Мастер-класс «По тонкому льду ожиданий»

Материал предназначен для заместителей директоров учреждений дополнительного образования, методистов, педагогов дополнительного образования. Возможно проведение одной встречи по данной теме в течение 1,5 - 2 часов, количество участников от 7 до 15. Мастер -класс поможет специалистам и педагогам дополнительного образования успешно разрешать конфликтные ситуации, время от времени всречающиеся в учреждениях дополнительного образования. Материал преподносится в форме педагогических ситуаций, что выз...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кузнецова Елена Васильевна, педагог дополнительного образования, руководитель методического объединения педагогов дополнительного образования

Частинского района Пермского края


Методическая разработка мастер-класса для педагогов дополнительного образования


«Родитель и педагог: по тонкому льду ожиданий»

Жизнь детско-взрослого сообщества школы или внешкольного учреждения обречена на противоречия, борьбу за свои интересы, столкновения, инциденты. Единственный участник всех этих событий, обремененный профессиональной позицией - педагог (учитель, воспитатель, наставник), именно поэтому ответственность за все сложности и шероховатости отношений на нем. В тоже время, отношение педагога к конфликтам неоднозначное, с одной стороны, еще в рамках профессиональной вузовской подготовки заложена необходимость подходить к разрешению педагогических ситуаций на основе профессиональной позиции, а с другой на первом плане - реализация образовательной программы, проведение тех или иных дел, мероприятий, а тут в жизнь класса, внешкольного детского объединения врывается КОНФЛИКТ.

Педагог не всегда может отнестись к нему как ситуации профессиональной деятельности, конфликт в силу своей эмоциональной насыщенности, сбивает педагога, заставляет зачастую реагировать не профессионально, а по житейской схеме. Отсюда периодическая актуализация профессиональной позиции при разрешении конфликта становится весьма целесообразным, также весьма важно напоминание наиболее общих алгоритмов профессионального реагирования в конфликтных ситуациях.

Актуальность данного сценария мастер-класса обусловлена также сложностью в отношении педагогического сообщества и родителями, социальная напряженность, расслоение провоцирует конфликты, одним из сложных моментов является несовпадение ожиданий родителей и педагогов. Не всегда положительную роль в стимулировании разницы ожиданий играют средства массовой информации, руководители разных уровней, которые в прибегая к популистской риторике, противопоставляют друг против друга две категории взрослых в сфере образования. Отсюда и название мастер класса «Родитель и педагог по тонкому люду ожиданий».

Среди многочисленных категорий педагогов - воспитателей, работающих с первичным детским коллективом наименее изученный педагог дополнительного образования, существующий в ситуации, когда «дети голосуют за него ногами», то есть приходят по желанию или не приходят, в сфере разрешения конфликтов находится в тонкой туманной дымке неизвестности. В тоже время отношения педагога дополнительного образования с родителями, представляют собой сложную проблему. Сегодня по большому счету не очень понятны типичные конфликты, поэтому методически предлагаемый мастер-класс актуален и в этом смысле.

Цель мастер - класса состоит в том, чтобы обеспечить для педагога дополнительного образования осознанность, целесообразность и эффективность педагогических практик разрешения конфликтов.

Задачи представляемой разработки включают:

- совершенствование обыденных практик разрешения конфликтов педагогами- воспитателями, за счет преодоления житейских и индивидуальных стереотипов через осознание и интериоризацию оптимальных профессиональных способов решения педагогических задач;

- содействовать выявлению наиболее стереотипных конфликтных ситуаций встречающихся в жизнедеятельности учреждений дополнительного образования детей, практик поведения педагогов в конфликтных ситуациях,

- стимулировать профессиональное самосовершенствование педагогов-воспитателей за счет воспитание интереса к самостоятельному изучению психолого-педагогической литературы.

Целевая аудитория мастер - класса. Разработка рассчитана на заместителей директоров образовательных учреждений, методистов, педагогов-психологов, руководителей методических объединений и педагогов дополнительного образования.

Организационные параметры мастер класса. Мастер-класс состоит из одной встречи, которая может быть проведена в течение года. Комплектование группы предшествует рассказ о возможностях мастер-класса. Рекомендуемое время встречи - 1.40 минут. Количество участников - от 8 до 17. Требование к помещению - большое помещение: должна быть возможность свободного передвижения участников, их расположение по кругу, объединения в микрогруппы.

