Программа по предмету Сольфеджио для подготовительного класса ДШИ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Программа по предмету

«СОЛЬФЕДЖИО»

для подготовительного класса ДШИ

(1 год обучения)




Составитель: Михалева Л.М.,

преподаватель теоретических

дисциплин






Программа составлена на основе:


1) Сольфеджио. Программа для

учащихся подготовительного отделения

ДМШ и ДШИ, А. Е Карпина, СПб, 2011.


2) Экспериментальная программа

комплексного развивающего обучения

по теоретическим дисциплинам

МОУ «Детская музыкальная школа № 6»,

Пермь, 1999.


3) Музыкальная грамота, слушание музыки, хор. Программа для подготовительного класса ОДШИ. Петрова Т.А., Ульяновск, 2013.



Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа по предмету «Сольфеджио» (далее Программа) направлена на художественно-эстетическое и духовно-нравственное воспитание детей, выявление и развитие способностей обучающихся в области музыкального искусства. Данная программа предназначена для учащихся, ориентированных на поступление в детскую музыкальную школу по специальностям «Музыкальный инструмент», «Хоровое отделение».

Подготовительный класс является своего рода испытательным сроком, который более точно может дать представление о музыкальных данных учащегося. Эмоциональный комфорт для детей могут обеспечить уроки в игровой форме, которые включают в себя несколько видов деятельности: игру на инструменте, импровизацию, рисование и т.д.

Цель программы: развитие музыкальных способностей учащихся и подготовка детей к поступлению в музыкальную школу с целью обучения по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства.

Задачи программы:

  1. формирование первоначальных представлений в освоении элементов музыкальной грамоты;

  2. формирование первичных представлений о средствах музыкального языка;

  3. развитие специфических музыкальных способностей: музыкальный слух, чувство ритма, память;

  4. выявление одаренных детей в раннем возрасте;

  5. воспитание художественного вкуса;

  6. воспитание нравственно-коммуникативных свойств личности ребенка.

Программа предназначена для детей 6-7 лет. В связи с индивидуальными особенностями развития ребенка, возраст приема на программу может быть несколько скорректирован.

Срок освоения программы составляет 1 год.

Внеаудиторная самостоятельная работа не предполагается. Итоговой аттестации не предусмотрено. Документ об обучении не выдается.

Форма обучения - очная.

Занятия проводятся в группах до 12 человек.

Продолжительность одного урока- 40 минут. Уроки проводятся 1 раз в неделю в течение 34 учебных недель. Итого максимальная учебная нагрузка составляет 34 часа в год.

Основное содержание

Разделы урока:

1.Формирование вокально-интонационных навыков.

2. Слуховой анализ.

3. Теоретические понятия.

1. Вокально - интонационные навыки

Одной из центральных задач курса сольфеджио является развитие мелодического и ладового слуха. Для развития мелодического слуха нужно обучить детей правильному интонированию, обращая внимание на особенности звукоизвлечения, дыхание, правильное положение корпуса, головы и т.д.

Основой репертуара являются маленькие песни - попевки - для развития чистой интонации и ладового слуха, для укрепления вокального аппарата, а также для дальнейшего слухового анализа.

2. Слуховой анализ является необходимым и доступным видом работы. Для работы берутся песни-попевки и прорабатываются на карточках-схемах (со звукорядами из 2-х, 3-х, 4-х и 5-ти звуков). Результатом работы над звуковысотной стороной мелодии является умение:

а) услышать:

- направление движения мелодии;

- повторность звуков;

- поступенность и скачки;

- количество звуков в песне;

б) спеть со словами / просольфеджировать и показать по лесенке (карточке-схеме) песню.

В работе над ритмом ребёнок учится:

- пропеть выученную песню ритмослогами;

- назвать ритмослогами заданную фразу;

-услышать повторность и вариантность фраз.

3. Теоретические сведения вводятся по ходу урока и закрепляются в разных разделах. От ребёнка не требуется формулировка, важно понимание понятия и умение оперировать им. Дети осваивают:

а) Длительности: восьмые, четверти, половинные.

б) Ноты первой октавы в скрипичном ключе.

в) Клавиатура: До - Соль.

г) Регистры (звуки высокие, низкие, средние).

д) Динамика (громко - тихо).

е) Темп (быстро - медленно - спокойно).

