- Преподавателю
- Музыка
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Вокальной студии Веселые нотки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Вокальной студии Веселые нотки
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Скоркина С.И. |
Дата | 15.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
12
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 муниципального
образования город-курорт Геленджик
УТВЕРЖДЕНО:
Решение педсовета протокол №_1_
от__31.08._2011 года
Председатель педсовета
___________Чернышева В.Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Вокальной студии
Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1-4 классы)
Количество часов: 178 ч. (1 класс 66 ч. в год, 2-4 кл. -34 ч. в год)
Направление: духовно-нравственное.
Составитель: Скоркина Светлана Ивановна, учитель музыки.
Программа составлена на основе авторской программы «Музыка.
Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной,
Просвещение, 2010 г.
…
Геленджик, 2011
1.Пояснительная записка.
Содержание программы Вокальной студии реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования.
Современное развитие российского общества, обостряющее процессы поиска человеком смысла существования и своего места в нем, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности эстетического образования России. Это обстоятельство носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая развитию детей.
Предлагаемая программа предназначена для организации музыкальной деятельности учащихся ОУ 1-4 классов.
Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений и знаний эстетическое формирует разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и ценностного отношения к миру. В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные эстетические творческие способности. Сформированная эстетическая культура личности снимает противоречия между чувствами и разумом, эмоциями и интеллектом, материальным и духовным, объективным и субъективным.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что эстетическое воспитание, развитие музыкальных способностей, формирование музыкальной культуры нужно начинать в детстве. Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства осуществляется посредством ознакомления их с художественными произведениями, особое место, среди которых занимают музыка, театр, хореография, фольклор.
Данная программа является лишь одним звеном в работе всего педагогического коллектива, которая направлена на развитие детей путем музыкальной деятельности.
Цель программы - Развитие музыкальных и творческих способностей детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности,
формирование навыков выразительного исполнения вокальных произведений, умения владеть своим голосовым аппаратом; воспитание эмоциональной отзывчивости на прекрасное в искусстве, жизни, природе; воспитание потребности к творческому самовыражению.
Задачи:
-
Развитие общей культуры личности детей.
-
Учить воспринимать красоту, формировать эстетические чувства и потребности.
-
Развитие творческого потенциала и мотивации детей к творческой деятельности.
-
Формирование музыкальной культуры:
-
Формировать целостное представление об искусстве;
-
Воспитать художественно - эстетический вкус, интерес к искусству;
-
Развить способность активного восприятия искусства;
-
Формировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей;
-
Создать условия реализации творческих способностей;
-
Формировать навыки творческой деятельности;
-
Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей;
-
Формировать вокальные навыки;
-
Развить память, произвольное внимание, творческое мышление, воображение;
-
Развить навыки сольного пения, пения в ансамбле;
Развить умение перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального исполнительства.
Общая характеристика учебного предмета.
Педагог на занятиях решает 5 групп задач:
1. координационные;
2. мышечно-тренировочные;
3. эстетические;
4. музыкально-исполнительские;
5. свободное ориентирование в работе с техникой (микрофонами, магнитофонами, фонограммами и т.д.).
Вокальная педагогика пытается решить эти задачи комплексно. Прежде всего, поющему ребенку необходим здоровый, выносливый, высокоуправляемый голосовой аппарат. Человеческий голос - огромное богатство, которым надо разумно пользоваться, охранять и беречь его.
Программа реализуется за 4года. Занятия строятся на основе упражнений на дыхание, дикцию, артикуляцию, звукообразование, чистоту интонирования.
Занятие предполагают подачу материала от простого к сложному и учитывают проведение и подготовку вокальных номеров к праздникам и концертам.
Описание места учебного предмета.
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме в рамках внеурочной деятельности. Занятия проводятся в музыкальном классе. Для работы необходим музыкальный инструмент (фортепиано) и аудиотехника.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э.Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.
Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык - это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество.
К школьникам закономерно приходит понимание, что и от них сегодня зависит состояние современной культуры общества, они начинают ощущать себя сопричастными приумножению великих традиций русской и мировой культуры.
Предметные, личностные, метапредметные результаты
освоения курса.
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. А также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.
Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всегонаучить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация - главная тема 1-го класса, получа- ющая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услы- шать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музы- ке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.
Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосре- доточения школьников на процессуальности своего духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1-й класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенный мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений (2-й класс), в интонации патриотических песен (3-й и 4-й классы), школь- ники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, заду- мываются о воздействии музыки на человека
Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык - это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого зна- ния, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой- либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они
- музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
- учатся за графическим изображением знаков - букв и нот - видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально- смысловые соответствия.
Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.
Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» - музыкальной, литературной, художественной - портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений
Учебно-тематический план
№
Тема
1год обучения
2 год обучения
3 год обучения
4 год обучения
Общее кол-во часов
Теоретические занятия
Практические занятия
Общее кол-во часов
Теоретические занятия
Практические занятия
Общее кол-во часов
Теоретические занятия
Практические занятия
Общее кол-во часов
Теоретические занятия
Практические занятия
1
Вводное
занятие
1
1
0
4
2
2
4
2
2
4
2
2
2
Основы певческой культуры, вокала.
25
11
14
10
2
8
10
2
8
10
2
8
3
Сценическая культура
17
13
4
5
2
3
6
2
4
5
2
3
4
Певческая техника, музыкальный слух
15
4
11
12
4
8
10
4
6
12
4
8
5
Создание творческого образа.
8
1
7
3
2
1
4
1
3
3
2
1
Итого
66
30
36
34
12
22
34
11
23
34
12
22
.
2. Содержание учебного предмета.
-
Диагностика детей, выявление индивидуальных способностей.
-
Развитие музыкального восприятия детей.
-
Обогащение детей музыкальными впечатлениями, расширение кругозора.
-
Обучение умениям певческой культуры, вокала.
-
Развитие основ музыкальной культуры.
-
Развитие эстетического вкуса.
-
Организация досуга детей.
-
Диагностика детей, выявление индивидуальных способностей.
-
Развитие музыкального восприятия детей.
-
Обогащение детей музыкальными впечатлениями, расширение кругозора.
-
Обучение умениям певческой культуры, вокала.
-
Развитие основ музыкальной культуры.
-
Развитие эстетического вкуса.
-
Организация досуга детей.
-
Развитие музыкального слуха, певческой техники.
-
Воспитание сценической культуры.
ТЕМА 1. Вводное занятие 1час.
-
Знакомство с планом работы на год.
-
Диагностика.
ТЕМА 2. Основы певческой культуры, вокалу 25 час.
-
«В гостях у композитора» - слушание классической музыки, романсов и небольших сольных партий из опер и оперетт.
-
«Знаменитые исполнители» - развивать интерес к вокальному мастерству.
-
«Мы учимся петь» - развивать эстетические эмоции.
-
«Возможности моего голоса» - развивать вокальные умения на основе небольших песен и упражнений для развития голоса.
-
«Музыкальная игра» - развитие певческого диапазона.
-
«Петь или говорить?» - учить петь спокойно, выполнять упражнения на правильное звукообразование.
-
«Любимые мелодии» - развитие основ музыкальной культуры.
-
«Мы слушаем музыку» - развитие музыкального восприятия детей.
-
«Красивое и безобразное» - учить основам вокала и певческой культуре.
-
«Музыкальный характер» - учить передавать характер музыки в пении.
-
«Мир музыки» - Развивать силу и высоту исполнения звука.
ТЕМА 3. Сценическая культура 17 час.
-
«Мир сцены» - учить сценической культуре.
-
«Я исполняю соло» - учить пользоваться микрофоном.
-
«Как я выгляжу» - учить созданию вокального образа.
-
«Сценический образ» - учить свободно вести себя на сцене.
ТЕМА 4. Певческая техника, музыкальный слух 15 сас.
-
«Слышим, слушаем, поем» - развитие музыкального слуха.
-
«О чем я пою» - развитие дикции.
-
«Как правильно дышать» - развитие правильного дыхание во время исполнения песен, занятий вокалом.
-
«Сопрано или альт» - развитие певческого диапазона.
ТЕМА 5. Создание творческого образа 8час.
-
Постановка вокальных номеров для праздников, концертов.
