• Преподавателю
  • Музыка
  • Мастер-класс для учителей музыки «Влияние современных исполнителей инструментальной музыки на развитие интереса учащихся»

Мастер-класс для учителей музыки «Влияние современных исполнителей инструментальной музыки на развитие интереса учащихся»

ПРОГРАММА проведения мастер-класса « Влияние современных исполнителей инструментальной музыки на развитие интереса учащихся» Разработчик: учитель музыки и искусства Батенко Лариса Германовна    Цель мастер-класса: - представить опыт работы учителя музыки по теме: «Влияние современных исполнителей инструментальной музыки на развитие интереса учащихся». - сформировать представление об особенностях композиторского творчества Янни Хрисомаллиса. Задачи: - познакомить участников мастер-класса с методами и приемами по развитию интереса учащихся к инструментальной музыке; - повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике; - создать условия для приобретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля. План проведения мастер-класса  Вводная информация:Актуальность использования на уроках музыки произведения современных композиторов и исполнителей. Презентация опыта: ««Влияние современных исполнителей инструментальной музыки на развитие интереса учащихся». Презентация урока: « Музыкальные инструменты симфонического оркестра». Моделирование-практическое задание преподавателям музыки -обсуждение авторских моделей урока. Рефлексия:  - дискуссия по результатам совместной деятельности - выводы.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по НМР

_______________Л.А.Крыжановская

«_____»_______________2012г.





Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

имени Ц.Л.Куникова






ПРОГРАММА

проведения мастер-класса





« Влияние современных исполнителей

инструментальной музыки на развитие интереса учащихся»








Разработчик:

учитель музыки и искусства

Батенко Лариса Германовна





Геленджик, 2012



Цель мастер-класса:

- представить опыт работы учителя музыки по теме: «Влияние современных исполнителей инструментальной музыки на развитие интереса учащихся».

- сформировать представление об особенностях композиторского творчества Янни Хрисомаллиса.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с методами и приемами по развитию интереса учащихся к инструментальной музыке;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;

- создать условия для приобретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля.


План проведения мастер-класса


  1. Вводная информация:

Актуальность использования на уроках музыки произведения современных композиторов и исполнителей.


  1. Презентация опыта: ««Влияние современных исполнителей инструментальной музыки на развитие интереса учащихся».


  1. Презентация урока: « Музыкальные инструменты симфонического оркестра».


  1. Моделирование

-практическое задание преподавателям музыки

-обсуждение авторских моделей урока.


  1. Рефлексия:

- дискуссия по результатам совместной деятельности

- выводы.


  1. Актуальность использования на уроках музыки произведения современных композиторов и исполнителей.



Урок музыки. Казалось бы, понятное словосочетание «урок музыки», но что это за урок? Тот, что мы провели, или тот, который извлекли? И где получен этот урок: в школе, на концерте, при просмотре телепередачи?

Речь пойдет об уроке, который стоит в школьном расписании, который творится учителем, соавторами которого становятся дети.

Понятно, что педагогическое мастерство не приходит по вдохновению, оно вырабатывается на основе имеющихся знаний и опыта. Как композитор, создавая свои творения, хорошо знает особенности художественной формы, так и для учителя музыки, важно знать особенности педагогической формы.

Создавая урок для детей, необходимо учитывать, чтобы он воспринимался ими как урок творчества.

В общепринятом понимании современный урок музыки- это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Задачи школьного образования центрируются вокруг ребенка, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.

По словам Н.Е.Щурковой и ее коллег, ситуация современного урока- это ситуация расставания с уроком строгим и встреча с малоизученным и не совсем знакомым, уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры.

Определяя свои действия на пути к достижению цели урока я выстраиваю систему педагогических задач, которые помогают увидеть, как будет разворачиваться содержательная ткань урока- программный материал, деятельность учащихся.

Изменениям в процессе музыкальной деятельности подвергается, прежде всего, музыка. Совершенствуются ее формы, жанры, средства создания и воссоздания.

Музыка не может не обновляться. Нельзя представить, чтобы те преобразования, которые в ХХ в. охватили все стороны жизни общества, никак не коснулись музыки, ее образов, стилей, средств выразительности. В искусстве всегда существовала связь времен, таким образом оно доказывало значение человеческой памяти. Современная музыка при всем своем новаторском облике не отрывается от классической традиции, она как бы вырастает из нее, хотя и обновляется благодаря индивидуальности автора и веянию современной жизни.

2. Презентация опыта: ««Влияние современных исполнителей классической музыки на развитие интереса учащихся».

