- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока по музыке Русские народные интсрументы, 2-й класс
Конспект урока по музыке Русские народные интсрументы, 2-й класс
Раздел | Музыка |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Костикова М.С. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект открытого урока
ФИО Костикова Марина Сергеевна
Место работы АНО «Школа «Премьер»
Должность учитель музыки
Предмет Музыка
Класс 2
Тема и номер урока в теме Русские народные инструменты (1-й урок)
Цель урока: познакомить с русскими народными музыкальными инструментами и выявить их особенности.
Задачи:
-образовательные: ввести понятия: ударные, духовые, струнные, оркестр народных инструментов.
-воспитательные: воспитывать активный интерес к народной музыке; воспитывать эмоциональный отклик на разнообразный характер музыки.
-развивающие: развивать тембровый и ритмический слух; логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально; выполнять творческие задания.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся различать понятия: ударные, духовые, струнные народные инструменты; оркестр народных инструментов; узнавать на слух тембры инструментов; освоят несложные приемы игры на народных инструментах.
Метапредметные:
- регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя, удерживать внимание на данном виде деятельности, осуществлять самооценку выполненного действия.
- познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, отвечать на простые вопросы учителя, осознанно и произвольно строить устные речевые высказывания, находить необходимую информацию в учебнике, определять тему урока с помощью учителя;
- коммуникативные: слушать и понимать речь учителя и одноклассников, участвовать в диалоге на уроке, проявлять активность в решении познавательных задач, участвовать в коллективном исполнении музыки, сохранять дружеские отношения с окружающими при работе в группе.
- личностные: принимать образ хорошего ученика, эмоционально относиться к музыкальному искусству, проявлять интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
Ресурсный материал: Е. Критская, Г. Сергеева, Т. Шмагина: Музыка / Учебник для 2 класса; Музыка. Хрестоматия музыкального материала 2 класс.
Этапы урока.
Время.
Деятельность учителя и учеников.
Формируемые УУД
Организационный
этап.
1 мин.
Учитель организует детей, ориентирует на сотрудничество.
У: - Здравствуйте, ребята!
(Здравствуйте).
У: - Медведь с козою прохлаждаются и музыкой своей забавляются.
Толстый медведь шляпу надевает и в дудку свою играет.
А коза пред ним скачет и рогами своими с колокольчиками машет.
Небылица в лицах, небывальщина. Небывальщина да неслыхальщина!
Сегодня отправимся мы с вами в путешествие в прошлое, в старину.
Подтянулись, сели ровно, приготовились к работе.
РУУД: мотивация к деятельности, самоорганизация и организация своего рабочего места.
ЛУУД: установка на здоровый образ жизни.
Актуализация
знаний.
Цель - определить тему занятия.
6 мин.
У:- На моем столе стоит старинный сундучок. Посмотрим, что же в нем находится?
(Открывая сундучок, учитель достает музыкальные инструменты, которые ребята называют: ложки, трещотки, свистульки, свирель, рубель).
У:- Что объединяет эти предметы?
(Это русские народные инструменты)
У:- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, что мы будем делать, чему учиться?
(Ответы учащихся)
У:- Постарайтесь определить тему нашего урока.
(Определяют тему урока)
У:- Правильно. Тема урока «Русские народные инструменты»
РУУД: мотивация к деятельности.
ПУУД: отвечать на простые вопросы учителя, определять тему урока с помощью учителя.
КУУД: слушать и понимать речь учителя и одноклассников.
ЛУУД: сохранять положительное отношение к учению.
Работа по теме
урока.
Цель - формирование и первичное закрепление основных понятий (ударные, духовые, струнные, оркестр народных инструментов).
20 мин.
У:- А сейчас отгадайте загадку. Каким инструментом можно щи хлебать?
(Ложкой)
У:- А кто мастерил ложки?
(Народ)
У:- Почему их так красиво расписывали?
(Чтобы привлечь внимание)
Мы так привыкли к ложкам, что порой не задумываемся сколько нужно времени, чтобы ложка стала такой красивой, звонкой. Увидишь ее - так и хочется взять в руки и поиграть.
