Программа по предмету Фортепиано (8 лет)

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа № 2» г. Тайшета










ФОРТЕПИАНО



программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хоровое пение», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Инструменты эстрадного оркестра»

Срок реализации - 8 лет













Автор

преподаватель I категории по классу "фортепиано",

концертмейстер I категории

МКОУ ДОД "ДМШ № 2" г. Тайшета

Козляк Татьяна Сергеевна






г. Тайшет


2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа предполагает обучение детей по предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хоровое пение». Возраст обучающихся, принимающих участие в реализации программы - с шести лет шести месяцев до семнадцати лет. Срок реализации программы - 8 лет

Программа создана с учётом учебного плана и федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хоровое пение», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Инструменты эстрадного оркестра».

Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

- воспитание у детей культуры сольного музицирования;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

- подготовку одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Цель программы - приобщение обучающихся к искусству, развитие их творческих способностей, приобретение ими начальных профессиональных навыков.

Задачи программы:

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- воспитание у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности, как способа самовыражения личности;

- формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Программа предполагает индивидуальный подход к учащимся.

Форма проведения аудиторного учебного занятия - индивидуальный урок. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Продолжительность занятия - 40 минут.
















Объём учебного времени, предусмотренный

на реализацию учебного предмета





Индекс, наименование учебного предмета

Трудоёмкость в часах




Распределение по годам обучения

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

5-й класс

6-й класс

7-й класс

8-й класс

количество недель аудиторных занятий

32

33

33

33

33

33

33

33

недельная нагрузка в часах

ПО.01. УП.02

В.04.УП.04

Фортепиано


Аудиторные занятия (в часах)

263

1

1

1

1

1

1

1

1

обязательная часть

99












1

вариативная часть

164

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5


Самостоятельная работа (в часах)

889

2

3

3

3

4

4

4

4

Максимальная учебная нагрузка по предмету (без учёта консультаций)

1218

3

4

4

4

5

5

6

6

Консультации (количество часов в год)

10





2

2

2

4Самостоятельная работа обучающегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение концертов, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.

Домашняя работа обучающегося состоит из: самостоятельного разбора музыкальных произведений, выучивания репертуара наизусть.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени. В случае если консультации проводятся, рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающегося.


Формы и методы контроля, критерии оценок

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях контроля за качеством освоения программы.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом этапе обучения.

Основными формами промежуточной аттестации являются: контрольный урок, академический концерт.

В соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ промежуточная аттестация проходит в виде выступлений на академических концертах.

Контрольные прослушивания проводятся в соответствии с графиком проведения.

Выступления обучающихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой по пятибалльной системе, которая выставляется коллегиально.

Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля (оценки) освоения выпускниками дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных образовательных программ, а также срокам их реализации.

Итоговая аттестация по предмету проводится в форме академического концерта, по его итогам выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которая заносится в свидетельство об окончании школы.


График промежуточной и итоговой аттестации


Класс

Вид контрольного прослушивания

Месяц проведения

Программные требования

1 класс


Академический концерт

май

2 разнохарактерных произведения

Ансамбль

2 класс




Академический концерт

декабрь

2 разнохарактерных произведения


Академический концерт

май

Этюд

Ансамбль

3 класс

Академический концерт

декабрь

2 разнохарактерных произведения

Академический концерт

май

Этюд

Ансамбль

4 класс

Академический концерт

декабрь

2 разнохарактерных произведения

Академический концерт

май

Этюд

Ансамбль

5 класс

Академический концерт

декабрь

2 разнохарактерных произведения

Академический концерт

май

Этюд

Ансамбль

6 класс





Академический концерт

декабрь

2 разнохарактерных произведения

Академический концерт

май

Этюд

Ансамбль

7 класс

Академический концерт

декабрь

2 разнохарактерных произведения


Академический концерт

май

Этюд

Ансамбль

8 класс

Академический концерт

май

Пьеса

Этюд

Ансамбль



Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся


Оценка «5» («отлично»):

- увлечённость исполнением;

- слуховой контроль собственного исполнения;

- понимание чувства формы;

- выразительность интонирования;

- единство темпа;

- ясность ритмической пульсации;

- яркое динамическое разнообразие.

Оценка «4» («хорошо»):

- стабильность воспроизведения нотного текста;

- выразительность интонирования;

- попытка передачи динамического разнообразия;

- единство темпа.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

- неустойчивое психологическое состояние на сцене;

- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

- слабый слуховой контроль собственного исполнения;

- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;

- темпо-ритмическая неорганизованность;

- однообразие и монотонность звучания.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):

- остановки при исполнении;

- отсутствие слухового контроля;

- ошибки в воспроизведении нотного текста;

- низкое качество звукоизвлечения;

- отсутствие выразительного интонирования;

- метро-ритмическая неустойчивость.

