• Преподавателю
  • Музыка
  • «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки»

«Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки»

Введение С введением Федерального государственного образовательного стандарта все образовательное содержание программы, в том числе и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Круг задач музыкального восприятия и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.        Маленький ребенок не умеет упр...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки»

Введение

С введением Федерального государственного образовательного стандарта все образовательное содержание программы, в том числе и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Круг задач музыкального восприятия и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться. Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Всё это даёт основание для более глубокого изучения данной проблемы, поэтому тему моего исследования «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки», считаю актуальной.

Цель исследования: создание условий для развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов.

2. Выявить особенности развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.

3. Создать условия для восприятия музыки в процессе реализации комплекса музыкально-дидактических игр по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования являются условия для развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников при восприятии музыки.

Предметом исследования является развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников посредством восприятия музыки.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования.

2. Наблюдение за процессом развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.

Новизна исследования заключается в том, что составлен и апробирован комплекс музыкально-дидактических игр, направленный на развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в процессе восприятия музыки.

Практическая значимость: разработанный комплекс музыкально-дидактических игр может использоваться музыкальными руководителями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

1.Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов.

Проблеме эмоций уделяли внимание отечественные и зарубежные психологи.

В.К.Вилюнас определяет эмоции как «…способность психики человека к пристрастному отражению действительности».

Л.С. Выготский говорит, что эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка.

Факт воздействия музыки на ребёнка физиологически - успокаивающе или возбуждающе был доказан крупнейшим физиологом В.М. Бехтеревым. На основании опытов он сделал вывод, что ребёнок реагирует на звуки музыки задолго до развития речи.

В работах известных педагогов-музыкантов Э.Б. Абдуллина, Д.Б. Кабалевского, О.П. Радыновой, В.Г. Ражникова подчеркивается особая значимость эмоционально-образной сущности музыки, её роль в становлении эмоциональной сферы личности.

Таким образом, проанализировав работы зарубежных и отечественных педагогов, сделала вывод, что эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребёнка.

2.Особенности развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний. А для ребенка эта задача становится еще более трудной. Дети не всегда понимают свои простые эмоции, тем более им трудно осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связи с внешним миром. На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка.

Дошкольник полон экспрессии - его чувства быстро и ярко вспыхивают. Он умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том случае, когда очень нужно. Наиболее сильным источником переживания являются взаимоотношения с детьми и взрослыми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, сочувствие, зависть.

Чувства дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Изменяется и роль эмоций в деятельности ребенка. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности.

Таким образом, подводя итог вышесказанного можно сделать вывод о том, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга.

3.Методы и приемы для развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Использование мною разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой обогащаются знания детей об эмоциях, накапливаются опыт восприятия и исполнения, различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку. Для достижения поставленной цели использую традиционные методы и приемы музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.

Наглядно-слуховой метод (исполнение музыки).

При исполнении произведения стараюсь выразительно, точно интонационно, передать детям те чувства и настроения, которые хотел выразить композитор. В старшей группе больше использую «живое» фортепианное исполнение, с детальным разбором мелодии, аккомпанемента, выразительных средств. Применяю прием контрастных сопоставлений.

Для формирования музыкальной культуры ребенка большое значение имеет встреча с «живой музыкой». С этой целью приглашаю в детский сад с концертами учащихся Детской музыкальной школы №2. Такие выступления дают возможность детям ближе познакомиться с музыкальными инструментами, что в дальнейшем у многих детей вызывает желание пойти учиться в школу. Такие встречи позволяют решить одну из важнейших задач музыкального образования дошкольников - воспитание культурного слушателя и зрителя.

Наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, портретов композиторов, репродукций картин, наглядных пособий, видеоматериалов).

Использую для усиления впечатлений детей от прослушанной музыки, что вызывает в их воображении зрительные образы, проиллюстрированные незнакомые явления.

Словесный метод (беседа о музыкальном произведении, ее авторе, истории создания, краткий рассказ).

Восприятие музыки во многом зависит от установки педагога перед слушанием. Поэтому рассказываю о музыкальном произведении увлеченно, интересно. Выбираю сведения доступные детскому восприятию. Уделяю особое внимание осознанию тех чувств и настроений, которые выразил композитор. Для развития «словаря эмоций» использую игровой прием «Копилка музыкальных терминов».

Беседуя с детьми о музыке, расширяю представления детей о некоторых явлениях действительности, стараюсь обогатить их внутренний мир. Ставлю себе задачей: формирование нравственных качеств и интересов ребенка, воспитание культурного слушателя.

Практический метод (передача детьми характера музыки в движениях, оркестровке, рисунках)

Применяю музыкально-ритмические движения, где дети моделируют особенности музыкальной речи (темп, динамика, ритм). А также хореографические этюды-импровизации, пантомиму, посредством чего дошкольники передают драматургию произведения, характер образа, нюансы настроений.

