Научно-исследовательская работа Песни опаленные войной

Раздел Музыка
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1

Научно-исследовательская работа пот музыке

«Песни, опаленные войной»

Введение

С первого взгляда, может,

В них ничего и нет.

Что меня вновь тревожат

Песни военных лет?


Что-то для нас святое

Скрыто в их глубине.

Строки, какие стоя

Хочется слушать мне.


Стершиеся чернила,

Выцветшая тетрадь,

Строки, с какими было

Легче нам умирать.


Песни поры военной

Что сберегли для нас,

Весь неприкосновенный

Наших сердец запас.

С. Островой.


9 мая 2015 года 70 -лет со Дня Победы российского народа над фашистской Германией. Да, Отечественная война… Воюющий народ… Признаться, мы как-то незаметно привыкли к этим словосочетаниям и далеко не всегда полностью осознаем их изначальный глубинный смысл. 65 лет назад, в то июньское утро весь наш народ вынужден был стать воюющим. В наше мирное время трудно представить всю боль, тяготы и горести того страшного времени. Но у поколения, не знающего своего прошлого, нет будущего..

Поэтому в настоящее время особую актуальность в нашей стране приобретает проблема патриотического воспитания. Нас ведет вперед великая цель-возрождение нашей прекрасной Родины-России. И поэтому я захотела узнать больше о событиях Великой Отечественной войны и их отражении в музыкальном искусстве.

Цель данной работы: изучение значения музыки в годы Великой Отечественной войны и в наше время.

  1. Особенности музыкального искусства военных лет

Музыка военных лет! Иной раз задумаешься: за что её так любят и помнят в народе, за что берегут, как святыню хранят? Должно быть не только за простоту и душевность, мелодичность и красоту поэтического и музыкального языка. Безусловно, и это все важно, но главное их достоинство - стойкий оптимизм, неиссякаемая вера в добро, в извечные человеческие ценности, за которые люди шли на подвиг и смерть.

Стремясь раскрыть и запечатлеть в музыке глубочайший смысл происходящих событий, наши композиторы сумели горячо и вдохновенно откликнуться в самых разных жанрах на животрепещущие темы боевых дней.

«Священная война»

стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача

музыка А. В. Александров

1941 г.

На рассвете 22 июня 1941 года война обрушилась на мирную страну. Не было тогда человека в Советском Союзе, который бы не хотел хоть чем-то помочь фронту, помочь стране, народу выстоять в этой страшной борьбе.

Композитор А.В. Александров - профессор Московской консерватории, руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии создал эту песню. К моменту начала войны А.В. Александрову исполнилось 58 лет.

В то время ансамбль представлял собой большой концертный коллектив, в котором было более двухсот музыкантов и певцов. И уже впервые дни войны весь коллектив был разделен на группы, которые отправились на фронт. Словно невиданный клич позвал людей! Они встрепенулись, встали по стойке смирно, завороженные могучей силой песни.

Такого они еще не слышали. Да ведь это сама сущность их гнева, это же то, о чем каждый из них думал! Песня высказалась за всех сразу, она вобрала их душевный огонь, их любовь к отчизне и преданность ей. С этого памятного дня и началась биография песни «Священная война», которая на века останется музыкальным символом трудных лет Великой Отечественной войны.

II. 2. История создания симфонии

Седьмая симфония (Ленинградская)

Д.Д.Шостакович 1942г. Осень.1941 год. Осажденный немцами Ленинград. История мирового искусства еще не знала подобного примера, когда величественное, монументальное произведение рождалось под впечатлением происходящих в то время событий. Таковой является «Ленинградская симфония» Д.Д.Шостаковича. 9 августа 1942 произведение было исполнено в блокадном Ленинграде. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград противники. Много позже один из немецких солдат признался: "Тогда, 9 августа, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть… "

II.3. История создания балета «Гаянэ»

Жил я в то время в Перми в гостинице «Центральная». Когда я вспоминаю то время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовалось оружие, хлеб, махорка.

Хлеб, тепло - тылу. А в искусстве, пище духовной, нуждались все - фронт и тыл. И мы, артисты и музыканты, это понимали и отдавали все свои силы. Около семисот страниц партитуры «Гаянэ» я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Крутился в своей маленькой комнатке между пианино и столом. Вот так я написал этот балет, посадив самого себя, что называется, под домашний арест. Нужно было обязательно успеть к сроку. Ведь все мы горели тогда желанием доказать, что хотя идет война, хотя враг и наступает, но культурная жизнь продолжается, создаются художественные ценности, дух народа крепок.

II.4. История создания оперы

«Севастопольцы» Коваль М.В.

Опера «Севастопольцы»- по существу, первый отклик советских композиторов в музыкально-драматическом жанре на темы величественной борьбы советских городов-героев с фашистскими захватчиками. Задумана она была еще в дни незабываемой севастопольской эпопеи, писалась в течении ноября-декабря 1942 года, а к началу 1943 года была готова в первом, одноактном варианте. «Севастопольцы» - большое музыкально-драматическое произведение( четыре акта с эпилогом), охватывающее значительный отрезок времени (1941-1944 годы) и посвященное большим историческим событиям, разворачивавшимся на фоне грандиозных битв Великой Отечественной войны. Автор, начав работу над оперой в 1942 году, продолжал ее 4 года, и 1946 году она была поставлена на сцене Пермского театра оперы и балета. Научно-исследовательская работа Песни опаленные войной

Среди героев нет отрицательных персонажей. Все они - верные сыны своей Советской Родины, беззаветно любящие ее, готовые отдать за нее свою жизнь.

