Открытый урок Что за прелесть эти сказки!

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по музык



УМК Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина

Класс: IV, I четверть, урок 8

Раздел: «День полный событий»

Тема урока: «Что за прелесть эти сказки».

Тип урока: Комбинированный


Цель: Создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления, первичного закрепления учащимися особенностей воплощения литературных образов «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина в опере Н. А. Римского - Корсакова.

Задачи: Способствовать эмоциональному и осознанному усвоению содержания музыкального сочинения. Способствовать формированию умения устанавливать причинно - следственные связи, создавать обобщения, анализировать строить логическое рассуждение. Создать условия для ознакомления учащихся с особенностями интонационно - образного словаря композитора Н. А. Римского - Корсакова.

Оборудования: Фортепиано, компьютер, проектор, музыкальная запись оркестровых фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане»

Подготовила и провела учитель музыки: Филипенко С. В.

Ход урока


  1. Организационно - мотивационный момент.

Исполнение попевки - приветствия.

Учитель: Ребята, как звучала тема нашего прошлого урока.

Ответ: «Приют спокойствия, трудов и вдохновения»

У: О чём говорили на уроке?

О: Об образах осени в поэзии Пушкина и в музыке русских композиторов П. И. Чайковского, Г. Свиридова.

У: К какому выводу пришли?

О: Осень бывает разная: ранняя, золотая, поздняя, характер и настроение осенней поры мы можем услышать и в стихах и в музыке.

У: С творчеством, какого поэта познакомились?

О: А. С. Пушкина

У: А что вы знаете о русском поэте?

Дети читают доклад

6 июня 1799г в Москве у майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр. В Москве прошло детство поэта, в доме его родителей собирались самые известные писатели.

Отец поэта, был прекрасным актёром, играл в домашних спектаклях. Известным поэтом своего времени был дядя Василий Львович Пушкин. Стихи слагали старшая сестра Пушкина Ольга и младший брат Лев.

В доме отца Пушкина была большая библиотека, там 8ми летний мальчик проводил бесконечные ночи, читая книги. Он был одарён невероятной памятью, в 11 лет знал наизусть всю французскую литературу.

В 11 лет Александра отправили с дядюшкой на учения в Петербург, в Царскосельский лицей.

Женился Пушкин на прекрасной Наталье Гончаровой. Очень её любил. Понравилась жена поэта и царю. Он пожелал видеть её у себя во дворце украшением балов. За молодой красавицей при всех стал ухаживать офицер француз Дантес. К поэту посыпались насмешливые записки, злые карикатуры. Пушкин вспылил. Произошла дуэль.

Первым выстрелил Дантес - и смертельно ранил Пушкина.

Царь распорядился похорон в Петербурге не устраивать, а отпев, увезти гроб тихо, без шума, ночью, в Михайловское, в Святогорский монастырь. По дороге, несмотря на запрет, плакали люди.


  1. Актуализация знаний

У: О чём А. С. Пушкин мог сказать следующие строки:

«Наперсница волшебной старины, друг вымыслов, игривых и печальных»?

О: О сказке.

У: Какие сказки Пушкина вы знаете?

О: - «Сказка о Попе и работнике его Балде»;

- «Сказка о золотом петушке»;

- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;

- «Сказка о царе Салтане»

У: Откуда у Пушкина такая любовь к поэзии, сказкам? Кто был вдохновителем русского поэта?

О: Няня

У: Пушкин любил свою няню и написал несколько трогательных стихотворений, обращённых к ней. Вспомните стихи посвящённые няне.

Дети читают стихи наизусть («Няне», «Зимний вечер»)


У: Стихотворение «Зимний вечер» так полюбилось в народе, что на слова была положена мелодия и получилась русская народная песня.

Чем народная песня отличается от композиторской?

О: …

Исполнение русской народной песни «Зимний вечер»


У: Какие задачи ставим перед исполнением песни?

О: Правильно сидеть при исполнении песни.

Следить за дыханием.

Петь напевно, протяжно.

Внимательно слушать мелодию.

У: Чему учат нас стихи Пушкина?

О: Быть добрее, любить своих родных и т. д.

У: Няня пела Пушкину песни, рассказывала сказки. Весь сказочный мир был ей известен. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у неё с языка. Вот сказка Арины Родионовны, записанная Пушкиным: «Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву ни кого: подслушал однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит; вторая - что одним куском сукна оденет; третья - что с первого года родит родит сына. Царь женился на меньшей…», легла в основу «Сказке о царе Салтане».

Когда Пушкин писал эту сказку, он думал о своей прекрасной жене Наталье Гончаровой:

«Месяц под косой блестит;

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава

Выступает будто пава…»


  1. Этап целеполагания

У: Все сказки Пушкина настолько хороши, что остаются с нами на всю жизнь. Мы их знаем, восхищаемся ими. Сам Пушкин очень любил русские сказки. Как вы думаете, какое из высказываний Пушкина о русских сказках подойдет для темы нашего урока?

«Что за прелесть эти сказки!»

«Каждая сказка, есть поэма!»

О: «Что за прелесть эти сказки!»

У: Почему?

О: Потому что именно в этом выражении наиболее ярко отражено наше отношение к сказкам А. С. Пушкина.

У: Давайте запишем в тетради тему урока.

Но сказку можно не только прочитать, о ней можно спеть.

Исполнение «Песенка - спор» из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити»


У: Вы уже поняли, что речь на уроке пойдёт о сказке, но о сказке не простой, а какой?

О: Музыкальной сказке

У: Сказке в музыке будет посвящён наш урок.