Оркестровка музыкального произведения помогает раскрыть выразительные особенности тембра, его изобразительные возможности. Предлагаю выбрать детский музыкальный инструмент, тембр которого соответствует образу. Например, оркестрируя «Дождик» В.Костенко метроритм капелек в 1 и 3 частях показываем колокольчиком, а спокойную 2 часть-«глиссандо» на металлофоне. С помощью оркестровки дети лучше понимают форму музыкального произведения, его структуру, выступают в роли композитора и исполнителя.

Прием индивидуально-дифференцированного подхода

В работе с детьми учитываю их общее и музыкальное развитие, стараюсь найти подход к каждому ребенку. Ввожу кукольные персонажи, использую задания и вопросы различной степени сложности. Побуждаю детей с менее развитым восприятием включаться в процесс обсуждения, исполнения музыки. Хвалю за каждое достижение, развивая уверенность ребенка в собственных силах.

Таким образом, использованные на практике методы и приемы педагогической деятельности, позволили достичь желаемых результатов. В каждом виде музыкальной деятельности использовались задания, направленные на развитие, прежде всего эмоциональной отзывчивости, воображения, творческих навыков, осознанности восприятия.

4.Исследование по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

В начале января 2014 г. было проведено исследование на базе муниципального дошкольного бюджетного образовательного учреждения города Абакана «Центр развития ребенка - детский сад «Мечта». В исследовании приняли участие 30 детей, в возрасте 5-6 лет группы «Ромашка».

Целью исследования: явилось определение уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей старшей группы «Ромашка».

Задачи исследования:

1. Определить критерии уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыку старших дошкольников.

2. Подобрать диагностический материал и оборудование.

3. Провести диагностику уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыку у детей в старшей группе «Ромашка».

Для выявления уровня проявлений эмоциональной отзывчивости мною были использованы методики А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской и И.В. Груздовой.

Диагностика по методике А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской включила в себя три задания. Диагностика по методике И.В.Груздовой включала одно задание. Выполнение заданий оценивалось по трехбалльной системе. По завершению исследования по результатам четырёх заданий определялся уровень проявления эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка.

Уровни проявления эмоциональной отзывчивости:

Низкий уровень (меньше 6 баллов). Ребёнок не умеет внимательно прослушивать всё произведение до конца, вникнуть в его содержание. Музыкальные произведения не вызывают у него соответствующего эмоционального отклика. Он не может ответить на вопросы о прослушанной музыке. Интерес к музыке у него неглубок и неустойчив.

Средний уровень (9-6 баллов). Ребёнок внимательно слушает музыку, но до конца проследить за динамикой музыкального образа ему не удаётся. Эмоциональные реакции не всегда адекватны настроению музыкальных произведений. Музыкальные произведения вызывают у него живой отклик, но только если они просты по содержанию и форме

Высокий уровень (12-10 баллов). Ребёнок умеет внимательно слушать музыкальное произведение, вникая в смену настроений, следя за динамикой музыкального образа. Он самостоятелен в своих ответах на вопросы взрослых, в процессе разбора музыкального произведения; правильно пользуется элементарной музыкальной терминологией. Умеет анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки.

В процессе проведения исследования были получены следующие результаты. Данные представлены в диаграмме № 1.

«Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки»


Анализируя результаты исследования можно констатировать следующее.

С высоким уровнем проявления эмоциональной отзывчивости в группе «Ромашка» было выявлено трое детей. Данные дети характеризуются целенаправленностью восприятия, активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального восприятия, дифференцированностью слуховых ощущений.

Со средним уровнем проявления эмоциональной отзывчивости было выявлено 12 человек (40%). Данные дети отличались сосредоточенностью при слушании музыкальных произведений. Для них была характерна застывшая поза, заинтересованный взгляд, который порой перемещался по окружающим ребенка предметам. Состояние некоторой задумчивости свидетельствовало о том, что музыка детям интересна, но эмоциональных переживаний не вызывает.

Несмотря на то, что музыка считается наиболее эмоциональным видом искусства, мною был зафиксирован низкий уровень проявления эмоциональной отзывчивости. Этому уровню соответствует 15 (50%) детей. Данные дети просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые выразил композитор. Многие из детей копировали ответы и действия других, не имея порой своего собственного мнения. Ребята, отнесенные к этому уровню, в большей степени были заинтересованы окружающими их предметами, чем предложенными музыкальными произведениями.

Таким образом, анализируя данные на начало исследования можно сделать вывод о недостаточной обращенности к эмоциональной сфере ребенка в педагогической деятельности.

