Программа вокального кружка «Весёлые нотки»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа вокального кружка

«Весёлые нотки»


Программу составила Чернова Н.В.



МОУСОШ № 3

Г.Тверь





Пояснительная записка

Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня - не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно - эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.

В основу данной программы положена образовательная программа «Музыкальный звездопад» В.В.Иноземцевой.

Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.

Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;

-сформировать основы сценической культуры;

-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;

-развивать творческую активность детей;

-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.



Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:

-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;

-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;

-предоставление возможности самовыражения, самореализации.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:

-подготовку голосового аппарата;

-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;

Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы - эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю, 34 часа в год

Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия - концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно - слуховой (аудиозаписи)

- наглядно - зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

- практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично - поисковый (проблемная ситуация - рассуждения - верный ответ)

- методические ошибки

- методические игры

В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов - музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа.


Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;








Результаты освоения программы вокального кружка

Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально - духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно - творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.





Способы отслеживания результатов освоения

образовательной программы:

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия - концерты).

Отслеживание уровня сформированности вокально - слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики.

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Учебный план

п/п

Темы

Количество часов


1ый год обучения

2ой год обучения

3ий 4ый года обучения

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

1

1

2

3

Охрана голоса

1

1

2

4

Певческая установка

1

1

2

5

Звукообразование. Музыкальные штрихи

2

2

4

6

Дыхание

2

2

4

7

Дикция и артикуляция

2

2

4

8

Ансамбль. Унисон

2

2

4

9

Ансамбль. Элементы двухголосья.

2

2

4

10

Музыкально-исполнительская работа

2

2

4

11

Ритм

2

2

4

12

Работа над репертуаром

10

10

20

13

Концертная деятельность

4

5

10

14

Итоговые занятия, творческие отчеты

1

1

2


Итого

33

34

68



1 -й год обучения

Цель: создание условий для включения детей в музыкально - творческую деятельность

Задачи:

- формировать основы вокальной и сценической культуры;

- содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения;

- развивать творческую активность и самостоятельность детей;

- воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

Учебно - тематический план 1 - го года обучения

п/п

Разделы

Общее кол-во часов

В том числе


практических

теоретических

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

1

-

1

3

Охрана голоса

1

-

1

4

Певческая установка

1

1

-

5

Звукообразование. Музыкальные штрихи

2

1

1

6

Дыхание

2

1

1

7

Дикция и артикуляция

2

1

1

8

Ансамбль. Унисон

2

1

1

9

Ансамбль. Элементы двухголосья.

2

1

1

10

Музыкально-исполнительская работа

2

2

-

11

Ритм

2

1

1

12

Работа над репертуаром

10

9

1

13

Концертная деятельность

4

4

-

14

Итоговые занятия, творческие отчеты

1

1

-


Итого

33

23

10



Содержание программы 1- го года обучения

1.Вводное занятие.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

2.Знакомство.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

4.Формирование правильных навыков дыхания.

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

5.Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.

6.Ансамбль. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.

7.Музыкально - исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».

8.Ритм.

Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии - игра «Матрешки»

9.Репертуар.

Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

10.Концертная деятельность.

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

11.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.

По итогам 1 - го года обучения воспитанники должны знать:

- основы вокально - хоровых навыков;

- правила пения;

- виды дыхания;

- музыкальные штрихи;

- средства муз. выразительности.

уметь:

- применять правила пения на практике;

- петь чисто ансамблем в унисон;

- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- сценически оформлять концертный номер.








2ой, 3ий, 4ый года обучения

Цель: создание условий для творческого развития детей

Задачи:

- закрепить основы вокальной культуры;

- закрепить знания специальной терминологии;

- совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения с включением элементов двухголосья;

- развивать творческую активность детей;

- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру

2-ой, 3-ий, 4-ый года обучения имеют те же содержательные разделы, но освоение

на 4-ом году идет с большей степенью глубины и самостоятельности.

