Рабочая программа по русскому языку 2 класс 8 вид

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по предмету «Письмо и развитие речи» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой - М.; Просвещение, 2013.

Программа рассчитана на 68 часов, по 2часа в неделю и в связи с учетом индивидуальных особенностейобучающегося, в данной программе скорректировано количество часов и произведены изменения и содержательной части за счет сокращения части тем, но сохранены основные темы

В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.

Задачи:

  1. Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.

  2. Заложить основы для овладения устной и письменной речи.

  3. Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.

  4. Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.

  5. Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.

Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

  • развитие навыков каллиграфии;

  • развитие фонетико-фонематических представлений;

  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  • развитие высших психических функций;

  • развитие речи, владение техникой речи;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.

ПОВТОРЕНИЕ

Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.

ЗВУКИ И БУКВЫ

Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами и и й, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р - л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.

СЛОВО

Изучение слов, обозначающих предметы:
называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол - столы; рама - рамы);
различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул - спинка, сиденье, ножки);
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан - кружка, кушетка - диван).
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?
группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);
различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).
Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.

ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ

Совершенствование техники письма.
Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.
Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.
Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.
Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов - подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.
Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.

УСТНАЯ РЕЧЬ

Повторение пройденного за год.
Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.
Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий.
Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:
анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р - л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Перечень учебно-методического обеспечения

-компьютер, компьютерные презентации, таблицы по темам, дидактический материал, перфокарты, алфавит в картинках, плакаты.

Прогнозируемый результат:

  • развитие речи, мышления, воображения;

  • освоение элементарных сведений по грамматике, осмысленного отношения к основным элементам языка;

  • овладение практическими навыками устной и письменной речи, формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;

  • воспитание интереса к родному языку, стремления совершенствовать свою речь;

  • пробуждение познавательного отношения к родному слову.

Учащиеся должны уметь:

  1. анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие;

  2. списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

  3. писать под диктовку;

  4. составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.



Учебно - методическое обеспечение рабочей программы

  1. Агеев, И.Д. Трудные слова. Обучающий словарик.- СПб.: СОЮЗ, 1999.- 160с.

  2. Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 1991.- 176с.

  3. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов/ А.К.Аксёнова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 320с.

  4. Аксенова, А.К., Якубовская Э.В. Сборник диктантов для вспомогательной школы: (1- 4 кл.). Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1980.-160с.

  5. Воронкова, В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы- М.: Школа- Пресс, 1995.- 128с.

  6. Воронкова, В.В., Русский язык: Учебник для 2 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 128с.

  7. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе/ Сост. Н.А.Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2003.- 128с.

  8. Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках 1-2 классы Волгоград, издательство «Учитель» 2005 г.

  9. Игра для детей: Поиграем со словами/ разработчики: Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.- КОГУП «Кировская областная типография», 2003г.

  10. Крупенчук, О.И. Игры со звуками и буквами для дошкольников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.- 64с

  11. Максимук, Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2004.- 128с.

  12. Межецкая,Т.Г. Различаем буквы и звуки: Пропедевтика нарушений письменной речи.- М.: ТЦ Сфера, 2009.- 32с

  13. Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы. Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение», 2013 г.

  14. Седых Н.А. Коррекция письма и чтения у детей с общим недоразвитием речи издательская группа « Основа» 2008 г.

  15. Соловьёва, Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.: ТЦ Сфера (Библиотека журнала «Логопед»), 2009.- 64с.

  16. Ундзенкова, А.В., Сагирова, О.В. Русский с увлечением!- Екатеринбург: Изд- во «ЛИТУР», 2003.- 264с.

  17. Якубовская Э.В., Павлова. Н. В.. «Русский язык» Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2012 г.














Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Дата проведения

план

факт

1

Понятие о предложении.

1

2.09

2

Употребление простого предложения. Большая буква в начале, точка в конце.

1

4.09

3

Установление количества звуков и букв в слове.

1

7.09

4

Звуки гласные и согласные и их различие.

1

8.09

5

Гласные звуки и буквы.

1

14.09

6

Согласные звуки и буквы.

1

15.09

7

Различие гласных и согласных звуков и букв.

1

21.09

8

Слово. Выделение звука из слова. Установление количества звуков и букв в слове.

1

22.09

9

Определение последовательности звуков и букв в слове (работа с условно-графической схемой).

1

28.09

10

Слова, которые отличаются одним звуком. Слова, которые различаются количеством звуков.

