РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Вокальной студии Веселые нотки

Ступень обучения начальное общее образование (1-4 классы).Количество часов: 178 ч.  (1 класс 66 ч. в год, 2-4 кл. -34 ч. в год).  Направление духовно-нравственное. Составитель: Скоркина  Светлана Ивановна, учитель музыки.  Программа составлена на основе  авторской программы «Музыка.Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной,Просвещение, 2010 г. Цель программы-развитие музыкальных и творческих способностей детей. Задачи: 1.     Развитие общей культуры личности детей....
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 муниципального

образования город-курорт Геленджик



УТВЕРЖДЕНО:

Решение педсовета протокол №_1_

от__31.08._2011 года

Председатель педсовета

___________Чернышева В.Г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Вокальной студии

Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1-4 классы)

Количество часов: 178 ч. (1 класс 66 ч. в год, 2-4 кл. -34 ч. в год)

Направление: духовно-нравственное.

Составитель: Скоркина Светлана Ивановна, учитель музыки.

Программа составлена на основе авторской программы «Музыка.

Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной,

Просвещение, 2010 г.












Геленджик, 2011


1.Пояснительная записка.

Содержание программы Вокальной студии реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования.

Современное развитие российского общества, обостряющее процессы поиска человеком смысла существования и своего места в нем, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности эстетического образования России. Это обстоятельство носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая развитию детей.

Предлагаемая программа предназначена для организации музыкальной деятельности учащихся ОУ 1-4 классов.

Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений и знаний эстетическое формирует разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и ценностного отношения к миру. В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные эстетические творческие способности. Сформированная эстетическая культура личности снимает противоречия между чувствами и разумом, эмоциями и интеллектом, материальным и духовным, объективным и субъективным.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что эстетическое воспитание, развитие музыкальных способностей, формирование музыкальной культуры нужно начинать в детстве. Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства осуществляется посредством ознакомления их с художественными произведениями, особое место, среди которых занимают музыка, театр, хореография, фольклор.

Данная программа является лишь одним звеном в работе всего педагогического коллектива, которая направлена на развитие детей путем музыкальной деятельности.


Цель программы - Развитие музыкальных и творческих способностей детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности,

формирование навыков выразительного исполнения вокальных произведений, умения владеть своим голосовым аппаратом; воспитание эмоциональной отзывчивости на прекрасное в искусстве, жизни, природе; воспитание потребности к творческому самовыражению.

Задачи:

  1. Развитие общей культуры личности детей.

  2. Учить воспринимать красоту, формировать эстетические чувства и потребности.

  3. Развитие творческого потенциала и мотивации детей к творческой деятельности.

  4. Формирование музыкальной культуры:

  • Формировать целостное представление об искусстве;

  • Воспитать художественно - эстетический вкус, интерес к искусству;

  • Развить способность активного восприятия искусства;

  • Формировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей;

  • Создать условия реализации творческих способностей;

  • Формировать навыки творческой деятельности;

  • Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей;

  • Формировать вокальные навыки;

  • Развить память, произвольное внимание, творческое мышление, воображение;

  • Развить навыки сольного пения, пения в ансамбле;

Развить умение перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального исполнительства.

Общая характеристика учебного предмета.

Педагог на занятиях решает 5 групп задач:

1. координационные;

2. мышечно-тренировочные;

3. эстетические;

4. музыкально-исполнительские;

5. свободное ориентирование в работе с техникой (микрофонами, магнитофонами, фонограммами и т.д.).

Вокальная педагогика пытается решить эти задачи комплексно. Прежде всего, поющему ребенку необходим здоровый, выносливый, высокоуправляемый голосовой аппарат. Человеческий голос - огромное богатство, которым надо разумно пользоваться, охранять и беречь его.

Программа реализуется за 4года. Занятия строятся на основе упражнений на дыхание, дикцию, артикуляцию, звукообразование, чистоту интонирования.

Занятие предполагают подачу материала от простого к сложному и учитывают проведение и подготовку вокальных номеров к праздникам и концертам.

Описание места учебного предмета.

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме в рамках внеурочной деятельности. Занятия проводятся в музыкальном классе. Для работы необходим музыкальный инструмент (фортепиано) и аудиотехника.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э.Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык - это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество.

