- Преподавателю
- Музыка
- Программа по предмету Фортепиано (8 лет)
Программа по предмету Фортепиано (8 лет)
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Козляк Т.С. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа № 2» г. Тайшета
ФОРТЕПИАНО
программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хоровое пение», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Инструменты эстрадного оркестра»
Срок реализации - 8 лет
Автор
преподаватель I категории по классу "фортепиано",
концертмейстер I категории
МКОУ ДОД "ДМШ № 2" г. Тайшета
Козляк Татьяна Сергеевна
г. Тайшет
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа предполагает обучение детей по предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хоровое пение». Возраст обучающихся, принимающих участие в реализации программы - с шести лет шести месяцев до семнадцати лет. Срок реализации программы - 8 лет
Программа создана с учётом учебного плана и федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хоровое пение», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Инструменты эстрадного оркестра».
Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- воспитание у детей культуры сольного музицирования;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Цель программы - приобщение обучающихся к искусству, развитие их творческих способностей, приобретение ими начальных профессиональных навыков.
Задачи программы:
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- воспитание у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности, как способа самовыражения личности;
- формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Программа предполагает индивидуальный подход к учащимся.
Форма проведения аудиторного учебного занятия - индивидуальный урок. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Продолжительность занятия - 40 минут.
Объём учебного времени, предусмотренный
на реализацию учебного предмета
Индекс, наименование учебного предмета
Трудоёмкость в часах
Распределение по годам обучения
1-й класс
2-й класс
3-й класс
4-й класс
5-й класс
6-й класс
7-й класс
8-й класс
количество недель аудиторных занятий
32
33
33
33
33
33
33
33
недельная нагрузка в часах
ПО.01. УП.02
В.04.УП.04
Фортепиано
Аудиторные занятия (в часах)
263
1
1
1
1
1
1
1
1
обязательная часть
99
1
вариативная часть
164
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
Самостоятельная работа (в часах)
889
2
3
3
3
4
4
4
4
Максимальная учебная нагрузка по предмету (без учёта консультаций)
1218
3
4
4
4
5
5
6
6
Консультации (количество часов в год)
10
2
2
2
4Самостоятельная работа обучающегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение концертов, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
Домашняя работа обучающегося состоит из: самостоятельного разбора музыкальных произведений, выучивания репертуара наизусть.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени. В случае если консультации проводятся, рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающегося.
Формы и методы контроля, критерии оценок
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях контроля за качеством освоения программы.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом этапе обучения.
Основными формами промежуточной аттестации являются: контрольный урок, академический концерт.
В соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ промежуточная аттестация проходит в виде выступлений на академических концертах.
Контрольные прослушивания проводятся в соответствии с графиком проведения.
Выступления обучающихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой по пятибалльной системе, которая выставляется коллегиально.
Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля (оценки) освоения выпускниками дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных образовательных программ, а также срокам их реализации.
Итоговая аттестация по предмету проводится в форме академического концерта, по его итогам выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которая заносится в свидетельство об окончании школы.
График промежуточной и итоговой аттестации
Класс
Вид контрольного прослушивания
Месяц проведения
Программные требования
1 класс
Академический концерт
май
2 разнохарактерных произведения
Ансамбль
2 класс
Академический концерт
декабрь
2 разнохарактерных произведения
Академический концерт
май
Этюд
Ансамбль
3 класс
Академический концерт
декабрь
2 разнохарактерных произведения
Академический концерт
май
Этюд
Ансамбль
4 класс
Академический концерт
декабрь
2 разнохарактерных произведения
Академический концерт
май
Этюд
Ансамбль
5 класс
Академический концерт
декабрь
2 разнохарактерных произведения
Академический концерт
май
Этюд
Ансамбль
6 класс
Академический концерт
декабрь
2 разнохарактерных произведения
Академический концерт
май
Этюд
Ансамбль
7 класс
Академический концерт
декабрь
2 разнохарактерных произведения
Академический концерт
май
Этюд
Ансамбль
8 класс
Академический концерт
май
Пьеса
Этюд
Ансамбль
Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Оценка «5» («отлично»):
- увлечённость исполнением;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- понимание чувства формы;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»):
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро-ритмическая неустойчивость.
Методические рекомендации
Учебный предмет «Фортепиано» имеет огромное значение в общем процессе воспитания музыканта. Курс фортепиано служит основой для изучения практически всех музыкальных предметов, т. к. позволяет воспитывать навыки сольного и ансамблевого музицирования, чтения нот с листа и т. д.
Должное внимание в программе уделено «формирующему» значению курса фортепиано, способствующему выработке эстетических вкусов, расширению общего культурного кругозора обучающегося хорового отделения, приобщение обучающихся к мировой музыкальной культуре. Не менее важной целью является подготовка наиболее талантливых детей к продолжению музыкального образования в средних специальных учебных заведениях.
