Разработка урока музыки по теме «Из чего состоит опера» 5 кл

Предлагаю вашему вниманию разработку урока по теме «Из чего состоит опера» по программе Науменко Т.И. Алеева В.В, один из уроков в разделе «Музыка и литература» по теме «Опера». Урок построен по технологии «проблемного диалога», урок изучения нового материала Здесь полностью даётся описание того что такое опера, как она возникла и из чего она состоит. На протяжении всего урока создаются условия для самообразования обучающихся, благоприятный психологический климат. Материал очень доступен для вос...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока в 5 классе. Тема: Из чего состоит опера

Цели:

Ход урока

СЛАЙД 1 1. Орг. момент

Прозвенел звонок и смолк -
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!"

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Н.В. сегодня урок музыки буду вести у вас я. На уроке мы познакомимся с одним из музыкальных жанров. А чтобы узнать с каким разгадаем кроссворд. СЛАЙД 2

2. Разгадывание кроссворда

- Готовы, тогда приступим. Итак, перед вами кроссворд. И вопрос под №1

1. Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

2. Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто - ... (песня)

3. Движение в право, движение в лево,

Ребята пол музыку делают смело. (Танец)

4. То на сцене - лес,

То башня до небес,

То город, то деревня,

Ты угадал, наверно:

Чтоб получить овации,

Что нужно? (Декорации)

5. Артисты там работают,

А зрители им хлопают,

Спектакль в цирке - на арене,

В театре кукол где? - На... (сцене)

6. В театре очень интересно,

Когда в спектакле все поют.

И музыку играл оркестр

Спектакль как же назовут? (Опера)



3. Озвучивание темы урока

- Молодцы, весь кроссворд разгадан. Кто догадался какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Опера)

- Правильно. Действительно сегодня мы с вами познакомимся с таким музыкальным жанром, как опера и узнаем, из чего она состоит.

- Но перед тем, как непосредственно перейти к теме урока, обратите внимание, у вас на столах лежит опорный конспект. Эта таблица содержит 12 ячеек в них записаны вопросы на которые в последствие всего урока вам нужно будет записывать ответы, а также картинки главных героев где вам нужно будет вписать их имена. Задание понятно.

4. Что такое опера? СЛАЙД 3

- Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Из чего состоит опера» (записываем в о.к)

- Ребята, а что вы знаете об опере? Как вы думаете где её можно увидеть.(Увидеть оперу можно в театре, а также по телевизору на каналах культуры.)

- Предлагаю просмотреть отрывок оперы, который поможет вам дать представление, что это такое. Представьте, что вы находитесь в оперном театре, почувствуйте себя зрителями. Смотрим.(Смотрим отрывок оперы)СЛАЙД 4

- Ребята, был ли кто ни будь из вас в театре? СЛАЙД 5 Обычный драм-театр отличается от оперного тем, что в оперном т. есть оркестровая яма и оркестр а в обычном нет. В оперном театре всё время поют а в обычном поют но в большей мере говорят)

- Давайте узнаем, что значит это слово - слово ОПЕРА. СЛАЙД 6 (Дети зачитывают)

«Самый богатый и сложный жанр музыки - опера. Переводится слово «опера» с итальянского «труд», «сочинение». В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы»(дети записывают текст в таблицу)

- Да, опера - это музыкально- драматическое произведение для театра, в котором разговорная речь полностью или в значительной мере заменена пением.

(показ текста на слайде)Слайд 7

- Эта «разговорная речь оперы называется либретто».(записывают в о.к.)
Почти каждая опера начинается с «увертюры - симфонического вступления, которое знакомит слушателя в общих чертах с содержанием всего действия».(записывают в о.к.) Ария - главная музыкальная характеристика героя оперы. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра.(записывают в о.к.)

Речитатив - это полуречь, полупение. В оперном речитативе герои разговаривают нараспев.(записывают в о.к.)

- Вы наверное при просмотре заметили, что каждый кто пел в опере, пел разными голосами. Я знаю, что у вас есть музыкальный словарик- откройте его и давайте с вами вспомним на какие группы делятся мужские и женские певческие голоса.

- По тембру и высоте различают три типа мужских голосов, какие? тенор, баритон и бас.

- Тенор - мужской певческий голос, самый высокий по звучанию.

- Бас - низкий мужской певческий голос. Самый низкий из всех голосов.