К школьникам закономерно приходит понимание, что и от них сегодня зависит состояние современной культуры общества, они начинают ощущать себя сопричастными приумножению великих традиций русской и мировой культуры.

Предметные, личностные, метапредметные результаты

освоения курса.

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. А также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всегонаучить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация - главная тема 1-го класса, получа- ющая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услы- шать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музы- ке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосре- доточения школьников на процессуальности своего духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1-й класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенный мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений (2-й класс), в интонации патриотических песен (3-й и 4-й классы), школь- ники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, заду- мываются о воздействии музыки на человека

Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык - это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого зна- ния, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой- либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они

- музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;

- учатся за графическим изображением знаков - букв и нот - видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально- смысловые соответствия.

Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.

Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» - музыкальной, литературной, художественной - портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений


Учебно-тематический план

Тема

1год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

Общее кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Общее кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Общее кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Общее кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Вводное

занятие

1

1

0

4

2

2

4

2

2

4

2

2

2

Основы певческой культуры, вокала.

25

11

14

10

2

8

10

2

8

10

2

8

3

Сценическая культура

17

13

4

5

2

3

6

2

4

5

2

3

4

Певческая техника, музыкальный слух

15

4

11

12

4

8

10

4

6

12

4

8

5

Создание творческого образа.

8

1

7

3

2

1

4

1

3

3

2

1

Итого

66

30

36

34

12

22

34

11

23

34

12

22

.

2. Содержание учебного предмета.


  1. Диагностика детей, выявление индивидуальных способностей.

  2. Развитие музыкального восприятия детей.

  3. Обогащение детей музыкальными впечатлениями, расширение кругозора.

  4. Обучение умениям певческой культуры, вокала.

  5. Развитие основ музыкальной культуры.

  6. Развитие эстетического вкуса.

  7. Организация досуга детей.

  8. Диагностика детей, выявление индивидуальных способностей.

  9. Развитие музыкального восприятия детей.

  10. Обогащение детей музыкальными впечатлениями, расширение кругозора.

  11. Обучение умениям певческой культуры, вокала.

  12. Развитие основ музыкальной культуры.

  13. Развитие эстетического вкуса.

  14. Организация досуга детей.

  15. Развитие музыкального слуха, певческой техники.

  16. Воспитание сценической культуры.

ТЕМА 1. Вводное занятие 1час.

  • Знакомство с планом работы на год.

  • Диагностика.

ТЕМА 2. Основы певческой культуры, вокалу 25 час.

  • «В гостях у композитора» - слушание классической музыки, романсов и небольших сольных партий из опер и оперетт.

  • «Знаменитые исполнители» - развивать интерес к вокальному мастерству.

  • «Мы учимся петь» - развивать эстетические эмоции.

  • «Возможности моего голоса» - развивать вокальные умения на основе небольших песен и упражнений для развития голоса.

  • «Музыкальная игра» - развитие певческого диапазона.

  • «Петь или говорить?» - учить петь спокойно, выполнять упражнения на правильное звукообразование.

  • «Любимые мелодии» - развитие основ музыкальной культуры.

  • «Мы слушаем музыку» - развитие музыкального восприятия детей.

  • «Красивое и безобразное» - учить основам вокала и певческой культуре.

  • «Музыкальный характер» - учить передавать характер музыки в пении.

  • «Мир музыки» - Развивать силу и высоту исполнения звука.

ТЕМА 3. Сценическая культура 17 час.

  • «Мир сцены» - учить сценической культуре.

  • «Я исполняю соло» - учить пользоваться микрофоном.

  • «Как я выгляжу» - учить созданию вокального образа.

  • «Сценический образ» - учить свободно вести себя на сцене.

ТЕМА 4. Певческая техника, музыкальный слух 15 сас.

  • «Слышим, слушаем, поем» - развитие музыкального слуха.

  • «О чем я пою» - развитие дикции.

  • «Как правильно дышать» - развитие правильного дыхание во время исполнения песен, занятий вокалом.

  • «Сопрано или альт» - развитие певческого диапазона.

ТЕМА 5. Создание творческого образа 8час.

  • Постановка вокальных номеров для праздников, концертов.


