• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическая разработка урока музейного кружка тему Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в

Методическая разработка урока музейного кружка тему Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                Саваслейская средняя общеобразовательная школа.                   Методическая разработка урока музейного кружка  тему "Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в. ".              урок "Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера.".                                                                  составитель : учитель истории и обществознания                                                             ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока музейного кружка тему Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в. .Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Саваслейская средняя общеобразовательная школа.


Методическая разработка урока музейного кружка

тему " Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в. ".

урок " Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера.".



составитель : учитель истории и обществознания

Прохорова О.А.




с.Саваслейка

2014г.

Хранятся в музеях секреты и тайны,
Открытия, сотни находок случайных,
Куски манускриптов, старинные латы,
Керамика, передовая когда-то,
Полотна и книги, скелеты и карты
И даже, представьте, рецепты лекарства,
Браслеты и серьги, мечи и короны,
Жуки, саркофаги, костюмы, колонны...


Цель урока: познакомить учащихся с образованием первых Российских музеев, в частности, с такими как Кунсткамера и Оружейная палата.

Задания на уроке: записать основные даты организации и деятельности музеев.

Беседа.

Слово учителя.

Музей (от греч. museion - храм муз) - учреждение, занимающееся комплектованием, хранением и изучением предметов, представляющих историческую, культурную и научную ценность - произведений искусства, письменных источников, рукописных и печатных материалов и предметов, отражающих профиль коллекции и экспозиции музеев.

Во всем мире организацией музеев занимаются профессионалы-музееведы, опираясь на разработки и рекомендации специальной научной дисциплины - музеелогии или музееведения. Теория и методика музейного дела исследует происхождение музеев, их общественные функции, вопросы комплектования, научного документирования и т.д. Специалистов интересует как подбор и правильное хранение коллекции, так и то, как с максимальным эффектом раскрыть в предлагаемой экспозиции заложенные в музейной коллекции познавательные возможности и духовные ценности. Воздействие музеев на посетителей, эстетически, психологически и исторически грамотное создание экспозиций и выставок, научное просвещение, популяризация знаний из разного рода областей общественной и политической жизни - только небольшая часть вопросов, которыми занимается музееведение.

Уровень и постановка музейного дела в стране свидетельствует об общем культурном уровне народа, о том, как относятся граждане страны к своему прошлому, какими достижениями своей культуры дорожат и гордятся. Специалистов-музееведов готовят на исторических факультетах, в научных центрах и на специальных кафедрах. Во многих странах при министерствах и департаментах культуры действуют комитеты и отделы, ведающие сохранностью памятников культуры и развитием музейного дела.

Импульс к развитию музейного дела появляется с первым опытом в коллекционировании - когда предметы - подлинники, взятые из природы и естественной жизни, сохраняются не для утилитарных хозяйственных целей или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства или как ценности эстетические.

1 учебная ситуация. Давайте мы с вами вспомним историю Древнего мира.

Что в истории стран Древнего мира мы можем охарактеризовать как первые музеи?

с помощью учителя отвечают: Таковы были первые музеи - хранилища Кносского дворца в Микенах на Крите (16 в. до н.э.), коллекции Дворца ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13-12 вв. до н.э.), библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н.э.) и др.

Слово учителя Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения, которые впоследствии и стали называться музеями.

2 учебная ситуация. Как вы думаете, а в России когда появились первые упоминания о музеях.

с помощью учителя отвечают: В России первые упоминания о хранилищах музейного типа относятся к 12-17 вв. В соборах и монастырях Владимира, Киева, Новгорода хранились исторические и художественные ценности в основном религиозного характера.

В дореволюционной России понятия особо ценных музейных объектов (ОЦМО) не существовало. В процессе осознания культурной ценности предметов, принадлежности их к культурному наследию можно выделить несколько исторических этапов. Один из них связан с выделением особой ценности произведений искусства и исторических реликвий по религиозно-мистическим основаниям и помещением их в церкви, соборы, монастыри и их ризницы. Другими основаниями выделения предметов служили их материальная ценность, принадлежность к княжескому, затем царскому обиходу. Княжеские сокровищницы существовали в Киеве, Суздале, Владимире, Новгороде, Твери, Пскове. В XIV-XV вв. главной сокровищницей становится Московский Кремль. Основу ее составили символы власти: шапка Мономаха, держава, скипетр, дорогое оружие, подарки и пр. Собранные вещи должны были ошеломлять подданных и заграничных послов. Осмотр этих вещей вошел в ритуал московского двора. Для сокровищницы были построены специальные помещения, предусматривалась эвакуация наиболее ценных предметов. Так, в 1572 г., во время татарского набега, вещи были вывезены в Новгород на 450 санях. В 1605-1612 гг. Московский Кремль и его сокровищница были разграблены поляками, но позднее восстановлены Романовыми.

