Урок музыки в 4 классе «Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики»

Урок музыки  в 4 классе «Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики» по программе «Музыка»  В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак. Материал урока знакомит детей с культурой Австрии, историей, бытом и особенностями музыкального искусства страны, с творчеством композиторов В.А.Моцарта, Й.Гайдна. В уроке использованы различные виды деятельности - слушание, пение, выступления с сообщениями, анализ музыкального произведения. Сочетается фронтальная и индивидуальная работа с учащимися, предусмотрено использование технических средств.
Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики.

Цели:

1.Знакомство с музыкой Австрии, ее особенностями, композиторами, их произведениями.

2.Развитие творческих способностей учащихся, вокально - хоровых навыков, музыкальной памяти.

3.Воспитание любви к музыке В. Моцарта, Й.Гайдна.

Задачи:

Обучающие:Познакомить с культурой Австрии, историей, бытом и особенностями музыкального искусства страны.

Развивающие: Формировать нравственно-эстетические и эмоциональные чувства учащихся на основе восприятия музыкальных произведений, путём их анализа и сравнения; выявить характерные особенности австрийской музыки; развивать интерес учащихся к самостоятельному изучению материала;

Воспитывающие: Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре народов мира.

Тип урока: урок углубления в тему.

Оборудование и материалы: Мультимедиа проектор, музыкальный центр, презентация PowerPoint, ЦОР «Моцарт. Разговор с миром»,портреты В. Моцарта и Й. Гайдна, аудиозаписи:

Й.Гайдн Квартет ре минор,

В.МоцартАрия царицы Ночи» из оперы «Волшебная флейта».

Методы обучения:
- словесный метод;

- наглядно-слуховой метод;
- метод контрастных сопоставлений;
- метод музыкальных обобщений.

Ход урока:

1.Организационный момент:Вход в класс под музыку. Музыкальное приветствие.

Учитель: Добрый день, ребята.

Фиксация отсутствующих.

Я рада вас снова видеть на уроке и с нетерпение ждала встречи, чтобы продолжить наши замечательные путешествия по городам странам мира, где жили и создавали свои произведения великие композиторы.

2.Проверка домашнего задания: В какой стране мы пришвартовали свои корабли на прошлом уроке?

Дети: Италия?

Учитель: С творчеством какого композитора мы познакомились?

Дети: Джузеппе Верди.

Учитель: Дома вы должны были заполнить трюмы своих кораблей информацией о культуре и музыке Италии. Все кто подготовил сообщение получают жетоны, которые позволят вам принять участие в финальной игре-путешествии. А нескольких ребят с их выступлениями мы послушаем.

Проверка домашнего задания (выступления детей).

Учитель: Благодарю вас за прекрасно выполненное домашнее задание. Вы получаете жетон и еще на шаг приближаетесь к участию в финальной игре. Теперь мы еще чуть больше узнали об Италии и ее культуре. А сейчас настало время проверить ваши знания об итальянской музыкальной культуре.

Я предлагаю вам самостоятельно ответить на шесть вопросов по теме двух предыдущих уроков. Вы записываете в тетради номер вопроса и ответ.

1.Родиной какого музыкального жанра считают Италию? (опера)

2. Как называют итальянский город, расположенный на воде? (Венеция)

3.Как называются длинные лодки, которые плавают по узким каналам итальянского города на воде? (гондола)

4. Как называют песню гондольера? (баркарола)

5.Какой русский композитор путешествовал по Италии и сочинил романс «Венецианская ночь»? (Глинка)

6.Главный музыкальный жанр в творчестве Д.Верди (опера).

А теперь давайте проверим ваши работы. Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга и выставьте оценки (правильные ответы на слайде).

Без ошибок - «5»

Одна-две ошибки - «4»

Три и более ошибок - «3».

3.Изучение нового материала: Прекрасно справились с заданием, а теперь небольшая шарада.

Узнайте название страны, в которой мы пришвартуем свои корабли сегодня.

Опера - 5

Венеция - 1,6,7

5

1

С

Т

Р

6

7


Из слова «опера» возьмите 5-ю букву, а из слова «Венеция» - 1,6,7. Вставьте их в пустые окошечки попорядку и прочитайте название страны.

Дети: Австрия.

Учитель: Тема сегодняшнего урока «Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики». Чем мы будем заниматься на уроке?

