• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическая разработка «Музыкально – творческое обучение в процессе постановки мюзикла в СОШ»

Методическая разработка «Музыкально – творческое обучение в процессе постановки мюзикла в СОШ»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

17

Методическая разработка

Музыкально - творческое обучение в процессе постановки мюзикла в СОШ



1. Подготовка музыкально - театрального действия



Перед современной педагогикой стоит задача определить, как формируются у школьников эстетическое отношение к действительности и его художественные способности. Одна из наиболее важных педагогических задач - создание эмоционального отношения детей к своей художественной практике в единстве с обучением технике танца, пения, рисунка. Они испытывают удовольствие от чистых интонаций песни, красивых сочетаний цветов, выразительного контура в рисунке. Овладение навыками побуждает детей к свободе самовыражения, к творчеству. Творчество, как деятельность детей представляет новые возможности для их развития.

Детское творчество - это первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем, творчество школьника способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения.

Желание высказать свои мысли и чувства не может появиться у ребят, если нет интереса к уроку и к музыке вообще. Учитель должен создать атмосферу доверия, доброжелательности - беседы и дискуссии по инициативе самих ребят возникают на уроках тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения с учителем.

Как в процессе работы лишить скуки себя и своих учеников? Как заразить их собственным творчеством? Все дело в атмосфере проведения репетиционных занятий. Не в навыках - вокальных, пианистических, дирижерских, а в умении ладить с ребятами, уважать в них творческую личность, помочь раскрыть себя, даже в умении слушать их, улыбаться им и прощаться с ними в конце урока или репетиции.

Необходимо подчеркнуть мысль об атмосфере занятий и тех методах, которые помогают планомерно и постепенно ввести ребенка в музыку, приобщить к ней. Методы активизации, назовем их так, могут быть самыми различными, главное - разбудить детское внимание и воображение, способствовать зарождению любви к музыке и ее пониманию.

Вызываемая учителем активность группы может служить одним из важнейших критериев его педагогического мастерства. Активность эта, конечно, не исчерпывается количеством, быстротой и даже содержательностью ответов на поставленный вопрос. Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.

«МУЗЫКА - ДЕТИ - УЧИТЕЛЬ» - во время постановки музыкально - драматического действия общение - одно из центральных понятий. Это, прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней. Многообразная палитра взаимоотношений предстает между музыкой, учителем и учениками; между учителем и учениками; между детьми в коллективных формах деятельности.

Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность.

Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения.

Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы! Отстает в духовно-нравственном плане. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей.

В педагогическом процессе школы особое место занимает внеклассная воспитательная работа, которая представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на учащегося:

- Способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей школьников, которые не всегда удается рассмотреть на уроке;

- Обогащает личные опыт ребенка, его знания, учащийся приобретает практические умения и навыки;

- Развивает у ребят интерес к различным видам деятельности;

- Способствует раскрытию творческих способностей ;

- Обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Большое внимание следует уделить слову о музыке, т.к. значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико, и направленно на активизацию творческой фантазии учащихся.

Противоречие между потребностью ученика в самореализации и задаваемыми школой условиями его обучения, побудило ученых и педагогов обратиться к исследованию проблемы по разработке системы эвристического обучения, интегрирующей личностно-творческие и социально-общественные образовательные цели, в том числе в сфере музыкального образования.

Цель проводимых исследований заключалась в выявлении эвристических методов развития творческого мышления школьников в процессе музыкальной полихудожественной деятельности.

Способность открывать новое заложена в природе человека. Эвристический метод включает в себя создание учениками собственных образовательных продуктов оргдеятельного (нормотворчество, самооценка), когнитивного (исследование объекта, разработка гипотезы, теории) и креативного (фантазия, поиск нового) типов.

Специфика разработанных систем эвристических занятий состоит в том, что все они применяются в качестве особых технологий, осуществленных помимо традиционной классно-поурочной системы. Эвристическое погружение - форма обучения, при которой в течении нескольких дней сохраняется образовательная доминанта, обеспечивающая личностное познание учениками природного, культурного или иного образовательного объекта с помощью метапредметного содержания и методов эвристического обучения.

Синектика - это эвристический метод коллективного решения творческой задачи. Слово «синектика» - греческого происхождения и буквально означает соединение воедино. Он базируется на различного вида аналогиях (словесных, образных, личных), инверсиях, ассоциациях и др.

Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, использование аналогий для понимания проблемы, генерируются и развиваются аналогии, выдвигаются и отсеиваются первые решения, выдвигаются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме. В синектике широко используются аналогии - прямые, субъективные, символические, фантастические. В отличие от «мозгового штурма» в синект - сеансах участвуют все, а не только креативы группы.

Метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении ребенка в момент творческой активности.

Область его использования в большей степени связана с такой разновидностью полихудожественной деятельности учащихся как сочинение сказки, в данном случае мюзикла на тему сказки. Здесь он проявляется достаточно ярко на всех этапах коллективного творческого процесса:

1 - Выбор оригинальной идеи постановки и придумывание сюжета;

2 - Сочинение либретто;

3 - Сочинение музыки и музыкальное оформление.

Задание, связанное со сценографическим решением спектакля, созданием эскизов костюмов, традиционно - среди учащихся объявляется конкурс на лучший творческий проект.

Театральное искусство строится на драматургическом материале и требует от исполнителя навыков перевоплощения. Но поскольку мы говорим о театральной деятельности школьника, то она имеет особый отпечаток - свободный, игровой характер, сохраняющийся даже тогда, когда детьми разыгрывается определенный игровой сюжет.

Действительность дает богатую пищу для выражения. Учащиеся получают огромную массу впечатлений из окружающего мира, которые они стремятся воплотить в живые игровые образы и действия.

Советский психолог Л.С.Выготский отмечал, что драматизация представляет самый распространенный вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах - и как сочинение, импровизирование коротких сценок, и как инсценирование готового литературного материала. Школьников привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей.

Работа ведется в тесном творческом союзе с педагогом музыкантом. Это связано с тем, что музыка в спектаклях является одним из основных элементов всех театральных постановок.

Мюзикл, как и музыкальный спектакль, предполагает импровизационную, пластическую свободу в обыгрывании различных сюжетных ситуаций. Однако непременное условие этой свободы - это способность школьника выразиться творчески, посредством мимики, жеста, танца, умения слушать музыку, передавать в движении ее характер, чувство радости и восторга.

Мюзикл и подготовка к нему дарит детям много радости, оставляет незабываемые впечатления, развивает художественный вкус, воображение и фантазию. Он помогает активно использовать потенциал детей.

Постановка музыкального спектакля в школе проводится путем специального разучивания с учащимися литературного, музыкального материала, хореографических зарисовок и соответствующих действий персонажей, подсказанных им педагогами. Особое внимание здесь уделяется индивидуальной работе над сольными номерами, и с отдельными персонажами.

Нами была предпринята попытка подготовки и проведения творческого эксперимента - подготовки и постановки мини-мюзикла «Муха - Цокотуха» в СОШ №3 и ДОУ №50.

Работая над подготовкой мюзикла, мы ставили следующие

первостепенные задачи:

- Развитие детского театрально - музыкального творчества;

- Познакомить детей с данным литературным произведением;

- Выработать у детей умение осмысливать содержание произведения;

- Научить детей передавать чувства в соответствии с литературными образами;

- Вызвать эмоциональную отзывчивость детей на данное произведение;

- Показать готовый спектакль другим детям.

Итак, спектакль появляется не сразу, не спонтанно, к нему ведется предварительная работа, в первую очередь выбор литературной основы, здесь немаловажную роль играют сами школьники.

Работа по подготовке и проведению мюзикла в общеобразовательной школе делится на несколько этапов.

Первый этап - выбор темы постановки, который сопровождается определением цели праздника и возрастными особенностями участников и зрителей. Здесь необходимо учесть интересы детей и их творческие возможности. Необходимо тщательно продумать введение детей в тему постановки. Беседа - старт должна заинтересовать ребят предстоящей работой, воссоздать ситуацию «завтрашней радости». В дискуссии на заданную тему необходимо прислушаться к мнению детей, ведь в процессе беседы рождается мысль, как сделать мюзикл более близкий и доступный детям, кто будет исполнителем главных ролей, кто будет помогать в изготовлении декораций и т.д.

Второй этап - написание сценария (либретто). Когда сюжетная линия намечена, можно приступать к подбору литературного и музыкального материала и разработке композиции (логика развития, ход, последовательность вокальных и хореографических номеров, последовательность событий, действий). Особое внимание в подготовке либретто мюзикла следует обратить на музыкальный материал. Он должен соответствовать возрастным и физиологическим особенностям детей. Лучше если в музыкальной основе будут лежать произведения популярные в детской среде.

Третий этап - организация подготовительной работы. Дети сами выбирают вид деятельности, которым им ближе (изготовление декораций, реквизита, пригласительных билетов, оформление зала, подготовка эскизов костюмов и т.д.) и под руководством педагога начинается увлекательная творческая работа где «творцы» сами дети.

