Создание образа в этюде, на материале русского народного танца

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Методическая разработка



Создание образа в этюде

(на материале русского народного танца)




Автор-составитель:

Андреева О.А,

педагог дополнительного образования







ССоздание образа в этюде,на материале русского народного танцаодержание

От автора 3

Методические рекомендации 4

«Осенний этюд» 5

От автора

Берегите красоту русского народного танца - это наше национальное богатство.

Т.А. Устинова


Русский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного творчества. С древних времён народ выражал, осмысливал в танце свои представления о природе, жизни, взаимоотношениях между людьми, рассказывал о происходящих событиях. Известный балетмейстер К. Я. Голейзовский подчёркивал: «…Народная пляска - не набор виртуозных коленец и акробатических трюков, а плавно текущая речь, сознательно развивающийся перед зрителем рассказ на определённую тему с сюжетом, пересказ событий действительной жизни, понятная и реальная картина окружающего»1. По своему богатству и разнообразию русский танец превосходит многие танцы мира. Еще в XVIII веке один из иностранных исследователей русской культуры А. Гозерруд писал: «Русский народный танец столь красноречив, что я не знаю ему равного… Красота танца заключается отнюдь не в искусном положении ноги, но в том, что в пляске участвуют голова, глаза, плечи, туловище, руки, словом, все тело. Танец производит на зрителя неописуемое впечатление: если сравнить французский котильон, английский контрданс, немецкий вальс, польский променад (полонез) с русской национальной пляской, то все названные выше танцы окажутся немыми и непонятными, тогда как она и красноречива и глубокомыслима»2.

Обращение к изучению русской народной танцевальной культуры очень своевременно. Анализ детского самодеятельного творчества на современном этапе показывает, что народный танец теряет свою популярность и востребованность. Репертуар танцевальных коллективов изобилует постановками в современных ритмах с достаточно стереотипным композиционным построением и набором танцевальных движений. Учитывая актуальность и многожанровость танцевального искусства и естественную потребность творческих коллективов отражать его современные тенденции, важно не забывать и о своих истоках.

Заинтересовать детей, научить понимать, принимать и чувствовать душу русского танца, научить всем тонкостям его исполнения - задача руководителя танцевального коллектива.

Необходимо с первых уроков знакомить детей с историей русского народного танца. А в концертных постановках, рабочих этюдах и даже в комбинациях на уроках использовать образы, темы, сюжеты, близкие восприятию ребенка. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм - все это оставляет в душе ребенка глубокий след, вызывает у него устойчивый интерес к историческому прошлому.

На сцене, как правило, выигрышнее смотрятся номера, в которых присутствует образ, сюжетная линия, т.к. дети понимают, что и зачем они исполняют, им есть, что сказать зрителям, друг другу.

Данная методическая разработка может быть использована педагогами на уроках по предмету «Русский танец», в первый год обучения.

Изучая с детьми в системе основные элементы русского лирического танца, объединяя их в комбинации, усложняя рисунок танца, возникла идея создания этюда «Осень». Яркий сценический образ, гармония музыки и танцевальной лексики позволяют использовать этюд «Осень» на открытом уроке, класс-концерте и как самостоятельный концертный номер.

Данная методическая разработка поможет педагогам в решении следующих задач:

  • развить у детей интерес к русской культуре на начальном этапе изучения основных элементов русского лирического танца через образ, созданный в этюде (девушка-деревце, руки-ветви, платочки-листья);

  • познакомить детей с такими выразительными средствами танца, как музыка, лексика, рисунок танца, костюм.


Методические рекомендации

Этюдной форме работы предшествует работа над постановкой корпуса, изучение позиций рук и ног, привитие навыков работы с платочком, изучение основных элементов и простых комбинаций. Здесь можно использовать метод сравнения: «стройные, как березки»; «идет, как пава плывет»; «тянемся макушкой вверх, как деревце к солнцу тянется»; «руки работают мягко, плавно, как ветви ивушки гнутся». Получив некоторую базу знаний и умений, можно перейти к созданию этюда.

Этюдная работа - это творческая работа над образом посредством танцевальной лексики и пластики. Одни этюды могут быть учебными и используются для закрепления учебного материала, знакомства с возможными вариантами построения танцевальной композиции. Другие - творческие, они предлагаются детям для более или менее самостоятельного создания композиции танца. Важно предоставить детям возможность непосредственного участия в создании этюда. Это придает ребенку уверенность, осознание своей значимости; развивает фантазию, артистизм, творческое мышление.

Знакомство с этюдом начинается с восприятия музыки. Музыка должна быть доступной, яркой, активизировать фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к творческому использованию выразительных движений, поэтому музыку необходимо подбирать тщательно.

