Сценарий урока Музыка в киноискусстве

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий урока Музыка в киноискусстве






Открытый урок

по музыке.


5а класс.


Тема урока:

«Связь музыки с жизнью и другими искусствами.

Музыка в киноискусстве».


Сценарий урока Музыка в киноискусстве





МОУ СОШ № 3

Учитель музыки: Сошинская Е.Ю.




2008г.









Сценарий урока Музыка в киноискусстве











Тема урока: « Музыка в киноискусстве».

Цель урока:

-Знать определение терминов: увертюра, литературный сценарий, музыкальный

фильм.

- Уметь делать сравнительный анализ.

- Понимать роль литературного сценария и значения музыки в киноискусстве.

- Воспитывать музыкальный и художественный вкус на примере произведений

киноискусства.

Оснащение:

- учебник,

- «Творческая тетрадь»,

- карточки,

- компьютер,

- DVD, видео.

- СDпроигрыватель.

- CD-мультимедийная программа «Энциклопедия кино Кирилла и

Мефодия» версия 2002г.











Ход урока.

1. Организационный момент.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве Дети входят в класс под музыку «Увертюры» к балету П.Чайковского.

«Щелкунчик»

Проверить наличие тетрадей, словарей, творческих тетрадей.

- Хорошо. Вы готовы и мы начинаем.

- В работе словарь настроений и памятки, в которые занесена основная информация урока. А также вам будут представлены вопросы и иллюстрационные слайды на экране

2. Мотивационный этап.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве(СЛАЙД № 1, 2)

Мы продолжаем говорить о музыке, как о виде искусства и о взаимосвязи музыки с литературой.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве(СЛАЙД № 3)

Тема урока «Музыка в киноискусстве»

Вы познакомитесь с музыкальными фильмами, с новыми понятиями и исполните несколько песен из этих фильмов.

3.Актуализация опорных знаний.

- Вы зашли в класс под музыку. И теперь я задам вам несколько вопросов.

?- Какое настроение, какие эмоции вызывает у вас эта музыка?

Дети отвечают.

?- Знакома ли вам эта музыка? Назовите произведение и его автора.

Дети отвечают:

- Прозвучала «Увертюра» к балету П.Чайковского «Щелкунчик»

Сценарий урока Музыка в киноискусстве (СЛАЙД № 4 -1,)

- Да! Совершенно верно! Именно этой Увертюрой начинаем мы сегодняшний урок.

?-Какое произведение мы называем увертюрой?

Дети отвечают:

- Увертюра - это оркестровая пьеса, которая служит вступлением к опере, балету, спектаклю.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве(СЛАЙД №4 - 2)

- Верно.

?- Но так ли нужна увертюра?

Представьте, что вы сейчас разговариваете не с учителем музыки, а с человеком, который считает, что увертюра не нужна. Докажите, что это не так.

Дети отвечают.

- Да! Действительно музыка подготавливает нас не только к драматическим событиям, но и дает возможность слуху уловить основные музыкальные темы, образы героев и характеры событий.

И, конечно же, она зависит от содержания произведения, перед которым она звучит.

?- Как называют краткое содержание оперы или балета?

Дети отвечают: - Либретто.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве(СЛАЙД № 5 )

- Правильно. И мы с вами продолжим говорить о тесной взаимосвязи музыки и литературы, о роли музыки в киноискусстве.

4.Изучение нового.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве Просмотр видеофрагмента из мультфильма «Фильм, фильм»

- Вы посмотрели фрагмент из мультфильма «Фильм, фильм»

С него мы начинаем путешествие в увлекательный мир киноискусства.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве

- Откройте ваши учебники на странице 64.

- Я думаю, в классе не найдется ни одного человека, который бы не смотрел художественный фильм или мультфильм.

В основе любого спектакля, фильма, телепередачи лежит литературное произведение.

.

? - Какое это произведение?

Сценарий урока Музыка в киноискусстве

Ответ вы найдете в учебнике на странице 64.

Дети отвечают:

- в основе художественного фильма лежит литературный сценарий.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве ( СЛАЙД №6 )

- Определение вы найдете в памятках. Прочитайте его.

Ученик читает.

Сценарий- литературное произведение, изложение сюжета спектакля, документального, художественного, мультипликационного фильма, телепередачи.

- Итак, мы видим, что без литературы невозможно создать ни спектакль, ни художественный фильм. Именно в сценарии закладываются образы героев, их характеры, происходящие события.

Но трудно представить себе художественный фильм или мультфильм без музыки. На заре кинематографа первые фильмы были немые, их снимали без звука.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве

- Откроите страницу 66 вашего учебника и найдите ответ на вопрос:

? - Как называют музыкантов, которые сопровождают показ первых художественных фильмов?