Требования к материальному обеспечению мастер-класса. Оборудование - мультимедиа - проектор, ПК, экран, раздаточный материал в виде карточек, бумага, ручки.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

  1. Организационный момент 5 минут.

  2. Предъявление конфликтной ситуации 5 минут.

  3. Актуализация индивидуальных способов поведения в конфликтной ситуации (Упражнение «Как реагировать?» работа в микрогруппах) 15 минут.

  4. Предложение способа интерпретации конфликтной ситуации (сообщение «Такие разные»). 10 минут.

  5. Освоение способа интерпретации конфликтной ситуации (упражнение «Маски» 15 минут

  6. Обсуждение противоречий, вызвавших конфликтную ситуацию (беседа - «Что дальше?» 25 минут.

  7. Закрепление представлений о способах конструктивного разрешения конфликтной ситуации (упражнение «Карточки») 15 минут.

  8. Упражнение «Обратная связь» 10 минут.





ХОД МАСТЕР-КЛАССА

1.Организационный момент. Участники располагаются на стульях, заранее расставленных по кругу. Проводится упражнение «Приветствие». Основное назначение данного упражнения - создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.

Ведущий встает в центр круга и предлагает каждому участнику по очереди назвать свое имя и одним словом охарактеризовать себя. Например: «Я- Катя. Я- симпатичная».

2.Предъявление конфликтной ситуации. Ведущий предлагает участникам ознакомиться с конфликтной ситуацией. В зависимости от возможностей учреждения знакомство ситуацией происходит с помощью:

- зачитывания текста ведущим;

- демонстрации ситуации с помощью актерской группы;

- просмотра ситуации с помощью мульти-медиа проектора.

Сюжет ситуации.

В четверг после генеральной репетиции перед очередным концертом педагог дополнительного образования объединения «Матрешки» Оксана Ивановна сидела в зале и отдыхала. Вдруг, в зал буквально «влетела» одна из мам, и, тыча в педагога пальцем, закричала: «А, сидите, довольны собой, ну сидите, сидите. Я это так не оставлю! Да что же это такое? Сколько еще вы будете издеваться над моей девочкой? Значит, моя Катя все и будет на задворках танцевать, где ее не видно, сколько можно? Выставили одних и тех же, а мы любуйся?! Где справедливость, вы, знаете ли, не за этим сюда пришли, ну, а если вы работать и учить не умеете, то и не беритесь!!!» Педагог, вскочила и со словами: «Да, кто вы такая, чтобы разговаривать со мной в таком тоне! Я после этого даже разговаривать с вами не собираюсь, выйдите отсюда, и можете идти жаловаться. А не нравится, можете и не ходить, никто не держит!

3.Упражнение «Как реагировать»? (Работа в микрогруппах).

Основная назначение данного упражнения - возможность «прожить» данную конфликтную ситуацию. Ведущий предлагает разделиться участникам на группы по 6- 7 человек в каждой. Каждой группе выдается текст с заданием. В случае, если групп будет более двух, задания могут дублироваться.

Задание:

1 группа должна предложить (показать) наиболее адекватную, эффективную реакцию педагога на заявление мамы.

2 группа должна предложить (показать) наиболее типичные способы реагирования в типичных конфликтных ситуациях.

После сигнала ведущего, участники обсуждают задание, распределяют и проигрывают роли. По окончании заданного времени группы демонстрируют результаты работы.

4.Сообщение: «Такие разные», рассмотрение ситуации с точки зрения структурного анализа Э.Берна. Сообщение предназначено для ознакомления педагогов с основой теории трансактного анализа Эрика Берна. Сообщение сопровождается компьютерной презентацией. Каждому участнику до начала сообщения выдается буклет с кратким содержанием основ теории Эрика Берна для более подробного ознакомления.

Ведущий: « Уважаемые педагоги! До начала сообщения предлагаю вам буклет и в течение 2-3 минут ознакомиться с его содержанием, чтобы иметь представление о содержании сообщения».

Далее, по ходу сообщения, ведущий оперирует содержанием сообщения, делает на него ссылки, демонстрирует соответствующие маски, интонирует, описывая коммуникативные позиции (Эго-состояния).