В связи с этим, решила создать условия для управления своими эмоциями и чувствами, правильно реагировать и понимать музыку, вызвать интерес к музыкальной деятельности. Для этого разработала ряд упражнений, подобрала дидактические игры, направленные на развитие музыкального восприятия и эмоциональной отзывчивости детей (смотреть приложение).

Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придаёт ему особую выразительность. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребёнок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение. Эффективным приёмом являются и дидактические игры, направленные на умение различать разнообразные настроения и чувства.

Благодаря данным упражнениям, детям проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать других. У детей вырабатываются положительные черты характера: уверенность в себе, честность, смелость, доброта и другие; изживаются страхи и разного рода опасения.

Чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик и создать хорошее настроение на занятии, его начинаю с такого приёма, как «Прогулка в лес». Это способствует развитию творческих способностей, раскрепощению детей, развитию эмоциональности, воображения и инициативности.

Таким образом, использованные мною в работе с детьми музыкальные игры, упражнения, методики, различные виды музыкальных занятий позволили детям улучшить показатели музыкальных способностей, а так же оказали положительное воздействие на развитие их эмоциональной отзывчивости.

Для проверки, проделанной работы был проведено контрольное исследование в подготовительной группе «Ромашка».

На данном этапе исследования использовался тот же диагностируемый материал, что и в начале исследования.

Результаты контрольной диагностики приведены в диаграмме № 2.

«Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки»

По показателям можно констатировать тот факт, что в группе произошли значительные изменения. Увеличилось количество детей с высоким уровнем до восьми человек, со средним уровнем до 21 человек, но по-прежнему остался один ребенок с низким уровнем. Мною был зафиксирован тот факт, что среди испытуемых не наблюдалось равнодушных детей. Полученные результаты в ходе исследования дают основание выделить положительную динамику изменений проявления эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, подобранный мной комплекс музыкально-дидактических игр по повышению уровня эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе восприятия музыки достаточно эффективен.

Заключение.

Моя работа была ориентирована на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников посредством восприятия музыки.

В связи с поставленной целью рассмотрела состояние исследуемой проблемы в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, проанализировала особенности развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. Анализ вскрыл достаточно широкую освещенность проблемы развития эмоций у ребенка. В связи с чем мною была проведена исследовательская работа.

Результаты диагностики показали, что на начало исследования дети не умели адекватно осознавать свои эмоции, передавать характер музыки в мимических, двигательных реакциях.

Исходя из данных, мною была организована и проведена работа по развитию эмоциональной отзывчивости детей посредством восприятия музыки. Были подобраны и апробированы музыкально-дидактические игры, направленные на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений.

Анализ результатов контрольного исследования показал, что у детей произошли позитивные изменения в эмоциях. Исследование позволило установить динамику развития проявления эмоциональной отзывчивости от эмоционального интереса, выразившегося в любопытстве, любознательности, к свободному и творческому самовыражению своего эмоционального состояния через музыкальную импровизацию, игру, рисунок.

Таким образом, проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Исследование подтвердило, что значительное место в практике воспитания должно отводиться эмоциональному развитию именно средствами восприятия музыки. Педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей.

Разумеется, мое исследование не является достаточно полным и глубоким, в связи с малым сроком проведения опытно-экспериментальной работы по рассматриваемой проблеме, но, тем не менее, может оказать значительную помощь педагогам в развитии эмоциональной отзывчивости дошкольников. Истинный художник, любящий больше всего искусство, никогда не удовлетворён собою и старается идти всё дальше (Людвиг Ван Бетховен).



Приложение

Песня - распевка «Доброе утро!»

Доброе утро! Поворачиваются друг к другу.

Улыбнись скорее! Разводят руки в стороны.

И сегодня весь день Хлопают в ладоши.

Будет веселее.

Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту.

Носик

И щечки.

Будем мы красивыми, Постепенно поднимают руки

Как в саду цветочки! вверх, выполняя «фонарики».

Разотрем ладошки Движения по тексту.

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем Разводят руки в стороны.

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!

«Обними плечи» (вдох на сжатие грудной клетки - «Соедини локти!»).

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю,

Носиком вдыхаю.

Дети стоят ровно и прямо, ноги на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровне груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.

На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник - вдох!

Сделав 4 вдоха-движения подряд, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза.

«Капризка»

Я не буду убираться!

Я не буду кушать!

Целый день я буду ныть,

Никого не слушать!

Дети сначала кричат: «А-а!», затем воют «У-у!», а потом визжат: «И-и!»

«Голоса вьюги»

Активно и сильно произносить «В-в-в-ы», «З-з-з-ы».

Недаром вьюга злится.

«В-в-в-ы», «З-з-з-ы». «В-в-в-ы»,

Прошла ее пора.

«В-в-в-ы», «З-з-з-ы». «В-в-в-ы»,

Весна в окно стучится:

«Динь! Динь! ! Динь!» Коротко и активно в разных

регистрах.