1

29.09

11

Слова, которые отличаются последовательностью звуков.

1

5.10

12

Слова с гласной э. Слова со стечением согласных.

1

6.10

13

Контрольная работа по теме «Звуки гласные и согласные и их различие».

1

12.10

14

Гласные ударные и безударные. Их различие в двусложных словах. Постановка знака ударения.

1

13.10

15

Ударение в словах. Выделение ударного гласного в слове. Постановка знака ударения.

1

19.10

16

Ударные и безударные гласные. Их различие в двусложных словах. Постановка знака ударения.

1

20.10

17

Слог. Слог, как часть слова. Определение количества слогов в слове по числу гласных букв. Деление слов на слоги.

1

26.10

18

Слог. Деление слова на слоги. Гласные в образовании слогов.

1

27.10

19

Перенос слов. Перенос слов по слогам. Перенос части слова при письме. Правила переноса.

1

2.11

20

Слова с буквами и и й, их различие, деление слов на слоги. Согласные артикулярно сходные р-л. Их различие на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.

1

3.11

21

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы».

1.

9.11

22

Согласные звонкие и глухие. Определение звонких и глухих согласных.

1

16.11

23

Дифференциация б-п, в-ф.

1

17.11

24

Дифференциация г-к, д-т.

1

23.11

25

Дифференциация ж-ш, з-с.

1

24.11

26

Обобщение дифференциации звонких и глухих согласных. Шипящие и свистящие согласные звуки.

1

30.11

27

Шипящие согласные. Различие на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.

1

1.12

28

Свистящие согласные. Различие на слух и в произношению написание слов с этими согласными.

1

7.12

29

Дифференциация свистящих и шипящих согласных. Аффрикаты: (ч-ть-щ, щ-ть-с).

1

8.12

30

Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.

1

14.12

31

Буква е в начале слова или слога.

1

15.12

32

Буква ю в начале слова или слога.

1

21.12

33

Буква я в начале слова или слога.

1

22.12

34

Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Деление слов на слоги.

1

28.12

35

Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Деление слов на слоги.

1

29.12

36

Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных гласными буквами е, ё, и, ю, я, ь.

1

12.01

37

Гласные о-ё после твердых и мягких согласных.

1

18.01

38

Гласные у-ю после твердых и мягких согласных.

1

19.01

39

Гласные а-я после твердых и мягких согласных.

1

25.01

40

Контрольная работа по теме «Согласные твердые и мягкие».

1

26.01

41

Разделительный ь и ъ. Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительным мягким знаком.

1

1.02

42

Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительным мягким знаком.

1

2.01

43

Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительным твердым знаком.

1

8.02

44

Слова, обозначающие предметы. Предмет и его название.

1

9.02

45

Названия предметов, отвечающие на вопрос что это?

1

15.02

46

Обобщающие слова для группы однородных предметов.

1

16.02

47

Названия предметов, отвечающие на вопрос кто это?

1

22.02

48

Обобщающие слова для группы однородных предметов.

1

29.02

49

Названия предметов, отвечающие на вопрос что это? кто это?

1

1.03

50

Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

1

7.03

51

Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

1

14.03

52

Слова, обозначающие действия предметов. Действие и его название.

1

15.03

53

Название действий предметов по вопросам что делают? Что делает?

1

21.03

54

Название действий предметов по вопросам что делают? Что делает?

1

22.03

55

Группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается).

1

28.03

56

Согласование слов, обозначающих действия со словами, обозначающими предметы.

1

29.03

57

Название предметов и действий. Выделение названий предметов и действий по вопросам. Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими предметы.

1

4.04

58

Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими предметы.

1

5.04

59

Контрольный диктант по теме «Слова, обозначающие предметы и действия предметов».

1

11.04

60

Работа над ошибками по теме «Слова, обозначающие предметы и действия предметов».

1

12.04

61

Понятие о предложении. Построение простого предложения. Большая буква в начале предложения и точка в конце.

1

25.04

62

Выделения предложения из текста. Правила записи предложения. Предложение и его схема.

1

26.04

63

Связь слов в предложении. Порядок слов в предложении.

1

2.05

64

Составление предложений по предметной картинке, по сюжетной картинке.

1

3.05

65

Контрольный диктант по теме «Предложение».

1

10.05

66

Составление предложений по вопросу.

1

16.05

67

Итоговый контрольный диктант за год.

1

23.05

68

Обобщающий урок

1

24.05





© 2010-2022