Учебный репертуар обучающихся по предмету «Фортепиано» включает в себя сочинения различных жанров: этюды, пьесы советских композиторов, ансамбли. Общим требованием программы является воспитание навыков совместного музицирования (ансамбль), который следует вводить с первого года обучения на фортепиано. Репертуар ансамблей должен быть органично связан с основной специальностью обучающегося. Допустимы и даже желательны репертуарные совпадения ансамблей с программой по специальности: исполняя одно и тоже произведение в классе фортепиано и по специальности, обучающийся комплексно осваивает сольную партию основного инструмента и партию фортепиано. Подобные формы работы вызывают большую заинтересованность у обучающихся, повышают их работоспособность, делают более разнообразным содержание урока, пробуждают творческую активность, дисциплинируют обучающихся, повышают их ответственность. Всё это связано с необходимостью комплексного подхода к процессу музыкально - предпрофессионального образования, направленного на всесторонне подготовленного обучающегося.
За время обучения в школе искусств обучающий накапливает и приобретает определённый багаж навыков игры на инструменте, умение самостоятельно разучивать и исполнять произведения, читать ноты с листа, играть в ансамбле. Знания, полученные в школе, подкрепляются исполнительскими навыками, предполагающих возможность воспроизведения на фортепиано музыки разных направлений, эпох и стилей.
В процессе преподавания «Фортепиано» преподаватель должен научить обучающегося не только искусству исполнения на инструменте, но и правильно понимать художественный замысел произведений, помочь ему овладеть музыкально - исполнительскими приёмами на художественном и учебно - вспомогательном материале. Также необходимо развивать музыкально - образное мышление, работать над интонированием на инструменте, динамикой звучания, метро - ритмическими особенностями произведений.
Беседы на уроках, совместное посещение концертов с последующим обсуждением помогают развивать интерес и любовь обучающихся к инструментальному искусству, приобщить к лучшим образцам исполнительской фортепианной школы.
В работе с обучающимися допустимы различные формы изучения педагогического репертуара: ознакомление, разбор, фрагментарное разучивание, эскизное разучивание, игра по нотам, игра наизусть, концертное исполнение.
Подбор репертуара преподаватель должен осуществлять, постепенно усложняя материал и руководствуясь возможностями обучающегося.
В зависимости от поставленной задачи в содержание урока входят:
- проверка домашнего задания,
- разбор нового материала,
- отработка трудных технических приёмов,
- подготовка к концертным выступлениям, академическим концертам, экзаменам.
Необходимое техническое оснащение занятий
- учебная аудитория для индивидуальных занятий;
- два инструмента (рояли, пианино);
- два стула (для преподавателя и ученика);
- подставки на стул;
- нотная литература.
Содержание курса
Содержание программы по учебному предмету «Фортепиано» направлено на:
- знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
- владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
- освоение первоначальных навыков музицирования: умение играть в ансамбле;
- приобретение навыков творческой деятельности,
Годовые требования
1 класс:
По окончании учебного года обучающийся должен обладать:
- знаниями нотной грамоты;
- умениями пользоваться контрастными динамическими оттенками (forte, piano);
- умениями подбора аппликатуры в пределах пятипальцевой позиции;
- навыками прочтения нотного текста отдельно каждой рукой в медленном темпе;
- навыками владения игровыми приёмами (non legato, legato, staccato);
-навыками ровного ритмического исполнения
В течение года ученик должен освоить:
-
6-8 музыкальных произведений: народные песни, пьесы различных жанров (песня, танец, марш), этюды и ансамбли.