В наше время существует огромное количество низкопробных певцов, вокально-инструментальных ансамблей, которые называются группы. Эти новомодные «артисты» растут, как грибы после дождя. Рост количества, к сожалению, сопровождается падением качества. Почему? Наверное, потому что интерес к музыке у молодежи (молодежь- основные сочинители, исполнители и слушатели) не подкреплялся ростом профессиональной музыкальной подготовки.

Если мы с вами не предъявляем высоких требований как слушатели, то исполнители и сочинители не стремятся к совершенствованию, что ведет к снижению наших музыкальных вкусов. В результате то хорошее, что есть на эстраде, теряется в массе низкопробных, безграмотных исполнителей. Обратите внимание, что многие из них подражают не самым лучшим музыкантам Запада. И мы получаем оглушительный грохот электроинструментов, пение под фонограмму безголосых певцов и механический бездушный ритм. Эти исполнители существуют только потому, что на земле много слушателей, лишенных музыкального (настоящего) вкуса. Легко попадающих в сети эффектных шоу.

Сегодня я хочу вас познакомить с одним из самых известных во всем мире композитором и музыкантом Янни.

На одном из уроков музыки учащиеся выбирали темы для творческого проекта. Одной из озвученных тем, была тема « Современные исполнители классической музыки» и учащийся Савин Андрей принес видеоматериал с концертом незнакомого нам композитора Янни Хрисомаллиса. Нас всех поразил стиль музыкальных произведений, многонациональность коллектива, доброжелательная атмосфера, где каждый музыкант может выступать с солирующей партией.

Янни родился в 1954 году в городе Каламатра в Греции. Родившись в живописной деревушке, он стал известен всему миру как музыкальное явление. Будучи музыкантом-самоучкой, который не умеет читать и писать музыку, разрабатывает собственную систему ритма и нотной грамоты, по которой безупречно исполняет и сочиняет свою музыку. Он ищет свой стиль, экспериментирует, играя рок и джаз. Он углубляется в синтезаторный звук и собственное воображение. Немного времени понадобилось, чтобы заявить о себе как о студийном музыканте, ярком композиторе и продюсере.

После выхода его первого самостоятельного альбома в 1984 году, Янни был перехвачен компанией Privat Music, которая издала в 1986г. альбом

« Keys to Imagination», и с той поры музыкант стал одной из самых заметных фигур в мире современной инструментальной музыки.

Янни находит свой новый стиль, соединяя в музыке все лучшее из ранних альбомов, и новый, более уверенный, размеренный ритм, завоевывая все новых и новых поклонников. В альбоме под названием « In My Time» Янни отказался от электронного звука и сыграл все на фортепиано вместе со струнными инструментами. Одна из композиций альбома была удостоена самой престижной премии в музыкальном мире - «Греми» за лучшую инструментальную композицию года.

В ноябре 1993 года Янни дает концерт на своей родине, в стенах древнего Акрополя в Афинах, вместе с Лондонским королевским филармоническим оркестром. Многие композиции он облекает в симфоническую форму. Только на видео концерт расходится тиражом 5 миллионов экземпляров и обходит все крупные телеканалы мира. Общий же тираж всех альбомов превышает 12 миллионов экземпляров.

Янни объезжает почти все европейские столицы, и везде его ждет успех. В Мексике он был первым музыкантом, кому удалось собрать аудиторию 50 тысяч человек.

В 1997-98 годах Янни совершает гастрольный тур по всему миру и выпускает абсолютно новый концертный альбом « Tribute», который был сыгран и записан в стенах Тадж-Махала ( Индия) и в императорском дворце в Запретном городе в Китае, куда доступ иностранцам долгое время был запрещен.

Путешествие по Востоку явно отразилось на его композициях- к греческой мелодии добавились индийские, арабские и японские мотивы, и в Папуа- Новой Гвинее, где Янни давал концерт, к нему присоединился местный музыкант, который добавил африканских пассажей в яркое полотно музыкальных симфоний. А в целом та же взрывная, немного джазовая в духе поп инструментальная музыка с фортепианными балладами в симфоническом исполнении.

Янни является одним из самых популярных представителей инструментальной музыки в мире, а его альбомы стабильно входят в двадцатку европейских хит-парадов.

При изучении темы «Музыкальные инструменты» я использую видеозаписи концертов Янни, так как дети с большим удовольствием слушают его музыкальные произведения, узнают как звучит каждый изучаемый инструмент, узнают порядок расположения музыкантов в оркестре, видят работу дирижера.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять характер, жанровую основу музыкального произведения; выполнять задания творческого характера, оценивать результаты своей работы.