Дети отвечают: - Музыку исполняли таперы.

?- Для чего нужна была музыка?

Дети дают свои варианты ответа.

- Да! Действительно музыка помогала ярче и глубже переживать содержание фильма.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве ( СЛАЙД №7 - 1,2 )

- Сейчас вы посмотрите фрагменты художественного фильма «Дети капитана Гранта». Послушаем краткую информацию об этом фильме.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве

Ученик, подготовивший информацию, читает.

Художественный фильм «Дети капитана Гранта» был поставлен в 1936 году. Режиссер фильма: Владимир Вайншток. Музыку к фильму написал композитор И.Дунаевский. Текст песен: Василий Лебедев-Кумач. Сценарий фильма был создан О.Леонидовым по мотивам романа Ж.Верна «Дети капитана Гранта». Он рассказывает о приключениях, которые пережили главные герои в поисках капитана Гранта.

- Этот фильм является экранизацией литературного произведения. Сейчас вы посмотрите фрагмент из этого фильма. Я умышленно уберу звук, как в немом кино. А вы, всматриваясь, постарайтесь понять и почувствовать события, какого характера развиваются в этом фильме?

Представьте себе, что вы композиторы.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве ( СЛАЙД №8)

? - Какую увертюру вы написали бы к этому фильму?

- Какие эмоции вы отразили бы в ней?

- Вам поможет словарь настроений.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве Просмотр видео фрагмента фильма.

После просмотра фильма дети делятся своими впечатлениями, мыслями.

? - Вы посмотрели сейчас фрагмент фильма без звука. Вам было интересно?

Пригласили бы вы тапера сопровождать показ фильма?

- Молодцы. Вы ответили быстро и хорошо.

- В следующей части урока мне понадобится помощь экспертов. Они выполнят определенное задание. 1 ( Практическая работа )

Вы сейчас посмотрите начало фильма и послушаете увертюру к фильму. Следует заметить, что в настоящее время увертюра исполняется и как самостоятельное произведение.

Вы увидите и услышите, как композитор отразил в музыке основной характер фильма, и подготовите ответы на следующие вопросы (вопросы записаны на доске):

Сценарий урока Музыка в киноискусстве ( СЛАЙД №9 )

?- К каким событиям готовит зрителей увертюра?

- Какое настроение она передает?

Сценарий урока Музыка в киноискусстве Просмотр видео фрагмента.

После просмотра фрагмента фильма дети отвечают:

- Приключения, стремление к победе, борьба…

- Радость, ожидание опасных событий, преодоление препятствий…

- Мы видим, что литературное произведение получает вторую жизнь в таком виде искусства, как кино. И благодаря литературе, появился замечательный фильм, который и в наше время с удовольствием смотрят кинозрители.

- Теперь давайте посмотрим, что подготовили наши эксперты.

Сделаем сравнительный анализ увертюр к балету П.Чайковского «Щелкунчик» и фильму «Дети капитана Гранта».

Дети отвечают.

- Молодцы. В этом фильме звучит много музыки. В том числе и песня, которая, спустя много лет остается популярной. Вы познакомились с ней на прошлом уроке.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве ( СЛАЙД №10 )

Это « Песня о вселом ветре»

- Для успешного исполнения песни важным является выразительность, которая приходит от понимания характера песни, ее содержания. Давайте вспомним:

? - Какой характер у песни?

Дети отвечают.

- Да. Правильно. И такой характер песне придает четкий ритмический рисунок.

Сейчас я наиграю вам мелодию, а вы исполните ритмический рисунок песни.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве Исполняется фрагмент песни.

- Хорошо. Во время пения следует достаточно четко исполнять ритмический рисунок.

Но прежде, чем исполнить песню вспомним о некоторых правилах:

- певческая установка,

- разминка,

- артикуляционные упражнения,

- дыхание.

-Давайте проговорим тест первого куплета. Следует обратить особое внимание на правильное ударение, четкое произношение согласных, протяжное звучание гласных.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве ( СЛАЙД №11 , 12 )

Сценарий урока Музыка в киноискусстве Исполнение песни «Песня о веселом ветре»

- Молодцы.

- Дальше мы познакомимся с фильмом, в котором музыка играет ведущую роль в создании образа героев фильма. На его примере мы убедимся, что музыка и литература тесно связаны друг с другом. Такой фильм называют музыкальным. Прочитайте определение в памятках.

Ученик читает.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве ( СЛАЙД №13 )

Музыкальный фильм- фильм, в котором музыка играет ведущую роль.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве ( СЛАЙД №14)

1- Одним из таких фильмов является художественный фильм «Мама».

Послушаем краткую информацию об этом фильме.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве

Отвечает ученик, подготовивший информацию.