ж) Штрих (протяжно - отрывисто).

з) Характер (спокойный - бодрый, весёлый - грустный).

и) Лады - мажор и минор.

к) Понятие «фраза».

Формы и методы контроля

Чередование групповых и индивидуальных форм работы позволяет поурочно прослушивать каждого ученика.

Итоговая аттестация проходит в конце года в виде открытого урока для родителей с целью продемонстрировать достижения детей за учебный год.

Прогнозируемый результат

Требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения программы.

Целевые ориентиры не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

К целевым ориентирам освоения настоящей Программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру искусства, эмоционально отзывчив на музыку, может словесно выразить эмоциональное впечатление от музыкального произведения;

  • ребенок имеет навыки элементарного вокального и инструментального музицирования, способен самостоятельно исполнить простейшее музыкальное произведение (песню, инструментальную пьесу), проявляет внимание к собственной музыкальной интонации, стремится эмоционально выражать характер музыки;

  • ребенок имеет первичные представления о средствах музыкального языка (мелодии, ритме, темпе, ладе);

  • у ребенка сформированы первичные навыки музыкальной учебной деятельности;

- ребенок имеет первоначальные навыки творческой деятельности и положительную мотивацию к ее развитию.

Cодержание программы

по предмету «Сольфеджио»

Первое полугодие

№ урока

Тема занятия


Программное содержание

Примерный репертуар

1-2

Звуки высокие, низкие, средние. Регистры.

Знакомство с регистрами. Слушание и определение на слух звуков в разных регистрах. Разучивание упражнения «Качели».

Е.Тиличеевой «Качели»

3-4

Клавиатура, клавиши. Октавы.

Знакомство с клавиатурой фортепиано. Изучение белых и черных клавиш, объяснение их значения. Знакомство со всеми октавами фортепиано. Учить детей самостоятельно показывать и определять на слух все октавы на фортепиано.

Фортепиано

5

Закрепление пройденного материала.

Закрепление пройденного материала. Исполнение знакомых песен с разными нюансами.

Е.Тиличеевой «Качели»

6-7

Нотоносец. Ноты

Знакомство с нотным станом, разучивание стишков про ноты, нотный стан. Учить детей самостоятельно записывать ноты в нотной тетради.

Попевка «Веселые нотки»

8-9

Ключи: скрипичный, басовый.

Знакомство со скрипичным и басовым ключом. Сказка «Страна музыкальных ключей»Учить детей самостоятельно записывать ключи в нотной тетради.

Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»

Е..Бекман-Щербина

«Дед и внуки»

10-11

Музыкальные длительности.

Знакомство с разными длительностями. Определение длительностей на слух.

Польская народная песня «Два кота»

Е.А. Поддубная

Песня «Часы»

12-13

Понятие - размер. Сильная и слабая доли.

Знакомство детей с понятием музыкальный размер, сильная и слабая доля. Учить детей слышать сильную долю. Учить детей выделять хлопками сильные доли в знакомых песнях.

Польская народная песня «Два кота»

Е.А. Поддубная

Песня «Часы»

14-15

Повторение пройденного материала

Повторение понятий :нотный стан, музыкальные ключи, ноты, музыкальные длительности, музыкальный размер, сильная и слабая доля. Выполнение заданий на закрепление пройденного материала.

Попевка «Веселые нотки»

Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»

Польская народная песня «Два кота»

Е.А. Поддубная

Песня «Часы»

16

Открытый урок для родителей и педагогов

Игра «Музыкальная викторина»

Выполнение заданий на повторение пройденного материала

Попевка «Веселые нотки»

Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»

Второе полугодие

№ урока

Тема занятия

Программное содержание

Примерный репертуар

1-2

Тон, полутон. Строение мажорной гаммы.

Знакомство детей с понятиями тон, полутон. Слушание мажорной гаммы, разбор её по строению. Определение на слух звучания тона и полутона.


3-4

Гамма, ступени. Тоника, вводные звуки.

Разучивание гаммы до мажор. Пропевание каждой ступени. Разучивание попевок про каждую ступень гаммы

Е. Смирновой Песня

«Про ноты»

5

Закрепление

Закрепление пройденного материала. Исполнение знакомых песен с разными нюансами.

Е.Тиличеевой «Качели»

6-7

Унисон, интервал, аккорд. Определение на слух разного количества звуков.(1,2,3).