3.Презентация урока: « Музыкальные инструменты симфонического оркестра».

Обязательной составной частью урока является музыкально-ритмическое движение. Учащиеся учатся пониманию пульсации метроритма, умению повторить ритм, ощущению сильной и слабой долей, постигают навыки определения двух- и трехдольных размеров музыки, темповых особенностей, восприятию и исполнению простейших ритмических записей.

Использование элементов тактирования, дирижирования также способствует активному, осмысленному слушанию музыки, постижению ее метроритмической специфики.

Игровой компонент повышает привлекательность музыкального материала и делает его удобным для запоминания, поощряет у детей стремление заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока и самостоятельно.

Развитию творческого начала учеников содействует выполнение таких заданий, как «Ты- дирижер», «Ты-композитор», присутствие элементов вокальной, инструментальной и двигательной импровизации, сопровождение собственного пения на шумовых инструментах. Все это благотворно воздействует на психофизическое состояние школьников.

Давайте послушаем Вальс П.И.Чайковского в исполнении симфонического оркестра.

А теперь, представим себе, что на сцену выходит симфонический оркестр. Музыканты занимают свои места. Музыка пока не звучит, но оркестр уже начался. Он начался давным-давно, и все в нем, начиная от постоянных мест оркестрантов до их костюмов, подчиняется правилам музыкальной игры. В оркестр входят от 25 до 100 музыкантов

Оркестр делится на четыре группы.

1. Струнная группа инструментов - скрипка, альт, виолончель и контрабас. Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи удара по струнам.

(Показываю внешний вид каждого инструмента на плакате и их звучание на синтезаторе).

2. Вторая группа - это духовые музыкальные инструменты. Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха. Эта группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.

К деревянным духовым инструментам относятся - флейта, кларнет, фагот, гобой.

К медным духовым инструментам относятся - валторна, труба, тромбон и туба.

( Показываю внешний вид каждого инструмента на плакате и их звучание на синтезаторе).

3. В третью группу входят рояль, арфа и челеста.

(Показываю внешний вид каждого инструмента на плакате и их звучание на синтезаторе)

4. К четвертой группе относятся ударные инструменты. Это - барабаны, литавры, тарелки, треугольники, маракасы, бубны.

(Показываю внешний вид каждого инструмента на плакате и их звучание на синтезаторе).

Гобой играет ноту "ля" и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от "до" до "си". Наконец инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки.

Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют входящего на сцену ДИРИЖЕРА - руководителя оркестра.

Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии. (Показываю оркестровую партитуру)

(Предлагаю посмотреть видеозапись оркестра)

Оркестр - это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.

Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!

4.Моделирование

Практическое задание преподавателям музыки.

Участникам мастер- класса предлагается с помощью карточек составить схему размещения музыкантов в оркестре и цветными карандашами обозначить музыкальные инструменты.

Мастер-класс для учителей музыки « Влияние современных исполнителей инструментальной музыки на развитие интереса учащихся»

Мастер-класс для учителей музыки « Влияние современных исполнителей инструментальной музыки на развитие интереса учащихся»




5. Рефлексия

1.Дискуссия по результатам совместной деятельности.

2.Выводы

Музыка- самое сложное из всех видов искусства. За молодежью будущее. И наша с вами задача вселить в души ребят чистое, светлое, доброе понимание музыки и искусства в целом. За многовековую историю человечество собрало бессчетные богатства в области музыки: возникали и совершенствовались музыкальные инструменты, видоизменялись и совершенствовались новые жанры музыки, менялись музыкальные стили. В культуре каждого народа появились имена прославленных композиторов и исполнителей. Из века в век люди бережно сохраняют бесценный дар музыкальных шедевров, который имеет дивную особенность не только рассказывать о своем времени, но и волновать людей будущего, отзываясь на их радости и тревоги, пробуждая их мечты и память.

Сегодня нужна музыка открытая «всем ветрам» современности, которая соответствует мыслям, чувствам, стремлениям, которая возвысит человека, сделает его гуманнее, чище, добрее, духовнее.


Использованная литература:


  1. Замятина Т.А. Уроки мастерства «Современный урок музыки». Москва, издательство «Глобус», 2010г.

  2. Давыдова М.А. Мастерская учителя «Уроки музыки».

Москва «ВАКО», 2008г.

  1. Наменко Т.И. «Музыка» Волгоград, издательство «Учитель, 2006г.

  2. Кабалевский Д.Б. « Музыка»Москва, «Просвещение» 2007г.

  3. Критская Е.. Поурочные разработки по музыке, Москва «Вако» 2012

6. Видеодиски концертов Янни.

© 2010-2022