Методические рекомендации

Учебный предмет «Фортепиано» имеет огромное значение в общем процессе воспитания музыканта. Курс фортепиано служит основой для изучения практически всех музыкальных предметов, т. к. позволяет воспитывать навыки сольного и ансамблевого музицирования, чтения нот с листа и т. д.

Должное внимание в программе уделено «формирующему» значению курса фортепиано, способствующему выработке эстетических вкусов, расширению общего культурного кругозора обучающегося хорового отделения, приобщение обучающихся к мировой музыкальной культуре. Не менее важной целью является подготовка наиболее талантливых детей к продолжению музыкального образования в средних специальных учебных заведениях.

Учебный репертуар обучающихся по предмету «Фортепиано» включает в себя сочинения различных жанров: этюды, пьесы советских композиторов, ансамбли. Общим требованием программы является воспитание навыков совместного музицирования (ансамбль), который следует вводить с первого года обучения на фортепиано. Репертуар ансамблей должен быть органично связан с основной специальностью обучающегося. Допустимы и даже желательны репертуарные совпадения ансамблей с программой по специальности: исполняя одно и тоже произведение в классе фортепиано и по специальности, обучающийся комплексно осваивает сольную партию основного инструмента и партию фортепиано. Подобные формы работы вызывают большую заинтересованность у обучающихся, повышают их работоспособность, делают более разнообразным содержание урока, пробуждают творческую активность, дисциплинируют обучающихся, повышают их ответственность. Всё это связано с необходимостью комплексного подхода к процессу музыкально - предпрофессионального образования, направленного на всесторонне подготовленного обучающегося.

За время обучения в школе искусств обучающий накапливает и приобретает определённый багаж навыков игры на инструменте, умение самостоятельно разучивать и исполнять произведения, читать ноты с листа, играть в ансамбле. Знания, полученные в школе, подкрепляются исполнительскими навыками, предполагающих возможность воспроизведения на фортепиано музыки разных направлений, эпох и стилей.

В процессе преподавания «Фортепиано» преподаватель должен научить обучающегося не только искусству исполнения на инструменте, но и правильно понимать художественный замысел произведений, помочь ему овладеть музыкально - исполнительскими приёмами на художественном и учебно - вспомогательном материале. Также необходимо развивать музыкально - образное мышление, работать над интонированием на инструменте, динамикой звучания, метро - ритмическими особенностями произведений.

Беседы на уроках, совместное посещение концертов с последующим обсуждением помогают развивать интерес и любовь обучающихся к инструментальному искусству, приобщить к лучшим образцам исполнительской фортепианной школы.

В работе с обучающимися допустимы различные формы изучения педагогического репертуара: ознакомление, разбор, фрагментарное разучивание, эскизное разучивание, игра по нотам, игра наизусть, концертное исполнение.

Подбор репертуара преподаватель должен осуществлять, постепенно усложняя материал и руководствуясь возможностями обучающегося.

В зависимости от поставленной задачи в содержание урока входят:

- проверка домашнего задания,

- разбор нового материала,

- отработка трудных технических приёмов,

- подготовка к концертным выступлениям, академическим концертам, экзаменам.

Необходимое техническое оснащение занятий

- учебная аудитория для индивидуальных занятий;

- два инструмента (рояли, пианино);

- два стула (для преподавателя и ученика);

- подставки на стул;

- нотная литература.


Содержание курса

Содержание программы по учебному предмету «Фортепиано» направлено на:

- знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

- владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;

- освоение первоначальных навыков музицирования: умение играть в ансамбле;

- приобретение навыков творческой деятельности,


Годовые требования

1 класс:

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

- знаниями нотной грамоты;

- умениями пользоваться контрастными динамическими оттенками (forte, piano);

- умениями подбора аппликатуры в пределах пятипальцевой позиции;

- навыками прочтения нотного текста отдельно каждой рукой в медленном темпе;

- навыками владения игровыми приёмами (non legato, legato, staccato);

-навыками ровного ритмического исполнения

В течение года ученик должен освоить:

  • 6-8 музыкальных произведений: народные песни, пьесы различных жанров (песня, танец, марш), этюды и ансамбли.