Дети: Знакомиться с музыкальной культурой Австрии.

Учитель: Совершенно верно. Это и есть цель нашего урока. Итак, курс нам известен, пора в путь. Поднять паруса. Давайте исполним песню «Школьный корабль», которая поможет оказаться нам в этой замечательной стране.

Исполнение песни «Школьный кораблю» Г.Струве.

Учитель: Австрийская музыка развивалась в тесном взаимодействии с культурами соседних народов - славян и венгров. Носителями культуры издавна были странствующие музыканты - шпильманы. Важнейшими центрами музыкальной культуры - монастыри. С XII-XIII веков при дворах вельмож развивалось светское искусство, а также рыцарское искусство миннезингеров. В эпоху возрождения здесь возникают многочисленные хоровые капеллы. В XV-XVI веках центры музыкальной культуры перемещаются в города. В 1620 году в Вене открывается первый общедоступный театр, где ставятся музыкально-драматические произведения - кайзер шпили. В середине 18 века австрийская музыкальная культура становится одной из самых значительных в Европе. Вена становится крупнейшим центром музыкальной жизни. Открываются новые театры, общество музыкантов-профессионалов, общество любительских концертов. Сформировалась венская классическая школа, к которой принадлежали Й.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен. Венская классическая школа определила дальнейшее развитие музыкальной культуры Европы. Начало XIX века знаменуется переходом от классицизма к романтизму. Выдающимся представителем этого направления стал Ф.Шуберт. Он создал новые песенные жанры, основанные на венской народной песне. Благодаря существовавшим в Вене танцевальным капеллам вальс становится самостоятельным жанром. Его создателями считается семейство Штраусов. Вторая половина XIXвека ознаменовалась расцветом венской оперетты. Авторам классических оперетт были Иоганн Штраус-сын, Франц Зуппе. Австрия всегда славилась высочайшей исполнительской культурой. Среди прославившихся исполнителей скрипач Фриц Крейслер, дирижеры Густав Маллер, Рихард Штраус, певица Элизабет Шварцкопф.В Австрии действуют великолепные музыкальные коллективы - венская государственная опера, венский филармонический оркестр. На родине Моцарта в Зальцбурге регулярно проводятся праздники, имеющее огромное значение в музыкальной жизни Австрии.

Учитель: Чуть более подробно мы остановимся на творчестве композиторов, которых называют венскими классиками. Венскими - потому что значительная часть их творческой жизни была связана Веной. Классиками - потому что созданные ими произведения получили всемирное признание, как выдающиеся, образцовые. Это Й.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен. С творчеством этих композиторов связан расцвет таких жанров, как опера, симфония, соната, концерт, квартет. Некоторые из них нам уже известны. Давайте их назовем и раздели на вокальные и инструментальные жанры.Поиграем в игру «Узнай музыкальный жанр». Сейчас прозвучат фрагменты вокальных и инструментальных жанров. Вам нужно узнать жанр и отнести его к вокальным или инструментальным произведениям.

Звучат фрагменты П.И.Чайковский Финал Симфонии №4, песня и пляска птиц из оперыН.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», П.Чайковский Концерт №1 для фортепиано с оркестром.

Дети, узнавшие жанр на доске крепят название жанра в нужном столбце.

Учитель: А вот жанр квартет нам пока не знаком. Одним из создателей классического квартета является Й.Гайдн Кварте́т - музыкальный ансамбль из четырёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов. Классический струнный квартет включает четыре инструмента - две скрипки, альт и виолончель. При том, что каждый участник квартета исполняет самостоятельную партию, его общее звучание отличается единством и стройностью.

Давайте послушаем Квартет ре минор Й.Гайдна и подумаем над вопросами:

Какие чувства передаются в музыке?

Определение средств музыкальной выразительности.

а) Лад.

б) Характер.

в) Темп.

г) Динамику.

Слушание, ответы детей.

Давайте послушаем произведение еще раз и ответим на эти вопросы:

Почему назвал произведение именно так?

Что отличает звучание квартета - единство, слаженность или их отсутствие?

Что бы тебе захотелось сделать, прослушав эту музыку?

Повторное слушание, ответы детей.

К какому виду музыки мы отнесем квартет Й.Гайдна? (инструментальная) Крепят табличку на доске.

Учитель: Еще один композитор - венский классик, имя которого известно всему миру - это Вольфганг Амадей Моцарт.

