Статья по теме: Здоровьесберегающие технологии в обучении на уроках музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ


Корчагина Э.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Лицей №6, г. Воронеж


Аннотация: в работе предложена методика использования здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе. Под здоровьесберегающими технологиями, пригодными для применения на уроках музыки понимаются вокалотерапия, ритмотерапия, логоритмика, музыкотерапия. Выявлен положительный эффект от их применения.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, вокалотерапия, ритмотерапия, логоритмика, музыкотерапия, дыхательные упражнения, вокальная деятельность, пение, умственная работоспособность, музыкальный слух, память, чувство ритма, внимание, мышление.


В Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Забота о здоровье детей - важнейшая задача современного общества, она должна решаться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений.

Необходимо создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть разработать меры по здоровьесбережению, внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс, формировать физическое здоровье детей через вибрационно-вокальную деятельность и дыхательные упражнения, а так же снимать нервно - психические нагрузки учащихся. На уроках музыки и во внеклассной работе можно для оздоровления детей использовать терапию музыкой.

В ходе работы с учащимися на уроках музыки можно применять такие здоровьесберегающие технологии, как вокалотерапия, ритмотерапия, логоритмика, музыкотерапия.

Человечеству многие тысячелетия известно о врачующем воздействии музыки. Так, в Древнем Египте с помощью пения хора избавляли от бессонницы, в Древней Греции звуками трубы исцеляли от радикулита и расстройств нервной системы. Эффективность музыкотерапии обуславливается не только эмоциональным воздействием на здоровье человека, но и сочетаемостью музыкальных звуков с вибрациями отдельных органов и систем организма.

Уже в те далёкие времена древнегреческие ученые и музыканты пытались создать что-то вроде «звуковой классификации», в основе которой лежали ощущения и реакции, вызываемые музыкой. Она подразделялась на 3 основных лада: фригийский - страстный и возбуждающий, лидийский - грустный и тоскливый, дорийский - строгий и мужественный.

Увлекались музыкотерапией и в ХVIII-ХIХ веках. В ХХI веке человек перегруженный стрессами оказался весьма восприимчивым к неврозам и астении. И врачи всё больше стали прибегать к методам музыкотерапии. Музыкой лечатся теперь многие заболевания. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой.

Музыка активизирует работу мозга в целом, воздействует на её определенные мозговые зоны.

Какая же музыка благотворно действует на человека?

Исследователи считают, что благотворно действует на человека именно «классическая музыка». Она влияет не только на умственные способности человека, но и на развитие его мозга в целом. Было выяснено, что профессиональные музыканты и люди, которые часто слушают «классическую музыку», обладают отличной памятью и способностью к языкам.

Музыка может быть средством успокоения и лечения. Большое значение она имеет как средство борьбы с переутомлением.

Терапия музыкой, дошедшая до нас из глубины веков в наш бурный, стремительный век, широко применяется в медицинской и педагогической практике. Ученые, врачи и музыканты многих стран изучают воздействие музыки определенных стилей и направлений на те или иные органы и весь организм в целом. Например, врачами Германии и Японии установлено целительное влияние музыки Моцарта и Бетховена на пациентов с язвой желудка и двенадцати перстной кишки, Бетховена - на больных артритом и ревматизмом.

Ученые приписывают классическим произведениям Вивальди, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шуберта, Грига, Дебюсси, Шумана просто чудодейственный эффект. Принято считать, что музыка В. Моцарта способствуют быстрому усваиванию информации и влияет на умственную работоспособность. Снять усталость, эмоциональное напряжение помогут «Венгерская рапсодия» Листа, Полонез Огинского. Лучшим средством от бессонницы считаются пьесы Сибелиуса, Грига, Чайковского. Улучшению памяти способствует периодическое прослушивание произведений, входящих в цикл «Времена года» Вивальди.

Занимаясь музыкотерапией, особое внимание следует уделять использованию звука в сочетании с пением, т.е. вокалотерапии. Пение вызывает вибрационные воздействия на определенные органы (моторно-вокальный рефлекс).

Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат. Стимулирует работу внутренних органов за счёт активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а также вибрационных процессов, возникающих в результате фонации.

Вокалотерапия предполагает использование на уроках музыки определенных дыхательных и голосовых упражнений, которые кроме развивающих и обучающих задач решают еще и оздоровительно-коррекционные задачи.

В педагогической практике целесообразно использовать дыхательные упражнения дыхательной лечебной гимнастики, разработанной педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Комплекс этих упражнения улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани, улучшает нервно - психическое состояние, повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, чрезвычайно благотворно воздействует на организм учащихся в целом.