Тезисы сообщения.

Эрик Ле́ннард Берн (10 мая 1910 - 15 июля 1970) - американский психолог и психиатр. По его мнению, каждый из нас в ходе сообщения может выбирать одну из коммуникативных позиций - позицию Родителя, позицию Взрослого и позицию Ребенка. Выступая из родительской позиции, (ведущий надевает маску Родителя) мы ставим себя выше собеседника: позволяем себе оценивать его (хвалить или ругать и критиковать), советуем, проявляем заботу и т.п. Когда же в дело вступает Ребенок (ведущий надевает маску Ребенка) - мы веселимся, шутим, творим вместе с тем - канючим, капризничаем, обижаемся и дуемся. Взрослый в нас - самый адекватный и рациональный персонаж (ведущий надевает маску Взрослого). Он спокоен, он констатирует факты и рассуждает здраво. Это тот, кто способен договариваться с «трудными» людьми, это тот, кто отвечает за наш профессионализм.

Каждый из этих персонажей при общении обращается ко внутреннему Ребенку, Родителю или Взрослому собеседника. Например, когда наш Взрослый обращается к Взрослому собеседника - мы получаем профессиональную беседу, обмен сведениями. А когда наш Родитель обращается к Родителю другого, мы получаем беседу двух мамочек на детской площадке о том, как тяжело воспитывать малолетних «спиногрызов» или двух представителей «старой гвардии» о том, что «молодежь пошла нынче не та. Вот мы в их годы…» Если же наш Ребенок обращается к Родителю собеседника - может получиться разговор подчиненного с руководителем о просьбе повысить зарплату. Когда же наш Родитель обращается к Ребенку собеседника - перед нами «выволочка» подчиненного, не выполнившего вовремя задание и, наоборот, отеческое похлопывание по плечу опытного специалиста по завершении первого удачно прошедшего открытого урока. Любое такое обращение называется трансакцией.

Ведущий: Мастер-класс «По тонкому льду ожиданий»«Предлагаю вам применить полученные знания в конкретной конфликтной ситуации. Это мы сделаем в упражнении «Маски».

5.Упражнение «Маски». Упражнение предназначено для осознания педагогами своей коммуникативной позиции (Эго - состояния )в соответствии с коммуникативной позицией (Эго-состянием) родителя в конкретной конфликтной ситуации; «проживания» разных стратегий для снятия эмоциональной напряженности в конкретной конфликтной ситуации.

Ведущий предлагает участникам проиграть различные коммуникативные позиции (Эго-состояния) педагога в конфликтной ситуации: Взрослый, Родитель, Ребенок. Для участия в упражнении ведущий приглашает по очереди трех человек, которым выдаются соответствующие маски. Остальным участникам предлагается по ходу демонстрации помогать или демонстрировать свой вариант реагирования. При этом ведущий, в роли мамы, остается все время в одной маске (Ребенок).

Ведущий: «Уважаемые коллеги. В данной конфликтной ситуации я нахожусь в роли мамы в коммуникативной позиции (Эго-состоянии) «Ребенок» (одевает маску). Ваша задача: проиграть ситуацию с разных коммуникативной позиций (Эго-состояний) педагога, так, чтобы конфликтная ситуация «сошла на нет» и мама ушла от вас успокоенная. Участники по очереди демонстрируют разговор с мамой с разных позиций.

После того как очередной участник продемонстрировал упражнение, ведущий спрашивает остальных: «Подходят ли подобранные педагогом фразы в разговоре с мамой этому Эго- состоянию»? Почему? Как еще можно построить разговор?

Образцы масок

Родитель ребенок взрослый

Мастер-класс «По тонкому льду ожиданий»Мастер-класс «По тонкому льду ожиданий»Мастер-класс «По тонкому льду ожиданий»

6.Беседа «Что дальше?».

Ведущий: «Уважаемые коллеги, давайте немного отвлечемся и представим нашу конфликтную ситуацию в виде моря: сначала бушующее (ведущий включает звук шторма на 5-10 секунд). Благодаря диалогу, построенному исходя из коммуникативных позиций (Эго-состояний), наше бушующее море успокоилось - на море штиль (ведущий включает музыку прибоя). Мы любуемся спокойствием моря, но понимаем, что спокойствие обманчиво. Где-то в глубинах моря, оно не спокойно и в любой момент может начаться шторм.