Примерный репертуарный список

Пьесы

  • Абелев Ю. «Грустная песенка»

  • Барток Б. Пьеса

  • Бер О. «Тёмный лес»

  • Берлин П. «Пони звёздочка»

  • Берлин П. «Марширующие поросята»

  • Вебер К. М. Танец

  • Качурбина М. «Мишка с куклой»

  • Назарова Т. «Колыбельная»

  • Телеман Г. Ф. Пьеса

  • Селени И. Пьеса

  • Торопова Н. «Полька для медвежонка»

  • Торопова Н. «Вальсик»

  • Торопова Н. «Баба- Яга»

  • Торопова Н. «Колыбельная для Нади»

  • Торопова Н. «Жук»

Этюды

  • Барахтина Ю. Два этюда

  • Беркович И. Этюд C- dur

  • Гедике А. Этюд D- dur

  • Гнесине Е. Этюд G- dur

  • Гурлит К. Два этюда C- dur

  • Клементи М. Этюд e- moll

  • Николаев А. Этюд C- dur

  • Торопова Н. Этюд C- dur

  • Торопова Н. Смелый этюд A- dur

  • Торопова Н. ЭтюдB- dur

  • Торопова Н. Этюд- упражнение D- dur

  • Шитте Л. Этюд C- dur

Ансамбли

  • Башкирская народная песня «На лодочке»

  • Витлин В. «Кошечка»

  • Кабалевский Д. «Про Петю»

  • Польская народная песня «Мой Конёк»

  • Прокофьев С. «Болтунья»

  • Русская народная песня «В огороде»

  • Шуман Р. «Совёнок»

  • Польская народная песня «Танцевать два мишки вышли»



Примерная программа академического концерта

1 вариант:

  • Качурбина М. «Мишка с куклой»

  • Телеман Г. Ф. Пьеса

  • Кабалевский Д. «Про Петю»

2 вариант:

  • Дюбюк А. «Русская песня с вариацией»

  • Торопова Н. Смелый этюд A- dur

  • Польская народная песня «Мой Конёк»

3 вариант:

  • Абелев Ю. «Грустная песенка»

  • Торопова Н. «Баба- Яга»

  • Русская народная песня «В огороде»


2 класс:

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

- знаниями нотной грамоты;

-знаниями музыкальной терминологии;

-умениями прочтения ритмических вариантов на 2, 3, 4 доли;

-умениями пользоваться динамическими изменениями силы звука;

- навыками разбора нотного текста отдельно каждой рукой;

В течение года ученик должен освоить:

  • 4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль.

Примерный репертуарный список

Пьесы

  • Бетховен Л. ван «Сурок»

  • Геворкян Ю. «Обидели»

  • Глинка М. «Полька»

  • Гречанинов А. «В Разлуке»

  • Денисов Э. «Ласковая песенка»

  • Майкапар С. «Сказочка»

  • Моцарт В. А. « Вальс»G- dur

  • Торопова Н. «Прогулка»

  • Торопова Н. «Цветок и бабочка»

  • Шуман Р. «Марш»

Этюды

  • Беренс Г. Этюд C- dur

  • Беркович И. Этюд d- moll

  • Гедике А. Этюд G- dur

  • Гнесина Е. Этюд D- dur

  • Клементи М. Этюд C- dur

  • Кюнер К. Этюд C- dur

  • Шитте Л. Этюд Es- dur

  • Черни К. Этюд G- dur

  • Юдина Э. Этюд D- dur

  • Юдина Э. Этюд C- dur

Ансамбли

  • Смирнова Н. «Хорошее настроение»

  • Смирнова Н. «Чарльстон»

  • Иорданский М. «Песенка про чибиса»

  • Чайковский П. «Вальс» из оперы «Евгений Онегин»

  • Гречанинов А. «Весенним утром»

  • Шуман Р. «Марш»

  • Шуберт Ф. «Немецкий танец»

Примерная программа академического концерта

1 вариант:

декабрь

  • Майкапар С. «Сказочка»

  • Глинка М. « Полька»

май

  • Гнесина Е. Этюд D- dur

  • Смирнова Н. «Хорошее настроение»

2 вариант:

декабрь

  • Геворкян Ю. «Обидели»

  • Майкапар С. «Сказочка»

май

  • Шитте Л. Этюд Es- dur

  • Смирнова Н. «Чарльстон»

3 вариант:

декабрь

  • Торопова Н. «Цветок и бабочка»

  • Шуман Р. «Марш»

май

  • Черни К. Этюд G- dur

  • Иорданский М. «Песенка про чибиса»


3 класс:

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

- знаниями нотной грамоты;

-знаниями музыкальной терминологии;

-умениями в медленном темпе преодолевать трудности метро - ритмических особенностей произведений;

-умениями пользоваться разнообразной динамикой (forte, mezzo forte, mezzo piano, piano) с применением crescendo и diminuendo;

- навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры;

В течение года ученик должен освоить:

  • 4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль.