Учить детей на слух определять количество сыгранных звуков.

Фортепиано

8-9

Звуки высокие, низкие, средние. Закрепление понятия регистры. Определение регистров на слух.

Повторение регистров. Слушание и самостоятельное определение детьми на слух звуков в разных регистрах. Слушание попевки «Большая и маленькая собачка»

А.Филиппенко «Большая и маленькая собачка»

10-11

Закрепления понятия - знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.

Изучение партитур детских песен, самостоятельное нахождение детьми диезов, бемолей, бекаров. Учить детей записывать знаки альтерации в нотной тетради. Исполнение детьми небольших мелодий с разными знаками альтерации на фортепиано

Е.Лиманская «Светлячок»,

«Ласточка»

12

Контрольная работа на закрепление материала.

Самостоятельное выполнение детьми заданий на повторение пройденного материала.

А.Филиппенко «Большая и маленькая собачка»

13-14

Трезвучие мажорное, минорное. Определение на слух лада в разнохарактерных произведениях

Учить детей на слух определять лад произведения. Изучение строения мажорного трезвучия и минорного. Слушание и разучивание песен в мажоре и миноре.

Е.Лиманская

«Свинка Ненила»

Логопедическая песня «Зайчишка «Ой-ой-ой»

15

Паузы.

Знакомство детей с понятием - музыкальная пауза, какие бывают паузы. Определение пауз в нотах, написание их в нотных тетрадях. Слушание музыкального произведения с разными паузами

Е.Лиманская «Из-за лесу, из-за гор»

16

Закрепление пройденного материала. Открытое занятие с родителями.

Музыкальная игра «Что? Где? Когда?»

Повторение пройденного материала, выполнение заданий на повторение.

Е.Лиманская

«Свинка Ненила»

Е.Лиманская «Из-за лесу, из-за гор»

Условия реализации программы

При реализации дополнительной общеразвивающей программы по предмету «Сольфеджио» школа руководствуется Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН.

Для реализации Программы необходим кабинет для групповых занятий с достаточным количеством парт и стульев, соответствующих возрасту обучающихся, а также досками, стеллажами, шкафами;

Кабинет для музыкальных занятий оснащается фортепиано, аудиоаппаратурой, наглядными пособиями, дидактическими играми, нотными сборниками, учебниками, ноутбуком, комплектом мультимедийного оборудования (проектор, экран), либо интерактивной доской.

Методическое сопровождение Программы включает рабочую программу по предмету, нотные сборники, учебники и иные пособия, аудио, видео и мультимедиа материалы.

Кадровое обеспечение:

  • преподаватели имеющее среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого предмета.



Методическое обеспечение программы

  1. Е.А. Поддубная «Музыкальные пальчиковые игры» - Ростов н/Д: Феникс, 2012.-39с.

  2. Е.Макшанцева «Скворушка». Издательство Аркти-Илекса, Москва,1999.

  3. Т.Бырченко, Г.Франио. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике.

  4. Е.Неугодникова «Этот волшебный мир музыки»

  5. Фролова Ю. Сольфеджио. Подготовительный класс. Издательство: "Феникс, 2004.

  6. Ж. Металлиди и А. Перцовская «Сольфеджио для дошкольной группы», 1998 г

7. М. Котляревская-Крафт, И. Москалькова, Л. Бахтан «Сольфеджио для подготовительных отделений ДМШ»;

8.Е.Н. Вишняк «Работа с детьми в подготовительной группе ДМШ».


Список использованной литературы

  1. Карпина А.Е. «Сольфеджио. Программа для учащихся подготовительного отделения ДМШ и ДШИ», СПб, 2011.

  2. Лагутин А. «Основы педагогики музыкальной школы».Учебное пособие.-Москва,Издательство Музыка,1985.

  3. Петрова Т.А. «Музыкальная грамота, слушание музыки, хор» Программа для подготовительного класса ОДШИ. Ульяновск, 2013.

  4. Халабузарь П.В, Попов В.С. «Теория и методика музыкального воспитания». Учебное пособие.-2-е издание; Лань, 2000.

Интернет - ресурсы

prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/pedagogicheskaja-masterskaja/75781-obrazovatelnaja-programma-muzykalnaja-gramota.html

pedmir.ru/viewdoc.php?id=45297

© 2010-2022