Доклад Возможности развития общекультурной компетентности на уроках музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад "Возможности развития общекультурной компетентности

на уроках музыки"

Под окк личности, следует понимать совокупнсть знаний, навыков,

элементов культурного опыта, позволяющих учащимся свободно

ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать

его элементами.

Целью школьного образования в области окк является - достижение уровня окк достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирование способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры.

ОКК- круг вопросов, по отношению к которым, учащийся должен быть

хорошо осведомлен, обладать познанием, опытом деятельности, это-

особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-

-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных

народов.

В возможностях развития окк, в воспитании духовной культуры и

нравственного воспитания в учебном процессе, особенно

велика роль уроков музыки. Структура урока музыки, как урока

искусства, достаточно гибкая, что позволяет организовать работу на

основе взаимодействия и взаимосвязи средств музыки с приемами

коррекции, не меняя главной цели , урока- формирование окк учащихся

с овз.

Одной из задач уроков музыки - это воспитывать интерес , любовь и

уважение к музыкальной и общей культуре своего народа и народов

мира , научить обобщать жизненно-музыкальные впечатления уч-ся,

на основе восприятия фольклорного творчества народов мира.

Урок музыки включает в себя активное слушание в процессе которого

уч-ся знакомятся с творчеством русских, советских , зарубежных

композиторов, с интересом изучают биографии композиторов , делятся

музыкальными впечатлениями, учатся высказываться о музыке.

Наиболее понятными и близкими ребятам композиторами становятся

Чайковский - бесконечно любивший русскую песню , русскую природу,

русского человека, воспевающим свою Родину, в своих лирических сочинениях.

Римский-Корсаков-композитор сказочник, положивший в основу своих

произведений сказки великих писателей, таких, как А.С.Пушкина"Сказ-

ка с царе Салтане","Руслан и Людмила", Бетховен- предстает перед

ними прежде всего, как автор музыки сильной, героической. Ба - осново-

положник органной музыки. Музыка Грига завораживает детей своей

таинственностью, любовью к природе родного края.

Прокофьев - воспринимается ребятами , как композитор , в чьей музыки

воплощен мир детства. Слушая симфоническую сказку "Петя и волк",

дети знакомятся с инструментами симфонического оркестра.

Слушая фрагменты оперы "Иван Сусанин"- великого русского ком-

позитора Глинки , у уч-ся развивается чувство патриотизма , любовь

к своей Родине .Слушая произведения этих и других композиторов , учащиеся расширяют свой кругозор, развивают познания в области мировой , художественной культуры.

На уроках музыки уч-ся знакомятся, с понятием "опера","балет",

дирижер, оркестр, инструменты духового, симфонического оркестра , группы инструментов, входящие в состав того или иного оркестра.

Широкие возможности для развития окк уч-ся на уроках музыки

отводится теме "Музыка моего народа". Дети разучивают русские народные песни, распевки , потешки - в которых глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. Великой правды , мудрости и красоты полны русские народные песни , в которых отразилась вся культура, быт, традиции , обычаи , русского народа. В них вложен талант и ум, традиции русского народа. Из песен уч-ся узнают о жизни народа, его труде и быте, обычаях и традициях русского народа. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера : патриотизм и мужество, любовь к родной природе.

Инструменты русского , народного оркестра , история их создания , звучание которых уч-ся слушают на уроках музыки, имитируя игру на инструментах , выполняя пластическое интонирование- развивают окк и духовную культуру уч-ся .

На уроках музыки , в разделе музыкально-двигательное деятельность, уч-ся знакомятся с танцами народов мира, с традиционными танцами русского народа, такими как хоровод- древнейшим видом искусства на Руси, с удовольствием играют в русские народные игры, такими , как "Гори, гори ясно", Плетень"и мн.другими.

Таким образом, музыка, как учебный предмет, в системе общего образования, может и должна широко использоваться в целях воспитания окк и духовности школьников.



© 2010-2022