Примерный репертуарный список

Пьесы

  • Гречанинов А. Мазурка

  • Майкапар С. Вальс

  • Майкапар С. «Колыбельная»

  • Майкапар С. «Дождик»

  • Свиридов Г. «Упрямец»

  • Симонова В. «Сказка о журавле и цапле»

  • Торопова Н. «Шутка»

  • Чайковский П. И. Старинная французская песенка

  • Шуберт Ф. Немецкий танец

  • Шуман Р. Марш

Этюды

  • Беренс Г. Этюд № 44, op. 70

  • Дювернуа Ж. Этюд № 24, op. 176

  • Лемуан А. Этюд № 34, op. 37

  • Лемуан А. Этюд № 6, op. 37

  • Торопова Н. Этюд «Минутка»

  • Торопова Н. «Весенний этюд»

  • Черни К. (Гермер) Этюд № 4, II тетрадь

  • Черни К. (Гермер) Этюд № 33, I тетрадь

  • Шитте Л. . Этюд № 6, op. 108

  • Шитте Л. . Этюд № 17, op. 108

Ансамбли

  • Чайковский П. «Хор девушек» из оперы «Евгений Онегин»

  • Стравинский И. «Анданте» из цикла «Пять легких пьес»

  • «Полька-Янка» белорусский танец обработка С.Дементьевой-Васильевой

  • Брамс И. «Народная песня»

  • Равель М. «Павана спящей красавицы»

  • Моцарт В. «Весенняя песня»

  • Бетховен Л. «Котрданс»

  • Свиридов Г. «Романс» (отрывок) переложение И. Доброва


Примерная программа академического концерта

1 вариант:

декабрь

  • Торопова Н. «Шутка»

  • Чайковский П. И. Старинная французская песенка

май

  • Черни К. (Гермер) Этюд № 4, II тетрадь

  • Чайковский П. «Хор девушек» из оперы «Евгений Онегин»

2 вариант:

декабрь

  • Майкапар С. «Колыбельная»

  • Симонова В. «Сказка о журавле и цапле»

май

  • Брамс И. «Народная песня»

  • Торопова Н. «Весенний этюд»

3 вариант:

декабрь

  • Свиридов Г. «Упрямец»

  • Майкапар С. Вальс

май

  • Беренс Г. Этюд № 44, op. 70

  • Моцарт В. «Весенняя песня»


4 класс:

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

- знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора нотного текста как отдельно каждой рукой, так и вместе;

-умениями определять характер изучаемой музыки;

- умениями самостоятельно находить метро - ритмические особенности произведений; умениями пользоваться динамическими оттенками (fortissimo, forte, mezzo forte, mezzo piano, piano, pianissimo, crescendo, diminuendo);

-умениями подбора аппликатуры;

- навыками самостоятельного прочтения основных средств музыкальной выразительности;

-навыками владения техническими приёмами (крупная, мелкая техника);

- навыками слухового контроля;

В течение года ученик должен освоить:

  • 4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль.


Примерный репертуарный список

Пьесы

  • Гурилёв Л. две прелюдии

  • Кабалевский Д. «Новелла»

  • Кабалевский Д. « Медленный вальс»

  • Мелартин Э. «Час голубого цвета»

  • Прейер К. «Трещотка»

  • Тамберг Э. «Кошка крадётся»

  • Симонова В. «Листопад»

  • Симонова В. «Романс»

  • Чайковский П. И. «В церкви»

Этюды

  • Бертини Г. Этюд №18, op. 100

  • Кабалевский Д. Этюд a- moll

  • Лемуан А. Этюд №6, op. 37

  • Лемуан А. Этюд №10, op. 37

  • Лешгорн А. Этюд B-dur

  • Тамберг Э. Этюд C-dur №9, op. 13

  • Торопова Н. Этюд «Коррида»

  • Хаджиев П. Этюд a- moll

  • Черни К. (Гермер) Этюд № 42, I тетрадь

  • Черни К. (Гермер) Этюд № 4, II тетрадь

Ансамбли

  • Балакирев М. 30 русских народных песен в 4 руки: «Калинушка с малинушкой»

  • Глиэр Р. «Песня» соч. 41

  • Гнессина Е. Пьеса в 4 руки «Ладушки»

  • Золотарёв В. 30 украинских песен в 4 руки: № 22, соч. 15

  • Иванов - Радкевич Н. «Марш»

  • Иванов - Радкевич Н. «Гавот»

  • Лядов А. «Протяжная», соч. 58

  • Лядов А. « Колыбельная», соч. 58

  • Островский А. «Девчонки и мальчишки»

  • Прокофьев С. «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский»

  • Чайковский П. Пять русских народных песен


Примерная программа академического концерта

1 вариант:

декабрь

  • Кабалевский Д. Медленный вальс

  • Прейер К. «Трещотка»

май

  • Иванов - Радкевич Н. Гавот

  • Хаджиев П. Этюд a- moll

2 вариант:

декабрь

  • Симонова В. «Листопад»

  • Мелартин Э. «Час голубого цвета»

май

  • Тамберг Э. Этюд C-dur №9, op. 13

  • Островский А. «Девчонки и мальчишки»

3 вариант:

декабрь

  • Тамберг Э. . «Кошка крадётся»

  • Кабалевский Д. «Новелла»

май

  • Лешгорн А. Этюд B-dur

  • Иванов - Радкевич Н. Марш


5 класс:

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

-знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора нотного текста;

-умениями преодоления трудностей метро - ритмических особенностей произведений;

-умениями пользоваться акустическими, тембральными, регистровыми красками инструмента;

- уметь подбирать аппликатуру;

- навыками владения основными техническими приёмами;

- навыками слухового контроля;

-навыками владения педализацией.