И гонит со двора:

«У-у-у-ух!» Глиссандо вверх.

«Солнышко встало»

Цель: познакомить детей с понятием «интонация» учить находить варианты произношения.

Ход игры: Ребята, одну и ту же фразу можно пропеть по-разному. Давайте отыщем как можно больше вариантов исполнения фразы «Солнышко встало». Попробуем спеть «Солнышко встало» радостно и грустно, сердито, ласково, вопросительно или утверждая. Все пропели по-разному, и солнышко у каждого получилось свое, особенное. Выберите цветной карандаш и нарисуйте своему солнышку глаза и ротик.

"Угадай эмоцию"

Ход игры: Прослушивается музыкальное произведение или зачитывается отрывок на определенную эмоцию, а дети выкладывают эту эмоцию. Нужно сделать для каждого ребенка карточки с силуэтом лица человека, а брови, глаза, рот вырезать отдельно из черного цветного картона в соответствии с эмоцией и выкладывать на этом лице детьми после прослушенного произведения.

«Рисуем настроение музыки»

Цель: формировать умение выражать свои чувства, впечатления через цвет, рисунок.

Ход игры: После прослушивания и обсуждения характера и настроения музыки, можно предложить детям нарисовать ее. Перед рисованием оговаривается, какая краска (цвет) соответствует какому настроению.

Музыкально-дидактическая игра «Разные звери»

Цель: развивать умение детей мимикой и движениями передавать характер создаваемого образа, его эмоциональное состояние.

Ход игры: Дети становятся в круг, берутся за руки. Идут хороводным шагом, поют. На каждый проигрыш двигаются по кругу в ритм музыки, передавая в движениях и мимике образ трусливого зайчика, хитрой лисы, сердитого медвежонка, грустного ёжика, весёлых зверят.


Дидактическая игра на развития художественного словаря «Копилка»

Ход игры: Предлагается ребятам сложить ладошки «чашечкой» и собрать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной музыке. Если слово подходит, ладошки закрывать- слово в копилке, а если слово не соответствует настроению музыки, разводят ладошки, чтобы оно туда не попало. Заканчивать игру повторением всех слов, попавших в копилку.


«Волшебная шляпа»

Ход игры. Назвать понравившееся музыкальное произведение и объяснить свой выбор. Поле прослушивания двух и более музыкальных произведений показать детям яркую шляпу и сказать, что она не простая, а волшебная. Кто её надевает, начинает, словно заколдованный, рассказывать о той музыке, которая ему больше всего понравилась. Шляпу надевают на ребёнка. Когда его рассказ закончится, он передаёт шляпу тому, кому захочет. Игра заканчивается, когда высказались все желающие.

Упражнение «Зеркало»

Данное упражнение раскрепощает детей, способствует развитию творческих способностей, знакомит с различными чувствами, эмоциями, так же знакомит с музыкальной классикой.

Ход: Показать движения под соответствующую музыку, а дети их повторяют

«Ритмические хлопки»

Ход игры: Детям предлагается прохлопать в ритме соответствующем состоянию радости, грусти, злости, нежности, а затем соотнести это с предложенной им музыкой.

«Угадай-ка»

Ход игры: Выбирается ведущий, который выходит за дверь, а дети выбирают эмоцию и жестами и мимикой пытаются показать её.

Музыкально-ритмическая игра: "Сочини свой танец"

Ход игры: Ведущий встает в центр круга, в такт музыки он выполняет несколько танцевальных движений, все остальные копируют танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец.

«Спой сказку»

Ход игры: Пропеть часть знакомой сказки по очереди. Ребенок пропевает текст сказки, окрашивая свое пение в зависимости от содержания слов (весело-грустно); продолжает сказку следующий ребенок.

Список используемой литературы

  1. Бочкарев Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания. Докт. дисс. в 2т.- КГУ, К., 1990.-101с.

  2. Ветлугина Н.А.Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981.-240с.

  3. Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1989-270с.

  4. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып.2/ ред.-сост. В.И. Руденко - М., 2000

  5. Выготский А.С. Психология искусства. - М., 1965.-256с.

  6. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. - 2001- № 10.

  7. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.

  8. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М., 2003. - 420с.

  9. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. - 2001 - № 10, 15

  10. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.

  11. Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы. // Ребёнок в детском саду. - 2005 - №5

  12. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников.- М., 2003-176с.

  13. Метлов Н.А. Музыка - детям - М., 2005

  14. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева.- Л.: Музыка, 1970. - 340 с.

  15. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки - М., 1980;

  16. Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания// Дошкольное воспитание.-1994-№ 2-24-30с.

  17. Радынова О.П. Слушаем музыку.- М.: Просвещение, 1990. - 158 с.

  18. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики.- М.: Знание, 1980. - 57 с.

  19. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М., Наука, 2003-379с.






© 2010-2022