Мастер класс Игровые технологии на уроках музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Драгина Любовь Владимировна

Мастер - класс по теме

«Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки и музыкальных занятиях»


Игра - пространство «внутренней

социализации» ребенка, средство

усвоения социальных установок

Я.С.Выгодский


I.Презентация педагогического опыта:

-теоретический блок «Игровая деятельность на уроках музыки и музыкальных занятиях;

-виды музыкальной игровой деятельности;

Драгина Л. В., педагог дополнительного образования первой квалификационной категории;

II.Интерактивное занятие «Рисунки- модели; Музыкальный дракоша»

IV.Рефлексия участников мастера - класса.

Дополнительное музыкальное образование и воспитание представлено различными кружками. Занятия кружков проводятся не только со способными в музыкальном отношении учащимися, но и со всеми желающими. Вся кружковая работа как форма дополнительного образования и воспитания направлена на выявление имеющихся музыкальных, общехудожественных способностей и умений и их дальнейшее развитие.

В творческом объединении «Поющие сердца» занимается 165 человек. Это учащиеся из разных классов (рисунок 1).

Одной из эффективных форм внеклассной работы с детьми в плане их музыкального, эмоционального развития являются комплексные музыкальные занятия и музыкальные праздники. Специфику же работы по музыкальному воспитанию составляют внеклассные мероприятия, музыкальные занятия, кружки, массовые действа, введение музыки в ежедневные дела. Педагог через занятия музыкальной деятельностью помогает самовыражению школьников, снятию эмоционального напряжения, содействует приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, активизирует творческие способности детей.

Жизнь - движение. Важными видами деятельности человека является игра, учение и труд. Творчески мыслящие люди отличаются от тех, кто способен только усваивать знания и выполнять привычную, хорошо налаженную работу, богатством внутренних переживаний, их тонкостью и глубиной. Высоко развитая эмоциональная сфера помогает им общаться в сложных ситуациях к подсознанию и находить решения поставленных задач.

Возможно, это происходит потому, что подсознание может обработать одновременно несколько потоков информации, в точках, пересечения которых и возникает творческое решение.

Рисунок 1

Состав творческого объединения «Поющие сердца»


Мастер класс Игровые технологии на уроках музыки

В настоящее время педагогическая практика испытывает затруднения, связанные с увеличением учебной нагрузки у учащихся в связи с увеличением объема содержания образования.

Цель мастер - класса - углубить общее представление о музыкальной игровой деятельности и способах её использования в практической работе.

В предлагаемом участникам мастер - класса опыте решены следующие задачи:

- дано общее представление о сущности игровой музыкальной деятельности;

- выявлена роль восприятия музыки в процессе организации музыкальной игры;

- отобраны игровые формы и ситуации, ориентированные на снижении эмоциональной нагрузки обучающихся, для более прочного и осознанного усвоения содержания учебного материала;

- сформулированы принципы организации учебной деятельности в игровой форме;

- приведены примеры нетрадиционного использования игровой музыкальной деятельности при помощи ИКТ.

Влияние музыки на самочувствие человека, его психическую активность разнопланово, и об этом написано немало работ. Музыкальное оформление является сопровождением практически всех психологических тренингов. Музыка как один из видов искусства оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. Оно не зависит ни от возраста, ни от профессии, образования, менталитета, национальности. Это происходит потому, что ее структура наиболее близка естественному восприятию человека. Поэтому она свободно, ненавязчиво, но в то же время сильно воздействует на личность и вызывает глубокие эмоциональные реакции. Музыка - важнейшее средство коммуникации и интеграции. Она невербальным образом отражает определенные жизненные моменты, усиливает их эмоциональное восприятие, влияет на характер человека. Особенность музыкально-игровой деятельности в том, что в ней успешно осваивается содержание учебной деятельности. Использование игры способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, установлению дружеских отношений в т.д.

«Игра - это совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива». Это отправная точка психического развития человека. Играющий видит одно, а представляет совсем иное.

Отличительные признаки развертывания игры: быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

В результате теоретического анализа специальной и психолого-педагогической литературы и на основе собственных наблюдений во время практики в работе выделены следующие структурные элементы игровой деятельности, характерные для любого ее вида, определены правила проведения игры:

1) прежде чем начать игру, необходимо создать у детей эмоциональную установку, т.е. своеобразную предигровую ситуацию, настройку, обеспечивающую организационные предпосылки игровых задач и музыки, активизирующей внутренние ресурсы каждого ребенка;

2) отбор задач осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и в соответствии с разделами программы обучения и воспитания;

3) знакомство с правилами игры и игровыми действиями (разнообразные манипуляции с детскими музыкальными инструментами, осуществление поиска и находки нужного предмета, звука, слова, загадывание и отгадывание звуковых загадок, выполнение определенных ролей (музыкальных инструментов) при создании коллективного произведения, особые игровые движения (звуковые жесты, имитации);

4) достижение результата, который может быть наглядным, услышанным (исполнение музыкального произведения), менее заметным (заинтересовался процессом исполнения или создания) или отсроченным (создал свой вариант игры или музыкального произведения через определенное время).