3.Формы и виды контроля
Текущий контроль - проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки;
-беседа по пройденному материалу;
- самостоятельная работа;
- выполнение практического или теоретического задания.
Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы;
- анализ проделанной работы;
- участие в массовых мероприятиях.
Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год
- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)
- участие в итоговом отчетном концерте.
4.Требования к уровню подготовки обучающихся
В течение первого года обучения ребенок должен приобрести:
1. певческую установку;
2. рефлекторные навыки дыхания и укрепление дыхательной мускулатуры;
3. работу гортани в пении;
4. пение легато, нон легато;
5. активную артикуляцию;
6. округлое формирование гласных звуков;
7. развитый гармонический слух;
8. чистое интонирование тона, полутона, интервалов;
9. пение форте и пиано;
10. пение в вокальном ансамбле в унисон.
В течение второго года обучения ребенок закрепляет и приобретает следующие навыки и умения:
1. навык дыхания и опора звука;
2. типы дыхания;
3. приемы, помогающие достигнуть опёртого голосообразования;
4. понимание музыкальной фразировки и пропевание ее на одном дыхании;
5. умение пользоваться атакой звука;
6. прием звуковедения - легато;
7. прием звуковедения - нон легато;
8. овладение пением стаккато;
9. осознанная артикуляция;
10. четкая дикция (вокальная речь);
11. головной и грудной резонаторы голосового аппарата у певцов;
12. устойчивое интонирование при пении с аккомпанементом;
В течение третьего года обучения ребенком закрепляются все приобретенные знания, умения и навыки и вырабатываются новые:
1. короткое и активное дыхание в быстрых произведениях;
2. спокойное, но также активное дыхание в медленных произведениях;
3. исполнение продолжительных музыкальных фраз на одном дыхании;
4. темп в вокальном исполнении;
5. пение в простых размерах с простыми длительностями;
6. умение переключаться с одного динамического оттенка на другой;
7. развитие дикционных навыков в быстрых темпах;
8. развитие дикционных навыков в медленных темпах;
9. свобода и подвижность артикуляционного аппарата;
10. умение передавать содержание песни с помощью звуковедения;
В течение четвертого года обучения ребенком закрепляются все приобретенные знания, умения, и навыки и вырабатываются новые:
1. умение передавать содержание песни с помощью дикции;
2. умение передавать содержание песни с помощью нюансировки и штрихов;
3. интонирование произведений в различных видах мажора и минора;
4. свободное владение двухголосием;
5. пение трио (квартетов);
6. пение в ансамбле.
7. головной и грудной резонаторы голосового аппарата у певцов;
8. устойчивое интонирование при пении с аккомпанементом;
9. устойчивое интонирование при пении с фонограммой;
10. пение дуэтов, т.е. двухголосия.
-
Литература.
-
Волков С.Ю. Детям о музыке. - Омега, 1998г.
-
Дьяченко Н. Музыкальные картинки. - М., 1992г.
-
Кленов А.С. Я познаю мир. - М., 1997г.
-
Дюнн М. Все о детской вечеринке. - М., 1996г.
-
Михалева И.В. От улыбки станет всем светлей. - С-Петербург., 1996г.
-
Михайлова М.А. Детские праздники. - Ярославль., 1997.
-
Орлова Т.М. Учите детей петь. - М., 1987г.
-
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль., 1997г.
-
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М., 1984г.
-
Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. - М.,2002г.
-
Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972г.
-
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности. - М., 2001г.
Словари и справочники
-
Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь.- М., 1966г.
-
Кочнева И.С., Яковлева А.С. Вокальный словарь - Л., 1988г.
-
Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах - М, 1986г.
-
Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов - Киев., 1988г.
6.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.
Количество
1.
Технические средства обучения:
Магнитофон
1
2.
Экранно-звуковые пособия:
аудио, видео диски,
6
3.
Игры и игрушки
8
4.
Оборудование класса:
-двухместные ученические столы с комплектом стульев,
-стол учительский с тумбой,
-фортепиано.
16
1
1
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от ______ 2011г. № 1
______________ /Н.В. Матюшевская/
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
_____________/ В.Г. Благодер/
____________ 2011г.