Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

1.     Воспитание  понимания  тесной  связи музыки с  жизнью, преемственности  народного  творчества,   зарубежной,  современной  музыки. 2.    Воспитание   уважения  и  любви   к  музыкальной  культуре  многонациональной  музыки  мира.   3.    Воспитание   культуры  слушания  музыкальных  произведений.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный музыкальный лекторий

«Многонациональная музыка Сары-Арки».

Подготовили:

Цай Ольга Ивановна - преподаватель класса флейты

Сыздыкова Нургуль Кокишевна - преподаватель класса домбры

Жанмуканова Рада Хамитовна - концертмейтер

Рахимжанова Г. Т.- преподаватель теоретических дисциплин.

Задачи развития:

  1. Развитие музыкальных способностей учащихся, умение исполнять, слушать музыку.

  2. Расширение кругозора учащихся.

Задачи воспитания:


  1. Воспитание понимания тесной связи музыки с жизнью, преемственности народного творчества, зарубежной, современной музыки.

  2. Воспитание уважения и любви к музыкальной культуре многонациональной музыки мира.

  3. Воспитание культуры слушания музыкальных произведений.

Задачи образования:


  1. Знакомство с творчеством казахских, зарубежных, русских композиторов

  2. Слушание произведений казахских народных, зарубежных и современных композиторов.

  3. Исполнение учащимися произведений казахских, русских народных, зарубежных и современных композиторов.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска (слайды, фото, видео)

  2. Музыкальные инструменты (домбра, флейта, фортепиано)

Совсем недавно мы отметили праздник 16 декабря - День Независимости нашей республики - это дата нового отсчета истории нашей страны. Это великие подвиги наших соотечественников, это открытия ученых, успехи государственных деятелей. Сегодня все знают, где находится Казахстан. Ведь на нашей земле в мире и согласии проживают более ста национальностей, все мы строим будущее, растим детей в атмосфере взаимоуважения, понимания и гордости за свою страну. И, конечно же, педагоги и учащиеся нашей музыкальной школы не могли остаться в стороне от столь знаменательного события. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интегрированный музыкальный лекторий «Многонациональная музыка Сары - Арки»

Каждый народ имеет свои обычаи, говорит на своем языке, поет свои песни. В нашем государстве живет более ста больших и малых народов. Об их музыке замечательно сказал А. М. Горький: «Оригинальнейшие их мелодии - богатый материал для Моцартов, Бетховенов, Шопенов, Мусоргских и Григов будущего.

Сегодня мы с вами будем слушать произведения в исполнении учащихся ДМШ № 3. Перед вами выступят учащиеся класса домбры - преподаватель Нургуль Кокишевна и класса флейты - Цай Ольги Ивановны.

Кто знает, когда и зачем первобытный человек срезал камышовую тростинку или веточку и, увидев, что внутри она полая, пустая, подул в нее. Получился сипловатый, но довольно громкий звук. Звук этот один, а хотелось играть разные мелодии. Тогда человек придумал вот что: на дудочке он вырезал дырочки - отверстия, которые можно было затыкать пальцами. Флейта - латинское слово. Переводится оно как «дыхание», «дуновение». Звук у нее светлый, высокий, немного свистящий.

  1. Сейчас вы послушаете колыбельную « Балакай» в исполнении ученицы 2 класса Форышевой Даши (флейта). Концертмейстер Жанмуканова Рада Хамитовна

Слово балакай состоит из двух частей: с греческого бала - ребенок, кай - горящий, подвижный, все у него в руках горит. С тюркского также означает - крепкий ребенок.

Зная греческий. Балакай действительно состоит из двух частей, "Бала" что по гречески означает ребенок и "Кай" дословно перевод с дрвнегреческого "горячий или горящий", а смысл - все у него в руках горит , что он все быстро и хорошо выполняет.

Фамилия Балакай образована от тюркско-татарского имени Балакай, которое состоит из двух частей: «бала» и «кай». Первая из них в переводе с древнетюркского означает «ребенок». Вторая часть восходит к тюркско-кыпчакско-татарскому имени, которое первоначально имело значение «крепкий», но с течением времени оно превратилось в антрополексему и стало использоваться для образования тюркских имен. Таким образом, имя Балакай буквально означает «крепкий ребенок». Вполне вероятно, что родители, нарекая своего ребенка таким именем, хотели, чтобы он вырос здоровым, сильным человеком.