Методика проведения игры заключается в следующем:

а) подготовка к игре (объявление названия, сообщение о расположении участников,

б) объяснение хода игры, показ педагогом отдельных действий,

в) раздача необходимых предметов, музыкальных инструментов,

г) проведение игры;

д) подведение итогов игровой музыкальной деятельности, при котором осуществляется рефлексия, происходит обобщение игры (по желанию каждый из ее участников может высказать свои мысли.

Виды музыкальной игровой деятельности

1. Музыкально-дидактические игры. Общеизвестные в музыкальной педагогике, они ставят своей целью закрепление навыка слухового восприятия отдельных средств музыкальной выразительности, таких, например, как ритм, метр, тембр, динамика, направление звучания мелодии и т.д. Примером может являться игра «Кто идет?», которая дает возможность в нестандартной форме познакомить с понятием «регистр» и его выразительными возможностями. Играющим предлагаются иллюстрации с изображением нескольких животных, отличающихся своими размерами - носорог, белочка, слон, лисица, бегемот и т.д. После прослушивания фрагмента музыкального произведения, они должны показать картинку и назвать имя животного, который в их воображении «пришел в гости», а также подтвердить свое решение убедительными аргументами. Музыкально-дидактические игры в основном используются с учащимися младших классов

2. Музыкально-ритмическая деятельность. Задачей этих игр является соединение навыков координации движения и музыки играющих, их воображения и слухового восприятия звукового образа. Данный вид игровой музыкальной деятельности развивает чувство ритма, способность улавливать настроение музыкального произведения и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление, динамику - усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения. Применение музыкально-ритмической игровой деятельности в процессе формирования музыкальной культуры помогает решению таких важных эстетико-художественных задач, как развитие эмоциональной отзывчивости, свободы движения посредством снятия мышечной заторможенности, чувства пространства. Требования к музыкальному репертуару - его художественность, динамичность, стройность и ясность выражения художественного образа. Музыкально-ритмическую деятельность условно можно разделить на следующие группы 1) упражнения под музыку; (источником движения считают упражнения, танец, сюжетно-образные инсценировки); 2) собственно музыкальные игры (в основе их лежит программная музыка, которая подсказывает ход сюжетной игры), 3) пляски и танцы, основанные на элементах народных и классических танцевальных движений; 4) инсценирование музыкальных произведений. Практика показывает, что именно последняя разновидность музыкальных игр вызывает у учащихся наибольший интерес, поскольку имеет огромное количество вариантов в проведении. Например, под веселую музыку можно предложить «танцевать» в воздухе кистями рук, притоптывать ногами (сидя), под спокойную - делать плавные движения руками, под «таинственную» - изображать любопытство или испуг. Общеизвестно, что произведения, которые связаны с движением, дети лучше запоминают и больше любят. В качестве примеров, неоднократно апробированных на уроках, можно предложить следующие (см. Таблицу 1):

Таблица 1

Примеры музыкально-ритмических движений

Упражнения

Игры

Пляски, танцы

Инсценировки

1. П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» (маршировка пальцами на столе)

2. М.И. Глинка «Полька» (хлопки и притопы, сидя за столом)

3. С.В. Рахманинов «Итальянская полька» (выделение акцентов при помощи хлопков)

1. Д.Б. Кабалевский «Труба и барабан»

2. Т. Ломова Музыкальная игра «Кот и мыши»

3. П.И. Чайковский «Болезнь куклы»

1. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»

2. П.И. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»

3. М.И. Глинка «Камаринская»

1. А.Филиппенко «Урожай собирай» (инсценирование сюжета песни)

2. А. Филиппенко «Веселый музыкант» (инсценирование песни)

3. В. Шаинский «В траве сидел кузнечик» (инсценирование песни)

3. Игра на детских музыкальных инструментах. Игра на детских музыкальных инструментах развивает творческие способности посредством музицирования в оркестре и ансамбле. Дети с удовольствием играют на детских музыкальных инструментах, т.к. данный вид деятельности не требует особой подготовки, специальных навыков и доступен практически каждому из них. В ходе игры решаются задачи формирования интереса к инструментальному творчеству, воспитания чувства единения, развитию музыкальных способностей (чувства ритма, развитию звуковысотного и тембрового слуха). Важнейшим условием организации музицирования на инструментах детского оркестра является хорошее знание преподавателем индивидуальных характеристик и технических особенностей музыкальных инструментов.