В течение года ученик должен освоить:

  • 4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1этюд, 1 ансамбль.


Примерный репертуарный список

Пьесы

  • Александров А. Русская народная мелодия, соч. 76

  • Беркович И. Украинская песня

  • Барток Б. Пьеса

  • Григ Э. Вальс, соч. 38

  • Глиэр Р. Романс, соч. 31

  • Глинка М. Парощальный вальс

  • Майкапар С. Токкатина, соч. 8

  • Свиридов Г. Зима

  • Степовой Я. Прелюд, соч. 9

Этюды

  • Беренс Г. Этюд a- moll

  • Беренс Г. Этюд C-dur

  • Бертини А. . Этюд e- moll

  • Дювернуа Ж. G-dur

  • Лемуан А. Этюд C-dur

  • Лемуан А. Этюд G-dur

  • Черни К. Этюд C-dur

  • Черни К. Этюд № 28 D-du

  • Черни К. Этюд № 1 C-dur

  • Шитте Л. «Арпеджио»

Ансамбли

  • Бах И. С. «Шутка» из сюиты h- moll

  • Бетховен Л. ван «Марш»

  • Бизе Ж. Пастораль f- moll

  • Глинка М. И. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

  • Грибоедов А. Вальс e- moll

  • Итальянская народная песня «Санта Лючия»

  • Моцарт В. А. «Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро»

  • Мусоргский М. П. «Гопак» из оперы «Сарочинская ярмарка»

  • Штраус Й. «Анна- полька»

  • Шуберт Ф. «Серенада»


Примерная программа академического концерта

1 вариант:

декабрь

  • Барток Б. Пьеса

  • Беркович И. Украинская песня

май

  • Дювернуа Ж. G-dur

  • Глинка М. И. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

2 вариант:

декабрь

  • Свиридов Г. Зима

  • Майкапар С. Токкатина, соч. 8

май

  • Мусоргский М. П. «Гопак» из оперы «Сарочинская ярмарка»

  • Черни К. Этюд C-dur

3 вариант:

декабрь

  • Степовой Я. Прелюд, соч. 9

  • Александров А. Русская народная мелодия, соч. 76

май

  • Штраус Й. «Анна- полька»

  • Бертини А. . Этюд e- moll

6 класс:

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

- знаниями, необходимыми для самостоятельного изучения нотного текста;

-умениями справляться с метро - ритмическими особенностями произведений;

-умениями пользоваться динамическими красками инструмента;

- умениями подбора аппликатуры;

-навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры;

- навыками владения техническими приёмами (мелкая, крупная техника);

- навыками интонирования;

- навыками слухового контроля;

- навыками владения педализацией.

В течение года ученик должен освоить:

  • 4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль.


Примерный репертуарный список

Пьесы

  • Александров Ю. Грустный рассказ

  • Александров Ю. Шутка

  • Григ Э. Поэтическая картинка Соч. 3 № 1

  • Гречанинов А. «Жалоба»

  • Дебюсси К. Маленький негритёнок

  • Ипполитов - Иванов М. Маленькая пьеса Соч. 7 № 5

  • Кабалевский Д. Драматический фрагмент Соч. 27 № 18

  • Мусоргский М. Слеза

  • Слонимский С. Дюймовочка

  • Хачатурян А. Подражание народному (из «Детского альбома»)

Этюды

  • Аренский А. Этюд соч. 74, № 1

  • Беренс Г. Этюд соч. 61, № 28

  • Бертини А. Этюд соч. 29, № 10

  • Бургмюллер Ф. Весёлое настроение. Соч. 109, № 6

  • Крамер И. (редакция Г. Бюлова, № 17). Этюд D- dur

  • Лазарев Э. Скерцино A- dur

  • Лешгорн А. . Этюд соч. 136, № 10

  • Майкапар С. Стаккато- прелюдия C- dur, соч. 31, № 4

  • Николаева Т. Тарантелла, соч. 19, № 7

  • Раков Н. Пятью пальцами

Ансамбли

  • Брамс И. «В зелёных ивах дом стоит»