2- Художественный фильм «Мама»том фильмем музыка играет ведущую роль.произведение99999999999999999999999999999999999999999999 был поставлен в 1976г

3- Текст песен: Юрий Энтин.

4- Композитор: Жерар Буржоа

5- Режиссер: Элизабет Бостан.

В нем снимались известные актеры: М.Боярский, Л.Гурченко, О.Попов, С.Крамаров, Н.Крачковская и другие.

Это музыкальная сказка. В основе ее лежит незатейливый сюжет старой сказки о Волке, который обманул козу и выкрал ее козлят. Фильм снят в новой и занимательной интерпретации.

- В каждом фрагменте, которые вы будете смотреть, героев сопровождала музыка. После просмотра вам предстоит ответить на ряд вопросы ( вопросы находятся на экране)

Сценарий урока Музыка в киноискусстве ( СЛАЙД №15 )

? - О чем и о ком эти фрагменты?

- Опишите образ волка и козы-мамы.

- Опишите характер музыки в этих фрагментах.

- Соответствует ли музыка образам героев фильма?

Сценарий урока Музыка в киноискусстве Просмотр видеофрагмента «Сказка к нам пришла», «Песня волка».

После просмотра дети отвечают на вопросы.

Привести детей к мысли, что музыка точно и ярко отражает характер героев фильма, усиливает их восприятие, делает их яркими.

? - Каким на ваш взгляд должен быть образ мамы?

Дети отвечают.

- В этом фильме есть песня, которую вы слышали и хорошо знаете. Особенно припев. В ней говорится о маме. И уже дети выражают свою любовь и нежность к маме.

Давайте, исполним эту песню. Напоминаю вам о правилах, которые нужно соблюдать во время исполнения.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве ( СЛАЙД №16 - 1 )

Сценарий урока Музыка в киноискусстве Исполнение фрагмента песни «Мама».

Сценарий урока Музыка в киноискусстве ( СЛАЙД №17 - 1,2 )

- Ну и, конечно же, говоря о киноискусстве, трудно пройти мимо мультипликации.

Прочитайте в ваших памятках определение.

( СЛАЙД №18)

Ученик читает.

Мультфильмы или анимация - особый вид киноискусства, в основе которого лежит

оживление на экране различных неодушевленных объектов.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве ( СЛАЙД №19 - 1, 2, 3,4)

- Посмотрите на рисунок. О каком мультфильме идет речь?

1, 2 - Да. Правильно. Вам всем известен мультфильм «Бременские музыканты».

3- Он является экранизацией литературного произведения, так как снят по сказке братьев Гримм.

4- Музыка: Г.Гладков Текс песен: Ю.Энтин

- Ю.Энтин является автором многих песен. О поэте вы можете дополнительно узнать из материала на стенде.

Мы закончим изучение нового материала исполнением песни из мультфильма «Бременские музыканты». Это «Песня друзей».

Сценарий урока Музыка в киноискусстве Исполнение песни из мультфильма «Песня друзей» ( Видео-караоке).

4.Заключительный этап.

-Молодцы!

( СЛАЙД №20 - 1, 2)

- Вы сегодня узнали много нового о музыке и кинофильмам. В заключении, я хочу задать вам ряд вопросов.

Давайте посмотрим, можете ли вы решать сложные задачи. Если вы ответите на мои вопросы, то в сути того, о чем шла речь на уроке, вы разобрались.

Обратите свое внимание на экран.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве ( СЛАЙД №21 - 1)

? - Что, кроме музыки, объединяет понятия: увертюра, музыкальный фильм, мультфильм?

Дети отвечают, что это литературный сценарий.

? - Чем отличается просто фильм от музыкального фильма?

- Зачем нужна музыка в фильмах?

Сценарий урока Музыка в киноискусстве ( СЛАЙД №22 - 1, 2,3 )

- Посмотрите на экран и расставьте правильно стрелочки в памятках.

Дети капитана Гранта Русская народная сказ

Мама Сказка братьев Гримм

Бременские музыканты Роман Ж.Верна Сценарий урока Музыка в киноискусстве

Оценка знаний и деятельности учащихся.

-Вы хорошо работали на уроке.

Сценарий урока Музыка в киноискусстве ( СЛАЙД №23 - 1 ) Молодцы!

Сценарий урока Музыка в киноискусстве ( СЛАЙД №24)

Домашнее задание:

- Вспомни и запиши названия музыкальных фильмов и мультфильмов.

- Размести в словаре и тетрадке информацию, которая находится в памятках.

- Исполнение песни на оценку.

Урок закончен. До свидания!

Сценарий урока Музыка в киноискусстве ( СЛАЙД №25)







1 Из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют характеру увертюры к балету «Щелкунчик» и к фильму «Дети капитана Гранта»., то, что их объединяет Сделать сравнительный анализ.

9

© 2010-2022