4. Медитативные игры. Эти игры можно использовать с учащимися средних и старших классов. Медитативные игры направлены на осознание себя в настоящем «здесь и сейчас», улучшение взаимодействия, отношения к окружающему, раскрывающих личностный потенциал слушателя. Данный вид игровой музыкальной деятельности основан на благотворном воздействии музыки на психоэмоциональное состояние слушателя при помощи слуховых образов, имеющих различную эмоциональную окраску. По мнению исследователя, слушатель в процессе восприятия переносит свои мысли и чувства на образ героя музыкального произведения, воплощенного композитором, за которым можно видеть конкретного человека. При этом возникает невербальное общение. Необходимо отметить, что в качестве основы для музыкальной игры можно использовать практически любое произведение западноевропейского инструментального музыкального искусства. Так, игра «Музыкальный сон», в процессе которой дается прослушивание фрагмента музыкального произведения (к примеру, Э. Григ «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»), после чего проводится беседа о содержании того, что «снилось». В ходе игры проводится анализ образов, возникших в процессе ее проведения, который может показать состояние слушателя, динамику воздействия восприятия произведений музыкального искусства.

5. Психокоррекционные игры. К ним можно отнести интерактивные игры, целью которых является установление контактов с окружающим миром, снятие усталости, апатии. Игры помогают создавать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательности, облегчают процесс совместного обучения. Примером использования подобных игр в работе с младшими школьниками может являться, например, такая ситуация: Перед началом игры педагог говорит: «Когда вы сосредоточены и внимательны, ваши уши как будто широко раскрываются; можете ли вы себе представить, что вы в состоянии слышать не только ушами, но и носом, ртом, кожей? Как бы вы стали слышать, если бы у вас по всему телу были бы расположены крошечные ушки? Это, наверное, очень хорошо, особенно, когда вы слушаете прекрасные звуки музыки; я сейчас поставлю вам фрагмент музыкального произведения, его очень приятно слушать; сядьте поудобнее и закройте глаза; три раза глубоко вздохните; когда начнется музыка, представьте себе, что вы вдыхаете звуки музыки ушами, носом и ртом, всеми порами вашей кожи; (звучит мелодия, к примеру, «Романс» из музыки к драме А.С. Пушкина «Метель» Г.В. Свиридова); дышите глубоко через нос,… и через уши,… через кожу; почувствуйте, как звуки везде проникают в вас, в ваши руки, в ваши ноги, в ваш живот и ваше сердце;… пусть ваше тело будет как одно большое ухо, которое очень внимательно слушает и наслаждается; почувствуйте, что музыка делает в вашем сердце, как она дарит вам покой, тепло и защиту. Думается, что данная игра может помочь слушателям обрести чувство уверенности, защищенности и надежности.

6. Психотерапевтические игры. Раскрывают глубинный смысл происходящих событий, помогающих слушателю увидеть ситуацию со стороны. Данный вид музыкальной игровой деятельности позволяет играющему «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроения, красок. К нему можно отнести ассоциативные игры. Они направлены на развитие фантазии, раскрывают глубинный смысл происходящих событий, помогающих слушателю увидеть ситуацию со стороны. Например, в небольшом, предваряющем слушание рассказе учитель настраивает играющих на восприятие определенной образной музыкальной картинки. Для активизации зрительных образов можно использовать различные музыкальные произведения, передающие картины природы. После прослушивания в процессе беседы выясняется, что ребенок «видел», чувствовал, «делал» в воображаемом путешествии, какую картинку словами он нарисовал. Такое восприятие музыки с момента «выхода» за пределы реальной ситуации обеспечивает снятие напряжения, отвлечение от психотравмирующих жизненных ситуаций. С этой целью можно использовать музыкальные сочинения П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского и других.

Основными задачами данного вида игровой музыкальной деятельности являются: а) развитие умения передачи эмоций, чувств, образов посредством звуков, мимики, движения красок; б) обучение распознаванию и анализу звуков окружающего мира; в) развитие представления о различных характеристиках однотипного звукового явления; г) обучение самостоятельному созданию звуковых образов на заданную тему.

