продвигаться вперёд, на Запад, вдруг названия улиц, по которым они проходили, становились указующими, призывающими… Поэтому стихотворение, написанное Долматовским в ноябре 1943 года, называлось «Улицы-дороги»:

1.С боем взяли мы Орёл,

Город весь прошли,

Улицы последней

Название прочли:

Брянская улица на запад нас ведёт,

Значит - в Брянск дорога,

Значит - в Брянск дорога.

Вперёд!

«Я отправил свою песню, - пишет Долматовский, - первоначально упоминавшую Орёл - Брянск - Гомель и нацеливавшую бойцов на Минск, композитору Марку Фрадкину. Довольно долго я не получал ответа, а потом, наверное, почти через год, услышал по радио в исполнении Леонида Утёсова песню с незнакомым названием «Дорога на Берлин».

Чтец 4. «Текст песни «Дорога на Берлин» постоянно пополнялся вместе с движением наших войск на Запад, - вспоминает композитор. Советская Армия шла на Берлин. И буквально каждый день добавлял в песню новые куплеты. «С боем взяли город Брест…Брестская улица на запад нас ведёт… С боем взяли город Брянск.. Брянская улица на запад нас ведёт» и так далее. И все исполнители песни пели её, сообразуясь с реальным положением военных дел, включая в текст названия городов, только что освобождённых нашими войсками. Таким образом песня была завершена вместе с падением рейхстага».

Слайд №8

(03) Видеоролик: Исполнение песни «Дорога на Берлин»

исп. Л.Утёсов

(стихи Е. Долматовского)

2. Отгремела война. Вошли в жизнь новые поколения. Вернулись к ней и те, для кого воспоминания о ней навеки остались в сердце. «Воспоминания - одно из самых удивительных свойств, присущих человеку, - говорит Марк Григорьевич. - Они окружают тебя со всех сторон, радуют или печалят, помогают жить или приносят боль… Но есть воспоминания святые, они не подвластны времени. К такого рода воспоминаниям относится для меня всё, что связано с Великой Отечественной войной».

1. В разные годы, во многих интервью Марк Григорьевич повторяет одну и ту же мысль:

- Годы идут, а мой герой по-прежнему молод. Это стойкий защитник Родины, это человек, который умеет любить, умеет трудиться.

И действительно, как различны герои композитора разных лет! Вспомним «мальчишку кудрявого» из кинофильма «Они были первыми», который мечтал о счастье, но погиб за родину, когда ему шёл лишь восемнадцатый год.

Слайд № 9

(04) Видеоролик: Исполнение песни «За фабричной заставой»

(стихи Е. Долматовского)

Слайд № 10

2. Совсем другая эпоха - строительство новой жизни, трудовой энтузиазм первопроходцев нашей родины - отразилась в песне «Комсомольцы-добровольцы».

Фильм «Добровольцы» родился из знаменитого романа в стихах: поэт Евгений Долматовский написал книгу о героях своего времени - в молодости он по призыву комсомола добровольцем работал на строительстве Московского метрополитена. Его товарищи по бригаде и стали прототипами романа.

В романе не было песни о добровольцах, а в фильме она понадобилась: что за фильм без песни!

Правда, ещё будучи членом метростроевской бригады, Долматовский сочинил песню добровольцев-строителей. Вот что он об этом рассказывает: «Бригадир однажды дал мне несколько необычное задание: написать песню добровольцев-строителей. Композиторов не было поблизости, пришлось использовать знакомый всем мотив «Дальневосточной». Я написал:

Придя сюда по зову комсомола,

Мы знаменитый выстроим туннель, -

И эту песню запели во всех шахтах - от Сокольников до Парка культуры… Но меня эта песня не радовала. Она была привязана к мотиву другой песни, следовательно - не самостоятельная. Очень хотелось написать песню добровольцев - настоящую, не похожую на другие песни».

И вот через четверть века Долматовский с Фрадкиным пишут для кинофильма песню «Комсомольцы-добровольцы», которая шагнул с экрана к людям.



Слайд № 11

(05) Все: Исполнение песни «Комсомольцы-добровольцы»

(стихи Е. Долматовского)

Слайд № 12

1. Теме любви композитор посвятил множество песен. «Любовь, - говорит он, - всеобъемлющее чувство. Это и любовь к родителям, детям, друзьям, ко всему сущему на земле. Конечно, это и любовь к женщине, и самое святое чувство - любовь к Родине. Вот почему любовь всегда остаётся для меня одной из самых дорогих и близких творческих тем.

Слайд № 13

2. Более тридцати лет Фрадкин связан с кино. С 1955 года, когда режиссёр Ю. Егоров пригласил его для участия в фильме «Они были первыми», он создал музыку более чем к сорока фильмам.

Но бывало, что музыка Фрадкина не всегда и не сразу находила понимание у актёров и постановщиков. Нужно было время, чтобы необычная, новаторская, она постепенно дошла до глубины души. Так случилось с песней из фильма «Простая история».