Примерный репертуарный список
Пьесы
-
Абелев Ю. «Грустная песенка»
-
Барток Б. Пьеса
-
Бер О. «Тёмный лес»
-
Берлин П. «Пони звёздочка»
-
Берлин П. «Марширующие поросята»
-
Вебер К. М. Танец
-
Качурбина М. «Мишка с куклой»
-
Назарова Т. «Колыбельная»
-
Телеман Г. Ф. Пьеса
-
Селени И. Пьеса
-
Торопова Н. «Полька для медвежонка»
-
Торопова Н. «Вальсик»
-
Торопова Н. «Баба- Яга»
-
Торопова Н. «Колыбельная для Нади»
-
Торопова Н. «Жук»
Этюды
-
Барахтина Ю. Два этюда
-
Беркович И. Этюд C- dur
-
Гедике А. Этюд D- dur
-
Гнесине Е. Этюд G- dur
-
Гурлит К. Два этюда C- dur
-
Клементи М. Этюд e- moll
-
Николаев А. Этюд C- dur
-
Торопова Н. Этюд C- dur
-
Торопова Н. Смелый этюд A- dur
-
Торопова Н. ЭтюдB- dur
-
Торопова Н. Этюд- упражнение D- dur
-
Шитте Л. Этюд C- dur
Ансамбли
-
Башкирская народная песня «На лодочке»
-
Витлин В. «Кошечка»
-
Кабалевский Д. «Про Петю»
-
Польская народная песня «Мой Конёк»
-
Прокофьев С. «Болтунья»
-
Русская народная песня «В огороде»
-
Шуман Р. «Совёнок»
-
Польская народная песня «Танцевать два мишки вышли»
Примерная программа академического концерта
1 вариант:
-
Качурбина М. «Мишка с куклой»
-
Телеман Г. Ф. Пьеса
-
Кабалевский Д. «Про Петю»
2 вариант:
-
Дюбюк А. «Русская песня с вариацией»
-
Торопова Н. Смелый этюд A- dur
-
Польская народная песня «Мой Конёк»
3 вариант:
-
Абелев Ю. «Грустная песенка»
-
Торопова Н. «Баба- Яга»
-
Русская народная песня «В огороде»
2 класс:
По окончании учебного года обучающийся должен обладать:
- знаниями нотной грамоты;
-знаниями музыкальной терминологии;
-умениями прочтения ритмических вариантов на 2, 3, 4 доли;
-умениями пользоваться динамическими изменениями силы звука;
- навыками разбора нотного текста отдельно каждой рукой;
В течение года ученик должен освоить:
-
4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль.
Примерный репертуарный список
Пьесы
-
Бетховен Л. ван «Сурок»
-
Геворкян Ю. «Обидели»
-
Глинка М. «Полька»
-
Гречанинов А. «В Разлуке»
-
Денисов Э. «Ласковая песенка»
-
Майкапар С. «Сказочка»
-
Моцарт В. А. « Вальс»G- dur
-
Торопова Н. «Прогулка»
-
Торопова Н. «Цветок и бабочка»
-
Шуман Р. «Марш»
Этюды
-
Беренс Г. Этюд C- dur
-
Беркович И. Этюд d- moll
-
Гедике А. Этюд G- dur
-
Гнесина Е. Этюд D- dur
-
Клементи М. Этюд C- dur
-
Кюнер К. Этюд C- dur
-
Шитте Л. Этюд Es- dur
-
Черни К. Этюд G- dur
-
Юдина Э. Этюд D- dur
-
Юдина Э. Этюд C- dur
Ансамбли
-
Смирнова Н. «Хорошее настроение»
-
Смирнова Н. «Чарльстон»
-
Иорданский М. «Песенка про чибиса»
-
Чайковский П. «Вальс» из оперы «Евгений Онегин»
-
Гречанинов А. «Весенним утром»
-
Шуман Р. «Марш»
-
Шуберт Ф. «Немецкий танец»
Примерная программа академического концерта
1 вариант:
декабрь
-
Майкапар С. «Сказочка»
-
Глинка М. « Полька»
май
-
Гнесина Е. Этюд D- dur
-
Смирнова Н. «Хорошее настроение»
2 вариант:
декабрь
-
Геворкян Ю. «Обидели»
-
Майкапар С. «Сказочка»
май
-
Шитте Л. Этюд Es- dur
-
Смирнова Н. «Чарльстон»
3 вариант:
декабрь
-
Торопова Н. «Цветок и бабочка»
-
Шуман Р. «Марш»
май
-
Черни К. Этюд G- dur
-
Иорданский М. «Песенка про чибиса»
3 класс:
По окончании учебного года обучающийся должен обладать:
- знаниями нотной грамоты;
-знаниями музыкальной терминологии;
-умениями в медленном темпе преодолевать трудности метро - ритмических особенностей произведений;
-умениями пользоваться разнообразной динамикой (forte, mezzo forte, mezzo piano, piano) с применением crescendo и diminuendo;
- навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры;
В течение года ученик должен освоить:
-
4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль.
