Открытый урок Работа над сонатным аллегро в старших классах

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Железногорская детская школа искусств»

Управление культуры администрации г. Железногорска

Курской области








Открытый урок

«Работа над сонатным аллегро в старших классах»




Автор: Блинова И.С.,

преподаватель высшей

квалификационной

категории


г. Железногорск

2015г


Тема: Работа над сонатным аллегро в старших классах.

Цели урока: Подробный анализ аллегро, разбор его формы, конкретное исполнение каждой партии.

Задачи: Работа над музыкальным образом при помощи звука, приёмов игры.

Тип урока: Комплексный.









Сегодня на уроке мы поговорим о произведении крупной формы - Аллегро F- dur Г. Генделя из скрипичной сонаты. При изучении пьес малых форм учащиеся относительно легко воспринимают их содержание и исполнение. Иные качества нужны при работе над произведениями крупной формы:

  1. умение в быстром темпе переключатся с одного материала на другой;

  2. умение исполнять один и тот же материал в разных тональностях;

  3. воспитывать пальцевую беглость;

  4. вырабатывать горизонтальное музыкальное мышление - умение вести звук, сохраняя один темп на протяжении всего произведения, т.е. воспитывать в ученике выдержку.

Перед тем, как перейти к анализу произведения, я познакомлю Артёма с кратким обзором биографии и творчества Георга - Фридриха Генделя.

Он родился в 1685 году в Галле. В раннем возрасте обнаружились незаурядные музыкальные способности, но это не вызвало особого восторга у отца-пожилого цирюльника-хирурга.

С 9 лет Гендель брал уроки композиции и игры на органе у Цахау. С 12 лет писал церковные кантаты и органные пьесы. Четыре года был в Италии, где прославился как виртуоз игры на клавесине и органе. Там познакомился с Корелли, Вивальди, Скарлатти. В 25 лет едет в Англию, получает английское подданство. Творчество Генделя оказало влияние на творчество Глюка, Гайдна, Бетховена. Гендель сверстник Баха. Оба они крупнейшие в истории музыки полифонисты. Всеобщего признания Гендель добился при жизни, был на виду у всей Европы. Пишет оперы, оратории. Написал около 40 опер, 32 оратории, церковные хоралы, органные концерты, вокальную и инструментальную музыку, а также ряд произведений для двора. В 1752 году резко ухудшается зрение и он слепнет. Ему пришлось отказаться от композиторского творчества. В 1759 году композитора похоронили в Вестминстерском аббатстве, рядом с могилами королей и выдающихся англичан.

Теперь поговорим о сонатной форме. Большая часть музыкальных произведений от классического периода до 20 века написана в сонатной форме (форма сонатного аллегро). В переводе с итальянского sonare означает « звучать», а allegro- быстро, оживленно. Сонатная

форма имеет три основных части: экспозиция, разработка и реприза.

Экспозиция в переводе с латинского - это « показ»- завязка действия. В экспозиции представлены все партии - главная, связующая, побочная и заключительная. Чаще всего эти партии контрастны.

Разработка - это драматический центр сонаты. Здесь темы, представленные, в экспозиции развиваются и изменяются. Они расчленяются на короткие мотивы, переплетаются одна с другой и видоизменяются. В конце разработки состояние неустойчивости, борьбы достигает высшей точки - кульминации и всё это требует разрядки, успокоения. Их приносит реприза.

Реприза - темы возвращаются. В ней происходит повторение того, что было в экспозиции, но с изменениями, вызванными разработкой. Все музыкальные темы в репризе появляются в одной основной тональности (« зеркальной»).

А теперь. Артём, перейдём к нашему произведению и сделаем подробный анализ. В экспозиции представлены все четыре темы. Назови их. Это главная, связующая, побочная, заключительная партии. Остановимся на главной теме. Сыграй её. В какой тональности проходит она? Правильно, в Фа мажоре. Какая тема по характеру? Решительная тема, размер 4/4. Начинается из-за такта, исполняется на форте. Трудность исполнения главной партии в том, что она состоит из коротких мотивов. Надо правильно выстроить динамическую линию. Аккомпанемент на стаккато. Главная партия заканчивается на доминантовой тональности.

Теперь, Артём, перейдём к разбору связующей партии. Сыграй её. Она основана на новом тематическом материале, но переход к ней естественен, так что она воспринимается. Как дальнейшее развитие главной партии. Связующая партия развивается секвенционно и с помощью модуляции подготавливает к ре минору побочную партию. Сыграй её.

Побочная партия проходит в ре миноре, Характер певучий, исполнять её надо выразительно, не смотря на, скачки, на широкие интервалы. В техническом плане она сложнее, потому что построена на нисходящих и восходящих пассажах. Чтобы шестнадцатые были сыграны ровным звуком, их надо пропевать. Побочная партия модулирует в ля минор и подготавливает заключительную партию. Сыграй её. Это очень красивая партия, её надо играть выразительно.

Мы с тобой познакомились со всеми партиями экспозиции, а теперь перейдём к разработке. Она представлена побочной партией в соль миноре и связующая партия, которая приводит нас к репризе, к фа мажору.

Реприза - это повторение экспозиции, но не полностью. С начала партия идёт в фа мажоре, потом в до миноре. Побочная партия в фа миноре, а связующая партия в основной тональности.

Сегодня на уроке, Артём, мы познакомились с биографией и творчеством Генделя, подробно проанализировали сонатное аллегро. Теперь послушаем запись в исполнении Шеринга и Дрейфюса.



© 2010-2022