Например, игра «Эмоции». Для ее проведения используются карточки с написанными на них эмоциональными характеристиками (радость, печаль, ярость, нежность) и схематически нарисованными лицами людей, выражающих эти состояния. Карточки раздаются ее участникам. Каждый пытается озвучить и передать в движении или мимикой ту или иную эмоцию (по очереди), а остальные стремятся определить услышанное. Таким образом, музыкальную игровую деятельность можно разделить на два основных направления, соответственно двум задачам учебно-воспитательного процесса:

1) музыкально-педагогическое, включающее в себя музыкально-дидактические, музыкально-ритмические игры и игру на детских музыкальных инструментах;

2) музыкально-терапевтическое, состоящее из медитативных, психотерапевтических, интерактивных и ассоциативных игр.

В своей работе я использую еще один вид игровой деятельности - условные модели характера музыки. При создании этих моделей я взяла за основу таблицу В.Г. Ражникова «Обозначение качественных свойств музыкального содержания и их синонимы», выбрав из неё наиболее понятные и доступные детям свойства. В процессе работы над моделями выяснилось, какие ассоциации вызывает у детей музыка разного характера. За основу я взяла исследования учителей новаторов Владимировского музыкального педагогического института. Некоторые исследования я провела сама. Исследовав рисунки детей на темы, соответствующие выбранным нами из упомянутой таблицы определениям. В результате выяснились темы картин - условных моделей характера музыки:

1. «Осень» - задумчиво, печально, грустно.

2. «Демонстрация», «Салют» - торжественно, ликующе.

3. «Танец» - радостно, весело, празднично.

4. «Буденовец», «Солдат» - решительно, смело, гордо, мужественно.

5. «Пограничник», «Пожарник» - взволнованно.

6. «Волк» - тревожность, опасность.

7. «Родные просторы» - спокойно, просто, светло.

8. «Клоуны» - шутливо, забавно.

9. «Ледоход» - тяжело, грузно.

10. «У колыбели» нежно, ласково, мягко, чутко.

11. «В пещере», «Ночь» - таинственно, странно, загадочно.

Модели представляют собой как жипописные картины, выполненные в риалистической манере, так и картины модели являющиеся оригинальными произведениями, а также возмоно использование и репродукций картин художников, различные фотографии. Главное, чтобы они соответствовали принятым определениям и были доступны детям. Приэтом важно в большей степени учитывать цветовое решение картины, так как оно придает ей настроение:

теплые цвета - пурпурный, красный, оранжевый, золотистый, желтый - воспринимаются как активные, возбуждающие;

холодные цвета - фиолетовый, синий, зеленый, зеленовато - желтый - как спокойные, умиротворяющие.

Картины - модели можно использовать при работе над песней и в ходе слушания музыки. Некоторые учащиеся не имеют достаточного запаса слов и не всегда могут выразить свое мнение. даже если правильно воспринимают музыку. Опора на модели позволяет им сориентироваться , особенно на первом разборе произведения.

Также используются модели при специальном слушании музыки. Важно отметить, что модели условны и ни в коей мере не должны приравниваться к содержанию произведения. В работе я опираюсь на выраженное настроение картин, и говоря о характере музыки, пользуюсь именно определениями, а не названиями картин.

Следующий этап работы - изучение средств музыкальной выразительности. Здесь также помогает использование моделей.

Модели представляют собой различные рисунки, объединенные по темам.

Так, например, моделями темпа являются рисунки ползущей черепахи, идущего мальчика (или идущего зайца), бегущей девочки (или волка), быстро скачущего коня.

Моделями динамики является: один колокольчик или треугольник (Р); два колокольчика (РР), два поющих человека (mF), поющий хор (F). Моделями регистра являются: ревущий медведь, поющая девочка, щебечущая птичка. Для того чтобы дети могли сразу отнести рисунок к нужной теме, плакаты или то, где изображен рисунок обозначить разными цветами или подписать.

На основе результатов практической деятельности можно сделать вывод, что в играх музыкально-педагогического направления игровой деятельности музыка имеет ведущее значение. Цель ее исходит из задач познания основ музыкального искусства и звуковой речи. В играх музыкально-терапевтического направления музыка выполняет второстепенную роль и используется в качестве звукового ряда, способствующего созданию воображаемой ситуации для несловесного общения. Эти игры призваны воздействовать на эмоциональную сферу слушателя. Сочетание различных по ладовым и темповым показателям фрагментов произведений музыкального искусства, и параллельное звучание с игровой деятельностью позволяет создать атмосферу добра и спокойствия, изменить настроение слушателя.

В процессе традиционного музыкального воспитания в общеобразовательной школе основной упор делается на первое направление игровой деятельности, активизирующее познавательный интерес школьника и расширяющее его кругозор.