Примерный репертуарный список
Пьесы
-
Гречанинов А. Мазурка
-
Майкапар С. Вальс
-
Майкапар С. «Колыбельная»
-
Майкапар С. «Дождик»
-
Свиридов Г. «Упрямец»
-
Симонова В. «Сказка о журавле и цапле»
-
Торопова Н. «Шутка»
-
Чайковский П. И. Старинная французская песенка
-
Шуберт Ф. Немецкий танец
-
Шуман Р. Марш
Этюды
-
Беренс Г. Этюд № 44, op. 70
-
Дювернуа Ж. Этюд № 24, op. 176
-
Лемуан А. Этюд № 34, op. 37
-
Лемуан А. Этюд № 6, op. 37
-
Торопова Н. Этюд «Минутка»
-
Торопова Н. «Весенний этюд»
-
Черни К. (Гермер) Этюд № 4, II тетрадь
-
Черни К. (Гермер) Этюд № 33, I тетрадь
-
Шитте Л. . Этюд № 6, op. 108
-
Шитте Л. . Этюд № 17, op. 108
Ансамбли
-
Чайковский П. «Хор девушек» из оперы «Евгений Онегин»
-
Стравинский И. «Анданте» из цикла «Пять легких пьес»
-
«Полька-Янка» белорусский танец обработка С.Дементьевой-Васильевой
-
Брамс И. «Народная песня»
-
Равель М. «Павана спящей красавицы»
-
Моцарт В. «Весенняя песня»
-
Бетховен Л. «Котрданс»
-
Свиридов Г. «Романс» (отрывок) переложение И. Доброва
Примерная программа академического концерта
1 вариант:
декабрь
-
Торопова Н. «Шутка»
-
Чайковский П. И. Старинная французская песенка
май
-
Черни К. (Гермер) Этюд № 4, II тетрадь
-
Чайковский П. «Хор девушек» из оперы «Евгений Онегин»
2 вариант:
декабрь
-
Майкапар С. «Колыбельная»
-
Симонова В. «Сказка о журавле и цапле»
май
-
Брамс И. «Народная песня»
-
Торопова Н. «Весенний этюд»
3 вариант:
декабрь
-
Свиридов Г. «Упрямец»
-
Майкапар С. Вальс
май
-
Беренс Г. Этюд № 44, op. 70
-
Моцарт В. «Весенняя песня»
4 класс:
По окончании учебного года обучающийся должен обладать:
- знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора нотного текста как отдельно каждой рукой, так и вместе;
-умениями определять характер изучаемой музыки;
- умениями самостоятельно находить метро - ритмические особенности произведений; умениями пользоваться динамическими оттенками (fortissimo, forte, mezzo forte, mezzo piano, piano, pianissimo, crescendo, diminuendo);
-умениями подбора аппликатуры;
- навыками самостоятельного прочтения основных средств музыкальной выразительности;
-навыками владения техническими приёмами (крупная, мелкая техника);
- навыками слухового контроля;
В течение года ученик должен освоить:
-
4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль.
Примерный репертуарный список
Пьесы
-
Гурилёв Л. две прелюдии
-
Кабалевский Д. «Новелла»
-
Кабалевский Д. « Медленный вальс»
-
Мелартин Э. «Час голубого цвета»
-
Прейер К. «Трещотка»
-
Тамберг Э. «Кошка крадётся»
-
Симонова В. «Листопад»
-
Симонова В. «Романс»
-
Чайковский П. И. «В церкви»
Этюды
-
Бертини Г. Этюд №18, op. 100
-
Кабалевский Д. Этюд a- moll
-
Лемуан А. Этюд №6, op. 37
-
Лемуан А. Этюд №10, op. 37
-
Лешгорн А. Этюд B-dur
-
Тамберг Э. Этюд C-dur №9, op. 13
-
Торопова Н. Этюд «Коррида»
-
Хаджиев П. Этюд a- moll
-
Черни К. (Гермер) Этюд № 42, I тетрадь
-
Черни К. (Гермер) Этюд № 4, II тетрадь
Ансамбли
-
Балакирев М. 30 русских народных песен в 4 руки: «Калинушка с малинушкой»
-
Глиэр Р. «Песня» соч. 41
-
Гнессина Е. Пьеса в 4 руки «Ладушки»
-
Золотарёв В. 30 украинских песен в 4 руки: № 22, соч. 15
-
Иванов - Радкевич Н. «Марш»
-
Иванов - Радкевич Н. «Гавот»
-
Лядов А. «Протяжная», соч. 58
-
Лядов А. « Колыбельная», соч. 58
-
Островский А. «Девчонки и мальчишки»
-
Прокофьев С. «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский»
-
Чайковский П. Пять русских народных песен
Примерная программа академического концерта
1 вариант:
декабрь
-
Кабалевский Д. Медленный вальс
-
Прейер К. «Трещотка»
май
-
Иванов - Радкевич Н. Гавот
-
Хаджиев П. Этюд a- moll
2 вариант:
декабрь
-
Симонова В. «Листопад»
-
Мелартин Э. «Час голубого цвета»
май
-
Тамберг Э. Этюд C-dur №9, op. 13
-
Островский А. «Девчонки и мальчишки»
3 вариант:
декабрь
-
Тамберг Э. . «Кошка крадётся»
-
Кабалевский Д. «Новелла»
май
-
Лешгорн А. Этюд B-dur
-
Иванов - Радкевич Н. Марш
5 класс:
По окончании учебного года обучающийся должен обладать:
-знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора нотного текста;
-умениями преодоления трудностей метро - ритмических особенностей произведений;
-умениями пользоваться акустическими, тембральными, регистровыми красками инструмента;
- уметь подбирать аппликатуру;
- навыками владения основными техническими приёмами;
- навыками слухового контроля;
-навыками владения педализацией.