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Самый распространенный инструмент Казахстана. Вы это знаете - домбра. Домбру можно было встретить в каждой юрте, она относится к числу самых необходимых и обязательных предметов в жизни казахов. Сейчас я предлагаю послушать домбру.

«Украина звенит песнями». И сегодня на любом массовом или семейном празднике все участники торжества готовы спеть хором любимую песню, станцевать гопак, казачок или метелицу. Шуточные, сатирические песни нередко соединяются с танцем. Их простые мотивы при повторении каждый раз изменяются, приобретая новые краски,- как говорят музыканты, варьируются.

  1. В исполнении Тулекбаевой Сабрины послушайте украинский танец «Казачок» в обработке Жанмукановой Р. Х. (концертмейстер)

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Вальс - (фр. valse, нем. Walzer, от walzen - кружиться) - парный бальный танец; размер 3/4, возник на основе народных танцев Австрии, Германии, Чехии. Вальс получил широкое распространение и популярность благодаря творчеству композиторов - авторов концертных (венских) вальсов - И. Лайнера, отца и особенно сына. Вальс весьма распространен и в балетном жанре. Ритмическая основа вальса использована многими композиторами для создания значительных художественных произведений («Вальс-фантазия» М. Глинки, вальсы Ф. Шопена, «Пушкинские» вальсы С. Прокофьева, «Грустный вальс» Я. Сибелиуса и др.)



  1. Прозвучит «Вальс» немецкого композитора Л. В Бетховена в исполнении ученицы 3 класса Ахановой Дарины (флейта) (концертмейстер)

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Даулеткерей - Даулет -Гирей ибн Шигай правнук хана Абулхаира - родился на побережье Каспия в 1814 году.с раннего возраста Даулеткерей вошел в круг родовых султанов и правителейи стал одним из приближенных хана Жангира.

И хотя ему в разные годы пришлось быть правителем разных родов (нагай, кызылкурт,маскар,туленгут). Даулеткерей больше тянулся, по словам Науши Букейханова - одного из выдающихся домбристов Букеевской Орды, к музыке. К двадцатилетнему возрасту Даулеткерей уже был известным исполнителем кюев.

К первым сочинениям относятся его кюи: «Кыз - Акжелен», «Кос - Шек», «Желдирме» и другие, которые он сочинил в 40-х годах XIX века.

Для второго периода творчества Даулеткерея характерен интерес к повседневной действительности, где особую группу составляют характеристика женских образов, это портретные кюи: «Жумабике», «Каражан-ханым», «Акбала-кыз», «Кудаша» и другие.

4. Лирический кюй «Кудаша» исполнит Тулекбавева Сабрина (домбра). (концертмейстер)

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

В давние времена в казахских степях грамотных людей можно было сосчитать по пальцам. Поэтому никто не знает, сколько песен канули в небытие вместе с их создателями. Сегодня хочется вспомнить отдельных энтузиастов, посвятивших свою жизнь сбору народных мелодий и их пропаганде. К таким высокообразованным специалистам, собравшим большое количество казахских песен и кюев, относится Евгений Брусиловский. Именно ему мы обязаны многими произведениями, которые дошли до нас - современников.

На раннем этапе развития музыка сопровождала важнейшие религиозные и бытовые церемонии. Одной из бытовых церемоний являлась уборка урожая. Если урожай был богатым, то устраивали праздники.

5. Пьесу «Праздник в колхозе» Евгения Брусиловского исполнит ученик 2 класса Савченко Рома (флейта). (концертмейстер)

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

«Засиделись наши ноги, надо их размять немного,

Раздайся народ, меня пляска берет!

Словно радуга живая в ярких красках расцвела -

Огневая, вихревая пляска русская пошла!»

6. Русскую народную песню «Светит месяц» в обработке для домбры Меримбаева К. М. исполнит Караев Иса ( домбра) (концертмейстер)

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки



Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Ахан - Серэ Корамса - улы родился в 1843 году в ауле Косколь Настоящее имя Акжигит, но с детства его ласкательно звали Аханомю

Ахан имел красивую внешность, отличался изящными манерами сильным приятным голосом. С юных лет он тянулся к музыке и поэзии, постоянно участвовал в праздниках и состязаниях. Это закрепило за ним приставку - серi (поэт - песенник. Каз).