- Баритон - средний мужской голос между басом и тенором. Красивый насыщенный голос мужественного характера, отличающийся полным и сильным звучанием, мягким, приятным тембром и выразительностью.

- А теперь пришло время вспомнить женские голоса. Как и мужские голоса, они подразделяются на три типа, какие? сопрано, меццо-сопрано и контральто.

- Сопрано - самый высокий женский голос.

- Контральто - самый низкий женский голос. Этот голос встречается довольно редко и отличается особой выразительностью.

- Меццо-сопрано - женский певческий голос, средний между сопрано и контральто. Для этого голоса характерен более глубокий и насыщенный звук, по сравнению с высоким сопрано.

-Музыкальные жанры - это различные виды музыкальных произведений, сложившихся в той или иной жизненной обстановке. Д/з у вас было найти интересный материал появления оперы. И об этом нам сейчас расскажет………………..(зачитывает текст).

СЛАЙД 8

- Так вот Опера, как самостоятельный жанр появилась только на рубеже 16-17 веков. (записывают в о.к.)Возникновение нового жанра непосредственно связано с возрождением в буквальном смысле древнегреческой драмы. Когда в конце 16 века вокруг просвещённого мецената графа Барди образовался кружок талантливых поэтов, актёров, учёных и музыкантов, никто из них не помышлял об открытии в музыкальном искусстве. Главной их целью было сделать постановку драмы. Однако для постановки драматических произведений требовалось музыкальное сопровождение, а образцов такой музыки нигде не сохранилось. Вот тогда и было решено сочинить собственную музыку, соответствующую духу древнегреческой драмы.

- Так, пытаясь воссоздать античное искусство, они открыли новый музыкальный жанр. Первоначально эти музыкальные представления не имели ещё определённого названия. Их называли музыкальной сказкой, музыкальной драмой, и наконец - оперой.

- И для того чтобы создать оперу, требуется усилия много людей разных профессий. Как вы думаете, какие это профессии? (слушаю ответы) СЛАЙД 9

Композитор - человек, сочиняющий музыку на текст литературного произведения, певцы её исполняют.

Ансамбль - группа исполнителей, выступающих вместе. В опере поют все вместе и каждый о своём. Звучит очень красиво.

Хор - важный участник происходящих на сцене событий, может быть в согласии с главными героями, а может и вступать в конфликт.

Дирижёр и музыканты оркестра выполняют важную роль в оперном спектакле. Дирижёр, являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора, подчёркивает индивидуальность солистов - певцов и мастерство хора в исполнении массовых сцен. СЛАЙД 10

Балет - в каждом оперном спектакле есть балетные номера, которые украшают действие танцами.

Художник создаёт для оперы декорации и костюмы. Костюмы показывают особенность героев, подчёркивая историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу.

Много людей других профессий участвуют в создании оперного спектакля: режиссёр ставит спектакль, гриммер гримирует артистов, костюмер готовит для каждого исполнителя костюмы, осветитель занимается световым оформлением сцены во время спектакля.

(записывают в о.к.)

И как мы с вами выяснили, в этом жанре слиты воедино и драматическое искусство, и живопись, и танец. Но все же главное в опере - МУЗЫКА. СЛАЙД 11

5. Физ. минутка

Раз, два- хлопай, хлопай,

Три, четыре - топай, топай.

Раз, два - улыбнись,

Три, четыре - подтянись.

Высоко попрыгали,

Ножками подрыгали.

Крикнули «привет!» друг другу,

Повернулися по кругу,

В право, в лево наклонились.

И друг другу покланялись.

А теперь коленки вместе,

Тихо бегаем на месте

Быстро, быстро побежали,

Всё, закончили - Устали?

6. Опера «Снегурочка»

- Как я уже сказала ранее, главное в опере - музыка.

Музыка часто перекликается с другими видами искусства: литературой и живописью. Литературные, музыкальные и живописные произведения могут иметь общие темы. Нередко писатели, поэты, художники и композиторы вдохновляли друг друга на новые произведения. СЛАЙД 12

Таких примеров немало. М.И. Глинка - автор оперы одноимённого произведения А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», «Война и мир» Льва Толстого и опера Сергея Прокофьева. СЛАЙД 13

Один из таких примеров Николай Андреевич Римский - Корсаков и А.Н. Островский, произведение «Снегурочка».

