- Преподавателю
- Музыка
- План-конспект открытого урока по сольфеджио Наглядно-игровые пособия на уроках сольфеджио в ДШИ
План-конспект открытого урока по сольфеджио Наглядно-игровые пособия на уроках сольфеджио в ДШИ
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сергеева Т.Л. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА НА ТЕМУ:
«НАГЛЯДНО - ИГРОВЫЕ ПОСОБИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО
В ДШИ»
Цель урока:
показать разные формы и приёмы работы с наглядными пособиями в игровой форме при изучении различных тем.
Задачи:
- закрепление знаний теоретического материала;
- показ практических навыков в закреплении полученных знаний.
Наглядно-игровые пособия:
- нотные станы с пуговицами - «нотами»;
- столбицы;
- клавиатуры;
- пособие с ручными знаками;
- пособие «ритмо-доли»;
- карты с ритмическими упражнениями;
- ритмические карточки для устных диктантов;
- Е.Золина «Домашние задания» 5 кл.
Ход урока
- Здравствуйте, дети! Вы видите, к нам пришли гости, и мы с вами покажем им наши знания по сольфеджио и то, как мы умеем играть с пособиями.
- Начнём с самого простейшего, с чем мы познакомились ещё в 1 классе.
- Положили перед собой нотные станы и выкладываем звукоряд мелодически вверх (проиллюстрировать на фортепиано)
- А теперь выкладываем звукоряд мелодически вниз (проиллюстрировать).
- А теперь выложили вертикально нотки на линеечках, а рядом - между линеечками (проиллюстрировать), аккордом. Как называется такое расположение нот?.. - гармоническое.
- Знакомимся с клавиатурой. Поставили указательные пальцы на клавишу «до». Двигаемся по клавиатуре правой рукой вверх и поем звуки (под подыгрывание на фортепиано). Дошли до следующей клавиши «до».
- Как называется расстояние, которое охватывает все 7 клавишей?.. - октава.
-2-
- Что такое полутон? Тон? Покажите полутон на белых клавишах… между белой и чёрной… тон на белых… тон на чёрных…
- Поём по клавишам: до - ре - целый тон, ре-ми - целый тон…
- Выложить тоны и полутоны на нотных станах: тоны одним цветом, полутоны - другим и спеть так же.
- Дети, что означает такой ряд тонов и полутонов? Что это за формула?.. - строение мажорной гаммы. А ещё что?..интервалы. какие интервалы, сколько здесь ступеней?.. - секунды.
- Споём их по клавиатурам и будем превращать малые секунды в большие и большие - в малые.
- Теперь так же с клавиатурами выложим терции гармонически. Чёрные клавиши нам подскажут, какая большая, а какая малая. Расскажите мне… - 2 чёрные клавиши говорят, что в этой терции 2 тона - это большая терция, а в малой - полтора тона - 1 чёрная клавиша - тон и + полутон.
- Споём с клавиатурами и обратим малые терции в большие, а большие - в малые.
- Скажите, какое это голосоведение - движение одинаковыми интервалами вверх или вниз?.. - параллельное.
- С каким правилом оно связано?.. - параллельные тональности.
- Расскажите правило.
- На нотных станах, там, где расположены малые терции - это тоники параллельных тональностей. Назовём их: фа мажор?.. - ре минор (какие знаки в фа мажоре?.. - си бемоль. Значит и в ре миноре?.. - си бемоль)
И дальше…
- А вот остальные терции большие. На каких ступенях расположены?.. - I, IV, V. Как они называются?.. - главные. А какие устойчивые?.. - I, III, V.
- Споём нашу попевку: «Где большие терции? Вот большие терции - все на главных ступенях…».
- Мы знаем, что каждая ступень лада носит своё имя. Перечислим..
Почему эти ступени называются главными?.. трезвучия определяют окраску лада.
- Давайте доложим до трезвучий большие терции и споём: «Мы поём главные трезвучия-я-я».
- Что такое трезвучие?.. Как называют звуки трезвучия?.. Из каких терций состоит мажорное трезвучие?.. минорное?...
На доске написана последовательность. Объяснить, почему мы пели «я-я-я» - разрешение Д53.
По клавиатурам поём одноимённые трезвучия, меняя терцовый тон и превращая мажорные трезвучия в минорные и наоборот.
-3-
- Теперь покажем, как мы работаем со столбицами и ручными знаками.
- Давайте споём мажорную гамму ступенями по ручным знакам и столбицам. А теперь устойчивые ступени; разрешение неустойчивых ступеней только по столбицам. По столбицам определим строение мажорной и минорной гамм.
Какие ступени отличают мажорный звукоряд от минорного?...I, VI, VII; в миноре они… - ниже.
Споём ступенями минорную гамму. Давайте споём ре минор, потому что мы быстро ориентируемся в том, что ключевой знак в фа мажоре?.. - си бемоль. Значит в параллельном ре миноре?... - тоже си бемоль. Кстати, почему мы так быстро определяем знак в фа мажоре?.. - потому что в остальных бемольных мажорных гаммах в названии есть бемоль.
- Итак, поём ступенями натуральный ре минор с ручными знаками. Теперь по столбицам и звуками по клавиатурам.
- Сколько видов минора вы знаете?.. 3. Назвать их…Столбицы подскажут вам, какие ступени изменяются в гармоническом миноре…
- Споём так же ступенями с ручными знаками и по столбицам и звуками по клавиатурам. (затем мелодический)
- А теперь поиграем с ритмическими группами.
Выяснить по пособию «ритмо-доли», какие группы и с какими названиями входят в 1 долю, а которые имеют 2 доли.
- Что означает лига, которая стоит между двумя разными длительностями?... - играть связно, штрих легато.
- Что означает лига между одним и тем же звуком?.. - удлиняет длительность (карта с долгими пунктирами). Какая ритмическая группа здесь присутствует?.. - долгий пунктир.
- Что такое «пункт»?.. - точка.
- Как называется эта ритмическая группа?.. - долгий пунктир. Сколько долей?.. - 2.
По тетради Е.Золиной читаем ритмическое упражнение (5 класс, стр.
Читаем ритм г) с простукиванием карандашами и проговариванием ритмоформулами; со счётом с простукиванием; с проговариванием и тактированием. С картами с ритмами восьмая и две шестнадцатые; две шестнадцатые и восьмая в двухголосии: 1 группа стучит карандашами верхний голос, 2 группа - ладошами нижний голос и упражнения на пение мелодий с ритмическим аккомпанементом.
То же с коротким пунктиром и синкопами. Предварительно назвать правило о синкопах и перечислить их виды.
- А теперь перейдём к ритмическому диктанту.Проиграть мелодию в 4 такта. Определить размер и тактировать под проигрывание. Определять количество нот, приходящиеся на каждую долю и выкладывать ритмические карточки. Затем спеть ритмоформулами с тактирование.
-4-
- А теперь, ребята, кто из вас хочет загадать ритмическую загадку? Все остальные будут выкладывать её карточками, а затем споём с тактированием.
- Ребята, спасибо вам за ваше внимание и активную работу. Я прощаюсь с вами до следующего урока.