3.Формы и виды контроля

Текущий контроль - проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки;

-беседа по пройденному материалу;

- самостоятельная работа;

- выполнение практического или теоретического задания.

Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы;

- анализ проделанной работы;

- участие в массовых мероприятиях.

Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год

- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)

- участие в итоговом отчетном концерте.



4.Требования к уровню подготовки обучающихся

В течение первого года обучения ребенок должен приобрести:

1. певческую установку;

2. рефлекторные навыки дыхания и укрепление дыхательной мускулатуры;

3. работу гортани в пении;

4. пение легато, нон легато;

5. активную артикуляцию;

6. округлое формирование гласных звуков;

7. развитый гармонический слух;

8. чистое интонирование тона, полутона, интервалов;

9. пение форте и пиано;

10. пение в вокальном ансамбле в унисон.

В течение второго года обучения ребенок закрепляет и приобретает следующие навыки и умения:

1. навык дыхания и опора звука;

2. типы дыхания;

3. приемы, помогающие достигнуть опёртого голосообразования;

4. понимание музыкальной фразировки и пропевание ее на одном дыхании;

5. умение пользоваться атакой звука;

6. прием звуковедения - легато;

7. прием звуковедения - нон легато;

8. овладение пением стаккато;

9. осознанная артикуляция;

10. четкая дикция (вокальная речь);

11. головной и грудной резонаторы голосового аппарата у певцов;

12. устойчивое интонирование при пении с аккомпанементом;

В течение третьего года обучения ребенком закрепляются все приобретенные знания, умения и навыки и вырабатываются новые:

1. короткое и активное дыхание в быстрых произведениях;

2. спокойное, но также активное дыхание в медленных произведениях;

3. исполнение продолжительных музыкальных фраз на одном дыхании;

4. темп в вокальном исполнении;

5. пение в простых размерах с простыми длительностями;

6. умение переключаться с одного динамического оттенка на другой;

7. развитие дикционных навыков в быстрых темпах;

8. развитие дикционных навыков в медленных темпах;

9. свобода и подвижность артикуляционного аппарата;

10. умение передавать содержание песни с помощью звуковедения;

В течение четвертого года обучения ребенком закрепляются все приобретенные знания, умения, и навыки и вырабатываются новые:

1. умение передавать содержание песни с помощью дикции;

2. умение передавать содержание песни с помощью нюансировки и штрихов;

3. интонирование произведений в различных видах мажора и минора;

4. свободное владение двухголосием;

5. пение трио (квартетов);

6. пение в ансамбле.

7. головной и грудной резонаторы голосового аппарата у певцов;

8. устойчивое интонирование при пении с аккомпанементом;

9. устойчивое интонирование при пении с фонограммой;

10. пение дуэтов, т.е. двухголосия.






  1. Литература.


  1. Волков С.Ю. Детям о музыке. - Омега, 1998г.

  2. Дьяченко Н. Музыкальные картинки. - М., 1992г.

  3. Кленов А.С. Я познаю мир. - М., 1997г.

  4. Дюнн М. Все о детской вечеринке. - М., 1996г.

  5. Михалева И.В. От улыбки станет всем светлей. - С-Петербург., 1996г.

  6. Михайлова М.А. Детские праздники. - Ярославль., 1997.

  7. Орлова Т.М. Учите детей петь. - М., 1987г.

  8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль., 1997г.

  9. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М., 1984г.

  10. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. - М.,2002г.

  11. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972г.

  12. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности. - М., 2001г.


Словари и справочники


  1. Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь.- М., 1966г.

  2. Кочнева И.С., Яковлева А.С. Вокальный словарь - Л., 1988г.

  3. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах - М, 1986г.

  4. Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов - Киев., 1988г.

6.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.

Количество

1.

Технические средства обучения:

Магнитофон

1

2.

Экранно-звуковые пособия:

аудио, видео диски,

6

3.

Игры и игрушки

8

4.

Оборудование класса:

-двухместные ученические столы с комплектом стульев,

-стол учительский с тумбой,

-фортепиано.

16

1

1


СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от ______ 2011г. № 1

______________ /Н.В. Матюшевская/

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УМР

_____________/ В.Г. Благодер/

____________ 2011г.











© 2010-2022