В течение года ученик должен освоить:
-
4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1этюд, 1 ансамбль.
Примерный репертуарный список
Пьесы
-
Александров А. Русская народная мелодия, соч. 76
-
Беркович И. Украинская песня
-
Барток Б. Пьеса
-
Григ Э. Вальс, соч. 38
-
Глиэр Р. Романс, соч. 31
-
Глинка М. Парощальный вальс
-
Майкапар С. Токкатина, соч. 8
-
Свиридов Г. Зима
-
Степовой Я. Прелюд, соч. 9
Этюды
-
Беренс Г. Этюд a- moll
-
Беренс Г. Этюд C-dur
-
Бертини А. . Этюд e- moll
-
Дювернуа Ж. G-dur
-
Лемуан А. Этюд C-dur
-
Лемуан А. Этюд G-dur
-
Черни К. Этюд C-dur
-
Черни К. Этюд № 28 D-du
-
Черни К. Этюд № 1 C-dur
-
Шитте Л. «Арпеджио»
Ансамбли
-
Бах И. С. «Шутка» из сюиты h- moll
-
Бетховен Л. ван «Марш»
-
Бизе Ж. Пастораль f- moll
-
Глинка М. И. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
-
Грибоедов А. Вальс e- moll
-
Итальянская народная песня «Санта Лючия»
-
Моцарт В. А. «Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро»
-
Мусоргский М. П. «Гопак» из оперы «Сарочинская ярмарка»
-
Штраус Й. «Анна- полька»
-
Шуберт Ф. «Серенада»
Примерная программа академического концерта
1 вариант:
декабрь
-
Барток Б. Пьеса
-
Беркович И. Украинская песня
май
-
Дювернуа Ж. G-dur
-
Глинка М. И. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
2 вариант:
декабрь
-
Свиридов Г. Зима
-
Майкапар С. Токкатина, соч. 8
май
-
Мусоргский М. П. «Гопак» из оперы «Сарочинская ярмарка»
-
Черни К. Этюд C-dur
3 вариант:
декабрь
-
Степовой Я. Прелюд, соч. 9
-
Александров А. Русская народная мелодия, соч. 76
май
-
Штраус Й. «Анна- полька»
-
Бертини А. . Этюд e- moll
6 класс:
По окончании учебного года обучающийся должен обладать:
- знаниями, необходимыми для самостоятельного изучения нотного текста;
-умениями справляться с метро - ритмическими особенностями произведений;
-умениями пользоваться динамическими красками инструмента;
- умениями подбора аппликатуры;
-навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры;
- навыками владения техническими приёмами (мелкая, крупная техника);
- навыками интонирования;
- навыками слухового контроля;
- навыками владения педализацией.
В течение года ученик должен освоить:
-
4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль.
Примерный репертуарный список
Пьесы
-
Александров Ю. Грустный рассказ
-
Александров Ю. Шутка
-
Григ Э. Поэтическая картинка Соч. 3 № 1
-
Гречанинов А. «Жалоба»
-
Дебюсси К. Маленький негритёнок
-
Ипполитов - Иванов М. Маленькая пьеса Соч. 7 № 5
-
Кабалевский Д. Драматический фрагмент Соч. 27 № 18
-
Мусоргский М. Слеза
-
Слонимский С. Дюймовочка
-
Хачатурян А. Подражание народному (из «Детского альбома»)
Этюды
-
Аренский А. Этюд соч. 74, № 1
-
Беренс Г. Этюд соч. 61, № 28
-
Бертини А. Этюд соч. 29, № 10
-
Бургмюллер Ф. Весёлое настроение. Соч. 109, № 6
-
Крамер И. (редакция Г. Бюлова, № 17). Этюд D- dur
-
Лазарев Э. Скерцино A- dur
-
Лешгорн А. . Этюд соч. 136, № 10
-
Майкапар С. Стаккато- прелюдия C- dur, соч. 31, № 4
-
Николаева Т. Тарантелла, соч. 19, № 7
-
Раков Н. Пятью пальцами
Ансамбли
-
Брамс И. «В зелёных ивах дом стоит»
-
Бетховен Л. «Марш»
-
Вебер К. «Мазурка», соч. 10, № 4
-
Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
-
Грибоедов А. Вальс e- moll
-
Гедике А. «Вальс»
-
Итальянская народная песня «Санта Лючия»
-
Свиридов Г. «Вальс»
-
Кюи Ц. «Расплясались»
-
Раков Н. «Мелодия»
Примерная программа академического концерта
1 вариант:
декабрь
-
Гречанинов А. «Жалоба»
-
Александров Ю. «Шутка»
май
-
Бургмюллер Ф. Весёлое настроение. Соч. 109, № 6
-
Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
