- Преподавателю
- Музыка
- Конспект по музыке на тему Портрет в музыке (3 класса)
Конспект по музыке на тему Портрет в музыке (3 класса)
Раздел | Музыка |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тарасова Н.Н. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лицей №21»
г. Иваново
Конспект разработала:
Тарасова Надежда Николаевна
Должность: Учитель музыки
3 класс
Урок «Портрет в музыке».
Повторение + проверить домашнее задание (рисунок Утро)
-
О чём мы говорили на прошлом уроке? (об утре)
-
Какие композиторы в каких произведениях создали этот образ? (Чайковский «Утренняя молитва», Григ «Утро»)
-
Какой вывод мы сделали после прослушивания произведений? (композиторы создавали произведения с образами утра, есть произведения, которые выражают чувства человека, а есть такие произведения, которые рисуют красоту природы, настроение природы)
Новый материал.
В течение дня человек обычно общается с окружающими его людьми.
Представим и мы, что музыка познакомит нас сегодня с разными героями.
А кто они будут: персонажи из сказок или реальные герои? Попробуем определить.
-
Но сначала вспомните, какие портреты «нарисовала» музыка С. Прокофьева в знакомой вам симфонической сказке «Петя и волк», с которой мы познакомились во 2 классе?
-
Что помогало увидеть появление нового персонажа, понять его характер?
(герои из сказки: утка, кошка, птичка, мальчик; появление нового инструмента, тембра, темпа, динамики - говорило о появлении нового героя).
Итак, с кем нас музыка познакомит сегодня на уроке?
Слайд №2. Персонаж №1.
-
Кто это: сказочный герой или человек?
-
Какое у него настроение?
-
Меняется ли оно?
Пока будет звучать фрагмент, ПЕРЕДАЙТЕ ДВИЖЕНИЕМ РУК НАСТРОЕНИЕ ГОСТЯ.
Звучит «Джульетта - девочка» из балета «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева
(ребята выполняют задание)
(Ответы: наверно, это ребёнок, девочка и у неё часто меняется настроение.
Как будто 3 настроения. Возможно, сначала всё было хорошо и она радовалась, как вдруг, что-то случилось, она задумалась, и расстроилась).
Слайд №3. Молодцы ребята! Это произведение называется «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева.
-
А почему композитор нарисовал девочку такими разными темами-настроениями? (предположения ребят)
-
А у вас бывает, что настроение радостное или плохое сохраняется на весь день и не меняется? (нет, такого никогда не бывает, настроение меняется, т.к. чередуются разные события, поэтому и у нашей героини тоже настроение разное).
Правильно! А теперь откройте учебник стр.29 или слайд №4.
Вы видите две нотные строчки. Определите настроение Джульетты по нотной записи.
(Ответы: 1-ая нотная дорожка: мы видим короткие длительности, скачки, быстрый темп - значит, настроение радостное. 2-ая нотная дорожка: лиги, длительности нот другие - значит, настроение задумчивое, печальное).
А сейчас нас ждёт персонаж №2.
Прежде чем мы услышим запись, выполните задание.
Прочитайте стихотворение А. Барто, как актёры, от лица героини - Болтуньи. Сыграйте её роль.
Слайд №5. На стр. 27 учебника несколько строчек из стихотворения:
«Это Вовка выдумал, что Болтунья Лида, мол…
А болтать то мне когда? Мне болтать то некогда.
Драмкружок, кружок по фото, хоркружок - мне петь охота!
За кружок по рисованью тоже все голосовали…»
(желающие учащиеся выполняют задание).
Очень выразительно у вас получилось. Молодцы!
Слайд №6. А как С.С. Прокофьев нарисовал портрет девочки, с какой интонацией он читает?
Звучит «БОЛТУНЬЯ» С.С. Прокофьев
(Ответы: как скороговорка, очень быстро, которая чередуется с мелодическими и выразительными интонациями, композитор рисует портрет школьницы, без удержу болтающей о своих школьных нагрузках и интересах).
-
Ребята, а чему учит это стихотворение нас?
(Ответы: нельзя ходить во все кружки, которые есть. Нужно выбрать то, что больше нравится, и ходить в один кружок, или если успеваешь в несколько).
Правильно. Ведь, главное не количество работы, а качество.
Нас ждёт персонаж № 3.
Слайд №7.
Откройте стр. 28 учебника. Что это?
(Ответы: это бал, а на балу Золушка)
Вспомните сказку Ш. Перро «Золушка», в которой много действующих лиц. На сюжет этой сказки Прокофьев написал музыку и получился у него балет.
-
А что такое балет?
(Ответы: это музыкальный спектакль, где все герои танцуют).
Представьте, Золушка на балу, и звучит «Вальс».
-
Какие чувства передаёт музыка танца?
-
Что происходит на балу?
-
Какой рисует музыка Золушку?
Обо всём нам расскажет музыка «Вальса».
Пока будет звучать «Вальс» - ПРОДИРИЖИРУЙТЕ. ПЕРЕДАЙТЕ ЖЕСТОМ ВСЕ ВЗЛЁТЫ МЕЛОДИИ.
Звучит «Вальс» из балета «Золушка» С.С. Прокофьева.
(Ответы: мы услышали бой курантов, полночь, и поэтому чувства тревоги, волнения, страха, смятения переданы в танце. А Золушка была счастливая, тихая, нежная, светлая, мечтательная).
Правильно. Музыка танца передала настроение Золушки, её характер и происходящие события.
Слайд №8. И последний герой №4 ждёт своего выхода.
Но про него говорить мы ничего не будем. Пока будет звучать музыка: нарисуйте этот персонаж в своих тетрадях. А потом посмотрим, кто оказался ближе всего к верному ответу.
Звучит пьеса «Баба Яга» П.И.Чайковского
(ребята выполняют задание: 5 мин.)
-
Давайте посмотрим, что у вас получилось?
-
Какой образ вы нарисовали и почему?
-
Как звучала музыка?
Прохожу по рядам, лучшие работы показываю всему классу (ребята объясняют свой выбор).
Слайд №9. Это пьеса П.И. Чайковского, называется «Баба Яга». Ваши рисунки показали то, что вы все очень были близки к правильному названию пьесы. Все верно почувствовали характер и внешность героя. Молодцы!
А сейчас посмотрите на слайд №10.
-
Кого видите? (Жар-птицу)
Послушайте песню про «Жар-птицу» Л.Вихарёвой.
-
Какая Жар-птица в песне?
Исполняю песню «Жар-птица» Л.Вихарёвой под фортепиано (3 класс)
(ребятам выдан текст песни 3 класс)
(красивая, неуловимая, птица, о которой мечтают, хотят с ней прокатиться по небу)
-
Понравилась вам песня? (да)
Разучим эту красивую песню.
Разучивание песни «Жар-птица» Л.Вихарёвой под фортепиано
Итог урока:
-
Что сегодня на уроке у нас происходило? (к нам приходили незнакомцы, музыка рисовала портреты, а мы угадывали кто это)
-
Какие портреты мы увидели? (Болтунью, Золушку, Джульетту, Бабу Ягу)
-
Кто нарисовал их? (С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский)
-
С помощью чего композиторов удалось создать такие разные портреты? (с помощью средств музыкальной выразительности: темп, динамика, тембр, регистр, лад…)
-
Д/З Нарисовать портрет, который больше понравился.