Вслушиваясь в музыку, дети пытаются определить, о чем или о ком она «рассказывает», каков характер этого персонажа, что он может делать, как двигаться. Первую попытку исполнения этюда необходимо предоставить детям для самостоятельного поиска выразительных средств воплощения заданного образа. Далее педагог начинает направлять этот поиск, используя различные методы: наводящие вопросы о характере и обстоятельствах действия; объяснение особенностей пластики и, в крайних случаях, когда не помогают другие методы, прямой показ движения или отдельных его фрагментов.

Освоив с учениками этюдную форму, педагог может перейти к более развернутым и сложным танцевальным композициям.

«Осенний этюд»

музыка в исполнении квартета русских народных инструментов

«Московская балалайка»;

постановка Андреевой О.А

Тема: Необыкновенная красота русской природы, осеннего леса.

Образ: девушка - деревце.

Описание танца

В основе постановки лежит учебный материал программы 1-2 года обучения, включающий основные элементы русского танца.

Музыкальный размер - ¾.

В танце участвуют 12 девочек.

Гаснет свет, на сцену выходят исполнители и на заднем плане в центре изображают деревце (Рис. 1).

Костюмы, легкие платочки в руках девочек символизируют листья. Зажигается свет, звучит фонограмма. На вступление деревце «оживает»: качается на ветру, шелестит листьями.

Создание образа в этюде,на материале русского народного танцаСоздание образа в этюде,на материале русского народного танца

На 4 - 5 такты вступления девочки расходятся в рисунок «квадрат», равномерно размещаясь по всей сцене (Рис. 2), комбинации № 1 - 4 исполняются в Рис. 2.

Далее, танцевальным шагом с носка, исполнив «петельку» (Рис. 3а) исполнители перемещаются в Рис. 3б (2 такта). «Вальсовой дорожкой» (комбинация № 6) со сменой ракурса, переменным шагом (комбинация №7) продвигаются по диагонали вперед (Рис. 3в).

Создание образа в этюде,на материале русского народного танцаСоздание образа в этюде,на материале русского народного танцаСоздание образа в этюде,на материале русского народного танца

Исполнители первой линии соединяют руки в «воротца». Одна девочка (самая маленькая, в ярко красном платье) делает шаг вперед, кружится (Рис. 4).

Создание образа в этюде,на материале русского народного танцаСоздание образа в этюде,на материале русского народного танца

Исполнители второй линия проходят в «воротца», соединяют руки и выстраиваются в «ручеек». Исполнители третьей линии в это время занимают место второй (Рис. 5).

Исполнители третьей линии проходят в «воротца», соединяют руки и выстраиваются в «ручеек». Первая девочка третьей линии берет за руки последнюю девочку второй линии (Рис. 6). Создание образа в этюде,на материале русского народного танца

«Девочки - воротца» опускают руки. Первая «девочка - воротце» берет за руку последнюю девочку третьей линии (Рис. 7).

Создание образа в этюде,на материале русского народного танца

Последняя «девочка - воротце» берет за руку самую маленькую «девочку - листик» (Рис. 8).

Первая девочка, построившая «ручеек», уводит всех за собой по линии танца, завивает «капустку» (Рис. 9).

Создание образа в этюде,на материале русского народного танцаСоздание образа в этюде,на материале русского народного танца

Все встают в первоначальный рисунок «деревце» и шелестят листочками (Рис. 1).

КСоздание образа в этюде,на материале русского народного танцаостюмы исполнителей:

Ткань ярких осенних тонов (пурпурно - красный, малиновый, оранжевый, желтый, зеленый).

Платья из креп - сатина, кокетка и рукав - сетка стрейч. В место соединения кокетки и юбки вшиты легкие шифоновые разноцветные платки, символизирующие листья дерева. Шов украшен искусственными осенними листьями.

Головные уборы - венки из искусственных осенних листьев.

Описание движений

Вступление

5 тактов

Исходное положение - ноги в третьей позиции, руки подняты вверх с правой стороны от корпуса, кисти опущены вниз.

«1-2-3» - «вздох» руками вниз, кисти рук работают плавно.

«1-2-3» - «вздох» руками вверх, кисти рук работают плавно.

Повторить три раза, за третьим разом перенести руки влево и оставить вверху.

«1-2-3» - «вздох» руками вниз.

«1-2-3» - «вздох» руками вверх.

«1-2-3», «1-2-3» медленно опуская руки через стороны, расходятся в рис 2.

Комбинация № 1

16 тактов (с повтором)

Движение № 1 - работа рук

Исходное положение - третья позиция ног, пр.н. впереди.

Руки свободно опущены вниз, в пр.р. платочек.

«1-2-3», «1-2-3», «1-2-3» - медленно поднимаем правую руку через вторую

позицию до третьей раскрытой.

«1-2-3» - взмах платочком вверх.

«1-2-3», «1-2-3» - рука опускается в подготовительную позицию.

«1-2-3» - взмах платочком на уровне второй позиции.

«1-2-3» - рука опускается в подготовительную позицию.

Голова повторяет все движения руки.

Движение № 2 - переменный шаг

«1» - шаг правой ногой с носка вперед.

«2» - пауза.

