Работа с начинающими музыкантами

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический доклад преподавателя Фламенбаум О.А.

Работа с начинающими музыкантами (струнные народные инструменты)

Первые уроки с начинающими должны складываться по плану

  1. Приобщение ребенка к музыке. Выявление интереса, любви.

  2. Доброжелательный тон в общении с учеником.

  3. Рассказ об инструменте.

  4. Организация игровых навыков.

  5. Донотный период.

  6. Соответствующий музыкальный материал.

  7. Нотный период.

  8. Различные формы показа и образные пояснения.

  9. Правильная посадка и положение рук.

Бесспорно, главная цель в работе педагога - музыканта - это развитие художественного мышления ученика, формирование его исполнительского вкуса.

От организации и проведения первых уроков зависит очень многое. Педагогу необходимо заинтересовать ученика его инструментом. Для этого надо на первом уроке познакомить ученика с инструментом, доступным для него языком (с учётом возраста) рассказать о нём, показать приёмы игры, штрихи, рассказать о разновидностях инструмента, и дать попробовать ученику что-нибудь исполнить (потрогать струны пальчиком). Все занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере.

На первых занятиях на струнных народных инструментах у учащихся возникает ряд трудностей, которые могут заставить его бросить школу (струны при нажатии пальчиком вызывают возникновение мозолей, которые вызывают болезненные ощущения, а все дети боятся боли).

Поэтому первые уроки до образования мозолей у ученика необходима частая смена занятий и вынесение на первый план художественной стороны, больше говорить о музыке, о ее содержании (чтобы нотка была красивая и звонкая как колокольчик, надо прижать посильнее).

Формировать музыкально-образные представления нужно уже с первых уроков. Вопрос о развитии музыкальных способностей очень сложен и, чтобы приблизиться к его решению, необходимо знать, какие именно качества детей нужно развивать и какими средствами этого можно достичь. Психолог Б.Теплов выделяет в музыкальной одарённости три основополагающих компонента:

1) чувство лада;

2) чувство ритма;

3) способность к слуховому представлению.

Вместе с тем он подчёркивает, что эстетически полноценное восприятие музыки, так же, как её исполнение, требует опоры на жизненный опыт, на разнообразие ассоциаций, т.е. строится на основе различных личностных (индивидуальных) качеств. Иначе говоря, значительным музыкантом может стать лишь тот, кто разносторонне развит: эмоционально и интеллектуально. Кто обладает ярким творческим воображением, богатой фантазией, глубокими и сильными чувствами.

Эти качества и надо развивать и прививать учащимся с первых шагов обучения, связывать их с развитием музыкального слуха и чувства ритма, с формированием музыкально-образных представлений, и, конечно, с тщательной работой над выработкой игровых движений.

Но прежде, чем приступить к освоению игровых приёмов, ребёнок должен пройти этап подготовки к занятиям. В этот период нужно дать ему много разнообразных музыкальных впечатлений, научить вслушиваться в музыку. С этой целью важно подбирать контрастный музыкальный материал (например, русские народные песни, танцы и т.д.), чтобы ребёнок научился определять характер музыки и мог своими словами выразить впечатление о ней.

Можно это делать первое время коллективно. При исполнении педагогом, можно провести игру: «как лучше назвать пьесу?».

Подобная игра хорошо развивает образное мышление.

Для того, чтобы привлечь внимание ребёнка к образной стороне звучания, используется также домашняя работа. Можно давать ребёнку творческое задание: подобрать соответствующую картинку или нарисовать её самому. Составить небольшой рассказ, развивающий тот образ, который отражён в песенке.

Педагогический процесс воспитания должен строиться по нескольким линиям:

1) пробуждение интереса к музыке и любви к инструменту;

2) формирование музыкальных представлений как основу музыкального мышления;

3) развитие мышечно-двигательной культуры и игровых навыков.

Музыкально-слуховые представления возникают и развиваются не сами собой, а в процессе музыкальной деятельности: пения, подбора по слуху, сочинения, транспонирования.