2 вариант:
декабрь
-
Ипполитов - Иванов М. Маленькая пьеса Соч. 7 № 5
-
Дебюсси К. Маленький негритёнок
май
-
Свиридов Г. «Вальс»
-
Бертини А. Этюд соч. 29, № 10
3 вариант:
декабрь
-
Григ Э. Поэтическая картинка Соч. 3 № 1
-
Хачатурян А. Подражание народному (из «Детского альбома»)
май
-
Раков Н. «Мелодия»
-
Аренский А. Этюд соч. 74, № 1
7 класс:
По окончании учебного года обучающийся должен обладать:
- знаниями, необходимыми для самостоятельного изучения нотного текста;
- умениями преодоления трудностей метро - ритмических особенностей произведений;
- умениями пользоваться акустическими, тембральными, регистровыми красками инструмента;
- умениями подбора аппликатуры;
- навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры;
- навыками владения техническими приёмами (мелкая, крупная техника);
- навыками интонирования;
- навыками слухового контроля;
- навыками владения педализацией.
В течение года обучающийся должен освоить:
-
4-5 музыкальных произведений: 2-3 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль.
Примерный репертуарный список
Пьесы
-
Бунин В. Колыбельная из цикла «Лесные картинки»
-
Гершвин Дж. «Колыбельная»
-
Глиэр Г. «Романс»
-
Дмитриев Г. «Гальярда»
-
Кабалевский Д. «Новелла»
-
Леденёв Р. «Оливер Твист»
-
Парцхаладзе М. «Колыбельная»
-
Раков Н. «Первая фиалка»
-
Сорокин К. «Воспоминание»
Этюды
-
Бертини А. Этюд A-dur, соч. 29, № 10
-
Бургмюллер Ф. Песня пряхи. Этюд D-dur, соч. 109, № 18
-
Беренс Г. Этюд g- moll соч. 21, № 28
-
Крамер И. (редакция Г. Бюлова, №17). Этюд D-dur
-
Лазарев Э. Скерцино A-dur
-
Лешгорн А. Этюд A-dur, соч.136, № 10
-
Майкапар С. Стаккато- прелюдия C-dur , соч. 31, № 4
-
Равина А. Гармонический этюд h- moll, соч. 50, № 7
-
Рачковский Ф. Токкатина
-
Шитте Л. Этюд g- moll соч. 68, № 23
Ансамбли
-
Глинка М. «Краковяк» из оперы «Иван Сусанин»
-
Глинка М. «Танец» из оперы «Иван Сусанин»
-
Григ Э. «Норвежский танец»
-
Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
-
Гершвин Дж. «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»
-
Крейн А. Пляска
-
Прокофьев С. «Вальс» из балета «Золушка»
-
Свиридов Г. «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»
-
Чайковский П. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
-
Шостакович Д. «Звёздочки» из цикла Испанские песни
Примерная программа академического концерта
1 вариант:
декабрь
-
Раков Н. «Первая фиалка»
-
Дмитриев Г. «Гальярда»
май
-
Шитте Л. Этюд g- moll соч. 68, № 23
-
Глинка М. «Краковяк» из оперы «Иван Сусанин»
2 вариант:
декабрь
-
Глиэр Г. «Романс»
-
Леденёв Р. «Оливер Твист»
май
-
Лешгорн А. Этюд A-dur, соч.136, № 10
-
Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
3 вариант:
декабрь
-
Сорокин К. «Воспоминание»
-
Бунин В. Колыбельная из цикла «Лесные картинки»
май
-
Равина А. Гармонический этюд h- moll, соч. 50, № 7
-
Прокофьев С. «Вальс» из балета «Золушка»
8 класс:
По окончании учебного года обучающийся должен обладать:
- знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора произведения;
- умениями преодоления трудностей метро - ритмических особенностей произведений;
- умениями пользоваться акустическими, тембральными, регистровыми красками инструмента;
- умениями подбора аппликатуры;
- навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры;
- навыками владения техническими приёмами (мелкая, крупная техника);
- навыками интонирования;
- навыками слухового контроля;
- навыками владения педализацией.
В течение года обучающийся должен освоить:
-
3-4 музыкальных произведений: 1-2 пьесы, 1 этюд, 1 ансамбль.