(В старину в зимнюю пору купил отец в глухом лесу участок березняка, сам же его вырубил, распилил, наколол в крупные баклуши и привёз на двор. При тусклом свете зимнего дня собрались все члены семьи за общей работой, расположившись среди стружек, кто на полу на маленьких скамеечках, а кто и на печи. Ребята лет десяти раскалывали баклуши топором на несколько равных частей и обтёсывали их на манер ложки. После этого обтёсанная баклушка обрабатывалась изогнутым резцом. Эту часть работы выполняют дети постарше. Выдолбленная баклушка переходит из детских рук в опытные руки взрослого. Он сначала резцом работает, чистит, строгает внутреннюю сторону ложки, потом ножом ровняет, обрезает края, наконец, округляет головку. Из рук ложкаря не гладкая, ещё шероховатая ложка переходит в женские руки. Те скоблят ложку с затылка, сглаживая её неровности. А у самого окна, поближе к свету, сидит девочка-подросток лет двенадцати и гусиным пером наводит на внутренней стороне ложки чернилами или клеевыми красками узоры и рисунки цветов, домов, деревьев, колоколов. Это называется «писать» ложку. И за общей дружной работой ложки одна за другой летят в заранее подставленный короб. Смеркнётся короткий зимний день, но при свете керосиновой лампы, привешенной к потолку, работа идёт почти до полуночи).
У:- Сейчас вы поиграете на ложках.
Звучит русская народная песня «Ах, вы, сени».
(Ритм: четвертями, потом восьмыми).
Ребята аккомпанируют на ложках.
У:- Этот инструмент называется трещотки.
Трещотки - инструмент, заменяющий хлопки в ладоши.
(учитель показывает приемы игры на трещотках; затем играют дети: на сильную долю и «перебор». Ребята пробуют повторить).
У:- Следующий инструмент называется рубель. Когда-то он заменял утюг. Отжатое белье наматывали на валик и раскатывали рубелем, ребристой стороной.
(прием игры: проводить по ребристой стороне или постукивать).
У:- А теперь попробуем соединить все инструменты. Но каждый инструмент будет играть в своем ритме: ложки - восьмые; трещотки - четверти; рубель - половинные.
У:- Ребята, что объединяет эти инструменты?
(Способ звукоизвлечения)
У:- Мы можем сказать, что это ударные инструменты.
У:- Ребята, а какие еще народные инструменты вы знаете?
( Свирель, рожок, жалейка, гусли, балалайка)
У:- Сейчас прозвучит р.н. наигрыш «Полянка». Вы внимательно послушайте и скажите: какой инструмент исполняет мелодию?
(Свирель)
У:- Еще один пример. Р.н.п. «Во кузнице». Будет звучать три инструмента. Послушайте и скажите: звучат разные инструменты или какой-то один? (Трио рожечников).
(Ответы)
У:- Что объединяет эти инструменты?
(Это духовые)
У:- Следующий музыкальный пример «Как под яблонькой». Какой звучит музыкальный инструмент?
(Гусли)
У:- Ребята, как вы думаете, как назовем мы группу музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах?
( Оркестр)
У:- Правильно.
РУУД: уметь осуществлять действие по инструкции, удерживать внимание на данном виде деятельности.
ПУУД: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, отвечать на простые вопросы учителя, осознанно и произвольно строить устные речевые высказывания, находить необходимую информацию в учебнике.
КУУД: участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других, работать в группе.
ЛУУД: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу, эмоционально исполнять песню.
Обобщение.
Цель - систематизировать и обобщить первоначально полученные знания учащихся
8 мин.
У:- Какие народные инструменты вы знаете?
(……)
У:- На какие группы мы делим музыкальные инструменты?
(Ударные, духовые, струнные).
У:- Почему ложки мы относим к ударным инструментам?
(Потому что звук получается от удара).
У:- Что нужно сделать, чтобы зазвучали гусли?
(Ущипнуть струну).
У:- Что нужно сделать, чтобы зазвучала свирель?
(Набрать воздух и дунуть).
У:- Как называется группа музыкантов, играющих на народных инструментах?
(Оркестр народных инструментов).
У:- Сейчас мы вместе заполним таблицу.
ПУУД: отвечать на простые вопросы учителя.
КУУД: слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге на уроке.
ЛУУД: сохранять положительное отношение к учению.
Рефлексия учебной деятельности.
3 мин.
У:- Какая тема нашего урока?
(Русские народные инструменты).
У:- Что мы делали на уроке?
У:- Скажите, пожалуйста, сложно было выполнять задания? Как вы думаете, справились мы с поставленными задачами?
ПУУД: отвечать на простые вопросы учителя, осознанно и произвольно строить устные речевые высказывания.
КУУД: слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге на уроке.
ЛУУД: сохранять положительное отношение к учению.
Домашнее задание.
1 мин.
Отгадать загадки. Практическое задание (стр.49)
Подведение итога
Похвалить за хорошую работу на уроке, отметить активно работающих ребят.