Работа над художественным образом должна начинаться сразу же, с первых шагов изучения музыки. Обучая ребёнка нотной грамоте, педагог должен из только что освоенных звуков составить какую-либо мелодию (по возможности знакомую, так удобнее согласовать слышимое с видимым). Научить ученика воспроизводить эту мелодию на инструменте, учитывая правильную посадку, положение рук.

С первого урока необходимо доступными средствами приобщать ребёнка к игре на инструменте и представлять хотя бы простейшие музыкальные образы, проводить творческую работу. Для этого совершенно необязательно ждать, когда сформируется навык правильного удержания инструмента или ребёнок овладеет нотной грамотой.

Фундаментальной основой, на которой и строится вся система технических навыков, является рациональная постановка исполнительского аппарата музыканта.

Наибольшего технического уровня музыкант может достигнуть только при абсолютной свободе и естественности исполнительского аппарата, при устранении излишних физических усилий.

Подготовительные упражнения

Цель этих упражнений заключается в том, чтобы научить учащегося сознательно руководить своими движениями и контролировать состояние мышц.

Упражнения должны вызывать интерес у учащегося, иметь названия, чтобы вызывать в воображении ученика близкие ему ассоциации. В качестве таких упражнений можно порекомендовать следующие:

«Полоскание». Ученик сгибается в поясе, ощущает свободно висящие руки. Имитирует полоскание, двигая руками. Внимание нужно направить на освобождение мышц плеча, шеи и рук.

«Листики». Ученик поднимает руки вверх и раскачивает в разные стороны, изображая, как колышутся листики на деревьях. Внимание надо направить на свободные запястья и кисти рук.

«Робот». Предложить ученику расслабить плечи, поднять их и напрячь весь корпус, представив себя роботом. Затем полностью расслабиться. Ученик должен прочувствовать степень напряжения мышц и ощущение легкости после их расслабления.

Существуют отдельные упражнения для расслабления рук в локтях:

«Плавание». Ученик разводит руки в стороны и на счет «раз, два» сгибает их в локтях. На счет «три, четыре» разгибает. Педагог должен контролировать плавность движений предплечий и свободу кистей рук.

«Руки устали». Ученик на счет «раз, два» плавно сгибает руки в локтях. На счет «три, четыре» опускает руки вниз, как будто руки очень устали. Внимание нужно направить на ощущение резкого, полного расслабления мышц.

«Красим стенку». Ученик поднимает руки до уровня груди и как бы «красит стенку». Правая рука имитирует удержание медиатора. Здесь нужно обратить внимание на работу предплечья и ощущение свободы в запястье.

«Ветерок». Ученик обмахивает лицо, при этом локти согнуты, а кисти рук находятся на уровне лица.

«Заключительное». Ученик поднимает руки вверх и очень постепенно расслабляет и освобождает от напряжения сначала кисть, затем запястье, локоть и плечо. Рука при этом должна свободно упасть вниз.

Ученик должен почувствовать свободное качание руки.

Средством же достижения цели - правильной постановки является решение узкоспециальных задач, а также развитие технической оснащённости аппарата. Скованность исполнительского аппарата, ограниченность технического развития характерны для многих обучающихся, поступающих затем в музыкальный колледж.

Период обучения правильной постановке требует от преподавателя и ученика большой выдержки и терпения. Ученики чаще всего не уделяют должного внимания это проблеме и не осознают все возможности свободного и рационального аппарата.

И только столкнувшись со сложной техникой и виртуозными приёмами в более позднее время обучения, начинают понимать, скованность исполнительского аппарата становится серьёзным препятствием на пути к их профессиональному совершенству.

Правильная постановка исполнительского аппарата музыканта имеет огромное значение, так как дальнейшая перспектива развития и творческое становление профессионального музыканта во многом зависит от этого фактора.

Правильная постановка должна обеспечить постепенное приспособление рук и всего организма ученика к инструменту, к условиям и требованиям игры, выполнению все более сложных движений, необходимых для решения технических и художественных задач.