Вокальная терапия - звукодвигательные упражнения, периодически повторяющиеся колебательные движения звуковой волны в голосовых связках, в областях груди и живота. Вибрация звуком оказывает благоприятное влияние на все органы, особенно сердечно-сосудистую систему, железы внутренней секреции, усиливает защитно-адаптационные реакции организма.

Распеваемый слог, звук нужно сильно растягивать, усиливая его воздействие, гласные во время пения чередуются с согласными звуками в определенных сочетаниях. Продолжительность занятий до 5 минут 2-3 раза в день (первое занятие длится 1 мин., последующие - постепенно увеличивать). При пении нельзя форсировать звук, необходимо добиваться красивого по тембру звучания голоса, петь с энергией полного дыхания, чтобы звук вибрировал в голове, в груди, в области желудка и т.д.

Рассмотрим вибрационное воздействие звуков и их сочетаний на органы и системы организма.

  1. Звук «И» - вызывает вибрацию головного мозга, глаз, слухового аппарата и носа.

  2. Звук «И» (ближе к «Ю») - вибрация гипофиза, всех элементов черепа.

  3. Звук «Е» - вибрация горла, гортани, трахеи, щитовидной железы.

  4. Звук «А» - вибрация верхней части легких.

  5. Звук «О» - работает нижняя часть легких, сердце, печень, солнечное сплетение, желудок.

  6. Звук «Ю» - активизируются почки, мочевой пузырь, костная система.

  7. «ХРАМ, ЗУМ-МЕН» - применяются при гипертонии и болях в сердце.

  8. «А-НА-ХАТ» - прекрасно вибрирует область сердца.

  9. «ХАМ-САХ» - оказывает благоприятное воздействие на щитовидную железу, одновременно вибрирует мозг и сердце.

  10. «ГУО» - благотворно влияет на печень, желчный пузырь, заболевания сухожилий и глаз.

Вокальная терапия некоторых заболеваний

При нарушении мозгового кровообращения показано также упражнение «имитация удара в колокол» - «М - ПОММ».

  • «ПА-СУ» - при нарушении системы дыхания.

  • «ПО-У» - при заболевании ЖКТ.

При гастритах с пониженной кислотностью и атонических колитах необходимо петь активно, подтягивая низ живота.

  • «М-ПОММ» - «ПЭ - Э» - при неврозах, неврастенических состояниях.

Занятия вокальной терапией заканчиваются разучиванием и исполнением вокальных произведений из «золотого песенного фонда» о красоте, добре и любви, о мире, в котором мы живем …

На уроках музыки можно использовать элементы ритмотерапии, т.е. различные музыкально-ритмические упражнения. Они помогают добиться эмоциональной разрядки, снимают умственную перегрузку и утомление, т.е. выполняют релаксационную функцию. Музыкально-ритмические минутки способствуют улучшению здоровья учащихся, а так же содействуют выпрямлению и разгрузке позвоночника.

На уроках музыки нередко включают в ход занятия и логоритмику или логоритмическую гимнастику. Это кратковременные физические упражнения под музыку, а также различные движения под собственное пение. Эти упражнения снимают напряжение после долгого сидения, усиливают кровообращение. Логоритмические упражнения могут выполняться в положении стоя и сидя, т.к. в них задействованы все группы мышц - как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Занятия музыкой призваны доставлять детям радость, благотворно действовать на их здоровье. Снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся. Поэтому на уроках музыки необходимо создавать атмосферу благоприятного эмоционально-психологического климата. Только в комфортной психологической обстановке повышается работоспособность учащихся, усвоение знаний идет более качественно, решается задача предупреждения утомления учащихся.

Следовательно, проведение уроков музыки с использованием здоровьесберегающих технологий, в частности музыкотерапией, вокалотерапией, ритмотерапией, логоритмикой очень эффективно действуют на поддержание и сохранение здоровья учащихся.


Список используемой литературы.

  1. Дубровская, С.В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой / С.В. Дубровская, М., 2009. - 50 с.

  2. Лобанова, Е.А Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий / Е.А Лобанов // Музыка в школе. - 2005. - №3. - С.36-52.

  3. Шевченко, Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков / Ю.С. Шевченко // Психокоррекция: теория и практика; под ред. Ю.С. Шевченко, В.П. Добриденя, О.Н. Усановой. - М.: Научно-практический центр «Коррекция», 1995. - 224с.

  4. Шушарджан, С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма / С. В Шушарджан. - М., 1998.

  5. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. / М.Н. Щетинин. - М.; Метафора, 2007. - 128с.

© 2010-2022