В «золотой фонд» казахской культуры и искусства вошли около 50 музыкально-поэтических произведений Ахана - сере. Его песни «Актокты», «Алтыбасар», «Тер Какткан», «Макпал», «Балкадиша», «Срымбет» и другие. Многие его стхотворения, написанные в стиле восточной лирики ( в духе Омар Хайяма), посвящены любовным переживаниям.

  1. Спамбетова Арайлым исполнит песню Ахана -Сере «Балкадиша» в обработке для домбры Меримбаева К. М. (домбра) (концертмейстер)

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Вильгельм Попп - немецкий флейтист и композитор

Автор более 600 произведений для флейты, которые были очень популярны во время его жизни. В России в XIX веке была особенно популярна его "Школа игры на флейте". Произведения Поппа прочно вошли в репертуар флейтистов.

Вильгельм Попп (нем. Wilhelm Albrecht Otto Popp; родился 29 апреля 1828 - немецкий флейтист и композитор.

Сейчас вы прослушаете его обработку для исполнения на флейте - музыкальную характеристику главной героини оперы Верди «Травиата».

Сюжет «Травиаты» (1853 г.) заимствован из романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Как возможный оперный материал он привлек внимание композитора сразу после выхода в свет (1848 г.) Джузеппе Верди нашел у Дюма близкую себе тему - трагедию загубленной буржуазным обществом женской судьбы.

большая портретная ария, завершающая первое действие, строится на контрастном сопоставлении двух частей: 1-отличается задумчивым элегическим характером, 2 - это блестящий вальс, увлекающий стремительностью ритма и виртуозной колоратурой.

  1. Исполнит отрывок из «Травиаты» композитора Д.Верди в обработке для флейты Перова Настя. (концертмейстер)

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Ансамбль - единство, стройность. Музыкальный ансамбль - это группа артистов, составляющая единый коллектив, который исполняет согласованно и стройно произведения композиторов. Ансамбли называют по количеству музыкантов, участвующих в исполнении (дуэт, трио, квартет и т. д.)

Сейчас вы послушаете дуэт домбристов:

  1. Караев Иса, Спамбетова Арайлым исполнят пьсу «Тал Шыбык» казахского композитора ….. Айтуганова.

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Валерий Сапаров принадлежит к числу тех немногих в каждой музыкальной культуре художников, результаты творческой деятельности которых - не только этапы развития личности композитора, но и некоторые принципиально важные для современного искусства тенденции.

Регтайм «Воспоминание о Дж.Гершвине» (1984 г.), «Джазовый альбом» для камерного оркестра (1985 г.), Трио № 2 для кларнета, контрабаса и

Значительная сфера творческих достижений В. Сапарова - произведения для эстрадно-симфонического оркестра, для биг-бенда и различных составов эстрадных и джазовых ансамблей

Рэ́гта́йм (англ. ragtime) - жанр американской музыки, особенно популярный с 1900 по 1918 год. Это танцевальная форма, имеющая размер 2/4 или 4/4, в которой бас звучит на нечётных, а аккорды - на чётных долях такта, что придаёт звучанию типичный «маршевый» ритм; мелодическая линия сильно синкопированная. Многие рэгтаймовые композиции состоят из четырёх различных музыкальных тем.

Рэгтайм считается одним из предшественников джаза. Джаз унаследовал от рэгтайма ритмическую остроту, создаваемую несовпадением ритмически свободной, как бы «разорванной» мелодии. Некоторое время после Первой мировой войны рэгтайм вновь был моден как салонный танец. От него произошли и другие танцы, в том числе и фокстрот.

  1. И последнее произведение - «Регтайм» В. Сапарова исполнит Перова Настя, концертмейстер Рада Хамитовна.

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Интегрированный урок Многонациональной музыки Сары-Арки

Позвольте мне от вашего имени и от своего поблагодарить всех участников концерта и преподавателей, подготовивших учащихся к нашему мероприятию : Ольгу Ивановну Цай (класс флейты), Сыздыкову Нургуль Кокишевну (класс домбры) и концертмейстера - аранжировщика Жанмуканову Раду Хамитовну .















© 2010-2022