Многие произведения Пушкина получили своё продолжение в творчестве мастеров разных видов искусств: музыки, живописи.

Многие сказки Пушкина получили вторую жизнь в музыке русских композиторов М. И. Глинки, Н. А. Римского - Корсакова. В 1899 году в год столетнего юбилея со дня рождения великого поэта, композитор Римский - Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане»

(определение целей урока)


Мы с вами знаем, что А. С. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», а композитор Римский - Корсаков на сюжет этой сказки создал оперу с таким же названием.

Ребята, подумайте, с какой целью мы обратились к произведениям этих великих людей.

О: С целью познакомится, как сказка Пушкина была отражена в музыке Римского - Корсакова. Сможет ли музыка рассказать нам сказку так же интересно и понятно как у Пушкина.

У: Композитора Николая Андреевича Римского - Корсакова считают великим сказочником русской музыки.

Родился он 18 марта 1844 года в Тихвине, старший брат и дядя - адмирал служили в Российском флоте в 6 лет Николай начал заниматься музыкой, но учителя попались не интересные, и занятия не увлекали. Он мечтал о море. В 12 лет отец привёз его в Петербург и определил в морской кадетский корпус. Сбылась сокровенная мечта стать моряком. В 14 лет Николай начал учиться музыке. Осенью 1861 года произошла встреча с Балакиревым и молодой Римский - Корсаков стал участником кружка «Могучая кучка» где обсуждались передовые течения в музыке, литературе, живописи. Окончив морской корпус, молодой офицер Римский - Корсаков на 3 года отправляется в дальнее плавание. Впоследствии в операх «Садко», «Сказка о царе Салтане», он воскресил образ изменчивой морской стихии.

Презентация

В 1899 году Россия отмечала столетие со дня рождения Пушкина. Этой дате Римский - Корсаков посвятил кантату «Песнь о вещем Олеге» и оперу «Сказка о царе Салтане». Октябрьским вечером 1900 года в Москве сказка ожила на сцене Частной оперы. Были чудесные декорации и костюмы, зал был полон. Овациям и венкам не было конца.

У: Что такое опера?

О:…

У: Как называется коллектив музыкантов сопровождающих оперный спектакль?

О: Оркестр

У: Кто руководит оркестром?

О: Дирижёр

У: Что в руке у дирижёра?

О: Дирижёрская палочка

У: В любом музыкальном спектакле (опере или балете) существует перерыв. Он называется антракт.


  1. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише-тише

Деревцо всё выше, выше.


  1. Открытие нового знания

У: Ребята, а как обычно начинаются сказки?

О: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили - были…»

У: Сейчас мы с вами услышим, как могут начинаться музыкальные сказки - оперы. Послушайте и определите характер.

Слушание. Звучит праздничная фанфара.

У: Какой характер?

О: Праздничный, торжественный, яркий.

У: Опера - сказка открывается праздничными фанфарами.

А какой инструмент исполнял фанфары?

О: Труба

У: Почему именно этот инструмент использует композитор?

О: Потому что у трубы призывное звучание.

У: Труба со звонким голосом, как будто призывает «Слушайте и смотрите! Сказка начинается» так в старину перед началом ярмарочных представлений кричали зазывалы, призывая народ к своим представлениям

В каждой сказке есть чудеса, а в сказке Пушкина их целых три. Назовите их.

О: Первое чудо - белочка, второе чудо - тридцать три богатыря, третье чудо - царевна лебедь (чтение отрывков).

У: Есть чудеса и в опере Римского - Корсакова. Последней картине оперы предшествует симфоническое вступление, которое композитор назвал «Три чуда». И у каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картина, только написанная не красками, а звуками.

Послушайте и скажите, что вы услышали, представили? Какое чудо рисует композитор?

О: Звучит трубная фанфара, извещая о чуде. Оркестр имитирует праздничный перезвон колоколов. Звучит первое чудо - белочка.

У: Какой инструмент изображает белочку?

О: Флейта - пикколо

У: Какое качество музыки?

О: Танцевальность

У: А теперь послушаем и представим второе чудо

Какой характер музыки?

О: Слышен грозный шум, кипение морского прибоя и на его фоне под богатырский марш появляются тридцать три боготыря.

У: Какое качество музыки?

О: Маршевость

У: И вот звучит третье чудо. Послушайте, как и кого, композитор изобразил в этом чуде

Слушание. Чудо третье - прекрасная Царевна - Лебедь.


У: Какой характер музыки?

О: Музыка рисует чудесное превращение Лебедь - Птицы в красавицу царевну. Фантастические узоры мелодии, сменяются напевной темой, похожей на русскую протяжную тему. В данном отрывке звучали струнные инструменты, напоминая человеческий голос, флейты, кларнеты, арфа. Тема Царевны - Лебедя создана из интонаций русских народных песен.

У: Какое качество музыки?

О: Песенность.


  1. Обобщение знаний.

У: Назовите композитора, написавшего оперу на сюжет сказки Пушкина.

О: Римский - Корсаков

У: Как называется опера?

О: «Сказка о царе Салтане»

У: Назовите три чуда?

О: Белочка, 33 богатыря, Царевна - Лебедь.

Разучивание песни «Сказки гуляют по свету»


  1. Слушание песни.

  2. Анализ.

  3. Вокально-хоровая работа.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности

У: Удалось ли композитору рассказать нам сказку так же интересно как у Пушкина?

О: Композитор Римский - Корсаков рассказал нам сказку при помощи музыки. Музыка без слов смогла рассказать сказку так же интересно и понятно как у Пушкина.


© 2010-2022