Рабочая программа по предмету «Сольфеджио в подготовительных группах хора»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Образовательной программы МБОУ ДОД «ЦДТ», Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей Программы «Сольфеджио в подготовительных группах хора», Учебного плана МБОУ ДОД «ЦДТ».

Направленность программы - художественная.

Одной из характерных черт работы с детьми на занятиях по сольфеджио является, прежде всего, пробуждение интереса к музыкальным звукам и, как результат, создание внимательного вдумчивого отношения к музыке.

Совместная работа в группах организует деловое общение детей друг с другом, воспитывает заинтересованное отношение к общему делу, которое их объединяет. В коллективной работе развиваются индивидуальные свойства и качества каждого ребенка: воображение, эмоциональность, музыкальность. Развиваются психические функции: внимание, память, воля, мышление, речь и др.

Основные принципы преподавания в подготовительных группах сольфеджио, реализуемые в рабочей программе:

  1. Сочетание образовательной, воспитательной функций обучения и исполнительской, творческой деятельности;

  2. Тесная взаимосвязь предметов музыкального комплекса (хор, сольфеджио, фортепиано, скрипка);

  3. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных особенностей обучающихся.

Новизна программы состоит в том, чтобы обучающиеся заняли активную позицию, умели сотрудничать и работать в группе, были готовым к быстрому обновлению знаний. По сути, в программе объединяются специальные предметные знания и универсальные учебные действия.

Актуальность программы определяется введением требований, которые предъявляются помимо предметных результатов, также к личностным и метапредметным результатам освоения образовательных программ. В данной программе разработаны требования, направленные на достижение результатов в системе дополнительного образования:

Цель образовательной программы: Развитие у детей 5 - 8 лет эмоциональной отзывчивости к музыке, творческой фантазии, создание мотивации к получению дальнейшего музыкального образования.

Цель рабочей программы второго года обучения: развитие музыкально-сенсорных способностей на сольфеджио параллельно с вокально-хоровым воспитанием детей.

В соответствии с целью второго года обучения, ставятся следующие задачи:

  1. Знакомиться с жанровой музыкой;

  2. Развить интонационные и ритмические слуховые данные;

  3. Работать с языком музыкальной теории;

  4. Петь сольфеджио небольшие музыкальные попевки.

Количество часов по программе - 72. Программа рассчитана на 2 часа в неделю (2раза по одному часу).

Данная программа направлена на раскрытие эмоциональной отзывчивости, активизацию творческих способностей детей, которые начинают заниматься хоровым пением и получать фундаментальные представления о музыкальной науке.

Основная форма организации процесса обучения - игровое занятие сольфеджио. Игры помогают понять и освоить все формы работы, предусмотренные программой, которые находятся между собой в тесной взаимосвязи, поэтому, чтобы подвести к восприятию музыки детей 5 - 8 лет, подготовить их к активной музыкальной деятельности в дальнейшем, очень важным условием является применение музыкально-дидактических игр в процессе обучения.

Основными показателями эффективности реализации данной программы являются:

  1. Высокий уровень мотивации обучающихся к играм и творческой фантазии на занятиях сольфеджио;

  2. Участие в студийных и массовых мероприятиях Центра детского творчества.

Программа сольфеджио для детей второго года обучения включает следующие разделы:

  • Вокально-интонационные навыки,

  • Воспитание чувства метроритма,

  • Теоретические сведения,

  • Сольфеджирование,

  • Воспитание творческих навыков.






II год обучения.

Содержание программы.

1. Вокально-интонационные навыки. (15 ч.)


На втором году обучения более подробно осваиваются ступени лада. Начинается разучивание относительной системы звуков с ручными знаками. Эта система очень эффективна в приобретении первых ладовых и интонационных навыков. С использованием ручных знаков дети поют:

1) мажорную гамму,

2) минорную гамму,

3) разучиваемые песни и мелодические обороты.

Мелодические обороты отрабатываются так же при помощи «лесенки» и «подвижной ноты».

2. Воспитание чувства метроритма. (15 ч.)

В формировании чувства метроритма сохраняется опора на использование двигательных навыков:

1) прохлопывание метрических долей либо ритмического рисунка разучиваемой мелодии,

2) использование ударных или шумовых инструментов,

3) ритмослог,

4) исполнение ритмического остинато,

Еще одна новая форма работы - сольмизация, то есть название звуков без интонирования, но в ритме с тактированием.

3. Теоретические сведения. (12 ч.)

Продолжается разучивание новых терминов:

1) Музыкальные жанры: колыбельная, вальс.

2) Средства музыкальной выразительности: секвентность, вариативность.

3) Общие музыкальные термины: фраза, предложение.

4. Сольфеджирование. (15 ч.)


