• Преподавателю
  • Музыка
  • Особенности развития творческого воображения школьников на индивидуальных занятиях по музыке

Особенности развития творческого воображения школьников на индивидуальных занятиях по музыке

Поскольку в музыкальном воспитании громадную роль играет преемственность развития, необходимо рассматривать возрастные особенности  школьников в единстве сущего и должного. В психологии порой забывают об этом единстве, констатируют только фонд наличных психологических проявлений. Вот почему педагогу дополнительного образования нужно творчески применять знания о психологических особенностях детей.Действие в соответствии с требуемым результатом формирует у детей такие качества, как устойчивость по...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Субботин Борис Валерьевич

ГБОУ ДОД Центр внешкольной работы Фрунзенского района

г. Санкт-Петербурга


Особенности развития творческого воображения школьников на индивидуальных занятиях по музыке

Поскольку в музыкальном воспитании громадную роль играет преемственность развития, необходимо рассматривать возрастные особенности школьников в единстве сущего и должного. В психологии порой забывают об этом единстве, констатируют только фонд наличных психологических проявлений. Вот почему педагогу дополнительного образования нужно творчески применять знания о психологических особенностях детей.

Приведем наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей школьного возраста:

  • моторная активность;

  • сенсорно-перцептивная активность (способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении);

  • интеллектуально-волевая активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, выделение себя из поля зрения и т.д.);

  • мотивация и эмоционально-выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность к их эмоционально-выразительному выявлению, символизации, замещению);

  • способность к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную ( т.е. ценную не только для себя) деятельность, поведение, общение ( включая учение и игру) во имя их эффективного построения, регулирования и социальной (осмысляемой все больше и больше) оценки.

Первые четыре показателя зарождаются и естественно проявляются в «самодеятельности» детей школьного возраста (т.е. деятельности, прежде всего для себя). Последний показатель является наиболее сложным, интегральным. Он определяет в психологическом смысле позицию ребенка уже как школьника, деятельность которого характеризуется всеми основными чертами общественно полезной деятельности.

Включение сложившихся у учащихся форм психической активности в творческую деятельность и общение с педагогом предполагают, с одной стороны, модификацию этих форм, с другой - рождение психических новообразований. Важнейшим новообразованием является способность детей регулировать свою деятельность на сравнительно большом временном и пространственном участке, причем с сохранением представления о требуемом результате. Требуемый результат и есть цель деятельности. На индивидуальных занятиях по музыке учащимся овладеть этой способностью трудно. Степень, темп овладения ее характеризуют диапазон возрастных психологических особенностей учащихся, уровень их психического развития.

Воспитание этой способности через отрицательную оценку, порицание ведет к нарушениям преемственности с предшествующим психическим развитием. Напротив, воспитание способности к целевой регуляции деятельности через поощрение, положительную оценку успеха учащихся сохраняет богатство предшествующих достижений психического развития школьников.

Действие в соответствии с требуемым результатом формирует у детей такие качества, как устойчивость поведения, способность к мобилизации, к действию с учетом фактора времени, к регуляции своих состояний в соответствии с достигаемым результатом.

Существует несколько способов педагогически эффективного воспитания таких качеств личности:

1) психологи отмечают важность воспитания их через обнаружение или осознание учеником значимости цели;

2) техника формирования подобных качеств предполагает, что отдаленная и трудная цель деятельности в ходе работы «добиться» на промежуточные цели, в своей совокупности, составляющие данную цель. Например, воспринять крупное музыкальное произведение бывает зачастую не под силу маленькому школьнику. Но если его представить как последовательность ряда относительно завершенных фрагментов, эпизодов, эффект будет иной: ребенок, пройдя через это, оказываются вполне в состоянии воспринять произведение в целом.

Есть и другие технические приемы, с помощью которых достигается подобный эффект: «погружение» педагогом данной цели в состав более крупной (как это не покажется парадоксальным), но более актуальной, «близкой» ребенку, значимой цели. В этом случае она становиться «простой», доступной для любого ученика.

Нужно отметить, что в учебно-воспитательной музыкальной деятельности моторная, сенсорно-перцептивная и интеллектуально-волевая активность всегда соотноситься с ведущей ролью мотивационной, эмоционально-выразительной активности. Осознанная постановка цели формируется либо через целостное осмысление музыкального произведения, либо через включение обобщенных музыкальных знаний в контекст музыкального восприятия. При этом на основе мотивации может сформироваться ряд вариантов цели. Подключение же ряда мотивов ведет к возрастанию обобщенности цели. Здесь отчетливо видна специфика музыкальной деятельности как художественной: в ней (имеется в виду настоящее музыкальное творчество, настоящая музыка) всегда цель возникает не до восприятия, а в конце его как результат осмысления целостного музыкального сочинения.

В конечном счете, школьный возраст в психологическом смысле можно охарактеризовать как возраст целеобразования.

Данная выше общая характеристика возрастных психологических особенностей школьников дана в аспекте должного развития применительно к индивидуальным музыкальным занятиям, что для педагога дополнительного образования является наиболее важным.

Укажем теперь на объективно существующие особенности «обычного» психологического облика школьников, проявляющиеся в учебной практике:

  • разрозненный, неорганизованный музыкальный опыт;

  • моторная «зажатость», «закрепощенность» учащихся;

  • недостаточная вокально-слуховая и двигательно-слуховая координация;

  • преобладание роли зрелищно-событийных впечатлений по отношению к слуху;

  • потребность в смене эмоциональных состояний, их импульсивность и бесконтрольность;

  • склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации;

  • регуляция деятельности, общение в опоре на чувственные ощущения, образы, но не на слово;

  • интеллектуально-волевая регуляция только во имя субъективно-привлекательных «важных» причин;

  • личностная доминанта: стремление к самовыражению в самых разнообразных формах - звуковых, зрительных, двигательных и т.д.

Обозначим кратко особенности развития воображения в школьном возрасте.

В школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируя в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения.

Воображение тесно связано с личностью, ее развитием. Личность ребенка форми­руется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития - это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, яв­ляется именно воображение, фантазия.

Воображая игровые ситуации и реализуя их, ре­бенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, чест­ность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жиз­ненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Занимаясь творчеством, для которого первоочередным является воображение, ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При оду­хотворенности воображение включено во всю позна­вательную деятельность, сопровождаясь особо поло­жительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

БИБЛИОГРАФИЯ


  1. Богословский В.В. Основы общей психологии. - М., 1981.

2. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество. - М.,1969.

3. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте: Хрестоматия по психологии. - М., 1997.

4. Дмитриева Л. Творческое развитие школьников на уроках музыки. - М., 1981.

5. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности. - М., 1968.

6


© 2010-2022