  • Бетховен Л. «Марш»

  • Вебер К. «Мазурка», соч. 10, № 4

  • Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

  • Грибоедов А. Вальс e- moll

  • Гедике А. «Вальс»

  • Итальянская народная песня «Санта Лючия»

  • Свиридов Г. «Вальс»

  • Кюи Ц. «Расплясались»

  • Раков Н. «Мелодия»




Примерная программа академического концерта

1 вариант:

декабрь

  • Гречанинов А. «Жалоба»

  • Александров Ю. «Шутка»

май

  • Бургмюллер Ф. Весёлое настроение. Соч. 109, № 6

  • Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

2 вариант:

декабрь

  • Ипполитов - Иванов М. Маленькая пьеса Соч. 7 № 5

  • Дебюсси К. Маленький негритёнок

май

  • Свиридов Г. «Вальс»

  • Бертини А. Этюд соч. 29, № 10

3 вариант:

декабрь

  • Григ Э. Поэтическая картинка Соч. 3 № 1

  • Хачатурян А. Подражание народному (из «Детского альбома»)

май

  • Раков Н. «Мелодия»

  • Аренский А. Этюд соч. 74, № 1


7 класс:

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

- знаниями, необходимыми для самостоятельного изучения нотного текста;

- умениями преодоления трудностей метро - ритмических особенностей произведений;

- умениями пользоваться акустическими, тембральными, регистровыми красками инструмента;

- умениями подбора аппликатуры;

- навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры;

- навыками владения техническими приёмами (мелкая, крупная техника);

- навыками интонирования;

- навыками слухового контроля;

- навыками владения педализацией.

В течение года обучающийся должен освоить:

  • 4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль.


Примерный репертуарный список

Пьесы

  • Бунин В. Колыбельная из цикла «Лесные картинки»

  • Гершвин Дж. «Колыбельная»

  • Глиэр Г. «Романс»

  • Дмитриев Г. «Гальярда»

  • Кабалевский Д. «Новелла»

  • Леденёв Р. «Оливер Твист»

  • Парцхаладзе М. «Колыбельная»

  • Раков Н. «Первая фиалка»

  • Сорокин К. «Воспоминание»


Этюды

  • Бертини А. Этюд A-dur, соч. 29, № 10

  • Бургмюллер Ф. Песня пряхи. Этюд D-dur, соч. 109, № 18

  • Беренс Г. Этюд g- moll соч. 21, № 28

  • Крамер И. (редакция Г. Бюлова, №17). Этюд D-dur

  • Лазарев Э. Скерцино A-dur

  • Лешгорн А. Этюд A-dur, соч.136, № 10

  • Майкапар С. Стаккато- прелюдия C-dur , соч. 31, № 4

  • Равина А. Гармонический этюд h- moll, соч. 50, № 7

  • Рачковский Ф. Токкатина

  • Шитте Л. Этюд g- moll соч. 68, № 23

Ансамбли

  • Глинка М. «Краковяк» из оперы «Иван Сусанин»

  • Глинка М. «Танец» из оперы «Иван Сусанин»

  • Григ Э. «Норвежский танец»

  • Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

  • Гершвин Дж. «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»

  • Крейн А. Пляска

  • Прокофьев С. «Вальс» из балета «Золушка»

  • Свиридов Г. «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»

  • Чайковский П. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

  • Шостакович Д. «Звёздочки» из цикла Испанские песни



Примерная программа академического концерта

1 вариант:

декабрь

  • Раков Н. «Первая фиалка»

  • Дмитриев Г. «Гальярда»

май

  • Шитте Л. Этюд g- moll соч. 68, № 23

  • Глинка М. «Краковяк» из оперы «Иван Сусанин»

2 вариант:

декабрь

  • Глиэр Г. «Романс»

  • Леденёв Р. «Оливер Твист»

май

  • Лешгорн А. Этюд A-dur, соч.136, № 10

  • Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

3 вариант:

декабрь

  • Сорокин К. «Воспоминание»

  • Бунин В. Колыбельная из цикла «Лесные картинки»

май

  • Равина А. Гармонический этюд h- moll, соч. 50, № 7

  • Прокофьев С. «Вальс» из балета «Золушка»


8 класс:

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

- знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора произведения;

- умениями преодоления трудностей метро - ритмических особенностей произведений;

- умениями пользоваться акустическими, тембральными, регистровыми красками инструмента;

- умениями подбора аппликатуры;

- навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры;

- навыками владения техническими приёмами (мелкая, крупная техника);

- навыками интонирования;

- навыками слухового контроля;

- навыками владения педализацией.

В течение года обучающийся должен освоить:

  • 3-4 музыкальных произведений: 1-2 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль.


