- Преподавателю
- Музыка
- Доклад Возможности развития общекультурной компетентности на уроках музыки
Доклад Возможности развития общекультурной компетентности на уроках музыки
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Долгих З.К. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад "Возможности развития общекультурной компетентности
на уроках музыки"
Под окк личности, следует понимать совокупнсть знаний, навыков,
элементов культурного опыта, позволяющих учащимся свободно
ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать
его элементами.
Целью школьного образования в области окк является - достижение уровня окк достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирование способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры.
ОКК- круг вопросов, по отношению к которым, учащийся должен быть
хорошо осведомлен, обладать познанием, опытом деятельности, это-
особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-
-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных
народов.
В возможностях развития окк, в воспитании духовной культуры и
нравственного воспитания в учебном процессе, особенно
велика роль уроков музыки. Структура урока музыки, как урока
искусства, достаточно гибкая, что позволяет организовать работу на
основе взаимодействия и взаимосвязи средств музыки с приемами
коррекции, не меняя главной цели , урока- формирование окк учащихся
с овз.
Одной из задач уроков музыки - это воспитывать интерес , любовь и
уважение к музыкальной и общей культуре своего народа и народов
мира , научить обобщать жизненно-музыкальные впечатления уч-ся,
на основе восприятия фольклорного творчества народов мира.
Урок музыки включает в себя активное слушание в процессе которого
уч-ся знакомятся с творчеством русских, советских , зарубежных
композиторов, с интересом изучают биографии композиторов , делятся
музыкальными впечатлениями, учатся высказываться о музыке.
Наиболее понятными и близкими ребятам композиторами становятся
Чайковский - бесконечно любивший русскую песню , русскую природу,
русского человека, воспевающим свою Родину, в своих лирических сочинениях.
Римский-Корсаков-композитор сказочник, положивший в основу своих
произведений сказки великих писателей, таких, как А.С.Пушкина"Сказ-
ка с царе Салтане","Руслан и Людмила", Бетховен- предстает перед
ними прежде всего, как автор музыки сильной, героической. Ба - осново-
положник органной музыки. Музыка Грига завораживает детей своей
таинственностью, любовью к природе родного края.
Прокофьев - воспринимается ребятами , как композитор , в чьей музыки
воплощен мир детства. Слушая симфоническую сказку "Петя и волк",
дети знакомятся с инструментами симфонического оркестра.
Слушая фрагменты оперы "Иван Сусанин"- великого русского ком-
позитора Глинки , у уч-ся развивается чувство патриотизма , любовь
к своей Родине .Слушая произведения этих и других композиторов , учащиеся расширяют свой кругозор, развивают познания в области мировой , художественной культуры.
На уроках музыки уч-ся знакомятся, с понятием "опера","балет",
дирижер, оркестр, инструменты духового, симфонического оркестра , группы инструментов, входящие в состав того или иного оркестра.
Широкие возможности для развития окк уч-ся на уроках музыки
отводится теме "Музыка моего народа". Дети разучивают русские народные песни, распевки , потешки - в которых глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. Великой правды , мудрости и красоты полны русские народные песни , в которых отразилась вся культура, быт, традиции , обычаи , русского народа. В них вложен талант и ум, традиции русского народа. Из песен уч-ся узнают о жизни народа, его труде и быте, обычаях и традициях русского народа. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера : патриотизм и мужество, любовь к родной природе.
Инструменты русского , народного оркестра , история их создания , звучание которых уч-ся слушают на уроках музыки, имитируя игру на инструментах , выполняя пластическое интонирование- развивают окк и духовную культуру уч-ся .
На уроках музыки , в разделе музыкально-двигательное деятельность, уч-ся знакомятся с танцами народов мира, с традиционными танцами русского народа, такими как хоровод- древнейшим видом искусства на Руси, с удовольствием играют в русские народные игры, такими , как "Гори, гори ясно", Плетень"и мн.другими.
Таким образом, музыка, как учебный предмет, в системе общего образования, может и должна широко использоваться в целях воспитания окк и духовности школьников.