• Преподавателю
  • Музыка
  • План-конспект открытого урока по сольфеджио Наглядно-игровые пособия на уроках сольфеджио в ДШИ

План-конспект открытого урока по сольфеджио Наглядно-игровые пособия на уроках сольфеджио в ДШИ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА НА ТЕМУ:

«НАГЛЯДНО - ИГРОВЫЕ ПОСОБИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

В ДШИ»

Цель урока:

показать разные формы и приёмы работы с наглядными пособиями в игровой форме при изучении различных тем.

Задачи:

- закрепление знаний теоретического материала;

- показ практических навыков в закреплении полученных знаний.

Наглядно-игровые пособия:

- нотные станы с пуговицами - «нотами»;

- столбицы;

- клавиатуры;

- пособие с ручными знаками;

- пособие «ритмо-доли»;

- карты с ритмическими упражнениями;

- ритмические карточки для устных диктантов;

- Е.Золина «Домашние задания» 5 кл.

Ход урока

- Здравствуйте, дети! Вы видите, к нам пришли гости, и мы с вами покажем им наши знания по сольфеджио и то, как мы умеем играть с пособиями.

- Начнём с самого простейшего, с чем мы познакомились ещё в 1 классе.

- Положили перед собой нотные станы и выкладываем звукоряд мелодически вверх (проиллюстрировать на фортепиано)

- А теперь выкладываем звукоряд мелодически вниз (проиллюстрировать).

- А теперь выложили вертикально нотки на линеечках, а рядом - между линеечками (проиллюстрировать), аккордом. Как называется такое расположение нот?.. - гармоническое.

- Знакомимся с клавиатурой. Поставили указательные пальцы на клавишу «до». Двигаемся по клавиатуре правой рукой вверх и поем звуки (под подыгрывание на фортепиано). Дошли до следующей клавиши «до».

- Как называется расстояние, которое охватывает все 7 клавишей?.. - октава.

-2-

- Что такое полутон? Тон? Покажите полутон на белых клавишах… между белой и чёрной… тон на белых… тон на чёрных…

- Поём по клавишам: до - ре - целый тон, ре-ми - целый тон…

- Выложить тоны и полутоны на нотных станах: тоны одним цветом, полутоны - другим и спеть так же.

- Дети, что означает такой ряд тонов и полутонов? Что это за формула?.. - строение мажорной гаммы. А ещё что?..интервалы. какие интервалы, сколько здесь ступеней?.. - секунды.

- Споём их по клавиатурам и будем превращать малые секунды в большие и большие - в малые.

- Теперь так же с клавиатурами выложим терции гармонически. Чёрные клавиши нам подскажут, какая большая, а какая малая. Расскажите мне… - 2 чёрные клавиши говорят, что в этой терции 2 тона - это большая терция, а в малой - полтора тона - 1 чёрная клавиша - тон и + полутон.

- Споём с клавиатурами и обратим малые терции в большие, а большие - в малые.

- Скажите, какое это голосоведение - движение одинаковыми интервалами вверх или вниз?.. - параллельное.

- С каким правилом оно связано?.. - параллельные тональности.

- Расскажите правило.

- На нотных станах, там, где расположены малые терции - это тоники параллельных тональностей. Назовём их: фа мажор?.. - ре минор (какие знаки в фа мажоре?.. - си бемоль. Значит и в ре миноре?.. - си бемоль)

И дальше…

- А вот остальные терции большие. На каких ступенях расположены?.. - I, IV, V. Как они называются?.. - главные. А какие устойчивые?.. - I, III, V.

- Споём нашу попевку: «Где большие терции? Вот большие терции - все на главных ступенях…».

- Мы знаем, что каждая ступень лада носит своё имя. Перечислим..

Почему эти ступени называются главными?.. трезвучия определяют окраску лада.

- Давайте доложим до трезвучий большие терции и споём: «Мы поём главные трезвучия-я-я».

- Что такое трезвучие?.. Как называют звуки трезвучия?.. Из каких терций состоит мажорное трезвучие?.. минорное?...

На доске написана последовательность. Объяснить, почему мы пели «я-я-я» - разрешение Д53.

По клавиатурам поём одноимённые трезвучия, меняя терцовый тон и превращая мажорные трезвучия в минорные и наоборот.

-3-

- Теперь покажем, как мы работаем со столбицами и ручными знаками.

- Давайте споём мажорную гамму ступенями по ручным знакам и столбицам. А теперь устойчивые ступени; разрешение неустойчивых ступеней только по столбицам. По столбицам определим строение мажорной и минорной гамм.

Какие ступени отличают мажорный звукоряд от минорного?...I, VI, VII; в миноре они… - ниже.

Споём ступенями минорную гамму. Давайте споём ре минор, потому что мы быстро ориентируемся в том, что ключевой знак в фа мажоре?.. - си бемоль. Значит в параллельном ре миноре?... - тоже си бемоль. Кстати, почему мы так быстро определяем знак в фа мажоре?.. - потому что в остальных бемольных мажорных гаммах в названии есть бемоль.

- Итак, поём ступенями натуральный ре минор с ручными знаками. Теперь по столбицам и звуками по клавиатурам.

- Сколько видов минора вы знаете?.. 3. Назвать их…Столбицы подскажут вам, какие ступени изменяются в гармоническом миноре…

- Споём так же ступенями с ручными знаками и по столбицам и звуками по клавиатурам. (затем мелодический)

- А теперь поиграем с ритмическими группами.

Выяснить по пособию «ритмо-доли», какие группы и с какими названиями входят в 1 долю, а которые имеют 2 доли.

- Что означает лига, которая стоит между двумя разными длительностями?... - играть связно, штрих легато.

- Что означает лига между одним и тем же звуком?.. - удлиняет длительность (карта с долгими пунктирами). Какая ритмическая группа здесь присутствует?.. - долгий пунктир.

- Что такое «пункт»?.. - точка.

- Как называется эта ритмическая группа?.. - долгий пунктир. Сколько долей?.. - 2.

По тетради Е.Золиной читаем ритмическое упражнение (5 класс, стр.

Читаем ритм г) с простукиванием карандашами и проговариванием ритмоформулами; со счётом с простукиванием; с проговариванием и тактированием. С картами с ритмами восьмая и две шестнадцатые; две шестнадцатые и восьмая в двухголосии: 1 группа стучит карандашами верхний голос, 2 группа - ладошами нижний голос и упражнения на пение мелодий с ритмическим аккомпанементом.

То же с коротким пунктиром и синкопами. Предварительно назвать правило о синкопах и перечислить их виды.

- А теперь перейдём к ритмическому диктанту.Проиграть мелодию в 4 такта. Определить размер и тактировать под проигрывание. Определять количество нот, приходящиеся на каждую долю и выкладывать ритмические карточки. Затем спеть ритмоформулами с тактирование.

-4-

- А теперь, ребята, кто из вас хочет загадать ритмическую загадку? Все остальные будут выкладывать её карточками, а затем споём с тактированием.

- Ребята, спасибо вам за ваше внимание и активную работу. Я прощаюсь с вами до следующего урока.

© 2010-2022