Примерный репертуарный список

Пьесы

  • Бетховен Л. «К Элизе»

  • Бородин А. «В Монастыре»

  • Глинка М. «Разлука», ноктюрн

  • Гречанинов А. «Осенняя песенка»

  • Калинников Вас. «Грустная песенка»

  • Керн Дж. «Дым»

  • Моцарт В. А. «Фантазия» d- moll

  • Пахульский Г. «Прелюд»

  • Регер М. «Листок из альбома»

  • Шуберт Ф. «Музыкальный момент»

Этюды

  • Богданов Ф. Этюд C-dur

  • Гуммель И. Этюд, соч. 125, № 11

  • Гедике А. Этюд e- moll

  • Зиринг В. Хроматический этюд соч. 31, № 3

  • Зиринг В. Этюд (Прялка) соч. 15, № 1

  • Косенко В. Этюд (Токкатина)

  • Лешгорн А. Этюд, соч. 136, № 21

  • Мошковский М. Этюд, соч. 72, № 4

  • Черни К. Этюд, соч. 299, № 13

  • Черни К. Этюд, соч. 299, № 12

Ансамбли

  • Раков Н. Весеннее пробуждение

  • Раков Н. Эксцентрический танец

  • Раков Н. Поэтическая картинка

  • Раков Н. Радостный порыв

  • Свиридов Г. «Зимняя дорога»

  • Хачатурян А. «Пляска пиратов»

  • Хренников Т. Адажио из балета «Гусарская баллада»

  • Читчян Г. Вардавар

  • Щедрин Р. Танец шутов и шутих из балета «Конёк - горбунок»

  • Эшпай А. Венгерский танец

Примерные программа академического концерта

1 вариант:

  • Черни К. Этюд, соч. 299, № 13

  • Хачатурян А. «Пляска пиратов»

  • Глинка М. «Разлука», ноктюрн

2 вариант:

  • Мошковский М. Этюд, соч. 72, № 4

  • Раков Н. Радостный порыв

  • Пахульский Г. «Прелюд»

3 вариант:

  • Гуммель И. Этюд, соч. 125, № 11

  • Щедрин Р. Танец шутов и шутих из балета «Конёк - горбунок»

  • Регер М. «Листок из альбома»

Ожидаемые результаты обучения по программе

Результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано» является:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- умение самостоятельно разучивать и грамотно исполнять музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- знание фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

- знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;

- знание профессиональной терминологии;

- приобретение навыков слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- приобретение навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники, использованию художественно оправданных технических приемов;

- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

- наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, тембрового слуха;

Список музыкальной литературы


  • Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано».- М., 1978

  • Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой».- М., 1985

  • Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. М., «Музыка», 1989.

  • Альбом советской детской музыки. Том 6. Составление и редакция Бакулова А. и Сорокина К. Л., 1974.

  • Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М., «Советский композитор», 1981.

  • Ансамбли. Младшие классы. Вып. 7. М., «Советский композитор», 1983.

  • Ансамбли. Фортепиано. 5-7 классы ДМШ. Редактор Григоренко В.М. М., «Кифара», 1997.

  • Арцышевский Г., Арцышевская Ж. Юному аккомпаниатору. М.: «Советский композитор», 1990.

  • Балакирев М. Избранные романсы. М., «Музыка», 1974.

  • Биберган В. «Далекое - близкое». Нетрудные пьесы для фортепиано в 4 руки. С.-П., «Музыка», 2000.

  • Библиотека юного пианиста. Вып. 3. Сост. В. Натансон. М., «Музыка», 1999.

  • Бизе Ж. «Детские игры». Ансамбли для фортепиано. М., «Классика XXI», 2002.

  • Брамс И. «Русский сувенир». Транскрипции в форме фантазии на русские песни для фортепиано для 4 руки. М., «Музыка», 1978.

  • Брат и сестра. Альбом фортепианных пьес в 4 руки. Вып. 2. С.-П., «Северный олень», 1993.

  • Булахов П. Избранные романсы. М., «Музыка», 1980.

  • Левина З. Музыкальные картинки на стихи Э. Мошковской. М., «Музыка», 1976.

  • Весёлка. Киев, «Музична Украина», 1980.

  • Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М., «Музыка», 1988.

  • Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». С.-П., «Музыка», 2002.

  • Глушенко М. Фортепианная тетрадь юного музыканта. Вып. 1. Л., «Музыка», 1988.

  • Гринштейн К. Книжки-раскраски. Л., «Палестра», 1986.

  • Детские пьесы болгарских композиторов. Сост. Ганевы Д. и К., 1987.

  • Звуки мира. Вып. 5, 9. Сост. Бакулов А.Л., 1974.

  • Избранные этюды иностранных композиторов. Вып. 1 и 2. М., «Композитор», 2000.