Наиболее трудным элементом исполнительского аппарата является постановка и движение рук в процессе игры на инструменте. Движения рук при игре на струнных народных инструментах бывают очень сложными. Особую трудность вызывают сочетания разнообразных движений кисти, предплечья правой руки и пальцев левой руки.

Но прежде чем брать в руки инструмент, необходимо научить ученика правильно дышать. Наиболее удобным в вокально - педагогической практике считается нижнерёберно - диафрагматическое дыхание, т.е. смешанное дыхание, при котором высоко поднимается и расширяется при вдохе нижняя часть ребёр. Остальная часть грудной клетки почти неподвижна. Активна диафрагма и мышцы брюшной полости.

При таком дыхании грудь остается свободной, не опускается и не поднимается. Поэтому колебание грудной клетки не будет влиять на инструмент и он будет всегда устойчив. После освоения такого дыхания можно приступать к изучению посадки.

Для правильной постановки правой руки необходимо подготовить руки к положению на инструменте. Для этого надо изучить цикл подготовительных упражнений.

«Градусник». Упражнение для отработки удара вниз. Пальцы правой руки собираются, как для удержания медиатора. Делаем свободное движение, как будто встряхиваем градусник. Ученик должен почувствовать тяжесть кисти и точку в конце броска. Правую руку можно ронять на колено, обязательно фиксируя внимание на тяжести кисти.

«Который час». Упражнение для правильного подъема, округления и освобождения кисти. Нужно поднять правую руку, как будто смотрим на часы. Кисть должна свисать, а запястье оставаться свободным.

«Привет». Упражнение для отработки кистевых движений. Нужно поднять руку и помахать кистью в разные стороны, как будто приветствуя кого-то. Внимание нужно направить на свободное и ровное движение кисти. Затем это движение нужно сделать на столе, собрав пальцы правой руки, как будто держим медиатор. Потом это движение нужно перенести на картон, который прижат к груди. Далее это же движение выполняем на инструменте.

С первого прикосновения к инструменту учим ученика слышать звучание ярко выраженного тембра каждой струны. Дети это сразу понимают, поэтому можно придумать разнохарактерные образы. Надо их только назвать. Например, струна «ми» - собачка, «ля»- лягушка, «ре» - птичка, мышка.

Необходимо попробовать спеть эти звуки, прислушиваясь к звучанию инструмента и собственного голоса. Так устанавливается связь между игрой, пением, вслушиванием. Это является основой всей дальнейшей работы.

Можно использовать стишок. Пристраиваем его к музыке и ребёнок играет и поёт свою песенку на одной струне (развивается чувство ритма, память, слух). Если ученик хорошо интонирует, можно использовать две струны. После этого надо спеть со словами без игры на инструменте, сопровождать пение равномерными хлопками. При этом обращать внимание на ритмический рисунок, который подсказан текстом. На этой основе даётся понятие о коротких и длинных длительностях нот (1 хлопок или 2 хлопка).

Одновременно с сочинением и игрой песенок начинаем изучать нотную грамоту, записывая только те звуки, которые ученик может сыграть и спеть. Одновременно с игрой и пением выясняем, какие звуки ниже, какие выше.

Изучение нот на грифе необходимо начинать с первых уроков.

Объяснение метроритмической системы надо начинать с рассказа о размере 4/4, который заполнен целой нотой, половинными, четвертями и т.д. Длительности лучше изобразить в виде схемы и использовать ассоциацию с яблоком. Но изучение нот на грифе, изучение длительностей нот нельзя давать только теоретически и посвящать этому целый урок. Знакомство с нотами на грифе должно сопровождаться игрой на инструменте.

Для лучшего усвоения метроритмической системы в первоначальных упражнениях можно выставлять количество восьмых к каждой длительности или подписывать счёт. На первых порах нужно считать вслух. Однако долго задерживаться на этом не следует, так как такая мелодекламация впоследствии окажется не нужной помехой, из-за которой ученик не сможет целиком воспринять исполняемую мелодию. Требование педагога играть со счётом вслух должно быть в дальнейшем заменено требованием считать «про себя» (это способствует развитию внутреннего чувства ритма).