Учебно - тематический план 2 - го года обучения

п/п

Разделы

Общее кол-во часов

В том числе


практических

теоретических

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

1

-

1

3

Охрана голоса

2

1

1

4

Певческая установка

1

1

-

5

Звукообразование. Музыкальные штрихи

2

1

1

6

Дыхание

2

1

1

7

Дикция и артикуляция

2

1

1

8

Ансамбль. Унисон

2

1

1

9

Ансамбль. Элементы двухголосья.

2

1

1

10

Музыкально-исполнительская работа

2

2

-

11

Ритм

2

1

1

12

Работа над репертуаром

10

9

1

13

Концертная деятельность

4

4

-

14

Итоговые занятия, творческие отчеты

1

1

-


Итого

34

24

10


Содержание программы 2 - го года обучения


1.Вводное занятие.

Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.

2.Охрана голоса.

Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.

3.Певческая установка.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.

4.Звукообразование.

Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона.

5.Дыхание.

Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.

6.Дикция и артикуляция.

Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.

7.Ансамбль. Элементы двухголосья.

Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.

8.Музыкально - исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.

9.Ритм и ритмический рисунок.

Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально - ритмические скороговорки.

10.Работа над репертуаром.

Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.

11.Концертная деятельность.

Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.

12.Итоговые занятия, творческие отчеты.

Результаты освоения программы 2 - го года обучения.

- петь в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;

- владеть основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция)

- уметь чисто интонировать;

- уметь воспроизвести несложный ритмический рисунок;

- уметь пользоваться исполнительскими навыками на сцене.










Учебно - тематический план 3го года обучения

п/п

Разделы

Общее кол-во часов

В том числе


практических

теоретических

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

1

-

1

3

Охрана голоса

2

1

1

4

Певческая установка

1

1

-

5

Звукообразование. Музыкальные штрихи

2

1

1

6

Дыхание

2

1

1

7

Дикция и артикуляция

2

1

1

8

Ансамбль. Унисон

2

1

1

9

Ансамбль. Элементы двухголосья.

2

1

1

10

Музыкально-исполнительская работа

2

2

-

11

Ритм

2

1

1

12

Работа над репертуаром

10

9

1

13

Концертная деятельность

4

4

-

14

Итоговые занятия, творческие отчеты

1

1

-


Итого

34

24

10

Учебно - тематический план 4го года обучения

п/п

Разделы

Общее кол-во часов

В том числе


практических

теоретических

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

1

-

1

3

Охрана голоса

2

1

1

4

Певческая установка

1

1

-

5

Звукообразование. Музыкальные штрихи

2

1

1

6

Дыхание

2

1

1

7

Дикция и артикуляция

2

1

1

8

Ансамбль. Унисон

2

1

1

9

Ансамбль. Элементы двухголосья.

2

1

1

10

Музыкально-исполнительская работа

2

2

-

11

Ритм

2

1

1

12

Работа над репертуаром

10

9

1

13

Концертная деятельность

4

4

-

14

Итоговые занятия, творческие отчеты

1

1

-

Итого

34

24

10

Содержание программы 3го и 4го года обучения

1.Вводное занятие.

Знакомство с программой, режимом работы. Подбор репертуара

2.Охрана голоса.

Проведение гимнастики голоса.

3.Певческая установка.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него.

4.Звукообразование.

Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Упражнения по системе В.В.Емельянова.

5.Дыхание.

Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.

6.Дикция и артикуляция.

Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки.

7.Ансамбль. Элементы двухголосья.

Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.

8.Музыкально - исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».

9.Ритм и ритмический рисунок.

Игры на ритмическое моделирование. Музыкально - ритмические скороговорки. Пение канонов.

10.Работа над репертуаром.

Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание СД-дисков.

11.Концертная деятельность.

Анализ выступлений

12.Итоговые занятия, творческие отчеты.


Результаты освоения программы 3го 4го года обучения.

- владеют техническими программами приемами пения;

- поют в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;

- владеют певческой позицией;

- умеют выразить отношение к музыке через внутреннее сопереживание;

- умеют анализировать свои действия.









.





















© 2010-2022