Так и с нашей конфликтной ситуацией: конфликт не решен, а лишь снижена напряженность во взаимоотношениях. Это временный результат. Он дает нам возможность подготовиться к решению конфликта. А значит, что даже понимание и управление эмоциональным состоянием человека, его намерений и чувств не дает нам возможности разрешить конфликт. Ведь педагог не ответил на самый главный вопрос: «Каковы причины такого поведения родителя?»

Ведущий обращает внимание участников на то, что данный конфликт типичен для творческого коллектива. Все дети по-разному талантливы, и не всегда оценка педагога совпадает с уровнем ожиданий родителей об успешности своего ребенка.

Ведущий предлагает ответить на вопросы:

  1. Возможна ли работа педагога без конфликтов?

  2. Каковы причины возникающих конфликтов между педагогами и родителями ?

  3. В конфликте педагога и родителя, кто является пострадавшим?

Главное для педагога в любой конфликтной ситуации - это благополучие ребенка. Как минимум - его благополучие, т.е. конфликт мамы с педагогом его не затрагивает, как максимум - его развитие, т.е. прийти с мамой к общему виденью его возможностей в данном танцевальном коллективе. Естественно родители разные. Есть родители, с которыми можно разрешать конфликты, а есть родители, которые в силу объективных и субъективных причин не готовы к поиску конструктивных решений. Для минимизирования такого типа конфликтов для педагога на первое место выход система мер профилактики.

Ведущий предлагает создать копилку мер по профилактике конфликтов с включением различных категорий участников образовательного процесса. Все перечисляемые меры фиксируются ведущим на доске. В заключении ведущий перечисляет все меры профилактики, акцентирует внимание, на том, что их нужно проводить не только на уровне родителей, но и администрации, педагогов.

7.Упражнение «Карточки».

Основное назначение упражнения в присвоении педагогами необходимости разрешения конфликта в определенной последовательности

Ведущий: «Необходимо принять или соблюдать универсальные правила для решения конфликта. Эти правила разработал А.Я. Анцупов эксперт, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ, автор первого отечественного учебника по конфликтологии.

Сейчас, каждому из Вас будут розданы карточки с определенным действием из 17 шагов разрешения конфликта. Ваша задача, посовещавшись, выстроить цепочку логически правильных действий». Во время работы группы ведущий наблюдает за ходом. В случае, если нет явного лидера и группа инертна ведущему необходимо самому организовать процесс.

1

6

2

3

4

5

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17



Содержание карточек:

  1. Прекратить борьбу с оппонентом. Понять, что путем конфликта мне не удастся защитить свои интересы.

  2. Внутренне согласиться, что когда два человека конфликтуют, то не прав тот из них, кто умнее.

  3. Минимизировать мои негативные эмоции по отношению к оппоненту. Постараться найти возможность уменьшить его негативные эмоции по отношению ко мне.

  4. Настроиться на то, что потребуются определенные усилия для решения проблемы путем сотрудничества либо компромисса.

  5. Попытаться понять и согласиться с тем, что оппонент, как и я, преследует свои интересы в конфликте.

  6. Оценить суть конфликта как бы со стороны, представив на моем месте и месте оппонента наших двойников.

  7. Выявить, каковы истинные интересы моего оппонента в этом конфликте. Чего он, в конечном счете, хочет добиться. Увидеть за поводом и внешней картиной конфликта его скрытую суть.

  8. Понять основные опасения оппонента. Определить, что он боится потерять.

  9. Отделить проблему конфликта от людей. Понять, в чем главная причина конфликта, если не учитывать индивидуальные особенности его участников.

  10. Продумать и разработать программу-максимум, нацеленную на оптимальное решение проблемы с учетом интересов не только моих, но и оппонента. Подготовить 3-4 варианта решения проблемы.

  11. Продумать и разработать программу-минимум, нацеленную на то, чтобы максимально смягчить конфликт. Подготовить 3-4 варианта частичного решения проблемы или смягчения конфликта.

  12. Определить по возможности объективные критерии разрешения конфликта.

  13. Спрогнозировать возможные ответные действия оппонента и свои реакции на них по мере развития конфликта: если верен мой прогноз развития конфликта, это сделает мое поведение более конструктивным.