  1. Освоение ряда интонационных моделей, передающих наиболее типичные связи ступеней лада по относительной системе с применением ручных знаков.

  2. Транспонирование с использованием ручных знаков.

  3. Изучение структуры мелодии: фраза, предложение.

  4. Виды мелодического развития: секвентность, вариативность.

  5. Пение мажорных мелодий сольфеджио.


5. Воспитание творческих навыков. (15 ч.)


Творческие задания по-прежнему остаются устными, не требующими нотной записи:

1) импровизация на заданный текст (пой, как хочешь, пой, как поется);

2) импровизация окончания фразы, начатой педагогом;

3) импровизация-диалог, предполагающая применение «лесенки», ручных знаков, интонационных моделей.

Материально-техническое обеспечение программы .


Для реализации программы необходимо специальное помещение с наличием доски, парт, стульев, музыкального инструмента (фортепиано), инструментами детского шумового оркестра, музыкальным центром. Педагогу необходима нотная литература по сольфеджио, литература по ритмике, методическая литература, наличие концертмейстера для занятий по ритмике.


Информационно-методическое обеспечение программы.

1.Методическая разработка «Воспитание звуком» Т.А.Рокитянская:

  1. «Игры с именами» - метроритмические представления;

  2. «Копирование» - игры на подражание;

  3. «Театрализованное движение» - творческое воображение;

  4. «Образно-двигательная грамота»

2.Г.Л.Стоклицкая. «100 занятий по сольфеджио для самых маленьких»:

  1. ритмические игры;

  2. игры с нотами;

3.Т.Алексеева «Музыкальная грамота в нотных прописях»;

4.Котляревская Крафт «Относительная система звуков».

Предметные компетенции (результаты).

В области предметных результатов дети будут:

знать

  • Элементарные понятия нотной грамоты

  • Основные длительности нот

понимать

  • Метр

  • Долю

  • Ритм

  • Мажорный и минорный лады

уметь

  • Писать и читать ноты первой октавы

  • Определять на слух характеристики мажора и минора

  • Петь сольфеджио в простейших тональностях с тактированием

  • Уметь грамотно сольфеджировать нотный текст.

  • Петь на одном дыхании более длинных музыкальных фраз.

  • Интонировать диатонические звукоряды;

  • Петь несложных двухголосные каноны.

  • Выполнять тактирование на 2/4.

Уметь применять знания, умения и навыки в повседневной жизни.

В области личностных результатов:

  • Умение слушать и воспринимать информацию обучающего материала;

  • Участие в выполнении творческих и игровых заданий;

  • Умение организовать свое поведение во время музыкального занятия, мероприятия;

  • Участие в публичных выступлениях.

В области метапредметных результатов:

  • Самостоятельно выбирать способы действий в выполнении разных музыкальных заданий;

  • Умение оценивать результаты собственной и коллективной музыкальной деятельности;

  • Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Организация промежуточного контроля по программе.


В соответствии с Положением об аттестации учащихся текущий контроль за результатами обучения по программе проводится два раза в год в форме контрольных занятий. Стандарт оценки качества обученности - уровни: высокий, средний, низкий.

Вторым методом диагностирования является метод педагогического наблюдения, который с особой эффективностью подтверждает результативность обучения Педагогическое наблюдение как метод отслеживания результатов, проводится в течение учебного года.

Декабрь. Игровое контрольное занятие.

Тема: «Высота звука. Регистры. Ориентирование на клавиатуре фортепиано»

Условия задания. Персонажи известной сказки имеют разные характеристики: внешность, высоту голоса, темперамент.

Задание. Для озвучивания персонажей сказки на клавиатуре фортепиано учитывать соответствующие октавы.

Май. Игровое контрольное занятие.

Тема: «Нотное письмо»

Условия задания. Использование игры «Веселые раскраски».

Задание. Записать ноты одной октавы по порядку вверх и вниз. Соединить одинаковые ноты с двух сторон дугами, раскрасить дуги в цвета радуги.














Список литературы

для педагога


  1. Алексеева Музыкальная грамота в нотных прописях. Учебник-тетрадь №1 «Игровое сольфеджио»

  2. Котляревская-Крафт «Проблемный метод обучения на уроках сольфеджио подготовительных отделений ДМШ».

  3. Нотдорф «Шестьдесят шагов». Методическое пособие для обучения детей дошкольного возраста.

  4. Рокитянская «Воспитание звуком». Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет.

для учащихся


1. Котляревская-Крафт Сольфеджио. Подготовительное отделение.Сольфеджио 1 класс.

2. Стоклицкая 100 уроков сольфеджио для самых маленьких.

3. Алексеева Прописи по сольфеджио.


© 2010-2022