Методические рекомендации по теме: Интонационная работа младших классов

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр эстетического воспитания и образования детей»




Методические рекомендации по теме:

« Развитие вокально-интонационных навыков

на уроках сольфеджио в младших классах»



Преподаватель теоретических дисциплин

ШКОЛЫ ИСКУССТВ Щербина Л.Е.


г. Кингисепп 2014г.

Развитие вокально - интонационных навыков на уроках сольфеджио в младших классах из опыта работы преподавателя теоретических дисциплин

ДШИ Щербиной Л.Е.

Интонация - от латинского intono - произношу на распев. Музыкально и

акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков.

Пение - основа сольфеджио. Задача уроков сольфеджио не только научить детей петь, но и научить, слушать себя при пении и всё время анализировать его точность высоты, силы звука. Развитие вокально-интонационных навыков - сложнейшая задача, стоящая перед педагогом на уроках сольфеджио.

Начиная обучаться с шести летнего возраста, дети приобретают первоначальные певческие навыки: петь распевно, добиваться чистой интонации, уметь правильно брать дыхание.

На первом году обучения развитие чистоты интонации является отдельной формой работы на уроках сольфеджио. В дальнейшем работа над интонацией включается практически во все его разделы.

Для того чтобы дети слышали себя нужно петь тихо, не форсируя звук. Правильное пение - залог чистой интонации, оно формирует слух.

Конечно, все опытные педагоги знают, что приоритетом в работе с дошкольным и младшим школьным возрастом является игра. Дети будут активно работать на уроках, если им интересно, а для развития вокально-интонационных навыков необходимо осваивать различные упражнения,роль которых очень велика в процессе формирования и развития музыкального слуха. Поэтому, чтобы работа со звукорядами, интервалами и музыкальными оборотами не казалась детям скучной, я использую различные образы.

Например, перед началом работы над пентахордом и тетрахордом

рассказываю историю про котика, который всё время капризничает. При этом дети сразу включаются в игру и постепенно разучивают эти обороты во всех родственных тональностях до-мажора.

И так, сначала провожу подготовительную беседу, спрашиваю детей живёт ли у них дома котик (конечно, у многих). Вот и у Тоники во дворце тоже живёт кот, которого зовут Рыжик(показываю игрушку),а за ним ухаживают 7 пентахордов и 7 тетрахордов(показываю картинку с образами, которые бегают по ступеням лесницы, считают их - пентахорд до пяти, а тетрахорд до четырех и поют ноты:

соль, фа ,ми, ре, до-до-до - прыгнул котик на окно

Тетрахорд сразу ему отвечает идя на встречу:

соль-соль, ля-ля,си-си,до - полюбуйтесь на него(движение сопровождается показом на лестнице).

Второй пентахорд стоял на одну ступеньку выше,он тоже запел,

наблюдая за рыжиком:

ля, соль, фа, ми, ре-ре-ре - плачет котик во дворе.

Тетрахорд отвечает:

ля-ля, си-си, до-до, ре - я сварю ему пюре

Третий пентахорд стоял еще на ступень выше, и был очень сильным, он

запел:

си,ля,соль,фа,ми-ми-ми - принесу ему блины

Тетрахорд отвечает:

си-си, до-до, ре-ре, ми - кот не хочет есть блины.

Четвертый пентахорд запел еще выше:

до, си, ля, соль, фа-фа-фа - принесу я петуха

Тетрахорд: до ,ре, ми, фа - не поймать нам петуха!

Пятый пентахорд забрался очень высоко до него нам нужно постараться

дотянуться:

ре, до, си, ля, соль-соль-соль - принесу ему фасоль

Тетрахорд:

ре, ми, фа, соль - кот не хочет есть фасоль.

Шестой пентахорд сердито пропел низким голосом:

ми, ре, до, си, ля-ля-ля - мышь поймаю для тебя

Тетрахорд:

ми, фа, соль, ля - в норку спряталась она.

Седьмой пентахорд догадался чего хочет котик и радостно запел:

фа, ми, ре, до, си-си-си - лучше рыбку принеси

Тетрахорд:

фа, соль, ля, си - съешь, и больше не проси!

Далее, продолжая работу в ладу, использую данные образы в игровой форме при изучении темы «три вида минора».( История о заболевшем тетрахорде).

Детский певческий голос в возрасте 6-8 лет имеет определённый

участок, звучащий особенно хорошо. Эта звучащая зона между ми - си

первой октавы. Детям этого возраста она наиболее удобна для

воспроизведения, поэтому певческий диапазон расширяем постепенно, по

полутонам, на знакомом репертуаре. Это могут быть маленькие песенки:

«Уж ты котенька, коток» (знакомим с интервалом чистая прима)

« Уж как шла лиса по травке(поют секунды) и т. д.

Продолжая работу над ладом использую такие мелодические упражнения, как пение наиболее характерных ступеневых последовательностей:

от третьей к первой; от шестой к первой; опевание первой. Подобные

упражнения хорошо помогают «встать» в лад.

Для слухового укрепления чувства ладотональности полезно пение тональных секвенций, особенно интервальных.

Изучение и освоение интервалов имеет большое значение: правильно слышать и верно интонировать интервалы в тональности и от звука необходимо для совершенствования навыка чтения с листа и записи диктантов.

В 1-2 классе интервалы поём только в ладу, секвенционно, допевая до тоники

со словами в рифму, например:(поют сексты )

ми-до, ми-до - куплю себе пальто

ре-си, ре-си - мне шляпу принеси

(дети сами с удовольствием придумывают рифмы).

Однако овладение интервалами - длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио. Работа над развитием навыков точного интонирования необходима на каждом уроке сольфеджио. Без регулярной системной работы над интонацией невозможно успешное освоение таких разделов как сольфеджирование, чтение с листа, пение двухголосия.

Сольфеджирование - основная форма работы в классе на протяжении всех лет обучения. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитываются чувства лада, ритма, ансамбля.


© 2010-2022