Примерный репертуарный список
Пьесы
-
Бетховен Л. «К Элизе»
-
Бородин А. «В Монастыре»
-
Глинка М. «Разлука», ноктюрн
-
Гречанинов А. «Осенняя песенка»
-
Калинников Вас. «Грустная песенка»
-
Керн Дж. «Дым»
-
Моцарт В. А. «Фантазия» d- moll
-
Пахульский Г. «Прелюд»
-
Регер М. «Листок из альбома»
-
Шуберт Ф. «Музыкальный момент»
Этюды
-
Богданов Ф. Этюд C-dur
-
Гуммель И. Этюд, соч. 125, № 11
-
Гедике А. Этюд e- moll
-
Зиринг В. Хроматический этюд соч. 31, № 3
-
Зиринг В. Этюд (Прялка) соч. 15, № 1
-
Косенко В. Этюд (Токкатина)
-
Лешгорн А. Этюд, соч. 136, № 21
-
Мошковский М. Этюд, соч. 72, № 4
-
Черни К. Этюд, соч. 299, № 13
-
Черни К. Этюд, соч. 299, № 12
Ансамбли
-
Раков Н. Весеннее пробуждение
-
Раков Н. Эксцентрический танец
-
Раков Н. Поэтическая картинка
-
Раков Н. Радостный порыв
-
Свиридов Г. «Зимняя дорога»
-
Хачатурян А. «Пляска пиратов»
-
Хренников Т. Адажио из балета «Гусарская баллада»
-
Читчян Г. Вардавар
-
Щедрин Р. Танец шутов и шутих из балета «Конёк - горбунок»
-
Эшпай А. Венгерский танец
Примерные программа академического концерта
1 вариант:
-
Черни К. Этюд, соч. 299, № 13
-
Хачатурян А. «Пляска пиратов»
-
Глинка М. «Разлука», ноктюрн
2 вариант:
-
Мошковский М. Этюд, соч. 72, № 4
-
Раков Н. Радостный порыв
-
Пахульский Г. «Прелюд»
3 вариант:
-
Гуммель И. Этюд, соч. 125, № 11
-
Щедрин Р. Танец шутов и шутих из балета «Конёк - горбунок»
-
Регер М. «Листок из альбома»
Ожидаемые результаты обучения по программе
Результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано» является:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- умение самостоятельно разучивать и грамотно исполнять музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- знание фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
- знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;
- знание профессиональной терминологии;
- приобретение навыков слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- приобретение навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники, использованию художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, тембрового слуха;
Список музыкальной литературы
-
Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано».- М., 1978
-
Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой».- М., 1985
-
Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. М., «Музыка», 1989.
-
Альбом советской детской музыки. Том 6. Составление и редакция Бакулова А. и Сорокина К. Л., 1974.
-
Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М., «Советский композитор», 1981.
-
Ансамбли. Младшие классы. Вып. 7. М., «Советский композитор», 1983.
-
Ансамбли. Фортепиано. 5-7 классы ДМШ. Редактор Григоренко В.М. М., «Кифара», 1997.
-
Арцышевский Г., Арцышевская Ж. Юному аккомпаниатору. М.: «Советский композитор», 1990.
-
Балакирев М. Избранные романсы. М., «Музыка», 1974.
-
Биберган В. «Далекое - близкое». Нетрудные пьесы для фортепиано в 4 руки. С.-П., «Музыка», 2000.
-
Библиотека юного пианиста. Вып. 3. Сост. В. Натансон. М., «Музыка», 1999.
-
Бизе Ж. «Детские игры». Ансамбли для фортепиано. М., «Классика XXI», 2002.
-
Брамс И. «Русский сувенир». Транскрипции в форме фантазии на русские песни для фортепиано для 4 руки. М., «Музыка», 1978.
-
Брат и сестра. Альбом фортепианных пьес в 4 руки. Вып. 2. С.-П., «Северный олень», 1993.
-
Булахов П. Избранные романсы. М., «Музыка», 1980.
-
Левина З. Музыкальные картинки на стихи Э. Мошковской. М., «Музыка», 1976.
-
Весёлка. Киев, «Музична Украина», 1980.
-
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М., «Музыка», 1988.
-
Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». С.-П., «Музыка», 2002.
-
Глушенко М. Фортепианная тетрадь юного музыканта. Вып. 1. Л., «Музыка», 1988.
-
Гринштейн К. Книжки-раскраски. Л., «Палестра», 1986.
-
Детские пьесы болгарских композиторов. Сост. Ганевы Д. и К., 1987.
-
Звуки мира. Вып. 5, 9. Сост. Бакулов А.Л., 1974.
-
Избранные этюды иностранных композиторов. Вып. 1 и 2. М., «Композитор», 2000.