Давайте познакомимся с жизнью и творчеством великого композитора.

Просмотр ЦОР «Моцарт. Разговор с миром» -3,2 мин.

И он сочинил оперу «Волшебная флейта». Она рассказывает о повелительнице мрака и зла, коварной царице, одержимой идеей власти над миром. Она стремится победить мудрого правителя Зарастро и захватить его талисман - священный солнечный диск. Царица восклицает: - «Ужасной мести жаждет мое сердце! Я беспощадна!». Она повелевает родной дочери погубить Зарастро.

Давайте послушаем Арию Царица ночи. Какие чувства передаются в музыке?

Слушание, ответы детей (зло, коварство).

Какой вы представили себе Царицу ночи?

Давайте посмотрим видеофрагмент этой Арии. Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать характер героини?

Слушание. Определение средств музыкальной выразительности.

а) Лад.

б) Характер.

в) Темп.

г) Динамику.

4.Обобщение и итог урока: Эта опера прославила имя Моцарта. И не только она. Великий гений за столь короткую жизнь написал множество произведений, среди которых оперы, симфонии, концерты, сонаты.

Много знаменитых художников рисовали портреты великого композитора, а поэты посвящали ему стихи. Одно из них вы сейчас услышите.

Моцарту

Матвеева Татьяна.

Ах, Моцарт, ты меня позвал
На праздник свой - в свой день январский!
Вот захожу в старинный зал,
Богато убранный, по-царски...

Погашен люстр хрустальных свет,
И рыцари с картин громадных,
Взирая строго столько лет,
Как будто встали в ряд парадно.

И зазвучало волшебство
Твоих божественных творений...
Для сердца, Моцарт, моего
Нет краше музыки мгновений!

Ты скрипкой нежно заиграл,
На флейте заискрился трелью,
По струнам арфы пробежал
Порывом ветра иль метелью...

Своей судьбы минорной грусть
Сегодня ты от всех скрываешь...
В твой праздник мир ликует пусть,
Мой Моцарт! Как ты озаряешь!

К творчеству В.А. Моцарта мы не раз будем обращаться на наших уроках. А сейчас давайте все вспомним, о чем шла речь на уроке, и заполним конспект урока, который вы поместите в трюм своего корабля.

Вопросы:

1.Как называли странствующих музыкантов в Австрии? (миннезингеры)

2.Столица Австрии (Вена)

3.Композиторы венские классики. (Й.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен)

4.Как называется ансамбль из четырех исполнителей? (квартет)

5.Какие музыкальные инструменты входят в классический квартет? (две скрипки, альт и виолончель)

6.Какие музыкальные произведения мы сегодня услышали? (Гайдн Квартет ре минор,

В. МоцартАрия царицы Ночи» из оперы «Волшебная флейта»)

Конспект урока

Тема:Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики.

Странствующие музыканты - ______________________.

Столица Австрии - _______________.

Венские классики __________________________________________________________________.

Музыкальный ансамбль из четырёх музыкантов-исполнителей - ___________________

В классический квартет входят две скрипки, альт и виолончель.

Слушание:

Й.Гайдн ______________________ ре минор.

Опера В.А. Моцарта ______________________________________________.

Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Музыка объединяет народы. Как в песне «Большой хоровод», которую мы сейчас исполним. Она поможет нам вернуться из Австрии домой.

Исполнение песни «Большой хоровод».

6.Рефлексия: Учитель: Вот мы и дома. Походит к концу наш урок. Что дало вам это занятие, поделитесь впечатлениями. Продолжите фразу:

  • Своей работой на уроке я…

  • Урок для меня показался…

  • За урок я…

  • Мое настроение…

  • Материал урока мне был…

Домашнее задание:А теперь домашнее задание. К следующему уроку подготовьте небольшое сообщение о любом композиторе венском классике. Назовите еще раз фамилии этих композиторов (Й.Гадн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен). Сообщение должно содержать интересные факты из жизни и творчества композиторов и объем не должен превышать 15 предложений.

Наш урок окончен. У выхода вы найдете две коробочки с карточками двух цветов. Выберите одну: если вам понравился урок - красную, если не понравился - синюю. По вашему выбору я смогу понять насколько продуктивно мы свами сегодня поработали.

Всего вам доброго!


© 2010-2022