В 15-17 вв. в Москве начали формироваться наиболее крупные национальные хранилища Оружейной палаты и Патриаршей ризницы. В 16-17 вв. появляются первые крупные частные коллекции, принадлежавшие Ивану IV, Борису Годунову, князьям Милославскому, Матвееву, Голицыну.

Первое упоминание об Оружейной палате относится к 1508, но уже в духовной грамоте Ивана Калиты от 1339 перечислялись ценности, положившие начало великокняжеской коллекции: украшения, посуда из драгоценных металлов, церковные сосуды, одежда, дорогое оружие. В дальнейшем сокровищница московских правителей в основном формировалась за счет роскошных иноземных даров и шедевров мастеров московского двора - ювелиров, оружейников и пр. В 1610-1612 кремлевская сокровищница была полностью разорена, но уже во второй половине 17 в. кремлевские мастерские переживают пору расцвета. В это время и были созданы произведения, ставшие украшением Оружейной палаты.

После революции 1917 музею было передано множество произведений из частных коллекций, монастырей, храмов и из Патриаршей ризницы Московского Кремля. Во время Великой Отечественной войны коллекции Оружейной палаты были вывезены на Урал, где хранились до февраля 1945, летом 1945 они предстали перед посетителями.

В 1714 году был открыт первый русский музей редкостей и диковин - Кунсткамера. Для него в 1719-1734 был специально построен комплекс зданий - архитектор Маттерови. Петр издал несколько указов с призывом к населению доставлять "Каменья необыкновенные, кости человеческия и скотския, рыбьи или птичьи…, старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду и прочее". Присылавших диковины для царева музея, поощряли солидным денежным вознаграждением. Основу коллекции нового музея составили коллекции Петра I - оружие разных времен и народов, различные редкости - картины, гравюры, предметы, найденные кладоискателями, а также станки, приборы, инструменты в духе 15 в. Хранились здесь и первые естественнонаучные коллекции, в том числе коллекция заспиртованных уродцев, из-за которой музей пользовался в народе дурной славой.

В Петербурге на Васильевском острове для музея выстроили отдельное здание, которое сохранилось до наших дней.

Методическая разработка урока музейного кружка тему Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в. .

фото 1. Кунсткамера. Музей Петра1 в С-Петербурге.

Взгляните на фото. Здание венчает высокая башня, где когда-то размещалась одна из первых обсерваторий.

3 учебная ситуация Давайте вместе попробуем определить стиль, в котором построена Кунсткамера.

с помощью учителя отвечают: Всё здание музея Кунсткамеры было сконструировано, а затем и построено в распространенном и популярном на тот день стиле петровского барокко.
Позднее Кунсткамера переходит в ведение Академии наук и становится крупным научным учреждением, не прекращая своей просветительской деятельности.

Итог урока: «Народ без истории, что трава на ветру: куда дует, туда и клонится»гласит народная мудрость. А еще говорят: «если нет у народа (народности) истории, то и народа нет». У русского народа могучие исторические корни. Задача новых поколений - бережно сохранять историю своего народа и преумножать его исторические заслуги.Каждая семья бережно хранит историю своего рода, семейные реликвии и традиции. Даже попытки создать новое национальное сообщество «советский народ» не смогли (или не успели) растерять исторические основы земли русской. Наша планета подвержена природным катаклизмам. Сообщество людей на планете подвержены политическим и социальным катаклизмам. Но святой долг любого народа - сохранить свою историю. Поэтому развитие музейного дела - дело очень важное и дело государственное. Нам же - простым гражданам необходимо бережно относиться к своей истории и помогать музеям в подборе наиболее интересных экспонатов, элементов быта, творчества, ремесел, чтобы каждый исторический период был представлен как можно разнообразнее, детальнее и интереснее.







Использованная литература:

1.Петрова М.А. Художественное и религиозное восприятие культового искусства. Автореферат дис. ... канд. Философ. наук, Л., 1985

2.Колосницын В.И. К определению природы «религиозного искусства» - в сб. «Социальные функции искусства и религии», Свердловск, 1976, с.32

3.Государственный Русский музей: Путеводитель. СПб., 1997.

4.100 лет Русского музея в фотографиях, 1898-1998. СПб., 1998. Ю. Н. Кружнов.

5.А.А.Сундиева, Е.А.Воронцова, М.Е.Каулен, Г.А.Кузина, А.Н.Дьячков,

«Музеи - особо ценные объекты культурного наследия.» М.2000.

интернет-ресурсы:

prof.museum.ru/mat/docl28.htm

prof.museum.ru/mat/docl27.htm

rusmuseum.ru/index.html



© 2010-2022