  14. Провести открытый разговор с оппонентом с целью разрешения конфликта.

Идея достижения компромисса, в котором мы идем по пути постепенного сближения.

  1. Попытаться разрешить конфликт, постоянно корректируя не только тактику, но и стратегию своего поведения в соответствии с конкретной ситуацией.

  2. Еще раз оценить свои действия на этапах возникновения, развития и завершения конфликта. Определить, что было сделано правильно, а где были совершены ошибки.

  3. Оценить поведение других участников конфликта, тех, кто поддерживал меня или оппонента. Конфликт сам по себе тестирует людей и выявляет те особенности, которые до этого были скрыты.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Педагоги могут разложить карточки не в той последовательности. В этом случае требуется обсуждение и приведения к заданной автором последовательности действия.

8.Упражнение «Обратная связь». Упражнение направлено на осознание участниками полезности и актуальности содержания мастер-класса, получение организаторами информации об отношении участников к проведенному мероприятию.

Ведущий предлагает участникам сочинить стихотворную форму «Синквейн» по определенному алгоритму:

1 строчка - 1 существительное

2 строчка - 2 прилагательных

3 строчка - 3 глагола

4 строчка - 2 подлежащих, 2 сказуемых

5 строчка - существительное, наречие, или междометье.

Например:

«Мастер-класс!

Волнующий, интересный!

Манит. Учит. Вдохновляет.

Мысли будоражит, уверенность будит.

Полезно!»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ МАСТЕР-КЛАССА


Пространственно-временная организация мастер-класса. По нашему опыту, мастер - класс целесообразно проводить 1.5- 2 часа. Для организации мастер-класса требуется просторное помещение (выставочный зал, зал хореографии, кабинет большой площади), чтобы иметь возможность разместить мультимедиапроектор, экран, достаточное количество стульев.

Ведущим мастер-класса может быть педагог-психолог самого учреждения, либо он может быть приглашен из другого учреждения.

Организационно-методические требования. Для проведения потребуется следующее материальное обеспечение: столы, стулья (по количеству участников), мультимедиапроектор, магнитофон, экран, компьютер, доска. Для организации работы участников необходимо подготовить следующий реквизит: маркеры, мел (для работы с доской), текст для упражнения «Как реагировать?», маски (3 штуки), разноцветные карточки для упражнения «Маски» (17 штук), ручки и листы

Организационный момент. В зависимости от уровня знакомства участников семинара можно провести и другие упражнения на знакомство.

Демонстрация ситуации. Демонстрацию можно провести разными способами:

зачитать текст;

при помощи мультимедиапроектора заранее снятый сюжет;

с помощью заранее подготовленной актерской группы.

Упражнение «Как реагировать». По ходу работы групп ведущий выступает в роли координатора . Хронометрирует процесс подготовки выступления.

Сообщение «Такие разные». Для сообщения по теме можно пригласить специалиста по конфликтологии из другого учреждения, организации. В этом случае до начала мастер - класса ведущий представляет специалиста участникам.

Для поддержания текста сообщения желательно подготовить:

  • компьютерную презентацию по теме;

- буклеты каждому участнику мастер-класса с кратким изложением основ теории трансактного анализа Э. Берна. Если в учреждении нет технических возможностей, то можно применить одну из вышеперечисленных форм.

Упражнение «Маски». Для упражнения необходимо заранее подготовить маски размером с человеческое лицо, с палкой - держателем (образцы прилагаются). Для более эффективной организации упражнения ведущему можно заранее ( до начала мастер-класса) договориться с тремя участниками мастер-класса для участия в упражнении «Маски».

Беседа «Что дальше?». Ведущему необходимо заранее продумать перечень профилактических мер по пресечению конфликтов с разными группами: родители, администрация, коллеги. Ведущий может воспользоваться помощью одного из участников семинара для более быстрого фиксирования предложений участников на доске.

Упражнение «Карточки». Карточки готовятся заранее. Текст печатается на цветной стороне карточки. Для проведения анализа выполнения задания, цвета карточек могут быть:

в спектре цветов радуги;

от темного к светлому.

