Конспект по музыке на тему Портрет в музыке (3 класса)

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Лицей №21»

г. Иваново


Конспект разработала:

Тарасова Надежда Николаевна

Должность: Учитель музыки

3 класс


Урок «Портрет в музыке».

Повторение + проверить домашнее задание (рисунок Утро)

  • О чём мы говорили на прошлом уроке? (об утре)

  • Какие композиторы в каких произведениях создали этот образ? (Чайковский «Утренняя молитва», Григ «Утро»)

  • Какой вывод мы сделали после прослушивания произведений? (композиторы создавали произведения с образами утра, есть произведения, которые выражают чувства человека, а есть такие произведения, которые рисуют красоту природы, настроение природы)

Новый материал.

В течение дня человек обычно общается с окружающими его людьми.

Представим и мы, что музыка познакомит нас сегодня с разными героями.

А кто они будут: персонажи из сказок или реальные герои? Попробуем определить.


  • Но сначала вспомните, какие портреты «нарисовала» музыка С. Прокофьева в знакомой вам симфонической сказке «Петя и волк», с которой мы познакомились во 2 классе?

  • Что помогало увидеть появление нового персонажа, понять его характер?

(герои из сказки: утка, кошка, птичка, мальчик; появление нового инструмента, тембра, темпа, динамики - говорило о появлении нового героя).

Итак, с кем нас музыка познакомит сегодня на уроке?

Слайд №2. Персонаж №1.

  • Кто это: сказочный герой или человек?

  • Какое у него настроение?

  • Меняется ли оно?

Пока будет звучать фрагмент, ПЕРЕДАЙТЕ ДВИЖЕНИЕМ РУК НАСТРОЕНИЕ ГОСТЯ.

Звучит «Джульетта - девочка» из балета «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева

(ребята выполняют задание)

(Ответы: наверно, это ребёнок, девочка и у неё часто меняется настроение.

Как будто 3 настроения. Возможно, сначала всё было хорошо и она радовалась, как вдруг, что-то случилось, она задумалась, и расстроилась).

Слайд №3. Молодцы ребята! Это произведение называется «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева.

  • А почему композитор нарисовал девочку такими разными темами-настроениями? (предположения ребят)

  • А у вас бывает, что настроение радостное или плохое сохраняется на весь день и не меняется? (нет, такого никогда не бывает, настроение меняется, т.к. чередуются разные события, поэтому и у нашей героини тоже настроение разное).

Правильно! А теперь откройте учебник стр.29 или слайд №4.

Вы видите две нотные строчки. Определите настроение Джульетты по нотной записи.

(Ответы: 1-ая нотная дорожка: мы видим короткие длительности, скачки, быстрый темп - значит, настроение радостное. 2-ая нотная дорожка: лиги, длительности нот другие - значит, настроение задумчивое, печальное).

А сейчас нас ждёт персонаж №2.

Прежде чем мы услышим запись, выполните задание.

Прочитайте стихотворение А. Барто, как актёры, от лица героини - Болтуньи. Сыграйте её роль.

Слайд №5. На стр. 27 учебника несколько строчек из стихотворения:

«Это Вовка выдумал, что Болтунья Лида, мол…

А болтать то мне когда? Мне болтать то некогда.

Драмкружок, кружок по фото, хоркружок - мне петь охота!

За кружок по рисованью тоже все голосовали…»

(желающие учащиеся выполняют задание).

Очень выразительно у вас получилось. Молодцы!

Слайд №6. А как С.С. Прокофьев нарисовал портрет девочки, с какой интонацией он читает?

Звучит «БОЛТУНЬЯ» С.С. Прокофьев

(Ответы: как скороговорка, очень быстро, которая чередуется с мелодическими и выразительными интонациями, композитор рисует портрет школьницы, без удержу болтающей о своих школьных нагрузках и интересах).


  • Ребята, а чему учит это стихотворение нас?

(Ответы: нельзя ходить во все кружки, которые есть. Нужно выбрать то, что больше нравится, и ходить в один кружок, или если успеваешь в несколько).

Правильно. Ведь, главное не количество работы, а качество.

Нас ждёт персонаж № 3.

Слайд №7.

Откройте стр. 28 учебника. Что это?

(Ответы: это бал, а на балу Золушка)

Вспомните сказку Ш. Перро «Золушка», в которой много действующих лиц. На сюжет этой сказки Прокофьев написал музыку и получился у него балет.

  • А что такое балет?

(Ответы: это музыкальный спектакль, где все герои танцуют).

Представьте, Золушка на балу, и звучит «Вальс».

  • Какие чувства передаёт музыка танца?

  • Что происходит на балу?

  • Какой рисует музыка Золушку?

Обо всём нам расскажет музыка «Вальса».

Пока будет звучать «Вальс» - ПРОДИРИЖИРУЙТЕ. ПЕРЕДАЙТЕ ЖЕСТОМ ВСЕ ВЗЛЁТЫ МЕЛОДИИ.

Звучит «Вальс» из балета «Золушка» С.С. Прокофьева.

(Ответы: мы услышали бой курантов, полночь, и поэтому чувства тревоги, волнения, страха, смятения переданы в танце. А Золушка была счастливая, тихая, нежная, светлая, мечтательная).

Правильно. Музыка танца передала настроение Золушки, её характер и происходящие события.

Слайд №8. И последний герой №4 ждёт своего выхода.

Но про него говорить мы ничего не будем. Пока будет звучать музыка: нарисуйте этот персонаж в своих тетрадях. А потом посмотрим, кто оказался ближе всего к верному ответу.

Звучит пьеса «Баба Яга» П.И.Чайковского

(ребята выполняют задание: 5 мин.)

  • Давайте посмотрим, что у вас получилось?

  • Какой образ вы нарисовали и почему?

  • Как звучала музыка?

Прохожу по рядам, лучшие работы показываю всему классу (ребята объясняют свой выбор).

Слайд №9. Это пьеса П.И. Чайковского, называется «Баба Яга». Ваши рисунки показали то, что вы все очень были близки к правильному названию пьесы. Все верно почувствовали характер и внешность героя. Молодцы!

А сейчас посмотрите на слайд №10.

  • Кого видите? (Жар-птицу)

Послушайте песню про «Жар-птицу» Л.Вихарёвой.

  • Какая Жар-птица в песне?

Исполняю песню «Жар-птица» Л.Вихарёвой под фортепиано (3 класс)

(ребятам выдан текст песни 3 класс)

(красивая, неуловимая, птица, о которой мечтают, хотят с ней прокатиться по небу)


  • Понравилась вам песня? (да)

Разучим эту красивую песню.

Разучивание песни «Жар-птица» Л.Вихарёвой под фортепиано

Итог урока:

  • Что сегодня на уроке у нас происходило? (к нам приходили незнакомцы, музыка рисовала портреты, а мы угадывали кто это)

  • Какие портреты мы увидели? (Болтунью, Золушку, Джульетту, Бабу Ягу)

  • Кто нарисовал их? (С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский)

  • С помощью чего композиторов удалось создать такие разные портреты? (с помощью средств музыкальной выразительности: темп, динамика, тембр, регистр, лад…)


  • Д/З Нарисовать портрет, который больше понравился.


© 2010-2022