  • Коновалов А. ДоНОТЫши. Курган, 1999.

  • Копчевский Н., Натансон. В. Современная фортепианная музыка для детей. Вып. 1. М., «Музыка», 1970.

  • Кривицкий Д. Впервые за фортепиано. М.. 2001.

  • Кувшинников Н., Соколов М. Школа игры фортепиано. М., «Музыка», 1964.

  • Ляховицкая С. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Л., «Музыка», 1974.

  • Малахова И. Первые шаги в мире звуков. Л., «Музыка», 1977.

  • Мейлих Е. Самоучитель игры для взрослых на фортепиано. Л., «Музыка», 1970.

  • Никитин С. Песни на стихи Юнны Мориц. М., «Композитор», 2004.

  • Никольская М. Комплекс упражнений для начинающего пианиста. Владимир, «Посад», 1999.

  • Ныркова В., Навтиков Г. Школа самостоятельного обучения игре на фортепиано. М., «Советский композитор», 1977.

  • Педагогический репертуар. Ленинград, «Музыка», 1964.

  • Первые шаги маленького пианиста. Сост. Т. Взорова, Г. Баранова, А. Четвертухина. М., «Музыка», 1985.

  • Петров А. «Музыка из кинофильмов». М., «Композитор», 2000.

  • Популярная музыка для фортепиано в 4 руки. С.-П., «Союз художников», 2001.

  • Популярные произведения для фортепиано в 4 руки. С.-П., «Композитор», 2004.

  • Пособие по общему курсу фортепиано. Сост. Т. Ахромович, Е. Юмаева. С.-П., «Музыка», 2002.

  • Репертуарная серия ДМШ. Ансамбли. Вып. 2. Сост. Сост. С. Голованова. М., С.-П., «Музыка», 2002.

  • Современная фортепианная музыка для детей. I-VII классы ДМШ. Сост. Н. Копчевский. Л., 1975.

  • Соколов М., Натансон В., Копчевский Н. Современный пианист. Изд. 2-е, М., «Музыка», 1979.

  • Соколов Н. Ребенок за роялем. М., «Музыка», 1981.

  • Сонатина для самых маленьких. Сост. Л. Костромитина. С.-П., «Музыка», 2002.

  • Сост. Ройзман Л., Натансон В. «Юный пианист». Вып. 2. Пьесы, этюды и ансамбли для средних классов ДМШ. М., 1964.

  • Сост. Борзенков А. Пьесы русских композиторов в 4 руки «Играем вдвоем». С.-П., «Композитор», 2004.

  • Сост. Корнеев А. Альбом флейтиста. Переложение лучших образцов классической музыку и оригинальное пьесы. М., «Кифара», 2006.

  • Сост. Маевский Ю. Сборник веселых пьес для фортепиано в 4 руки. Вып. 1, 2. С.-П., «Композитор», 2004.

  • Сост. Печерский Б. Фортепианные ансамбли в 4 руки. М., «Музыка», 1993.

  • Сост. Розенблюм Ф. Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки. Л., «Музыка», 1974.

  • Сост. Симонова В. Чудо - песенки. Фортепианные ансамбли. Новосибирск, «Окраина», 2007.

  • Сост. Хондо Н., Чайковский П. Легкие переложения в 4 руки. М., «Классика XXI века», 2002.

  • Сост. Шеффер А. Первые успехи четырехручной фортепианной игры. Сборник из народных песен, оперных мелодий, отрывков классической музыки и танцев. М., «Музыка», 1989.

  • Старинная музыка для маленьких пианистов. Сост. Копчевский М. «Классика XXI века», 2001.

  • Таривердиев М. Сборник пьес. М., «Классика XXI века», 2000.

  • Фортепианная тетрадь юного музыканта. Вып. 2. Сост. М. Глушенко. Л., «Музыка», 1989.

  • Фортепианные этюды и упражнения зарубежных композиторов XX века. Сост. Н. Терентьева, М., 1980.

  • Хрестоматия ансамбля для средних классов ДМШ. М., «Музыка», 1985.

  • Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып. 1-7. Сост. Н. Любомудрова, К. Сорокина, А Туманян. М., 1989.

  • Хромушин О. Композиции на темы Дж. Гершвина в 4 руки. «Союз художников», 2001.

  • Циполи Д. Избранные произведения. М., «Классика XXI века», 2000.

  • Чайковский П.И. Легкие переложения в 4 руки. М., «Классика XXI века», 2002.

  • Школа игры на фортепиано. Сост. Н. Кувшинников, Н. Соколов. М., «Советский композитор», 1976.

  • Юсфин А. Музыкальные путешествия по нашей Родине. Пьесы для фортепиано на материале песен и танцев народов СССР. Л., 1983.


© 2010-2022