В ряде музыкальных игр музыка используется в качестве звукового ряда, сопровождающего основное задание. Подобный музыкальный фон способствует созданию воображаемой ситуации, дающей импульс к развитию творческого начала и позволяющей взглянуть на себя со стороны. Тем самым игровая деятельность реализует задачу более успешной адаптации к той или иной жизненной ситуации. При этом цель учителя видится не только в подборе к игре соответствующего музыкального фона, но и в создании атмосферы взаимопонимания на основе приобщения к выполнению творческих заданий. Думается, что обязательным условием создания такой атмосферы является непосредственное его участие в самом процессе игры и последующей рефлексии. Необходимо отметить важность его включения особенно на первых этапах работы в данном направлении.

Примеры использования игровой музыкальной деятельности

ИГРА №1. «Я хорошо слушаю»

Цель: учить концентрировать внимание детей.

Задачи: пробудить фантазию ребенка, настроить внимательно слушать учителя.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись.

Форма занятия: групповые занятия.

Содержание игры: включается магнитофон с аудиозаписью произведения Бетховена «Лунная соната». Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вдохните глубоко три раза… «Сейчас ты должен очень внимательно прислушаться к тому, что я скажу. Представь себе какую-нибудь собачку, которая тебе очень нравится. Дай ей немного еды, чтобы она знала, что ты ее друг. Представь, что она влияет хвостом, показывая, что тоже хочет быть твоим другом. Ты знаешь, что у собаки очень хороший слух. Если она напряжется, то может услышать даже самый тихий шорох. Ты можешь со своей воображаемой собачкой проделать такой опыт: скажи ей, что она должна сесть и ждать. Посмотри, как здорово она это делает и как внимательно на тебя смотрит. Погляди на ее уши. Они подняты? Возможно, у твоей собачки уши висячие. Это тоже не страшно, поскольку и у таких собак очень-очень тонкий слух. Представь теперь, что ты отходишь от собачки до тех пор, пока не окажешься на таком же расстоянии от нее, как самый дальний ребенок в классе - от меня. Теперь обернись к собачке и очень тихо шепни ей сначала что-нибудь приятное. Посмотри, как она слегка приподняла голову и внимательно попытается понять твои слова… Теперь шепни еще тише, подзывая собачку к себе. Посмотри, что делает собачка, когда слышит твою тихую команду. Дай ей подойти к тебе. Что именно делает твоя собачка? Она медленно подходит или бежит к тебе большими прыжками? Когда она подойдет, дай ей что-нибудь вкусненькое. Если хочешь, можешь ее и погладить. Скажи ей, что ты удивлен тому, что она так хорошо тебя слушает. А теперь попрощайся с собачкой… и открой глаза. Ты тоже можешь своими ушами очень хорошо слышать все, что вокруг тебя происходит. А иногда ты можешь уши и «закрывать», например, когда слишком громкий шум тебе мешает. Теперь положи, пожалуйста, свою руку, как раковину, на правое ухо и держи так, как будто твое правое ухо очень большое и особенно хорошо все слышит. Что ты должен для этого делать рукой? Подождите, пока все дети приставят руку к правому уху. А сейчас сделайте это еще раз обеими руками. Сначала «закройте» свои уши, а потом сделайте их снова открытыми и большими. При этом можете себе сказать: «Я могу очень хорошо слышать. У меня очень внимательные уши». Теперь убери руки и сосредоточься на том, что я тебе сейчас скажу, повтори себе тихонько: «Я могу хорошо слушать». Теперь ты свои уши «открыл».

Анализ упражнения: Какой звук ты совсем не любишь слушать? Какой шум тебе всего приятней? Когда ты «закрываешь» свои уши в школе, а когда - «открываешь»? Есть ли слова, от которых твои уши «закрываются»? Есть ли слова, которые «открывают» твои уши?

ИГРА №2. «Где я»

Цель: учить детей внимательно слушать, развивать чувство пространства и визуальную память.

Задачи: пробудить любопытство детей, заставить их собраться и внимательно прислушаться.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись, повязка для глаз.

Форма занятия: групповое занятие.

Содержание игры: включается магнитофон с аудиозаписью произведения Баха: «Ария для струнных». Сейчас я хотел бы сыграть с вами в игру, в которой кто-то из вас будет Детективом. Мы завяжем Детективу глаза, чтобы он мог «видеть» только ушами. Один ребенок ведет Детектива в угол классной комнаты. Затем все дети расходятся по комнате и где-нибудь встают. Когда каждый займет свое место. Детектив кричит имя одного из детей. Этот ребенок с того места, где он стоит, стучит по какому-нибудь предмету, который находится рядом с ним. Например, стучит по столу, ударяет по корпусу батарее и т.д. для того, чтобы дать Детективу «информацию к размышлению», стук надо повторить несколько раз. Потом Детектив должен сказать, где стоит ребенок, которого он звал. (Если детям трудно описать вербально местонахождение ребенка, они могут показать на него рукой.) Затем Детективом становится другой ребенок.