Четвертый этап - репетиционная деятельность. При подготовке мюзикла предусматриваются различные виды деятельности: массовые, групповые и индивидуальные. Здесь педагогу необходимо обратить внимание не только на творческие, но и психологические особенности участников постановки. В репетиционной работе не следует возвеличивать уже признанных лидеров, а помочь обрести уверенность тем детям, которым труднее даются творческие задания, и кто в коллективе пока чувствует себя неуверенно. Воспитательная роль постановки мюзикла значительно повышается, если в его подготовке и проведении принимают ребята нескольких классов. Для младшего школьника особую ценность представляет оценка его труда, усилий. После каждого репетиционного занятия необходимо найти те слова, которые подбодрят участников и дадут толчок для новый достижений.

В подготовке и проведении мюзикла нет мелочей. И от второстепенных на первый взгляд факторов - оборудования, технического обеспечения и оформления зависят успех или неудача дела. Это большая и серьезная работа не одного человека, а педагогического творческого актива, коллектива родителей, учащихся. От качества ее зависит его эмоциональное воздействие на школьников.

На выбор учащимся было предложено несколько литературных произведений: «Мойдодыр», «Федорино горе», «Теремок», «Муха - цокотуха».

Знакомый с раннего детства, интересный и захватывающий сюжет сказки

«Муха-цокотуха» сразу привлек внимание учащихся, вызвал симпатию и сочувствие к персонажам. Именно этот сюжет и был взят за основу постановки. Оставалось только одно - положить тексты стихов на музыкальную основу. Здесь рассматривались варианты с использованием эстрадной, народной музыки и детских популярных песен. Остановились на третьем варианте, потому что репертуар созданный для детей легче ими усваивается и воспроизводится.

При помощи современных технических средств была подобрана музыка для каждого сюжета отдельно, а также переходы от одного сюжета к другому, связывающие картину в единое целое. Может возникнуть вопрос: не легче ли было взять готовый музыкальный материал? Легче, однако, мы подошли к работе творчески, с фантазией. Используя все свое воображение, мы стремились создать детям праздник не похожий на остальные.

В наш век научно - технического прогресса дети получают множество различной информации, в том числе и музыкальной. Большой популярностью пользуются различные музыкальные сказки, мультфильмы. Именно поэтому мы решили обратиться к известной сказке «Муха-Цокотуха», сделав музыкальное переложение и превратив ее в мини-мюзикл для детей. При прослушивании музыки к спектаклю сразу было обращено внимание детей на содержание музыкальных отрывков, передающих образ того или иного персонажа сказки. Дети слушали с большим вниманием и интересом эмоционально переживая музыку. На каждый музыкальный отрывок детям предлагалась загадка - подсказка, характеризующая каждого персонажа сказки в той или иной ситуации.

На дальнейших занятиях были сформированы актерская и вокальная группы, далее следовала работа индивидуально с каждой группой.

Исполнителей главных ролей выбирали коллективно. После того, как все желающие попробовали себя в той или иной роли коллектив выбирал лучшего. Во время работы было видно, что даже малоактивные дети проявляли инициативу. Им были предложены посильные роли, но обид не было, так как и не было маленьких ролей. Мы старались создать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствовал, что без него сказка будет не интересной.

Перед детьми актерской группы были поставлены следующие задачи:

- внимательно слушать текст сказки;

- эмоционально передавать содержание текста и настроение героев в действии.

Беседы с детьми, инсценирование отдельных эпизодов помогли ребятам найти нужные движения, вполне характеризующие героев сказки.

Перевоплощаясь в насекомых, героев сказки и создавая воображаемую ситуацию, дети верят в правду вымысла. В театрализованных играх действия не даются в готовом виде, текст сказки лишь подсказывает это действие. Дети учились точно согласовывать свои движения с характером музыки, которая усиливала выразительность движений. Во время этой работы было видно, что у детей развивается фантазия, воображение, речь, и память.

Работа с вокальной группой велась следующим образом:

- сначала детям предлагалось прослушать песню;

- далее шло поэтапное разучивание песен;

- завершающим этапом была работа над интонацией и выразительностью исполнения.

Интерес детей к постановке усиливали и декорации, которые создавались совместно с педагогами и родителями. Мы стремились к тому, чтобы декорации были крупного формата, выразительными и яркими. При помощи больших цветов нам хотелось создать иллюзию маленького мира насекомых.

И вот мюзикл готов к показу. Необходимо психологически подготовить юных артистов к выходу на сцену перед аудиторией, школьниками, родителями, гостями. Создать праздничное настроение. И не забыть, что настоящей кульминацией праздника станет поздравление всех участников представления с премьерой. Все равно, какой форме (сувениры, сладкий стол), детям важно видеть оценку своего труда.