Правдивое и талантливое выражение благородного советского патриотизма, охватившего миллион наших людей.

)

Музыка к кинофильму «Сталинградская битва»

Героическая тема Сталинграда бессмертна в искусстве и не раз еще послужит художникам кисти, пера и музыкантам источником творческих исканий.

Величие этой эпопеи в ее подлинном масштабе можно отразить в различных аспектах. Героика Сталинграда может быть передана через два-три эпизода - скажем, бои за вокзал, дом Павлова, переправа через Волгу. Представление о том, как советский народ защищал свою твердыню, можно создать, показывая личные судьбы людей, боевой путь какой-либо одной воинской части.

Две серии фильма решали эту задачу в широком плане. Тут не нужно было ни лирики, ни отступлений от главной темы. Только очень большое напряжение.

Материал такого размаха встал передо мной впервые. Два часа батальной музыки! Все, что приходилось делать в этом роде до сих пор, не шло ни в какое сравнение с нынешним заданием, как и сама битва превосходила по своим масштабам все известные до сих пор в истории.


Ш. Значение военной музыки для молодежи.

Мною была проведена диагностика среди обучающихся 7 классов МОУ СОШ № 9 с целью выявления знания военных песен и их значения для современной молодежи. Была разработана анкета (приложение 1) опрошено 30 учащихся.

Анализируя полученные данные мы выяснили, что:

  • 100% учащихся считают, что песни играли важную роль в жизни солдат: придавали силы в битве, поднимали боевой дух (диаграмма 1);

Научно-исследовательская работа Песни опаленные войнойРоль песни в жизни солдат



Диаграмма 1

  • 80% учащихся хотели бы узнать больше военных песен, познакомиться с историей их создания (диаграмма 2)

Интерес к военной песне

Научно-исследовательская работа Песни опаленные войнойНаучно-исследовательская работа Песни опаленные войной

Диаграмма 2

  • 7Научно-исследовательская работа Песни опаленные войной8% учащихся знают, что такое патриотизм (диаграмма 3);

Знание значения слова патриотизм.



ДНаучно-исследовательская работа Песни опаленные войнойиаграмма 3.88% учащихся знают песню «Катюша», 11% - «Песенка фронтового шофера», 9% - «Три танкиста, 9% - «День победы», 5,4% - «Священная война», 5,4% - «Синий платочек», 4% - «Враги сожгли родную хату»,4% - «Эх, дороги», 2% - «Пора в путь дорогу», 2%- «Сережка с малой Бронной», 2% - «Смуглянка»,

2% «В землянке» (диаграмма 4);

Знание военных песен








Диаграмма 4


  • 96% учащихся считают, что нужно воспитывать у молодежи любовь к Родине (диаграмма 5);


ННаучно-исследовательская работа Песни опаленные войнойеобходимость воспитания любви к Родине


Диаграмма 5


V. Популяризация военной музыки среди учащихся

МОУ СОШ № 9 ст. Александровской


Военная песня - это, к счастью, не только война. Это и народная память, и воспитание лучших патриотических чувств у нашего поколения, и призыв к сплочению и братству всех, живущих на родной земле. Именно эти идеалы положены в основу организуемого по нашей инициативе фестиваля «Песни, опаленные войной», который состоится в апреле 2015 года. Думал ли кто-нибудь тогда, впервые дни Великой Отечественной войны, что в это страшное время будут написаны такие прекрасные песни? Известная пословица гласит: "Когда грохочут орудия, музы молчат". Но случилось иначе. Были созданы песни, которые с честью послужили в военные годы и сохранились в людской памяти на десятилетия.

Целью фестиваля является воспитание патриотизма.

Задачи фестиваля:

  • Познакомить с песнями Великой Отечественной войны;

  • Охарактеризовать историю создания песен;

  • Разучить военные песни.

На фестивале каждый класс расскажет историю создания разученной песни, сопровождаться выступление будет компьютерной презентацией, а затем исполнением песни. Надеемся, что в канун 70 -летия Дня Победы для наших героев-ветеранов вспомнить и услышать любимые песни будет хорошим музыкальным подарком.


Заключение

1.В музыке военных лет раскрываются любовь к Отчизне, призыв служения своей Родине и своему народу.

Каждое музыкальное произведение - это особая история, отражающая не только определенный период войны, но и судьбы людей, их мысли, чувства, переживания. Автор музыки не просто отражает происходящие события, а рассказывает историю страны и народа. Создает историю своей жизни, каждая нота, каждый звук - это слово, сказанное композитором, это мгновение, которое он никогда не забудет.

Анализ анкетирования показал, что среди учащихся 7 классов МОУ СОШ №9 ст.Александровской 100% считают, что песни играли важную роль в жизни солдат; 80% хотели бы узнать больше военных песен, познакомиться с историей их создания; 78% знают, что такое патриотизм; наиболее известная военная песня - «Катюша»; 96% считают, что нужно воспитывать любовь к Родине у молодежи.

Для популяризации военной музыки, так как я являюсь членом совета старшеклассников, поэтому стала инициатором проведения школьного фестиваля «Песни, опаленные войной» для учащихся МОУ СОШ №9 ст. Александровской и ветеранов ВОВ нашей станицы.




© 2010-2022