Анализ упражнения: Что для тебя было трудно в этой игре? Можешь ли ты с закрытыми глазами представить себе классную комнату? Ты можешь представить, какие звуки производят разные предметы, если по ним постучать или до них дотронуться? Хороший ли ты Детектив?

ИГРА №3. «Музыка земли»

Цели: учить детей концентрировать внимание.

Задачи: познакомить детей с «активным слушанием».

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с записью двух вариантов спокойной мелодичной музыки.

Форма занятия: групповое занятие.

Содержание игры: детям предлагается сесть поудобнее и закрыть глаза (включается аудиозапись произведения Бетховена «Лунная соната»). Когда вы сосредоточены и внимательны, ваши уши как будто широко раскрываются. Можете ли вы себе представить, что вы в состоянии слышать не только ушами, но и носом, ртом и кожей? Как бы вы стали слышать, если бы у вас по всему телу были бы крошечные ушки? Это, неверное, очень хорошо, особенно когда вы слушаете прекрасные звуки музыки. Я сейчас поставлю вам два музыкальных произведения, их очень приятно слушать. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните…Когда начнется музыка, представьте себе, что ты «вдыхаешь» звуки музыки ушами, носом и ртом и всеми порами твоей кожи… (Звучит первая мелодия.) Дыши глубоко через нос… и через уши… через кожу… Почувствуй, как звуки везде проникают в тебя, в твои руки, в твои ноги, в твой живот и твое сердце… Пусть твое тело будет как одно большое ухо, которое очень внимательно слушает и наслаждается. Почувствуй, что музыка делает в твоем теле, как она дарит тебе покой, тепло и защиту…Сделайте краткую паузу после первой мелодии и повторите инструкцию. Когда начнется вторая мелодия, представь себе, что ты вдыхаешь все звуки своими ушами, носом, ртом и всеми порами своего тела.

Анализ упражнения: Что ты переживал во время звучания первой мелодии? Что ты чувствовал, когда слушал второе произведение? Ты смог представить себе, что ты вдыхаешь звуки всем телом? Какая музыка тебе ближе? В этот раз ты слушал музыку по-другому, не так, как обычно?

ИГРА №4. «Громко и тихо»

Цели: учить детей концентрировать внимание.

Задачи: пробудить фантазию детей, дать представить им различные звуки и прислушаться к ним «внутренним умом». Оборудование: магнитофон, аудиокассета с записью двух вариантов мелодичной музыки, бумага и карандаш каждому ребенку.

Форма занятия: групповые занятия.

Содержание игры: включается магнитофон с аудиозаписью произведения Форе «Колыбельная». Дайте мне услышать, как вы дышите...Сначала ты должен представлять себе только тихие сейчас назову несколько таких вещей, и ты пан можно представишь их себе. Как ты думаешь, у тебя это получится? Начнем. Представь себе шорох, один совсем тихий шорох… Представь себе, как падает на траву моросящий дождь. Представь, как ты идешь на цыпочках босиком по очень мягкому ковру... Представь себе те тихие шорохи, которые ты слышишь, просыпаясь ночью…Представь себе, как кто-то напевает вполголоса красивую песню… Представь себе, какой ты тихий, когда с интересом слушаешь какую-нибудь историю…Теперь ты можешь снова открыть глаза ч рассказать мне о тoм, как ты представлял себе размыв вещи и звуки. Дайте детям по возможности больше времени, чтобы они могли спокойно поделиться своими переживаниями. Сейчас вы можете взять листы бумаги и карандаши и нарисовать несколько тихих вещей (10 минут.) Теперь мы будем представлять себе громкие вещи. Мы сами иногда бываем громкими? Да... Мы умеем быть такими шумными! Теперь я прошу закрыть всех глаза и снова три раза глубоко вздохнуть. Я хочу слышать, канвы выдыхаете. Ты слышишь, как другие дети дышат? Я думаю, что это еще не громкие звуки. Я назову сейчас несколько действительно громких вещей. И я хотела бы, чтобы ты как можно отчетливее представил их себе. Представь себе, как звонит телефон... как наш класс на перемене резвится и веселится... как гремит гром в грозу, как огромный самолет стартует с взлетной полосы и поднимается все выше и выше... Представь, что ты стоишь возле майоре ударных инструментов и бьешь в ударники и тарелки... Представь, кап твой лучший друг подкрадывается и пугает тебя громким криком: «Буу!». Это звучит действительно очень громко... Сейчас открой глаза и скажи мне, что ты слышал в своем воображении и что видел. Снова дайте детям достаточно времени, чтобы они могли рассказать об этом друг другу. Теперь возьмите снова бумагу и карандаши и нарисуйте громкие вещи.