Мы считаем, что нам удалось провести небольшой творческий эксперимент. В обоих случаях дети с огромным интересом и увлечением приняли участие в постановке. Однако следует обратить внимание, что младшие школьники были более активны, чем дошкольники - быстрее запоминали мелодии вокальных номеров и музыкально-ритмические движения. Здесь можно отметить более четкую дикцию, артикуляцию. Дошкольники менее внимательны, хотя и очень старательны.

В процессе постановки мы столкнулись с рядом проблем:

- Плохое техническое обеспечение;

- Отсутствие необходимых костюмов;

- Трудности с изготовлением декораций и реквизита;

- Учитывая тот момент, что для постановки мюзикла требовались

фонограммы детских песен был выявлен момент сложности их

подбора и записи, т.к. это требует дополнительных финансовых расходов.

Несмотря на все трудности в обоих образовательных учреждениях мы нашли выход решения проблем и сказка состоялась. Новая интерпретация сказки «Муха-цокотуха» была воспринята школьниками с интересом, радостно, вызывая у них новые впечатления и побуждая их к творчеству. А сладкие сюрпризы для юных артистов помогли сделать праздник еще более ярким и запоминающимся.

Таким образом, каждая постановка - это большая творческая работа: удачно выбранная тема, вдумчивая, разносторонняя подготовка учителя, коллектива детей, родителей к праздничному событию, репетиционная работа по претворению мюзикла в жизнь, беседа - подведение итогов работы. Разумеется, вся эта работа требует от учителя большой затраты сил, но зато окупается сторицей. Мюзикл внедряется в школьную жизнь и получает в ней свой отголосок. В результате проделанной творческой работы мы определили и выявили у учащихся:

- Оригинальность творческого художественно-образного мышления;

- Умение соотнести реальные и сказочные образы, а также логически

выстроить сюжетную линию сказки;

- Способности учащихся к лаконичному изложению сюжета;

- Навыки поэтического и музыкального освоения сказочного образа;

- Навыки элементарного музицирования и импровизации;

- Пластические навыки.

В процессе подготовки и проведения мюзикла необходимо создать свободную от шаблонов творческую атмосферу. Не следует ставить перед собой цель заучить и шаблонно исполнить. Свобода творчества, конечно в рамках отведенного времени и конкретных художественных задач, позволяет учащимся творчески развиваться, эмоционально расти, познавать глубины музыки и ее синтетическую связь с хореографическим и драматическим искусством, а самое главное - открывает педагогу непознанные стороны таланта ребенка.

2. Методическая разработка


ЛИБРЕТТО

МИНИ-МЮЗИКЛА

«МУХА-ЦОКОТУХА»

(По мотивам сказки К.И.Чуковского)


Действующие лица: Муха

Комар

Паук

Бабушка Пчела

Блошки (3)

Бабочки красавицы (3)

Тараканы (2)

Букашки (3)

Светлячки (2)


Сцена оформлена в виде поляны. На заднем плане расположены большие цветы.

До начала показа спектакля в зале звучат детские песни про насекомых.

ФОНОГРАММА: «Утренняя песенка»

(на сцену выходит ведущая-сказочница и поет)


1: Рано утром колокольчик своим звоном будит луг.

Все букашки и козявки просыпаются вокруг.

Открывают окна настежь, улыбаются друзьям!

С добрым утром, с добрым утром, просыпается земля! - 2р.

2: Что же может быть прекрасней капель утренней росы,

Пенья птиц, реки журчанья, разноцветные цветы.

Как прекрасен луг зеленый, солнца яркого лучи,

С добрым утром, с добрым утром, край мечты и доброты! - 2р.

С добрым утром …..(Бабочка, Гусеничка, Божья коровка, …)

(Здоровается с появляющимися насекомыми)


3: За ступенькою ступенька станет лесенка,

Слово к слову, ставь складенько - будет песенка,

А колечко на колечко - станет вязочка,

Сядь со мною на крылечко - слушай сказочку…

Муха - муха цокотуха

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла

Муха денежку нашла.

Но зачем же повторять то, что всем известно,

Может, нам пересказать сказку интересней,

Занавес открывается - сказка начинается!


ФОНОГРАММА: «Шла Марыся» муз. А.Варламова сл.В.Приходько

( Хор насекомых)

Дети хором: Муха- муха цокотуха

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар.

И купила самовар

Муха: «Приходите тараканы

Я вас чаем угощу»

Дети хором: Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки по три чашки

С молоком и крендельком.