Чтец 5. «Эта песня, - рассказывает Марк Григорьевич, - складывалась непросто. В радужном настроении я пришёл на художественный совет киностудии, где должен был показать музыку к фильму. Музыку в целом одобрили, а вот песня «На тот большак, на перекрёсток» вызвала почти единодушное отрицательное мнение. Я растерялся, пытался понять, в чём дело. Мне объяснили невразумительно, что вроде бы песня должна быть русской деревенской, а получилось что-то иное, а сама по себе песня сложная, и петь её не будут… Откровенно говоря, тогда я так ничего и не понял… Ушёл домой расстроенный…

Прошло несколько дней. Молчала студия, молчал и я. И вдруг… вся студия запела «На тот большак…» Это, наверное, и решило судьбу песни: она осталась в фильме».

Слайд № 14

(06) Видеоролик: Исполнение песни «На тот большак»

(стихи Н. Доризо)

Слайд № 15

1. «Мне хочется писать музыку к тем лентам, - признаётся Марк Григорьевич, - где живут и активно действуют молодые люди, наши современники. Музыка должна помочь зрителю увидеть не то, что он и так видит на экране глазами в данный момент, но то, что скрывается за этим зрительным рядом… Очень полезно самому, вместе с поэтом побывать на съёмках, самому войти в атмосферу будущего фильма».

Однажды Фрадкин и Матусовский приехали в Киев на съёмки фильма «Прощайте, голуби!». Песня у них была в основном готова, но они не торопились выносить её на суд режиссёра и съёмочной группы.

Улицы Киева, цветущие сады, солнце, молодые лица на пути… Фильм рассказывает о том, как взрослеет сегодняшний подросток, как готовится к своему самостоятельному, «взрослому» пути, как приходит к нему первая любовь и уходит детство. О голубях авторы сначала не думали. А потом решили строить песню на этом образе: «детство - голуби» и значительно пересмотрели наброски - и музыку, и стихи. Ведь на самом деле, вместе с детскими забавами и увлечениями, а значит, и с голубями, которыми увлекаются мальчишки, уходит детство.

Слайд № 16

(07) Исполнение песни «Прощайте, голуби»

(стихи М. Матусовского)

2. У композитора есть счастливая способность идти в ногу со временем. Не меняя своего индивидуального стиля, присущего только ему мелодического и гармонического мышления, он умеет создавать произведения совершенно разноплановые по жанрам. Ему принадлежат такие песни, как «За того парня», «Там, за облаками», а рядом - совершенно другого характера и настроения - «Морзянка», «Увезу тебя я в тундру», или удивительная по своей чистоте песня «Красный конь» из фильма «Ветер странствий» на стихи Михаила Пляцковского. В ней и воспоминание о детстве и расставание с ним.



Слайд № 17

(08) Исполнение песни «Красный конь»

(стихи М. Пляцковского)

Слайд № 18

Марк Фрадкин вспоминает: «Если бы не было Дунаевского, Соловьёва-Седого, Блантера, может быть, я не состоялся бы как композитор.

Есть у меня ещё группа друзей, связанных с кино. Первым меня приобщил к нему Юрий Павлович Егоров, пригласив на фильм «Они были первыми». С тех пор мы не расставались и сделали много фильмов: «Простая история», «За облаками небо», «Отцы и дети» и ещё много-много других. Наша дружба оказалась столь важной для нас обоих, что мы поселились в одном доме, чтобы быть всегда вместе.

Второй режиссёр - по количеству сделанных картин - Яков Сегель. С ним мы выпустили «Течёт Волга», «Первый день мира», «Прощайте, голуби!».

Слайд № 19

(09) Видеоролик: Исполнение песни «Течёт Волга».

2. А вот что говорят о композиторе его друзья. Вспоминает актриса Эллина Быстрицкая: «Я иногда становилась свидетельницей рождения новой песни. Это были для меня счастливейшие минуты. Вспоминаю, как он играл «Увезу тебя я в тундру» с её хрустальным звоном и пластику его движений, выражение лица - это был человек необычайного увлечения тем, что он делал.

Слайд № 20

(10) Исполнение песни «Увезу тебя я в тундру»

1. Песням Марка Фрадкина суждена долгая жизнь. Не случайно его называют певцом трёх поколений. Поэт Роберт Рождественский писал: «По-моему, он вовсе не сочиняет музыку. Он просто открывает её в каждом из нас. Ведь где-то в душе нашей, в самой глубине живёт и до поры до времени молчит будущая песня, будущая мелодия. Живёт и не знает, как выйти наружу. И мы сами не знаем, чем ей помочь. Мы этого не умеем. А Марк Фрадкин знает и умеет. Мелодия нашего сердца обретает голос. Обретает крылья. Но, даже взлетев высоко в небо, даже опоясав земной шар, мелодия эта остаётся нашей. До конца. А ведь это, наверное, большое счастье. И для мелодии, и для человека».

Слайд № 21

(11) Исполнение песни «А годы летят»

(стихи Е. Долматовского)


Слайд № 22



© 2010-2022