«3», «1» - два быстрых шага (л.н., пр.н.).

«2» - пауза, стоим на пр.н., л.н. на носке сзади (положение выворотное). Голова медленно поднимается снизу вверх на зрителя. Руки из подготовительной позиции раскрываются в свободную.

Движение №3 - переход по четвертой позиции

«3» - через demi - plie по четвертой позиции перейти назад на л.н., п.н. - впереди на носке, верх корпуса слегка откинуть назад, голову перенести через низ в правую сторону.

«1», «2» - пауза.

«3» - через demi - plie по четвертой позиции перейти вперед на п.н., л.н. - сзади на носке, верх корпуса слегка наклонить вперед, голова остается в том же положении и работает соответственно корпусу.

«1», «2» - пауза.

Движение №4 - поклон

«3» - л.н. подтянуть в третью позицию сзади, голову перенести в положение анфас, подбородок приподнять.

«1-2-3», «1-2-3» поднять пр.р. до второй позиции, перенести к сердцу, медленно опуская корпус вперед.

«1-2-3», «1-2-3» - корпус медленно поднять, руку опустить вниз.

Комбинацию № 1 повторить еще раз: движение № 1 - без изменений, движения № 2 и 3 исполняются назад, движение №4 - так же, только в третью позицию, вперед подтягивается пр.н.

Комбинация № 2

8 тактов

Движение №5 - «гармошка»

а) «гармошка» вправо

«1-2-3», «1-2-3» - «гармошка» вправо (смена положения ног на каждый счет), пр.р. тыльной стороной через подготовительную позицию, левое плечо поднимается в третью позицию.

«1-2-3» - руку открыть во вторую позицию, ноги - без движения (в первой позиции).

«1-2-3» - руку развернуть ладонью вниз и опустить вниз.

Голова повторяет все движения руки.

б) «гармошка» влево

Все аналогично, только влево, левой рукой.

в) «гармошка» в повороте

«1-2-3», «1-2-3», «1-2-3», «1-2-3» - «гармошка» в повороте вокруг себя на 3600. Руки поднимаются в третью позицию одновременно, аналогично движению №5 а).

Движение №6 - поочередное (по линиям) раскрытие рук

«1-2-3» - исполнители первой линии раскрывают руки из третьей позиции.

«1-2-3» - медленно опускают руки до второй позиции.

«1-2-3» - развернув кисти ладонью вниз, исполняют поклон (руки вместе с корпусом опускаются вниз).

«1-2-3» - поднять корпус.

Вторая и третья линии исполняют все то же самое, начиная движение на второй и третий счет «1-2-3» соответственно.

Комбинация № 3

8 тактов

Движение № 7 - припадание

«1-2-3», «1-2-3» - припадание в правую сторону по третьей позиции.

Движение № 8 - pas tombe

«1-2» - pas tombe в сторону на пр.н. с уклоном на левый бок, голова к правому плечу, л.н. на cou de pieds.

«3» - шаг л.н. в обратную (левую) сторону, пр.н. с сокращенной стопой приподнять над полом.

«1» - пр.н. опустить на каблук.

«2-3» - пауза.

Все повторить еще раз.

Движение № 9 - поворот

«1-2-3», «1-2-3» - пр.н. закрывая в третью позицию вперед, исполнить поворот в левую сторону.

Комбинация № 4

4 такта

Движение № 10 - balance

Исполнить balance в диагональ с отходом назад четыре раза, каждый раз меняя диагональ (в четвертую и шестую точки). Корпус остался в положении боком в диагональ, во вторую точку правым плечом.

Движение № 11 - покачивание

«1-2-3» - шаг пр.н. по направлению во вторую точку правым плечом, ноги по второй позиции, взмах рукой с платочком.

«1-2-3» - переход по второй позиции на л.н., руку опустить в подготовительную позицию.

Повторить еще раз.

Комбинация № 5 - поочередный (по линиям) взмах платочком

2 такта

«1-2-3» - третья линия.

«1-2-3» - вторая линия.

«1-2-3» - первая линия.

«1-2-3» - пауза.

Комбинация № 6 - вальсовая дорожка

2 такта

Вальсовая дорожка по шестой позиции с разворотом корпуса. На первый шаг пр.р. закидывает платочек на шею, л.р. подхватывает. Локти приподняты в сторону (4 раза).

Комбинация № 7 - переменный шаг

2 такта

«1-2-3» - три шага с носка по шестой позиции.

«1» - шаг с носка л.н., пр.н. согнув в колене прижать носком к колену л.н., присесть, корпус отклонить назад, голова к правому плечу.

«2-3» - пауза.

«1» - перейти назад на пр.н., опускаясь в demi - plie, л.н. оставить на каблуке перед собой.

«2-3», «1-2-3» - пауза.

1 Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. - М., 1964. - С. 317.

2 Гозерруд А. Музыкальный театр в России. - Л.: Музгиз, 1959. - С. 201.


© 2010-2022