Анализ упражнения: В каких местах нужно быть особенно тихими? Где можно быть очень шумными? Когда в школе можно быть громкими, а когда необходимо быть тихими? Посмотри на свои рисунки. Что бросается в глаза, когда ты сравниваешь обе картинки? Разные цвета? Или одни и те же предме­ты выглядят как-то по-разному? Есть ли звуки, которые тебя успокаивают? Пугался ли ты когда-нибудь слишком громкого звука? Существуют ли тихие звуки, которые могут напугать? Когда ты радуешься, ты бываешь громким или тихим?

ИГРА №5. «Камень мудрости»

Цели: учить действительно, слушать и контролировать свое поведение при общении с другими.

Задачи: развитие «активного» слушания. Оборудование: магнитофон, аудиозапись, красивый, не слишком маленький камень.

Форма проведения: групповые занятия.

Содержание игры: (включается аудиозапись произведения Моцарта 40-я симфония часть 1»). Я принесла вам что-то необыкновенное - это камень мудрости. Сейчас, пока я его держу, я могу говорить. Когда кто-то другой захочет о чем-то рассказать - он должен сообщить об этом и взять у меня камень. Пока камень находится в руках у одного ребенка, остальные говорить не могут. Затем камень передается другому ребенку и т.д. Можно тоже передавать камень ребенку, который просто хочет что-то сказать.

Анализ упражнения: Нравится ли тебе, когда другой человек перебивает тебя? Что ты чувствуешь, когда хочешь что-то сказать, а в это время все заняты своими разговорами? Что ты чувствуешь, когда все внимательно тебя слушают?

ИГРА №6. «Слушай внимательно»

Цели: учить детей внимательно слушать других.

Задачи: развитие активного слушания, способствование сплоченности группы.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись.

Форма поведения: групповое занятие.

Содержание игры: (включение аудиозаписи произведения К.Сен-Санса «Лебедь»). Порой мы что-то говорим и чувствуем, что наш собеседник в своих мыслях находится где-то далеко-далеко. Как мы это узнаем? Каким образом вы можете заметить, что вас, наоборот, внимательно, хорошо слушают - ваша мама, лучший друг или лучшая подруга? Разделитесь по двое, чтобы мы могли поупражняться в настоящем слушании. Решите, кто из вас будет А, кто - Б. Вы оба должны будете говорить на одну и ту же тему. Сначала А должен будет говорить минуты две. Б смотрит на него и слушает. Через две минуты Б должен повторить все, что он слышал. При этом Б должен показать, что он понял своего собеседника. Тема следующая: «Что я делаю, когда бываю по-настоящему разъярен». (2 минуты). В ходе игры дети меняются ролями. Это даст ребятам полезный опыт общения в классе. Другие возможные темы для разговора: Что я делаю, когда сильно радуюсь? Как я приобретаю новых друзей? Что меня тревожит (заботит)? Что мне не нравится в нашем классе? Как я себя чувствую в классе? Что я делаю для нашего класса? Когда я бываю одинок?

Анализ упражнения: Кто особенно внимательно тебя слушал? Как ты это заметил? Ты хорошо настраивался на разговор? Ты сам прилагаешь усилия для того, чтобы слушать других? Кто хорошо слушает тебя?

ИГРА №7. «Запомни звуки»

Цели: учить концентрировать внимание, способствовать развитию слуховой памяти.

Задачи: развитие «активного слушания».

Оборудование: магнитофон, аудиозапись, бумага, карандаши каждому ребенку.

Форма проведения: групповое занятие.

Содержание игры: (включается аудиозапись произведения П.Чайковского «Баркорола»).

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Я сейчас буду ходить по комнате и производить различные звуки. Возможно, я открою и закрою дверь, потрясу корзину для бумаг или постучу по батарее. Я хотела бы, чтобы вы хорошенько прислушались и угадали, что я делаю. Слушайте внимательно, чтобы потом вы смогли описать эти звуки. Постарайтесь запомнить и последовательность этих звуков. Начните с ограниченного числа звуков, например, с пяти-шести, издавая их с интервалом в две-три минуты. Позже Вы сможете уменьшить то, что они услышали, и сравнить полученные результаты с результатами других. После того, как Вы проведете эту игру пару раз, дети сами смогут исполнять Вашу роль.

Анализ упражнения: Что в этой игре было для тебя самым трудным? Сколько звуков ты смог запомнить? Какие звуки ты не угадал? Как ты помогал себе, чтобы запомнить последовательность звуков?