Все стаканы выпивали,

Вместе весело болтали,

Наша Муха-цокотуха

Нынче именинница!

Муха: Что ж, может, хватит отдыхать?

Давайте будем танцевать,

В руки бубны мы возьмем,

Весело плясать пойдем.

Букашка: Ну, для именинницы,

Можно и сплясать,

День варенья сладкий,

Будем отмечать!

ФОНОГРАММА: «Песня-хоровод»

(насекомые поют и танцуют)

Дети хором : На поляне шумный хоровод, это Муха веселит народ,

А все гости собрались вокруг, весело танцуют и поют

Муравейчик сакс нашел, заиграл и в пляс пошел,

Спору нет здесь он король, знает ноты «фа» и «соль»

R: Музыка вдаль плывет, веселись честной народ,

Нынче муха - цокотуха именинница!

2: Старый клоп и бабочка краса, с соловьем поют на голоса,

Пчелка, гусеница, светлячок танцевать залезли на пенек.

Кто-то скажет - это сказка, это выдумка, пустяк.

Ну, а мы ответим честно - веселимся только так. R:

Муха: Ой, кажется, еще гости идут.

ФОНОГРАММА: «Добрый жук» муз.Спадавек сл.Е.Шварца

Дети хором: Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые,

В них застежки золотые

Приходила в гости к Мухе

Нынче бабушка пчела,

Нашей Мухе-цокотухе

Бочку меда принесла

Бабочка - красавица

Кушайте варенье

Или вам не нравится

Наше угощение.

ФОНОГРАММА: «Страхи»

Сказочница: Вдруг какой-то старичок-Паучок

Нашу Муху в уголок поволок,

Хочет бедную убить (ай-ай-яй)

Цокотуху погубить (ой-ёй-ёй)

(На сцене в танце появляется паук)


ФОНОГРАММА: «Песня Синеглазки» муз.М.Минкова сл.Ю.Энтина

Муха: Дорогие гости мне помогите,

Паука злодея вы зарубите,

Сладким чаем с крендельками - угощала Вас,

Не покиньте вы меня в мой последний час!

Дети хором: Пр-в Но жуки и червяки испугались,

По углам и по щелям разбежались,

Тараканы спрятались под кровать,

А букашки не желают воевать…

А злодей-то он не шутит

Руки - ноги Мухе крутит,

Зубы острые вонзает

И всю кровь он выпивает…

Муха: (Вздыхает) Ах-ах-ах…

Дети хором: Муха криком кричит, надрывается (а-а-а-а)

А паук-то злодей ухмыляется (ха-ха-ха)

Надо муху из неволи выручать,

Надо срочно паутину разорвать. Пр-в

ФОНОГРАММА: «Полет Комара»

Сказочница: Вдруг откуда-то летит, маленький комарик,

И в руке его горит маленький фонарик.

КОМАР: Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей

ФОНОГРАММА: «Танец с саблями» А.Хачатурян

(Комарик и паук сражаются. Комарик побеждает)

ФОНОГРАММА: «Шире круг»

Дети хором: Муху за руку берет

И к окошечку ведет

Он злодея зарубил,

Он тебя освободил.

Комар: Я злодея зарубил,

Я тебя освободил.

И теперь душа девица

На тебе хочу жениться.

Дети хором: Тут букашки и козявки

Выползают из-под лавки,

«Слава, слава Комару -

Слава - победителю!»

Прибегали светляки,

Зажигали огоньки.

То-то стало хорошо,

То-то стало весело

Сапоги скрипят, скрипят,

Каблучки стучат, стучат,

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра.

Веселиться до утра

Будет, будет мошкара

Наша Муха - Цокотуха

Нынче именинница.

Тара-тара-тара-ра

Заплясала мошкара,

Веселиться весь народ,

Муха замуж идет.

Веселиться весь народ,

Муха замуж идет.

За лихого, удалого

Молодого комара.

Светлячок: Вот комарик в круг идет

Муху под руку ведет

Тили-тили тесто

Жених и невеста

ФОНОГРАММА: «Утренняя песенка»

(на сцену выходит ведущая-сказочница и поет)


Сказочница: Нынче нам не до безделья

День гулянья, день веселья,

Сегодня будет до утра

Свадьба Мухи-Комара.

Я была у них, гостила

С медом-булкой чай попила,

По губам все протекало,

В рот ни капли не попало,

Тут и сказочке конец,

А кто слушал - молодец,

Заходите к нам почаще

Будут сказки еще слаще!!!


ОБЩИЙ ПОКЛОН




Саперова наталия Борисовна

Учитель музыки МБОУ Дубровская СОШ №2



© 2010-2022