Очень распространённой причиной неритмичной игры является (особенно при исполнении популярных, знакомых пьес) стремление играть по слуху. Вообще запрещать играть по слуху не следует. Игра по слуху не мешает игре по нотам, развивает слух, обогащает музыкальную память, помогает изучить гриф интонационно. Главное - точно воспроизводить мелодию. Чтобы показать ученику необходимость счёта во время игры, полезно дать играть песню, слова которой знакомы ребёнку, и попросить его сыграть. В случае неритмичной игры надо пропеть её со словами, перенося акценты в словах в соответствии с его исполнением. Ребёнок услышит свои ошибки.

«Музыка живёт внутри нас: в нашем мозгу, в нашем сознании, чувстве, воображении. Её местожительства можно точно определить: это наш слух. Инструмент существует вне нас. Это частица, которой надо овладеть, чтобы подчинить её нашему внутреннему миру, нашей творческой воле». Нейгауз.

На первых уроках необходимо заниматься и транспонированием. С детьми младшего школьного возраста - в виде игры. Например, педагог рассказывает историю: жил- был на свете зайчик, пошёл гулять и по дороге запел песенку. Здесь педагог импровизирует и транспонирует мелодию. Шёл зайчик, шёл и встретил птичку (струна «ре»). Птичке понравилась мелодия, и она её запела (ребёнок играет и поёт на струне «ре»). Если не получается пение, педагог может помочь. Это очень оживляет урок и убеждает малыша в том, что он уже играет. Пробуждается интерес к занятиям, инструменту и музыке.

Когда ребёнок сможет воспроизвести какую-либо простейшую мелодию на инструменте, необходимо добиться, чтобы это первичное исполнение было выразительным, т.е. чтобы характер произведения соответственно выдерживался. Для этого необходимо, чтобы образная сфера произведения, его содержание были понятны ученику. Для этого рекомендуется использовать народные мелодии, в которых ярко проступает эмоционально-поэтическое начало и мелодии с программными названиями («Дождик», «Зима», «Кукла спит», «Колыбельная» и т.д.).

В этих пьесах нужно добиться, чтобы грустную мелодию играли грустно, весёлую - весело, торжественную - торжественно. Очень важным и необходимым условием обучения является постановка педагогом ясной, конкретной и близкой цели.

Намечается музыкальное развитие ребёнка. И, конечно же, параллельно обязательно ведётся тщательная работа над освоением постановки, над овладением точными игровыми движениями.

Для игры на инструменте очень благодатный материалом являются ансамбли, т.к.:

1) играя можно следить за посадкой и постановкой рук (на первых уроках можно играть пальцем).

2) происходит изучение нот и их длительностей, знакомство с метроритмом

3) ребёнок участвует в исполнительском процессе.

Чаще всего это сопровождение с использованием открытых струн, где педагог играет мелодию, а ученик играет сопровождение.

Большую роль в процессе обучения играет привитие ребёнку любви к инструменту, необходимо использовать и такое качество как впечатлительность. Желание хорошо научиться играть возникает при прослушивании игры педагога и других учеников класса. Хорошо, если педагог сможет увлечь ребёнка своей игрой, но следует помнить, что не надо поражать ребёнка с первых уроков блестящей техникой, т.к. такая игра может вызвать обратное чувство - безысходности, безнадёжности. Репертуар педагога должен быть понятен ребёнку. Наибольший эффект для появления заинтересованности ребёнка даёт прослушивание исполнения своих сверстников. Можно устроить концерт класса для новичков.

В начальном периоде обучения преждевременно говорить о какой - либо «творческой инициативе», но, тем не менее, настроить учащегося на добросовестное отношение к занятиям на инструменте необходимо. Это будет если не проявлением инициативы, то крайне желательной ученической активностью.

Преподаватель должен постоянно интересоваться новинками методической литературы, искать новые пути и возможности в обучении, постоянно обогащать свою эрудицию.





© 2010-2022