ИГРА №8. «Внутренний слух»

Цели: научить детей «активно слушать».

Задачи: учить различать разнообразные звуки в окружающей обстановке и в собственном теле.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись.

Форма проведения: групповые занятия.

Содержание игры: (включается аудиозапись произведения К.Сен-Сонса «Лебедь»). Сядьте или лягте поудобнее на пол я закройте глаза… Девайте попробуем научиться слышать "внутренними ушами". Расслабь каждую честь твоего тела, как будто ты стал тряпичной куклой, которая набита маркой шерстью. Теперь глубоко вздохни, набери побольше воздуха и медленно выдохни, как будто ты хочешь охватить своим дыханием всю землю. Еще раз так же глубоко вдохни и медленно выпускай воздух обратно, посылая его во все концы земли. Теперь обрати внимание ни звуки, которые исходят от тебя, когда ты вдыхаешь и выдыхаешь. Возможно, твой желудок немного урчит, может быть, ты даже сможешь услышать или почувствовать, как бьется твое сердце или ощутить легкую дрожь в своей теле. Прислушайся очень внимательно к звукам, которые производит твое тело. Слушай только звуки собственного тепа. (1 минута) Теперь внимательно прислушайся к шорохам, которые раздаются вокруг тебя, вне твоего тела. Прислушайся к звукам и шорохам, которые можно слышать здесь, в помещении, или далеко за его пределами. Отметь, что ты слышишь. (Перечислите звуки, которые слышны в классной комнате, например: «Слышу, как вдали идет поезд'' т.д.». Твои глаза по-прежнему закрыты, а теперь ты закрой еще и уши. Не давай далеким звукам проникать в твои уши... Прислушайся снова к своим звукам в своем теле. Слушай только свое тело. Послушай, как ты дышишь… Послушай, как бьется твое сердце... Послушай, как урчит твой желудок… (30 секунд.) Теперь открой глаза и оглядись вокруг. Ты слышишь по-другому, не так как, прежде? Можешь ли ты пропускать мимо ушей внешние звуки и слышать только свое тело? Какие звуки извне ты слышал сначала? Можешь ли ты слышать очень тихие звуки вокруг тебя те, ко­торые ты раньше не замечал? Можешь ли ты после этого снова переключиться и слышать звуки твоего тела?

Анализ упражнения: Что и как ты слышишь, когда просыпаешься? Как ты слышишь, когда бываешь усталым? Обращаешь ли ты иногда внимание на звуки, которые издает твое собственное тело?

Вывод:

На основе результатов практической деятельности можно сделать вывод, что в играх музыкально-педагогического направления игровой деятельности музыка имеет ведущее значение. Цель ее исходит из задач познания основ музыкального искусства и звуковой речи. В играх музыкально-терапевтического направления музыка выполняет второстепенную роль и используется в качестве звукового ряда, способствующего созданию воображаемой ситуации для несловесного общения. Эти игры призваны воздействовать на эмоциональную сферу слушателя. Сочетание различных по ладовым и темповым показателям фрагментов произведений музыкального искусства, и параллельное звучание с игровой деятельностью позволяет создать атмосферу добра и спокойствия, изменить настроение слушателя.

В процессе традиционного музыкального воспитания в общеобразовательной школе основной упор делается на первое направление игровой деятельности, активизирующее познавательный интерес школьника и расширяющее его кругозор.

В ряде музыкальных игр музыка используется в качестве звукового ряда, сопровождающего основное задание. Подобный музыкальный фон способствует созданию воображаемой ситуации, дающей импульс к развитию творческого начала и позволяющей взглянуть на себя со стороны. Тем самым игровая деятельность реализует задачу более успешной адаптации к той или иной жизненной ситуации. При этом цель учителя видится не только в подборе к игре соответствующего музыкального фона, но и в создании атмосферы взаимопонимания на основе приобщения к выполнению творческих заданий. Думается, что обязательным условием создания такой атмосферы является непосредственное его участие в самом процессе игры и последующей рефлексии. Необходимо отметить важность его включения особенно на первых этапах работы в данном направлении.

Любая игра, направленная на развитие воображения, мышления, памяти школьников, способствует выражению их чувств и настроения только в данный период жизни. Поэтому итоги игровой музыкальной деятельности нельзя оценивать как с позиции общепринятой в общеобразовательной школе системы оценок, так и предвосхищения последующих достижений. Новизна проделанной работы видится в систематизации видов игровой музыкальной деятельности на уроке музыки, привнесении в учебно-воспитательный процесс достижений из области психологии, позволяющих активизировать внутренние ресурсы ребенка.



- 16 -

© 2010-2022