-
Коновалов А. ДоНОТЫши. Курган, 1999.
-
Копчевский Н., Натансон. В. Современная фортепианная музыка для детей. Вып. 1. М., «Музыка», 1970.
-
Кривицкий Д. Впервые за фортепиано. М.. 2001.
-
Кувшинников Н., Соколов М. Школа игры фортепиано. М., «Музыка», 1964.
-
Ляховицкая С. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Л., «Музыка», 1974.
-
Малахова И. Первые шаги в мире звуков. Л., «Музыка», 1977.
-
Мейлих Е. Самоучитель игры для взрослых на фортепиано. Л., «Музыка», 1970.
-
Никитин С. Песни на стихи Юнны Мориц. М., «Композитор», 2004.
-
Никольская М. Комплекс упражнений для начинающего пианиста. Владимир, «Посад», 1999.
-
Ныркова В., Навтиков Г. Школа самостоятельного обучения игре на фортепиано. М., «Советский композитор», 1977.
-
Педагогический репертуар. Ленинград, «Музыка», 1964.
-
Первые шаги маленького пианиста. Сост. Т. Взорова, Г. Баранова, А. Четвертухина. М., «Музыка», 1985.
-
Петров А. «Музыка из кинофильмов». М., «Композитор», 2000.
-
Популярная музыка для фортепиано в 4 руки. С.-П., «Союз художников», 2001.
-
Популярные произведения для фортепиано в 4 руки. С.-П., «Композитор», 2004.
-
Пособие по общему курсу фортепиано. Сост. Т. Ахромович, Е. Юмаева. С.-П., «Музыка», 2002.
-
Репертуарная серия ДМШ. Ансамбли. Вып. 2. Сост. Сост. С. Голованова. М., С.-П., «Музыка», 2002.
-
Современная фортепианная музыка для детей. I-VII классы ДМШ. Сост. Н. Копчевский. Л., 1975.
-
Соколов М., Натансон В., Копчевский Н. Современный пианист. Изд. 2-е, М., «Музыка», 1979.
-
Соколов Н. Ребенок за роялем. М., «Музыка», 1981.
-
Сонатина для самых маленьких. Сост. Л. Костромитина. С.-П., «Музыка», 2002.
-
Сост. Ройзман Л., Натансон В. «Юный пианист». Вып. 2. Пьесы, этюды и ансамбли для средних классов ДМШ. М., 1964.
-
Сост. Борзенков А. Пьесы русских композиторов в 4 руки «Играем вдвоем». С.-П., «Композитор», 2004.
-
Сост. Корнеев А. Альбом флейтиста. Переложение лучших образцов классической музыку и оригинальное пьесы. М., «Кифара», 2006.
-
Сост. Маевский Ю. Сборник веселых пьес для фортепиано в 4 руки. Вып. 1, 2. С.-П., «Композитор», 2004.
-
Сост. Печерский Б. Фортепианные ансамбли в 4 руки. М., «Музыка», 1993.
-
Сост. Розенблюм Ф. Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки. Л., «Музыка», 1974.
-
Сост. Симонова В. Чудо - песенки. Фортепианные ансамбли. Новосибирск, «Окраина», 2007.
-
Сост. Хондо Н., Чайковский П. Легкие переложения в 4 руки. М., «Классика XXI века», 2002.
-
Сост. Шеффер А. Первые успехи четырехручной фортепианной игры. Сборник из народных песен, оперных мелодий, отрывков классической музыки и танцев. М., «Музыка», 1989.
-
Старинная музыка для маленьких пианистов. Сост. Копчевский М. «Классика XXI века», 2001.
-
Таривердиев М. Сборник пьес. М., «Классика XXI века», 2000.
-
Фортепианная тетрадь юного музыканта. Вып. 2. Сост. М. Глушенко. Л., «Музыка», 1989.
-
Фортепианные этюды и упражнения зарубежных композиторов XX века. Сост. Н. Терентьева, М., 1980.
-
Хрестоматия ансамбля для средних классов ДМШ. М., «Музыка», 1985.
-
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып. 1-7. Сост. Н. Любомудрова, К. Сорокина, А Туманян. М., 1989.
-
Хромушин О. Композиции на темы Дж. Гершвина в 4 руки. «Союз художников», 2001.
-
Циполи Д. Избранные произведения. М., «Классика XXI века», 2000.
-
Чайковский П.И. Легкие переложения в 4 руки. М., «Классика XXI века», 2002.
-
Школа игры на фортепиано. Сост. Н. Кувшинников, Н. Соколов. М., «Советский композитор», 1976.
-
Юсфин А. Музыкальные путешествия по нашей Родине. Пьесы для фортепиано на материале песен и танцев народов СССР. Л., 1983.