Упражнение «Обратная связь». Предлагаемая форма «Синквейн» может быть предложена каждому участнику, либо группам участников (деление на группы произвольное, по распределению ведущего). Для проведения упражнения можно использовать и другие формы:

- нарисуйте свое отношение;

- напишите одним словом свои впечатления от мастер-класса;

- изобразите сове отношение к мастер-классу и др.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анцупов А. Я. Конфликтология. - М.: Питер, 2007. - 490 с.

  2. Анцупов А.Я. Семнадцать шагов для разрешения конфликта.- [Электронный ресурс]. - Сайт: elitarium.ru.- 2009 |51,5 Kb|.- Режим доступа: elitarium.ru/2005/04/27/17_shagov_dlja_razreshenija_konfliktov.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

  3. Белинская А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов. - М.: Прометей, 2000. - 223 с.

  4. Куприянов Б.В. Обеспечение позитивных взаимоотношений в классе// Справочник классного руководителя.- 2008.- № 1.- С. 40-42

  5. Мелибруда,Е. Я - Ты - Мы : Психол. возможности улучшения общения. - М. : Прогресс, 1986. - 254с.

  6. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта// Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М, 1977. - С 130

  7. Пустынникова Ю.М. «Игры взрослых, или проблемы разновозрастных коллективов». Ж. «Секретарь-референт» № 4(40), апрель 2006г. [электронный ресурс ] - Сайт «Аксима:Консалт» - 2009 |187 Kb| - режим доступа J: / Аксима.mht. Свободный - Загл. с экрана.- Яз. Рус.

  8. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 127с.

  9. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействия в педагогическом процессе». Материалы сайта «lib.uni - dubna.ru. Библиотечный комплекс».

  10. Семёнова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога : учеб. пособие. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. - 249с.

  11. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; Под ред. А.В. Мудрика.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 240с.

  12. Фелау, Эберхард Г. Конфликты на работе: как их распознавать, разрешать, предотвращать [пер. с нем. Е.А. Зись]. - М.: Омега-Л, 2006. - 116с.

МАТЕРИАЛЫ БУКЛЕТА

Эрик Ле́ннард Берн (10 мая 1910 - 15 июля 1970) - американский психолог и психиатр.

По его мнению, каждый из нас в ходе сообщения может выбирать одну из коммуникативных позиций - позицию Родителя, позицию Взрослого и позицию Ребенка.

Выступая из родительской позиции, (ведущий надевает маску Родителя) мы ставим себя выше собеседника: позволяем себе оценивать его (хвалить или ругать и критиковать), советуем, проявляем заботу и т.п.

Когда же в дело вступает Ребенок (ведущий надевает маску Ребенка) - мы веселимся, шутим, творим вместе с тем - канючим, капризничаем, обижаемся и дуемся.

Взрослый в нас - самый адекватный и рациональный персонаж (ведущий надевает маску Взрослого). Он спокоен, он констатирует факты и рассуждает здраво. Это тот, кто способен договариваться с «трудными» людьми, это тот, кто отвечает за наш профессионализм.

Мастер-класс «По тонкому льду ожиданий»

Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, мы находимся в эго-состоянии Родителя (Р).

Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой, мы находимся в эго-состоянии Взрослого (В).

Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, мы находимся в Эго-состоянии Ребенка (Ре).

В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из 3-х Эго-состояний.

Каждый из этих персонажей при общении обращается ко внутреннему Ребенку, Родителю или Взрослому собеседника. Например, когда наш Взрослый обращается к Взрослому собеседника - мы получаем профессиональную беседу, обмен сведениями. А когда наш Родитель обращается к Родителю другого, мы получаем беседу двух мамочек на детской площадке о том, как тяжело воспитывать малолетних «спиногрызов» или двух представителей «старой гвардии» о том, что «молодежь пошла нынче не та. Вот мы в их годы…» Если же наш Ребенок обращается к Родителю собеседника - может получиться разговор подчиненного с руководителем о просьбе повысить зарплату. Когда же наш Родитель обращается к Ребенку собеседника - перед нами «выволочка» подчиненного, не выполнившего вовремя задание и, наоборот, отеческое похлопывание по плечу опытного специалиста по завершении первого удачно прошедшего открытого урока. Любое такое обращение называется трансакцией.

Мастер-класс «По тонкому льду ожиданий»

Мастер-класс «По тонкому льду ожиданий»




13

© 2010-2022