-Н.А. Римский- Корсаков часто за основу своих произведение брал литературные сюжеты: как например Сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» - одноимённая опера.

И в 1874 году, Римским - Корсаковым впервые была прочитана сказка «Снегурочка», только что появившаяся в печати, и она ему не понравилась. Зимой 1879 - 80 годов он снова прочёл её и на сей раз он был под очень приятным эмоциональным впечатлением от прочитанного. А уже 1880 года композитор провёл всё лето в деревне сочиняя оперу к этой сказке. Он зафиксировал ход работы буквально по дням - начало работы 1 июня, окончание - 12 августа. СЛАЙД 14 А уже 10 февраля 1880 опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге.(записывают в о.к.)

7. Образы героев сказки.

- Главными героями сказки «Снегурочка» являются Царь Берендей, Снегурочка, Лель, Купава, Дед Мороз И Весна и т.д.

Давайте рассмотрим образы некоторых из персонажей. СЛАЙД 15.

Снегурочка

(Далее показ слайда «Снегурочка»)

- Снегурочка создает пленительный, грациозный и наивный образ прекрасной, но холодной девушки. Её голос, голос которым поёт «Снегурочка» он лёгок, красив, нежен. Давайте прослушаем его.

Скажите, какой из 3 вариантов голосов подходит к «Снегурочке»? (Сопрано)(записывают в о.к.)

СЛАЙД 16 Лель

- А вот Лель. (Показ слайда)

- Давайте послушаем голос Леля и определим к какой группе мужских голосов относится его голос.

Итак голос Леля- это Тенор. (записывают в о.к.)

СЛАЙД 17. - А вот так представлял себе композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков Купаву и Царя Берендея для своего оперного спектакля. (записывают в о.к.)

9. Просмотр видео «Снегурочка» СЛАЙД 18

- Сейчас я предлагаю просмотреть отрывок оперы «Снегурочка»

9. Итог урока. ( зачитывание ответов из таблицы)

- Я думаю, что вам очень понравилась этот отрывок оперы. Но наш урок подходит к концу, и мне бы хотелось узнать, как вы заполнили опорный конспект . Итак СЛАЙД 19

Вопросы:

1. Музыкальный жанр, в переводе с итальянского означающий «Труд», «Сочинение»? (Опера)

2. Укажите век появления жанра «Опера»? (16-17 век)

3. Какие профессии требуются для создания оперы? Перечислите. (актёры, режиссёры, костюмеры и т.д.)

4. Как называется разговорная речь в опере? (либретто)

5. Название оперы, и имя композитора поставившего оперу в Мариинском театре в 1880 году? (Опера «Снегурочка» Римский - Корсаков)

10. Рефлексия СЛАЙД 20

- На ваших столах лежат смайлики. Возьмите их выйдите к доске и приклейте к той полоске которой посчитали нужной.

___________________________________________________________________

СЛАЙД 21

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

- На этом наш урок подошёл к концу, всем спасибо, до свидания.

Опера - Древнейшая из форм театральных представлений

В первобытном обществе человек полностью зависел от непонятных ему сил природы. Смена времен года, неожиданные холода, пожары, падеж скота, неурожай, болезни - все приписывалось сверхъестественным силам, которые надо было умилостивить, расположить к себе. Одним из наиболее важных средств достижения успеха в каком-нибудь деле считалось, по представлениям древних, волшебство (магия). Оно состояло в том, что перед каким-нибудь трудовым процессом разыгрывалась мимическая сценка, изображавшая успешное осуществление этого процесса. Так родились обрядовые игры.

В Греции были издавна распространены обряды карнавального типа в честь сельских богов. Особенно важную роль в развитии греческого театра сыграл культ бога Диониса, появившийся в 8 - 6 вв. до н. э.

Дионис сначала считался богом творческих сил природы. Затем, когда греки познакомились с возделыванием винограда, он стал богом виноградарства, виноделия, веселья, а позже покровителем театрального искусства. Во время шумных праздничных процессий в честь Диониса - разыгрывались сценки из жизни бога. Участники сценок использовали сложную пантомиму, сопровождая ее песнями, музыкой, танцами. Древним казалось, что все это имело магическую силу. Так уже в ранних обрядовых действах содержались и сливались воедино некоторые элементы жанра - опера.





© 2010-2022