«Мелкогрупповые занятия на начальном этапе обучения гитаристов»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

Тема: «Мелкогрупповые занятия на начальном этапе обучения гитаристов»

Автор: Викторова Наталия Владимировна ГБОУ Школа 2053

Москва, 2015г

В различных сферах музыкальной педагогики уже обсуждаются вопросы применения индивидуально-групповой формы обучения. Преподаватели музыки различных специализаций (вокал, фортепиано, скрипка, гитара и т.д.) проводят уроки специальности как индивидуально, так и в группе учащихся. Но в отечественном музыкальном образовании эти тенденции носят скорее характер новаторства, а не традиции и требуют дальнейшего изучения и разработки.

Исследования в этой области показывают, что можно значительно активизировать учебный процесс, если в ходе обучения педагог сочетает индивидуальные и групповые формы работы. Особое внимание уделяет особенностям организации учебной деятельности в соответствии с возрастом учеников, проводит занятия с акцентом на индивидуализированную самостоятельную работу, осуществляет систематический контроль развития учебной активности каждого учащегося. Сочетание индивидуальных и групповых занятий, во-первых, помогает педагогу наладить взаимоотношения с учеником на индивидуальных уроках, а во-вторых, создаёт больше условий для творческой самореализации учащихся на коллективных уроках.

Одним из важнейших педагогических условий для развития и формирования личности учащегося, безусловно, является создание благоприятного психологического климата. Наличие в учебном процессе групповых занятий по специальности побуждает обучающихся, к активной учебной деятельности как на уроке («групповой эффект»), так и при самостоятельных занятиях, чтобы не отставать от товарищей по учебе. Каждого участника группы мотивирует к активной учебной деятельности понимание того, что он не один занимается музыкой, что есть другие ребята, такие же, как и он. Дружба с другими начинающими гитаристами, общение на музыкальные темы - всё это реализуется на групповых занятиях гитарой.

Обязательные выступления учащихся на групповых занятиях непременно будут способствовать привыканию к зрительской аудитории, помогут научиться справляться со сценическим волнением.

Опыт организации обучения в общеобразовательной школе показывают, что групповым методом эффективнее передавать знания. Поэтому теоретическую подготовку учащихся, на наш взгляд, лучше проводить на групповых занятиях, а «преобразовывать» знания в умения и навыки необходимо с каждым учащимся в индивидуальном порядке.

Групповое занятие позволяет проводить исполнительские конкурсы внутри своего класса. Здесь объективно создаются хорошие условия для совместных творческих поисков, здоровой состязательности: появляется возможность для чтения с листа ансамблевой литературы, проведения небольших конкурсов на лучшее прочтение одного или нескольких произведений какого-либо автора. Разбор и анализ ошибок также проводится совместно, развивая умение критически оценивать свою игру и игру товарищей. На совместных уроках уже сами учащиеся могут составлять и формулировать друг другу «эвристики». Это тем более ценно, что в ходе такой работы приобретается некоторый методический опыт, столь необходимый для дальнейшей педагогической деятельности.

Это очень стимулирует учащихся к самостоятельным занятиям на инструменте, особенно если с помощью родителей удаётся организовать награждение победителей призами. Проведенное нами экспериментальное исследование свидетельствует, что создание педагогических условий, обозначенных в настоящей работе, внедрение в учебно-воспитательный процесс специальной методики на основе индивидуально-групповой формы обучения предоставляют новые возможности для оптимизации процесса обучения гитаристов в российских учреждениях дополнительного образования.



© 2010-2022